344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

«Нет, я не Байрон, я другой!»

https://www.high-endrolex.com/26
Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка (1834 год, принадлежит кисти Ф.А. Будкина). Из фонда нашей библиотеки

Михаил Юрьевич Лермонтов – очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью. В литературной критике творчества Лермонтова, начиная с прижизненных публикаций и кончая сегодняшним днем, можно наблюдать острую борьбу мнений, подчас полностью противоположных.

Он происходил из служилой семьи (родоначальник её - шотландский наемник), суровой и консервативной и, следственно, был патриотом и верующим. "Хотя он и не отличался особенно усердным выполнением религиозных обрядов, но не был ни атеистом, ни богохульником", - вспоминали о поэте и добавляли, что бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева подарила ему целый иконостас, в дорогих окладах, с каменьями и жемчугами.

Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардейский гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику Филиппу Осиповичу Будкину его парадный портрет.

С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. В руке - шляпа с плюмажем. "Можем... засвидетельствовать, - писал об этом портрете родственник поэта Михаил Лонгинов, - что он (хотя несколько польщенный, как обыкновенно бывает) очень похож и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова". Но как согласовать это изображение с другими портретами?

Лермонтовские портреты принадлежат художникам, способным, передать характерные черты, а тем более сходство. Но, несмотря на все их старания, они не сумели схватить жизни лица, оказались бессильны в передаче духовного облика Лермонтова, ибо в этих изображениях нет главного - нет поэта! Кроме портрета Будкина, наиболее убедительны из бесспорных портретов Лермонтова: беглый рисунок Дмитрия Петровича (Дитриха) Палена - Лермонтов в профиль и акварельный автопортрет - Лермонтов на фоне Кавказских гор в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. Два этих портрета представляются нам похожими более других потому, что они внутренне чем-то сходны между собой и при этом гармонируют с поэзией Лермонтова.

Автопортрет Лермонтова (1837 год)
Портрет Лермонтова работы однополчанина Д.П. Палена (1840)

Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта. Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. И если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу же обнаружим, что люди, знавшие его лично, в представлении о нём совершенно расходятся между собой.

О Лермонтове, о его жизни и творчестве написано множество книг и статей, немало среди них работ талантливых. Мы собрали для Вас издания, которые хранятся в фонде нашей библиотеки. Расположены они в хронологическом порядке, дабы не нарушать последовательность сделанных открытий и выявленных фактов.

Отдельно представлены статьи из периодических изданий, которые можно объединить общим заглавием «Лермонтов на Дону».

Иванова, Т. А. Четыре лета : Лермонтов в Середникове / Т. А. Иванова. – М. : Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1959. – 92 с. – (Школьная библиотека: По дорогим местам).

Книга Т. А. Ивановой посвящена подмосковной усадьбе Середниково, где юноша Лермонтов четыре лета подряд (1829-1832) проводил свои каникулы.

Автор воссоздает живой облик юного поэта, приезжавшего в Середниково каждое лето изменившимся – выросшим и возмужавшим, с новым запасом творческих замыслов. Раскрывает, какое важное значение имела для поэзии Лермонтова природа Середникова и как преломлялась в его творчестве окружающая жизнь богатой барской усадьбы.

Книга Т. А. Ивановой позволит читателю по-новому, через образы поэзии Лермонтова, принять природу Середникова и почувствовать «памятное» значение этого уголка, который надо бережно охранять.

Иногда автор вводит читателя в работу исследователя жизни и творчества Лермонтова, рассказывая, каким путем удалось уточнить тот или другой факт, связанный с жизнью поэта.

Яковкина, Е. И. Последний приют поэта : Домик М. Ю. Лермонтова / Елизавета Ивановна Яковкина. – Ставрополь : Кн. изд., 1965. – 204 с. : ил.

«Домик Лермонтова» в Пятигорске был последним приютом великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Здесь поэт прожил с 14 мая 1841 года по день смерти – 15 июля.

Сейчас этот скромный домик является музеем, в котором бывают посетители из Англии, Болгарии, Индии, Канады, Польши, США, Франции, Японии… Нет, кажется, такой страны мира, представитель которой не побывал бы здесь и не оставил бы восторженных записей.

А когда «Домик» стал знаменит? Какова его история? Давно ли он превращен в музей?

Эта история «Домика Лермонтова» и рассказана в книге. Автор книги - Елизавета Ивановна Яковкина приводит многие, ранее не опубликовавшиеся документы, разбросанные в старых изданиях, забытые высказывания деятелей литературы и искусства, а также богатый фактический материал о сложной судьбе последнего приюта великого поэта.

«…Осмотрев снаружи стоявший на дворе домик и обойдя комнаты, - вспоминал Чиляев, – Лермонтов остановился на балконе, выходившем в садик, граничивший с садом Верзилиных, и погрузился в раздумье.

Между тем Столыпин обошел еще раз комнаты, сделал несколько замечаний насчет поправок и, осведомившись о цене квартиры, вышел также на балкон и спросил Михаила Юрьевича:

– Ну, что, Лермонтов, хорошо?

– Ничего, небрежно отвечал поэт, будто недовольный нарушением его заветных дум: – здесь будет удобно…дай задаток!

Столыпин вынул бумажник и заплатил все деньги за квартиру. Вечером в тот же день они переехали…»

Андроников, И. Лермонтов : Исследования и находки / Ираклий Андроников. – Изд. 2-е, испр. – М. : Художественная литература, 1967. – 606 с.

«… Почему «исследования и находки»? ... Дело в том, что в находке важно не только ее содержание, но и то, как она обнаружилась. Необходимо сказать и о людях, которые вам помогли. И тут получается не просто исследование, а, скорее, репортаж или очерк в сочетании с исследованием. А это уже другое…

… В этой книге рассказано, в частности, о том вкладе в наше лермонтоведение, которое сделали читатели, телезрители, радиослушатели. Вы прочтете здесь о старом альбоме, подаренном медсестрой из города Серпухова, о неизвестном лермонтовском рисунке, который был открыт в Москве после телевизионной передачи о Лермонтове, о неизвестных автографах поэта, сообщенных сотрудницей Ленинградского института физиологии. Но, кроме того, и о мемуарах, найденных с помощью французского хирурга, о лермонтовских реликвиях, хранящихся у мюнхенского искусствоведа, о неизвестных лермонтовских стихах, уцелевших в средневековом замке в Баварии, об изображении, обнаруженном в Швеции…».

Селегей, П. По Лермонтовским местам / П. Селегей. – Ставрополь : Ставропольское кн. изд-во, 1971. – 87 с. : ил. Эта книга – путеводитель по местам Кавказских Минеральных Вод, освященным пребыванием великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, поэзией его бессмертных творений.

«… Это был вторник, 15(27) июля 1841 года. Лермонтов, по-видимому, проснулся рано: он любил на Кавказе встречать рассвет, когда подножия гор окутывает еще ночной туман, но их вершины под новорожденными лучами восходящего солнца уже одеваются в праздничный розовый наряд. В эти минуты на душе становилось радостно и легко.

Жадно вдыхая чистый, «как поцелуй ребенка», воздух, поэт долго бродил по едва приметным лесным тропинкам, взбирался на каменистые уступы Железной горы и оттуда любовался знакомыми еще с детства очертаниями окрестных гор, лесов, цветущих долин.

Это было последнее утро в жизни поэта…».



Иванова, Т. А. Лермонтов на Кавказе : эссе / Т. А. Иванова. – М. : Детская литература, 1975. – 211 с. : ил. – (По дорогим местам).

В этой книге рассказано о ссылках М. Ю. Лермонтова на Кавказе. Описаны кавказские впечатления Лермонтова, многочисленные встречи с самыми разными людьми, с декабристами. Рассказано о рождении творческих замыслов. С Кавказом у Лермонтова связаны поэмы «Демон» и «Мцыри», роман «Герой нашего времени», шедевры лирики.

Книга «Лермонтов на Кавказе» основана на исследованиях Т. А. Ивановой. Автор использовала в работе походный альбом М. Ю. Лермонтова, состоящий из автографов и рисунков поэта.

Книга предназначена для читателей среднего школьного возраста. Она иллюстрирована репродукциями с картин и рисунков, как самого Лермонтова, так и художников – современников поэта.

«… Пушкин умер. Пушкин убит… Как гром пронеслась эта страшная весть и вызвала бурю в человеческих сердцах. Скорбь и негодование сменяли друг друга.

В эти дни явилась к Лермонтову муза, полная гнева. И лавина строк сорвалась из-под пера поэта. Мысли, которые носились в воздухе, чувства, которыми были полны сердца, преображенные чудом поэтической магии, хлынули на бумагу.

За стихи Лермонтов был сослан на Кавказ…».

Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В. А. Мануйлов. – М. : Советская энциклопедия, 1981. – 784 с. : ил.

Лермонтовская энциклопедия знакомит читателя со всеми сторонами творческого наследия Лермонтова и его биографии. Здесь можно найти статьи, посвященные каждому произведению поэта, вопросам этики, лермонтовскому окружению, памятным местам. Книга отражает также связи Лермонтова с русской и мировой литературой, рассказывает о преломлении лермонтовских тем и образов в живописи и музыке, театре, кино. Издание иллюстрировано рисунками самого поэта и русских художников на лермонтовские сюжеты.

«… Строки в стихотворении «К***» («Не думай, чтоб я был достоин сожале-нья»): «Я молод, но кипят на сердце звуки, / И Байрона достигнуть я б хотел», а также стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» говорят не только о том, как сам Лермонтов осознавал значение английского поэта для своего духовного развития, но и о его высоком сознании своей миссии как миссии национальной, обязывающей его искать собственный путь в литературе, отличный от пути Байрона. Хотя между стихами Лермонтова и Байрона мало полных соответствий, число отдельных словесных совпадений в них велико…»


Афанасьев, В. Тропа к Лермонтову / В. Афанасьев, П. Боголепов. – М. : Детская литература, 1982. – 284 с.

Эта книга продолжает ряд выпущенных в издательстве справочников, посвя-щенных великим русским поэтам. В ней учтены последние достижения лермонтоведения. «Летопись жизни и творчества Лермонтова» дается в расширенном виде и приближается к биографии. Приложение к ней – «Карта лермонтовских мест». Раздел «Окружение Лермонтова» охватывает круг наиболее близких к Лермонтову лиц. Следующий далее очерк «Лермонтов-художник» рассказывает об изобразительном творчестве великого поэта – его картинах масляными красками, рисунках и акварелях. Затем идет «Словарь к художественным произведениям Лермонтова».

Книга иллюстрирована репродукциями портретов, картин и различных рисунков, связанных с жизнью и творчеством Лермонтова. Очерк «Лермонтов-художник» сопровождается альбомом изобразительных работ поэта.

Марченко, А. С подорожной по казенной надобности. Лермонтов : роман в документах и письмах / Алла Марченко. – М. : Книга, 1984. – 335 с. – (Писатели о писателях).

Алла Максимовна Марченко – известный критик и исследователь русской современной и классической поэзии, да и не только русской. И Лермонтовым занимается давно и успешно.

Эта книга не биография, не жизнеописание и не очерк творческого пути писателя. Хотя в книге есть и то, и другое, и третье, это, прежде всего – исследование характера поэта. Имеется в виду не жанр книги, а ее суть.

А. Марченко исходит из давно или недавно установленных и научно выверенных фактов. Автор попытался вскрыть диалектику характера, мощного и цельного и в то же время сложного по структуре. Изобразить характер поэта в целостности и противоречивости, истолковать логику его поступков автору удается убедительно, доказательно и проницательно. Марченко нигде не идет на поводу интуитивной проницательности. Свои догадки она высказывает не раньше, чем находит подтверждение им в логике самых разнообразных фактов бытового, литературно-творческого, психологического ряда – там, где перекрещиваются показания самых различных свидетелей.

Автор так искусно ведет повествование, что и читателей делает соучастниками своей интерпретации, своего проникновения в глубинные слои характера героя.

Герштейн, Э. Г. Судьба Лермонтова / Э. Г. Герштейн. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Художественная литература, 1986. – 351 с.

Эта книга посвящена судьбе и творчеству М. Ю. Лермонтова в последний, самый значительный период его жизни (1835-1841). На основании многолетних архивных изысканий автор знакомит читателя с центральными проблемами социальной биографии поэта, с его друзьями и врагами, с общественным бытом той эпохи, со светским обществом, с оппозиционным кружком аристократической молодежи («Кружок шестнадцати»). Автору удалось также показать совокупность социальных причин, приведших поэта к его трагической гибели.

«… Царь взял с собой книгу Лермонтова, прощаясь с больной женой в Эмсе. В сопровождении Бенкендорфа и Орлова 12 июня 1840 года он сел на пароход «Богатырь», доставивший его в Петергоф. 12 (24) июня Николай начал свое письмо к императрице и продолжал его во все время плавания.

13 (25) июня – первое упоминание о романе Лермонтова: «Я работал и читал своего Героя, который хорошо написан. Потом мы пили чай с Орловым и болтали весь вечер; он неподражаем».

Утром 14 (26) июня путешественник вновь приступил к чтению. В три часа дня царь пишет: «Я работал и продолжал читать сочинение г. Лермонтова. Второй том я нахожу менее удачным, чем первый. Погода стала великолепной, и мы могли обедать на верхней палубе. Бенкендорф ужасно боится кошек, и мы с Орловым мучаем его – у нас есть одна на борту. Это наше главное времяпрепровождение на досуге».

В семь часов вечера роман был дочитан…».

Висковатов, П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество / П. А. Висковатов. – М. : Современник, 1987. – 494 с. – (Библиотека «Любителям российской словесности» : исследования о классике).

Труд российского историка литературы Павла Александровича Висковатова – первая научная биография М. Ю. Лермонтова, написанная на основе обширного фактического материала и бесед с людьми, близко знавшими поэта. Книга эта давно стала библиографической редкостью, но по сей день сохраняет значение первоисточника для всех, кто обращается к творчеству великого русского поэта.

«… Юноша так увлекался Байроном, что постоянно приравнивает судьбу его к своей. Свою раннюю любовь он поясняет сходством с ним. Сходство видит они в первых приемах проявления таланта: «Когда начал я марать стихи в 1828 году, я как бы по инстинкту переписывал и прибирал их. Они теперь еще у меня. Ныне я прочел в жизни Байрона, что он делал то же самое: это сходство меня поразило». Затем далее он пишет: «Еще сходство в жизни моей с лордом Байроном: его матери в Шотландии предсказала старуха, что он будет великий человек и будет два раза женат; про меня на Кавказе старуха предсказала то же самое моей бабушке. Дай бог, чтоб и надо мной сбылось, хотя б я был так же несчастлив, как Байрон». Однако и это влияние Лермонтов скоро пережил и понял, что он – не Байрон, а «другой, еще неведомый избранник», и избранник с русскою душой…»

Ломунов, К. Н. Михаил Юрьевич Лермонтов : очерк жизни и творчества / К. Н. Ломунов. – М. : Детская литература, 1989. – 176 с. : ил.

«… Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября (нового стиля) 1814 года в Москве. И хотя дом, где произошло то событие, не сохранился, место рождения великого поэта знает каждый москвич, и его легко находят все, кто посещает нашу столицу, кто любит Лермонтова.

Нужно только приехать на Лермонтовскую площадь и подойти к высотному зданию, на стене которого – памятная доска, извещающая, что «на этом месте находился дом, где 3 (15) октября 1814 года родился великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов». Чуть повыше доски – небольшой портрет поэта, в ближайшем сквере – памятник Лермонтову: на середине гранитной площадки бронзовая пятиметровая фигура на постаменте.

При входе на площадку на стеле читаем лермонтовские строки:

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

Как русский, – сильно, пламенно и нежно!

Есть немало других признаний поэта в сыновьей любви к городу, где он родился, где прошли его ученические годы, куда он не раз приезжал в пору военной службы, где жило немало его друзей…»

Чекалин, С. В. Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта… / С. В. Чекалин. – М. : Знание, 1991. – 256 с. : ил.

Автор этой книги не филолог, изучение жизни и творчества М.Ю. Лермонтова не представляет собою его специальности. Он инженер, просто читатель. Но этим дело не ограничивается. Сергей Чекалин интересуется всем, что имеет отношение к Лермонтову. Эти занятия выдвигают передним вопросы, на которые ответа в литературе о Лермонтове пока еще нет… Пусть эти вопросы не первой важности, но очень часто отсутствие факта, казалось бы незначительного, мешают пониманию фактов более важных. Интерес Чекалина привлекли новые материалы, до недавнего времени, хранившиеся в частных руках за границей. Среди них рисунок поэта, требовавший расшифровки. Чекалин раскрыл смысл сцены, изображенной Лермонтовым. Авторитетные исследователи эту расшифровку приняли. Это побудило его опубликовать свое скромное открытие. Публикация имела успех. Большая часть книги трактует вопросы, связанные с дуэлью и гибелью Лермонтова. Тут многие обстоятельства до сих пор обсуждаются специалистами. Автор знакомит читателей с некоторыми дополнительными материалами, освещающими новые подробности этого подлого убийства. В поисках новых документов Чекалин знакомится с потомками друзей поэта, идет по незнакомым адресам, едет по дорогам Лермонтова. Получается книга, относящаяся к жанру «приключения ученого», где научная достоверность нисколько не страдает от описаний живой жизни, лишь расширяя наши представления о тех бумагах, вещах, портретах, которые можно еще разыскать и тем самым внести пусть скромный, но важный вклад в изучение биографии одного из величайших писателей мира.

Лауреат ленинской премии,
доктор филологических наук И.Л. Андроников

Гусляров, Е. Н. Лермонтов в жизни : систематизированный свод подлинных свидетельств современников / Е. Н. Гусляров, О. И. Карпухин. – Калининград : Янтарный сказ, 1998. – 405 с.

Книга представляет собой документальный роман-хронику, основные принципы которого впервые были разработаны В. В. Вересаевым в биографических повествованиях «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни». Особая привлекательность этого жанра в том, что в нем сохранена захватывающая мощь свидетельского показания, авторитет слова очевидца. Главная цель книги – создать всесторонний, объемный образ Лермонтова. Она рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей литературы в целом и жизнью великого русского поэта, в частности.

«…Когда Мишеньке стало около семи-восьми лет, то бабушка окружила его деревенскими мальчиками его возраста, одетыми в военное платье; с ними Мишенька и забавлялся, имея нечто вроде потешного полка, как у Петра Великого во время его детства.

П. К. Шугаев… »

«…Надлежало начинать Лермонтову, он выстрелил на воздух, желая все кончить глупую эту ссору дружелюбно, не так великодушно думал Мартынов, он был довольно бесчеловечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику, и выстрелил ему прямо в сердце. Удар был так силен и верен, что смерть была столь же скоропостижна, как выстрел. Несчастный Лермонтов тотчас испустил дух.

А. Я. Булгаков…»

Щеголев, П. Е. Лермонтов: Воспоминания. Письма. Дневники… / П. Е. Щеголев. – М.: «Аграф», 1999. - 528 с. – (Литературная мастерская).

Лермонтов в жизни, Лермонтов – человек и поэт, как он рисуется в представлении современников, в официальных свидетельствах и документах, на фоне подлинных исторических материалов эпохи. Восстановить этот образ в воображении читателя – вот задача этой книги.

Книга рассчитана на широкий круг читателей и не является ученым исследованием, но предлагает результаты научного изучения биографических материалов о Лермонтове.

Материалами для книги послужили:

воспоминания, письма и дневники современников, встречавших и лично знавших Лермонтова, а также не дошедшие до нас устные рассказы современников, использованные биографами (главным образом П. А. Висковатым);

подлинные официальные дела и документы, имеющие непосредственное отношение к Лермонтову;

переписка Лермонтова (письма Лермонтова и к Лермонтову);

записи Лермонтова, носящие несомненный автобиографический характер, а также отрывки из его произведений, иллюстрирующие основной текст книги.

Щеблыкин, И.П. М.Ю. Лермонтов. Очерк жизни и литературного творчества/И.П. Щеблыкин. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС»,2000. – 224 с.

«…27 января 1837 года на Черной речке под Петербургом раздался роковой выстрел, сразивший великого поэта России Александра Пушкина. После двух дней мучительных страданий он скончался. «Солнце нашей поэзии закатилось…» - сообщалось в некрологе. Петербург оделся в траур, царские власти, опасаясь манифестаций, тайком вывезли гроб с телом поэта в Святогорский монастырь (Псковская губерния), где он был предан земле.<…>

«Бедная Россия! – писал из Парижа по поводу трагической кончины Пушкина Андрей Карамзин, сын писателя-историка. – Одна звезда за другой гаснет на твоем пустынном небе; и напрасно смотрим, не зажигается ли заря…»

И все-таки она зажглась. В дни, когда раздавались призывы призвать к ответу убийц Пушкина, появилось стихотворение никому до этого неизвестного корнета лейб-гвардии Гусарского полка Михаила Лермонтова «Смерть поэта». Мотивы возмездия, осуждения реакции, причастной к гибели Пушкина, прозвучали здесь с такой силой, что стало ясно: в русскую литературу пришел поэт, достойный продолжать дело Пушкина:

А вы, надменные потомки,
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки,
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!
..»

Лермонтов без глянца / сост. и вст. ст. П. Фокина. – СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2008. – 239 с. - (Серия «Без глянца»).

В этой книге собраны отрывки из воспоминаний современников М. Ю. Лермонтова, его друзей и родных. За многочисленными голосами, каждый из которых претендует на беспристрастность, читатель сможет различить могучий и противоречивый образ великого поэта.

«… По стихотворной дороге, проложенной Пушкиным, Лермонтов шел легко и уверенно. Можно даже сказать, слишком легко. Покоряя и завораживая всех этой легкостью. Но самому ему было на ней неуютно. Он шел по ней один, и никто не оспаривал его первенства, но это была пушкинская дорога. А он искал свою. Пушкина он боготворил, но быть «вторым Пушкиным» не хотел. Не мог. Как не хотел и не мог быть «вторым Байроном», которому с детства поклонялся и подражал. «Нет, я не Байрон, я другой» - можно считать и как: «Нет, я не Пушкин, я другой».

Почти непостижимый для истории отечественной культуры факт: Лермонтов никогда не встречался с Пушкиным! А ведь этому ничего не мешало. Лермонтов бывал в петербургском свете. Одно лето они жили рядом в Царском селе, где и сегодня все знают друг друга. У них были общие друзья. Пушкин читал лермонтовские стихи и хвалил их. Вообще, был открыт к новым знакомствам, дружбам, тем более – с молодыми поэтами. <…> Такое впечатление, что Лермонтов не хотел знакомства с Пушкиным. «Я другой»…»

Бондаренко, В. Г. Лермонтов: Мистический гений / Владимир Бондаренко. – М.: Молодая гвардия, 2013. – 574[2] с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: Малая серия: серия биографий; вып. 50).

Прошли столетия с того дня, когда у горы Машук был убит великий русский поэт, национальный гений Михаил Юрьевич Лермонтов. В новой книге о нем, пожалуй, впервые за 200 лет рассказано о мистических корнях поэта, идущих от его древних предков, и содержится столько интригующего, что она наверняка заинтересует и маститых литераторов, и самого широкого читателя.

Исследование известного критика и публициста Владимира Бондаренко, в отличие от многочисленных беллетризованных семейно-бытовых биографий, затрагивает важнейшие проблемы бытия и раскрывает основу жизненной позиции Лермонтова, сурово противостоящего и светской власти, и духовной, и нормативно-бытовой. Нужен ли был властям такой вольный поэт? Почему современники поэта считали дуэль убийством, а иные современные лермонтоведы оправдывают Мартынова? Почему молчание о причинах гибели Лермонтова затянулось на целых 30 лет? Василий Розанов писал о «вечно печальной дуэли», Владимир Бондаренко – о «вечно преступной»…

Автор резко выступает против всех мистификаций и сплетен о поэте, для него Лермонтов во всех своих противоречиях, при всей сложности характера – прежде всего, величайший национальный русский гений, очень рано осознавший свою трагическую миссию.

Лермонтов на Дону

Для чтения других страниц нажмите на изображение, для увеличения размера страницы внутри галереи нажмите значок внизу страницы.

Айрумян А. Михаил Лермонтов и земля Донская / Аркадий Айрумян//Вечерний Ростов. – 1991. – 29-31 июл. Скачать, (pdf, 565 kb)

Данцев А. Донской атаман – сподвижник поэта / А. Данцев//Молот. – 2004. – 12окт. Скачать, (pdf, 124 kb)

Данцев А. Именем Лермонтова освящено. Поиск дома, где останавливался поэт / А. Данцев//Молот. – 2001. – 27июля. Скачать, (pdf, 158 kb)

Жак В. Он сроднил Кавказ с Россией / В. Жак //Молот. – 1994. – 15 окт. Скачать, (pdf, 44kb)

Тимошенко Е. Лермонтов в Новочеркасске / Е. Тимошенко //Приазовский край. – 2005. – 10февр. Скачать, (pdf, 47kb)

Шумов В. Спас от неминуемой гибели / В. Шумов //Молот. – 1996. – 26июл. Скачать, (pdf, 70 kb)

О связи М. Ю. Лермонтова с Донским краем и Кавказом читайте также "М. Ю. Лермонтов и Кавказ" .

В статье использованы материалы из архива библиотеки.


https://www.high-endrolex.com/26