344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Некрасов Николай Алексеевич (1821–1877)

https://www.high-endrolex.com/26
Нажмите для увеличения. Н.А. Некрасов с гравюры И. Пожалостина по картине И. Крамского (изображение из фонда библиотеки)
Н.А. Некрасов с гравюры И. Пожалостина по картине И. Крамского (изображение из фонда библиотеки)

«Поздняя осень. Грачи улетели…», «Есть женщины в русских селеньях…», «Выдь на Волгу, чей стон раздаётся…», «Однажды, в студёную зимнюю пору…», «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…», «Идёт-гудёт Зелёный шум», «Кому живётся счастливо, вольготно на Руси?» — эти строчки Некрасова знакомы нам с детства. Почему творчество поэта вошло в школьную программу, до сих пор изучается и находит своих поклонников?

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря (по старому стилю — 28 ноября) 1821 года в местечке Немиров Подольской губернии (Украина), где в то время был расквартирован полк, в котором служил его отец. Детство Николая прошло на Волге, в Ярославской губернии, в родовом имении его отца – селе Грешнёво. Сюда семья переехала в 1826 году с пятью детьми. Николай был третьим по счёту ребёнком. Всего в семье Некрасовых родились 13 детей. До совершеннолетия дожили шестеро.

Нажмите для увеличения. Сельцо Грешнево (так до революции называли небольшую деревню с помещичьей усадьбой или часовней) — родовая вотчина Некрасовых. Фото с сайта https://karabiha-museum.ru/about/greshnevo/
Сельцо Грешнево (так до революции называли небольшую деревню с помещичьей усадьбой или часовней) — родовая вотчина Некрасовых.
Сельцо Грешнево (так до революции называли небольшую деревню с помещичьей усадьбой или часовней) — родовая вотчина Некрасовых. Фото с сайта https://karabiha-museum.ru/about/greshnevo/

От матери будущему поэту передались любовь к чтению и сострадание к ближнему. От отца он унаследовал твёрдый характер, умение организованно вести дела, страсть к игре в карты и охоте. Не будь Николай Алексеевич охотником, возможно, не было бы в его творчестве таких стихотворений как «Дедушка Мазай и зайцы», «Крестьянские дети» и др.

В августе 1832 года Николай Некрасов вместе с братом Андреем были отданы учиться в ярославскую гимназию. «В гимназии, – вспоминал Некрасов, – я ударился во фразёрство, начал почитывать журналы, в то же время писал сатиры на товарищей». В 1838 году шестнадцатилетний Николай уехал в Петербург. Отправляя сына в столицу, отец видел его будущим военным, Николай же, целенаправленно ехал поступать в университет. Позднее он вспоминал: «Со мной была тетрадка стихотворений, на неё возлагал я большие надежды», «… не более как через десять дней, я надеялся иметь кучи золота и громкое имя».

Слава и богатство ждали писателя в будущем, а началась его жизнь в Петербурге с безденежья и поиска крыши над головой. Ради занятия литературой он обрёк себя на полуголодную жизнь. Но юноша, вышедший из дворянской среды, оказался на удивление трудолюбивым и неутомимым работником. Ежедневно он исписывал до десятка страниц. Из-под его пера под псевдонимами: Перепельский, Пружинин, Бухалов, Иван Бородавкин выходили рассказы, сказки, фельетоны, критические заметки, рецензии, комедии, оригинальные и переводные водевили и пьесы.

Бедствовал Николай Алексеевич долго – лет пять. Он писал: «Я узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и в подвалах…». Именно с этой поры он раз и навсегда принял сторону обездоленных и униженных, научился смотреть на жизнь глазами труженика, видеть несправедливость.

Как полагают, в 1842 году состоялось знакомство Некрасова с Виссарионом Григорьевичем Белинским (1811 – 1848), ведущим критиком журнала «Отечественные записки», сыгравшим огромную роль в судьбе российской литературы и поэта. Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистичного изображения действительности. Под влиянием от этого общения Некрасов обратился к реальным сюжетам, стал писать о самых, казалось бы, обыденных, заурядных явлениях жизни, и тогда в нём сразу проявился его свежий, многосторонний и глубоко правдивый талант.

Именно Белинский первым высоко оценил стихотворение Некрасова «В дороге». В это произведение поэт «впустил» речь крестьянина, щедро пересыпанную просторечными словами. Тема разговора путника с ямщиком в исполнении Некрасова наполнилась новым содержанием: автор указал на противоречие двух миров – крестьянского и дворянского, рассказал о тяжелой доле русской крестьянки и о сложном внутреннем мире простого человека.

Другими учителями писателя Некрасова стали Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) и Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841).

В «Мёртвых душах», «Ревизоре», «Шинели» поэта восхищало обличение глупости, корысти, самодовольства помещиков, реалистичность изображения и дерзость замысла. В творчестве Лермонтова Некрасов черпал темы для своих произведений, вступая с ним в своеобразный диалог.

Нажмите для увеличения. Писатели-сотрудники журнала «Современник». Фото с сайта https://yarwiki.ru/article/934/nekrasov-nikolaj-alekseevich
Писатели-сотрудники журнала «Современник»
Писатели-сотрудники журнала «Современник». Фото с сайта https://yarwiki.ru/article/934/nekrasov-nikolaj-alekseevich

В 1846 году Николай Алексеевич взял вместе с писателем Иваном Ивановичем Панаевым (1812–1862) в аренду журнал «Современник», основанный Пушкиным. Первый номер преобразованного «Современника» вышел в свет 1 января 1847 года. Основными разделами журнала были: «Словесность», «Науки и художества», «Критика и библиография», «Смесь», «Моды». Лицо и направление «Современника» в первую очередь определялось публикациями в разделе «Словесность», где тон задавали «русские повести с гоголевским направлением». В качестве редактора Некрасов сотрудничал с Белинским, Тургеневым, Герценым, Гончаровым, Достоевским, Григоровичем, Львом Толстым, Гончаровым, Добролюбовым, Чернышевским. Поэт стоял во главе «Современника» около 20 лет, ежедневно читая и правя рукописи, вступая в переписку с цензорами, сотрудниками, книготорговцами.

С 1855 года Некрасов вошел в наивысший расцвет творчества. Он закончил поэму «Саша», в которой обличал тех, кто только умеет разглагольствовать о судьбе народа, ничем ему не помогая. Написал такие произведения как «Школьник», «Поэт и гражданин». Когда в 1856 году вышло первое собрание стихов Некрасова, книга имела огромный успех – такой же, как в своё время «Евгений Онегин» и «Мертвые души». Поэт стал любимейшим автором демократической интеллигенции и студентов.

В 1866 году под напором цензуры «Современник» был закрыт. Но не прошло и двух лет, как Некрасов взял в аренду журнал «Отечественные записки» и в качестве соредактора пригласил писателя-сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826–1889).

Нажмите для увеличения. Некрасов на охоте. Худ. А. Пластов. С сайта https://yarwiki.ru/article/934/nekrasov-nikolaj-alekseevich
Некрасов на охоте.
Худ. А. Пластов.
Некрасов на охоте. Худ. А. Пластов. С сайта https://yarwiki.ru/article/934/nekrasov-nikolaj-alekseevich

Для детей Некрасов писал специально. Его герои запоминаются характерами, поступками, речью, а стихотворениям часто свойственны лёгкость строки и юмор. Для поэта обращение к детям было важным: с одной стороны он считал необходимым знакомить городских детей с жизнью крестьян («Мужичок с ноготок»), с другой – делился с ними возмущением, которое вызывало у него положение простых людей («Железная дорога»).

Замечательно Некрасов писал о природе, находя в ней отзвуки своих переживаний. Ещё в детстве, живя в родительском имении, он круглый год наблюдал за движением по Ярославско-Костромской дороге. Взаимосвязь природы и человеческой жизни стала отличительной особенностью творчества поэта. В его описаниях природы преобладают приметы именно российской жизни, ярко раскрывающие всё своеобразие русского бытия и быта. Так, в раннем стихотворении «Перед дождём» в тревожную картину предгрозовой природы включается эпизод из человеческой жизни. Описание мчащегося на таратайке жандарма, вносит то же ощущение тревоги, предчувствие недобрых перемен, как и смена погоды.

Стремясь сердцем из Петербурга в родные края, в 1861 году Некрасов для летнего отдыха приобрёл усадьбу Карабиха. Здесь были созданы поэмы: «Мороз Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка», большое количество стихотворений. Здесь Николай Алексеевич работал над своей поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Ныне Карабиха – это Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова.

Поэт часто называл свои стихи «песнями». Действительно, в стихотворения и поэмы он включал традиционные образы, мотивы, лексические и синтаксические особенности народных песен, цитировал их отрывочно или даже полностью, переосмысляя стилистически, а иногда и сюжетно. И получились действительно песни, вдохновившие композиторов на работу с ними. На стихи Некрасова написаны романсы А. Бородина, кантата С. Рахманинова «Весна», «Калистрат» и «Колыбельная Ерёмушке» М. Мусоргского. «Прости!» – самый известный романс П. Чайковского. Широко известны «Коробейники» и «Тройка» («Не гляди ты с тоской на дорогу»), ставшие народными песнями.

Песня – не единственный жанр поэзии Некрасова. Он был мастером стихотворных рассказов, новелл, сюжетных поэм – таких как «Саша», «Русские женщины», «Коробейники». Также поэту была доступна обличительная, грозная сатира, в которой едкая ирония так часто сменяется темами обиды и боли, например, «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». В форме торжественной, патетической речи ему удалось создать такие произведения, как «Родина», «Элегия», «Муза», «Страшный год». В этом жанре он прямой продолжатель Лермонтова.

Нажмите для увеличения. «Н. А. Некрасов в период «Последних песен» Худ. И.Н. Крамской. Фото с сайта https://yarwiki.ru/article/934/nekrasov-nikolaj-alekseevich
«Н. А. Некрасов в период «Последних песен»
Худ. И.Н. Крамской
«Н. А. Некрасов в период «Последних песен» Худ. И.Н. Крамской. Фото с сайта https://yarwiki.ru/article/934/nekrasov-nikolaj-alekseevich

В 1875 году Николай Некрасов тяжело заболел, но обратился к докторам только под конец 1876-го, когда ему стало совсем плохо.

В 1877 году мастер портрета и жанровой картины, художник Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887) изобразил угасающего Николая Алексеевича. На ней поэт бледен и худ. Но взор писателя отличается упорством и сосредоточенностью. В руках писателя аккуратная стопка бумаги, на которых автор пишет своё произведение. Очень щемящим выглядит небольшой звоночек, с помощью которого Некрасов, уже почти не передвигавшийся, подзывал к себе прислугу. Картина получила название «Н. А. Некрасов в период «Последних песен»».

27 декабря 1877 года Некрасов умер. 30 декабря, несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала тело поэта от дома на Литейном проспекте до места вечного его успокоения на кладбище Новодевичьего монастыря.

Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Гроб поэта несли на руках почитатели его таланта. Большая часть похоронной процессии состояла из учащейся молодежи и литераторов.

Оригинальность поэзии Некрасова, новаторство состоит в том, что на фоне разговорной и прозаической лексики он умел метко и точно воссоздать в слове живую натуру, ярко воспроизвести характерную речь, придать сюжету сценическую зримость. В творчестве Н. А. Некрасова отразились огромные изменения в жизни русского народа, поднимавшегося к освободительной борьбе, и это установило особое место Н. А. Некрасова среди русских писателей-реалистов XIX века.

Как заметил исследователь творчества писателя О.А. Проскурин, «…новаторство заключалось не только в новом содержании творчества. Некрасов обновил само поэтическое слово: в ту эпоху, когда спад интереса к поэзии был почти всеобщим, он возродил этот интерес, «возвратил» поэзию в русскую культуру и утвердил её в равных правах с великой прозой».

Некрасов первым ввёл в русскую литературу тему народа и крестьянства во всём безграничном многообразии её видов и характеров. Эта тема проходит через всё его творчество – от ранних стихотворений «Тройка» и «Родина» до известных поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу.

Творчество Некрасова оказало большое влияние на русскую культуру. В живописи с XIX века существует некрасовская тема, связанная, в первую очередь, с изображением русских просторов, крестьян-тружеников, крестьянских детей. Духу некрасовской поэзии созвучны работы выдающихся художников В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. М. Васнецова. Стихотворения Некрасова были едва ли не первым поэтическим впечатлением в детстве Ахматовой. Его творчество также повлияло на становление талантов В. В. Маяковского, А. А. Блока, А. Т. Твардовского.

Благодаря Некрасову, современный читатель может понять настоящую историю России, о которой не сможет рассказать так образно ни один учебник истории. Темы, которые затрагивает автор, может в полной мере и не близки сегодняшнему дню, но учат пристально всматриваться в жизнь, обращать внимание на несправедливость, не забывать свои корни.

 
https://www.high-endrolex.com/26