344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Искусство линий и красок

https://www.high-endrolex.com/26

«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Василий Александрович Сухомлинский.

Уважаемые читатели!

Предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку книг, которые помогут в работе руководителям кружков и студий детского художественного творчества. Эти книги расширят ваш кругозор и сделают занятия увлекательными и интересными для детей.

Многие издания могут быть рекомендованы детям для самостоятельного чтения.

На выставке представлены издания из фонда библиотеки, которые способны сделать доступными основные знания практических и теоретических вопросов живописи для всех желающих самостоятельно научиться художественным приёмам, развить свои творческие способности.

Разделы:
I. Приключения в мире живописи:
1. Энциклопедия живописи для детей.
2. Истории знаменитых полотен.
3. Сказки о художниках.
II. Весёлая школа рисования:
1. Калямалякия: для самых маленьких.
2. Я не волшебник, я только учусь: уроки для начинающих художников постарше.
3. Рисуем героев, воинов, принцесс…

Тематика книг разнообразна: от рисунка, композиции, уроков живописи, до историй знаменитых полотен и сказок о художниках…

Виртуальная выставка демонстрирует обложки книг, «Содержание», несколько их страниц, разворотов. Подробные аннотации, которые даны в редакции издательств с дополнениями, позволят составить вам представление об издании.

Издания выдаются на дом при условии записи в библиотеку детей или руководителей детского чтения (в данном случае педагогов дополнительного образования).

(Для просмотра страниц книги нажмите на изображение обложки.)

I. Приключения в мире живописи.

1. Энциклопедия живописи для детей.

Каждая книга серии подробно и занимательно освещает один из аспектов живописи на основе сотни цветных иллюстраций. Серия специально создана для детей среднего школьного возраста с учетом особенностей их восприятия, поэтому она является незаменимым, интересным и доступным источником знаний об искусстве. Кроме того, она развивает эстетический вкус, интерес к чтению и может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках по ряду предметов в школе. К работе над книгами привлекались лучшие педагоги и специалисты по истории искусства.

В нашей библиотеке – 19 книг этой серии.




1. Библейская живопись / Над книгой работали: Л. Жукова, В. Калашников, В. Михайлов. – Москва : Белый город, 2005. – 47, [1] с. : цв. ил. – (Энциклопедия живописи для детей).

Эта книга познакомит ребёнка с произведениями искусства, иллюстрирующими библейские сюжеты. Более 130 цветных иллюстраций сделают знакомство с христианской религией наглядным и увлекательным занятием.



2. Бялик, В. Пейзаж / В. Бялик. – Москва : Белый город, 2001. – 47с. : ил. – (Энциклопедия живописи для детей).

В увлекательной форме автор этой книги знакомит юных читателей с одним из красивейших жанров живописи. Для книги с любовью отобрано более 120 иллюстраций. Картины учат находить прекрасное в окружающем мире, а словарь художественных терминов развивает кругозор юного читателя.



3. Ветрова, Г. Портрет / Г. Ветрова. – Москва : Белый город, 2002. – 47 с. : ил. – (Энциклопедия живописи для детей).

Что такое портрет, почему для создания хорошего портрета нужен особый дар и смелость, как хорошему художнику удаётся сделать так, чтобы картина говорила с нами? Автор приглашает отправиться в путешествие во времени на 300 лет назад и поговорить о том, как развивалось искусство портрета в России.



4. Жукова, Л. М. Азбука русской живописи / Л. М. Жукова. – Москва : Белый город, 2009. – [143] с. : цв. ил., портр. – (Моя первая книга) (Энциклопедия малыша).

Энциклопедия представляет творчество более 100 русских художников и является незаменимым источником знаний об искусстве для детей. Для облегчения восприятия каждому художнику посвящён отдельный разворот. Юные читатели смогут разобраться во всех жанрах, стилях и направлениях русской живописи, а качественная полиграфия делает эту книгу особенно привлекательной.

Для дошкольного и младшего школьного возраста.



5. Ермильченко, Н. В. Знаменитые полотна русских живописцев / Н. В. Ермильченко. – Москва : Белый город, 2009. – 46, [2] с. : ил. – (Энциклопедия живописи для детей).

Книга представляет собой сборник небольших рассказов о самых известных картинах русских художников. Он знакомит с краткой историей русской живописи конца ХVIII- начала XX вв. Каждая из представленных в нём работ вобрала в себя всё самое характерное для искусства своего времени.

Главной задачей было показать полотна, относящиеся к разным жанрам живописи: портрет и пейзаж, историческую и жанровую картины, сказочные мотивы в творчестве русских художников.

На каждую картину отведён отдельный разворот, который содержит рассказ об истории написания произведения, события из жизни художника, связанные с этим конкретным полотном и, естественно, репродукцию самой картины.

Листая страницы книги, внимательный читатель увидит, как сменяли друг друга живописные стили, переходя от классицизма Левицкого («Портрет Дьяковой») к сентиментализму Боровиковского («Портрет Лопухиной»), романтизму Кипренского, Брюллова и Иванова, и далее – к реализму Перова, Боголюбова и др. Он увидит, как менялись интересовавшие художников темы, как менялись на полотнах настроение, освещённость, как становились то глуше, то ярче краски. Начинающему любителю живописи эта книга даёт правильный старт перед глубоким погружением в историю русского изобразительного искусства.



6. Ермильченко, Н. В. Морская картина / Н. В. Ермильченко. – Москва : Белый город, 2004. – 47, [1] с. : цв. ил., портр.– (Энциклопедия живописи для детей).

Читатели узнают о самых известных маринах (так называют картины с морскими видами) и о написавших их маринистах (художниках, которые эти картины пишут). А экскурс в историю поможет понять, как изменялось представление о морской романтике, о технике письма, освещении, ощущении пространства.



7. Ермильченко, Н. В. Русские художники-романтики / Н. В. Ермильченко. – Москва : Белый город, 2007. – 47, [1] с. : цв. ил. – (Энциклопедия живописи для детей).

В книге прослеживается история зарождения романтического направления в русской живописи, которое возникло в противовес строгим канонам классицизма, развитие романтизма в традиционных жанрах исторической картины, портрета, пейзажа, возникновение нового жанра бытовой картины. Последние главы посвящены финальному аккорду романтизма – искусству «неоромантиков».

Автору в такой, казалось бы, сугубо научной теме, удалось избежать искусствоведческих сложностей и не пугать юного читателя обилием терминов. Книга написана просто и живо.

Рассказывая о судьбах и творчестве художников-романтиков, автор не превращает их в бронзовые монументы, а представляет живыми людьми со всеми их странностями и слабостями. И это, пожалуй, главное в книге. Она не о картинах, а о людях, писавших эти картины.

Издание богато иллюстрировано репродукциями полотен замечательных русских художников: О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Варнека, А. Орловского, И. Айвазовского, А. Иванова, М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова и других.



8. Истомин, С. Батальная картина / С. Истомин. – Москва : Белый город, 2008. – 47, [1] с. : цв. ил. – (Энциклопедия живописи для детей).

Книга рассказывает об истории возникновения и развития русской батальной живописи, которая запечатлела для потомков военные походы и легендарные сражения, образы знаменитых полководцев и лица простых русских солдат, ковавших славу русского оружия.

Исторический и батальный жанры в русском изобразительном искусстве имеют особое значение. Рассказывая о событиях отечественной истории, они напоминают о её славных и героических страницах.



9. Казиева, М. Сказка в русской живописи / М. Казиева. – Москва : Белый город, 2002. – 47 с. : ил. – (Энциклопедия живописи для детей).

На страницах книги юный читатель увидит Кощея Бессмертного и Бабу Ягу, водяного и лешего, побывает в гостях у богатырей, станет свидетелем сражений доблестных рыцарей с чудовищами, погостит в подводном царстве. Кроме того, узнает много интересного и о самих художниках-сказочниках.

А ещё в каждой главе юного читателя ожидает испытание ума, воображения, смекалки, памяти – предстоит ответить на вопросы с подвохом.


2. Истории знаменитых полотен.



1. Бойко, Н. П. Истории знаменитых полотен / Н. П. Бойко. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2006.– 219, [1] с. : ил., цв. ил.

Книга уникальна по своему содержанию. В ней впервые подробно и живо повествуется о 60-ти самых известных картинах русских живописцев XIX века. Кроме того, отражены творческие и духовные судьбы их создателей.

Содержит большой фактологический материал. Рассчитана на широкий круг читателей. Все репродукции даны в цвете, отличного качества.

От автора: «Со школьной скамьи я увлекалась русской живописью. Но, листая художественные альбомы, мне не хватало описания картин. Какое событие изображено на картине? Какую мысль вложил художник в своё произведение? Какою оказалась судьба созданного им полотна? Почему-то эта важная сторона всегда оставалась в тени. Взять хотя бы картину В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Смотришь, и не имеешь понятия, о чём в ней речь. В школьных учебниках это событие не освещалось – впрочем, как и многие другие события российской истории. Вот и думаешь, что художник показал лишь смекалку великого полководца. Бравый Суворов, улыбки… Картина не останавливает внимания. Но когда узнаёшь, что это измученная, преданная союзниками, но не потерпевшая ни одного поражения, русская армия пробивается в Россию, что Суворов дружеской шуткой подбадривает солдат, – воспринимаешь совсем иначе; картина запоминается навсегда.

Интересовала меня и жизнь самих художников. В биографических книгах я не всегда находила ответы на свои вопросы. Только спустя много лет, отыскивая сведения в самых разных источниках, я постепенно узнавала то, что для меня было важно. Понимая, насколько серьёзен собранный мною материал, я решила изложить его в книге, дать возможность читателю окунуться в атмосферу XIX века с его интересами и потребностями. Читатель узнает, как пробивало себе дорогу русское искусство, и как Павел Михайлович Третьяков создавал национальную художественную галерею, «само становление которой было в то же время процессом становления русского национального искусства, более того – русского национального самосознания».



2. Порудоминский, В. И. Моя первая Третьяковка : [рассказы о русских художниках XV–XIX вв.] / В. И. Порудоминский. – Москва : ОЛМА Медиа Групп : Русское энциклопедическое товарищество, 2009. – 191 с. : цв. ил.– (Детский музей).

Книга уникальна по своему содержанию. В ней впервые подробно и живо повествуется о 60-ти самых известных картинах русских живописцев XIX века. Кроме того, отражены творческие и духовные судьбы их создателей.

Содержит большой фактологический материал. Рассчитана на широкий круг читателей. Все репродукции даны в цвете, отличного качества.

От автора: «Со школьной скамьи я увлекалась русской живописью. Но, листая художественные альбомы, мне не хватало описания картин. Какое событие изображено на картине? Какую мысль вложил художник в своё произведение? Какою оказалась судьба созданного им полотна? Почему-то эта важная сторона всегда оставалась в тени. Взять хотя бы картину В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Смотришь, и не имеешь понятия, о чём в ней речь. В школьных учебниках это событие не освещалось – впрочем, как и многие другие события российской истории. Вот и думаешь, что художник показал лишь смекалку великого полководца. Бравый Суворов, улыбки… Картина не останавливает внимания. Но когда узнаёшь, что это измученная, преданная союзниками, но не потерпевшая ни одного поражения, русская армия пробивается в Россию, что Суворов дружеской шуткой подбадривает солдат, – воспринимаешь совсем иначе; картина запоминается навсегда.

Интересовала меня и жизнь самих художников. В биографических книгах я не всегда находила ответы на свои вопросы. Только спустя много лет, отыскивая сведения в самых разных источниках, я постепенно узнавала то, что для меня было важно. Понимая, насколько серьёзен собранный мною материал, я решила изложить его в книге, дать возможность читателю окунуться в атмосферу XIX века с его интересами и потребностями. Читатель узнает, как пробивало себе дорогу русское искусство, и как Павел Михайлович Третьяков создавал национальную художественную галерею, «само становление которой было в то же время процессом становления русского национального искусства, более того – русского национального самосознания».


3. Сказки о художниках.

Уважаемые читатели! Вы держите в руках не совсем обычные книжки. Это сказки. Но сказки об искусстве. Выдумка тесно переплетается в них с реальной историей и помогает ребенку легко запомнить необходимые термины, важные факты, а главное – сами картины знаменитых русских мастеров.

В каждой из сказок авторы старались создать правдивый человеческий образ художника. Это даёт маленькому ценителю искусства возможность почувствовать – и подышать! – неповторимым воздухом произведений Мастера. Издатели надеются, что эти книжки станут для детей первой, а значит, самой важной ступенькой на пути к искусству.

В библиотеке имеются 29 книг этой серии, представляем некоторые из них, в алфавите фамилий художников.



1. Ветрова, Г. Е. Сказка о знаменитом художнике. К. Брюллов / Г. Е. Ветрова. – Москва : Белый город, 2001. – 9с. : ил. – (Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках).

«Брюллов был сказочно талантлив. Он умел изображать переливчатые шелка, кружева или прозрачные ткани пышных нарядов, локоны красавиц и их драгоценности.

Но главное, Брюллов, как никто другой, умел передать радость жизни, красоту молодости, счастье любви».



2. Ветрова, Г. Е. Сказка о сказочнике. В. М. Васнецов / Г. Е. Ветрова. – Москва : Белый город, 2001. – 11с. : ил.– (Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках).

«Взял человек в руку длинную кисть, помешал-помешал краски на деревянной овальной дощечке и давай кисточкой то там, то тут в картину тыкать. Где прикоснётся, там краски сразу как-то вспыхивают. А коня или всадника кисточкой тронет – тот на минутку замирает, а потом опять шевелиться начинает».



3. Ветрова, Г. Е. Сказка о художнике и домовом. Венецианов / Г. Е. Ветрова. – Москва : Белый город, 2001. – 11 с. : ил. – (Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках).

«Жил да был давно-давно один художник. Звали его Алексей Гаврилович Венецианов. Росту он был небольшого, нрава доброго, на носу очочки круглые, а глаза за очками – умные да острые – всё примечают! Был он со всеми знаменитостями знаком, а вот сам знаменитым не был. Не мог он что-то своё, ни на кого не похожее найти».



4. Майорова, Н. О. Сказка про художника и красную конницу. Митрофан Греков / Н. О. Майорова. – Москва : Белый город, 2005. – 10, [1] с. : цв. ил.– (Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках).

«Парнишка был – как все, только с одним отличием: очень уж любил рисовать. Ничему так не радовался, как бумаге да краскам. А нет красок – и угольком белёную стенку так разрисует, что любо-дорого. Отцу это сперва не нравилось: малевать – казачье ли дело? А только как глянет на печь да на стены хаты – а там жар-птица, цветы сказочные… Душа радуется! …»



5. Малинина, Е. В. Сказка о художнике, марине и Маринке. Николай Дубовской / Е. В. Малинина. – Москва : Белый город, 2008.– 11 с. : цв. ил.–(Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках).

«… Родился Коленька в городе Новочеркасске, на Дону – у великой и красивейшей реки. И с детства был поражён очарованием родного края – изумрудом полей и лугов, синевой Дона, яркими красками бескрайнего неба. Рисовать научился чуть ли не с пелёнок – сначала картинки из журналов перерисовывал, потом и сам стал рисовать, что видел. А посмотреть было на что – места в тех краях живописные…»



6. Розенсток, Барб. Услышать цвет. Цвета и звуки абстрактной живописи Василия Кандинского / Барб Розенсток ; [перевод с английского Дена Носова] ; иллюстрации Мари Гранпре. – Москва : Карьера пресс, 2018. – [32] с. : цв. ил.

Барб Розенсток рассказывает историю о том, как обычный русский мальчик, которого воспитывали, «как всех», сумел довериться своему внутреннему чутью и проявить свой талант: он стал рисовать так, как видел этот мир. А точнее – как слышал. Ведь Василий Кандинский обладал редким качеством – он слышал цвет.

Автор рассказывает детям о невероятной тайне творчества, о том, что художник видит (и слышит) мир по-своему, и, если ему удаётся выплеснуть это свое понимание на холст, – рождается великая живопись. Василий Кандинский создал живопись абстрактную.

История строится вокруг ящичка с красками, который подарили маленькому Васе. Когда он его открывал, смешивал краски, наносил их на картину, – он слышал, как они звучат, – свистят, шипят, рычат, гудят. У каждого цвета, у каждой формы были свои звуки. Эти звуки Вася и стал рисовать. И столкнулся с непониманием окружающих его людей, потому что все вокруг говорили, что «так» рисовать нельзя.

Книга иллюстрирована замечательной художницей Мари Гранпре.

Для чтения взрослыми детям.



7. Ветрова, Г. Е. Сказка о добром художнике. Архип Куинджи / Г. Е. Ветрова. – Москва : Белый город, 2004. – 11 с. : ил. – (Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках).

«Был Куинджи очень добрым человеком. В жизни он видел много горя, испытал нужду. Но не стал от этого злым, эгоистичным, понимал и жалел людей. Каждую копейку берёг, во всём себе отказывал, лишь бы другим помочь – кому денег на учёбу даст, кому на лекарства. И старался так сделать, чтобы не знали люди, кто им помогает».



8. Ветрова, Г. Е. Сказка о грустном художнике. Левитан / Г. Е. Ветрова. – Москва : Белый город, 2001. – 11 с. : ил. – (Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках).

«Грустный художник умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растёт трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо.

Но… он не любил Солнце. Оно казалось ему чересчур ярким, не в меру резким, назойливым, оно мешало ему наслаждаться природой. Поэтому чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни или вечер, или осень, когда Солнца становится совсем мало».



9. Ветрова, Г. Е. Сказка о возвращенном времени. Суриков / Г. Е. Ветрова. – Москва : Белый город, 2001. – 11 с. : ил. – (Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках).

«… однажды в Москве появился невысокий, крепкий человек с чёрными кудрявыми волосами, круглым лицом и чуть вздёрнутым носом. Он ходил и ходил по Москве, всматривался в дома, в людей, словно искал что-то.

Человек этот был художником, и звали его Василий Суриков. Он знал, что прошлое не умирает.

Оно просто рассыпается, как мозаика. И чтобы снова его увидеть, надо эту мозаику опять собрать, найти в жизни – где кирпичик, где лошадиную сбрую, где человеческое лицо. Искать можно везде: на рынке, в музее, просто на улицах. Только надо точно знать, что тебе нужно.

А Суриков это знал».



10. Ветрова, Г. Е. Сказка о крепостном художнике. В. Тропинин / Г. Е. Ветрова. – Москва : Белый город, 2001. – 11 с. : ил. – (Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках).

«Никто не знает, сколько мучился Тропинин, только сумел он всё-таки сделать то, о чём мечтал! Нежные, прозрачные мазки одного цвета легли на другие так, чтобы нижние просвечивали изнутри. Зазолотились на солнце мягкие кудри, зарумянились щёки, загорелись живым блеском глаза. И появился на неживом куске холста, натянутом на рамку, совсем живой, будто на бегу остановившийся мальчик. А поближе подойдёшь – кажется, что художник всё сделал очень легко, играючи».



11. Ветрова, Г. Е. Сказка о лесном художнике. Шишкин / Г. Е. Ветрова. – Москва : Белый город, 2001. – 11 с. : ил. – (Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках).

«Много художников жило в России, а мало кто был так знаменит, как Шишкин. Больше всего на свете любил изображать леса, реки, деревья… Всё вместе это называется «пейзаж». И почти всегда на его картинах светило яркое солнце, сияло голубое небо, зеленела трава. Любил он, чтобы всё было красивое, сильное, здоровое.

Он и сам был такой – широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками …»


II. Весёлая школа рисования.

1. Калямалякия: для самых маленьких.



1. Адамянц, Р. А. Школа рисования. Шаг за шагом: [для совместной работы родителей и детей] / Р. А. Адамянц ; [художник Рузанна Адамянц]. – Харьков ; Белгород : Клуб Семейного Досуга, 2009. – [80] с. : цв. ил.

Эта книга поможет вам в игровой форме ̶ легко, непринуждённо, весело ̶ научить ребёнка простым приёмам рисования. Вместе с главными героями зайчонком Сеней и белочкой Аришей малыши шаг за шагом научатся изображать зверюшек и птиц, цветы и растения, ягоды и грибы, бабочек, жучков и многое другое.

Из предлагаемых уроков юные художники узнают об основах рисунка, правилах композиции и работы с красками и карандашами. Материал книги направлен на развитие творческих способностей ребёнка, его воображения, цветового зрения и знаний об окружающем мире.



2. Корепанова, О. А. Калямалякия – страна рисования / О. А. Корепанова. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2014. – 75,[1] с. : ил. – (Серия «Школа развития»).

Как развить у ребёнка творческое мышление? Нужно с малых лет тренировать его. Данная книга послужит прекрасным методическим материалом для родителей и будет интересна детям, так как в ней есть место, где разгуляться фантазии: ребёнок попадает в страну Калямалякию, где вместе с Калей и Малей учится рисовать каляки профессионально, а помогает им самый настоящий художник.



3. Никольская, А. Ладошкины сказки/ А. Никольская ; художник Анна Юдина. – Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2013. – 62, [1] с. : цв. ил.

Ты любишь рисовать? А сочинять сказки? Что, любишь, но у тебя пока не очень получается? Ничего страшного. Ведь не зря же тебе взяли в библиотеке эту книжку. С её помощью (и с помощью собственных ладошек и пальчиков) ты научишься рисовать разных животных, людей – да хоть инопланетян! А ещё научишься придумывать сказки – так, как это делали многие великие сказочники всего мира. И самое главное: рисуя и сочиняя сказки, ты разбудишь своё воображение, а там, кто знает, может, сделаешь собственную книжку!



4. Тюрк, Ханне. Весёлая школа рисования для детей от 3-х лет/ Ханне Тюрк, Розанна Праделла ; [перевод с немецкого Е. В. Челнокова]. – Москва : Ниола–Пресс, 2007. – 80 с. : цв. ил.

Эта книга поможет вам в форме игры – легко, непринуждённо и весело – научить вашего ребёнка элементарным приёмам рисования. Рифмованные описания последовательности действий и занимательные мультяшные образы сделают обучение малыша радостным и увлекательным.

Из простых стихов, поясняющих каждый шаг рисования, складываются маленькие весёлые истории к каждой картинке. Несколько раз прочитанные и повторенные, они служат дополнительной опорой для самостоятельных упражнений малышей.

Так, посредством языка образов, маленькие художники одновременно получают навыки рисования и развивают речь.



5. Форслинд, А. Цветные загадки : весёлые игры и красочные эксперименты / А. Форслинд ; [перевод со шведского О. Лозовской]. – Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2010. – 46, [1] с. : цв. ил. – (Научные развлечения для самых маленьких).

Нас окружает мир, полный цветов и оттенков. Все они живут собственной жизнью: ссорятся, дружат, шутят, разговаривают друг с другом и с людьми, влияют на предметы и человека. Цвета обладают индивидуальностью! И как жаль, что мы о них так мало знаем. А ведь существует целая наука о цвете – колористика. Может ли цвет заставить предмет двигаться? Бывают ли разноцветные тени? Почему, посмотрев на красную чашку, ты потом на белой стене разглядишь чашку зеленого цвета? Стоит только поиграть с цветами и провести красочные эксперименты, и они тут же раскроют тебе свои тайны.


2. Я не волшебник, я только учусь: уроки для начинающих художников постарше.



1. Айзенбарт, Б. Полный курс акварели : для начинающих и студентов художественных вузов / Б. Айзенбарт ; перевод Н. Панкратова. – Москва : Внешсигма : АСТ,1999. – 64 с. : ил. – (Энциклопедия художника).

Эта книга предназначена для опытных и начинающих художников-любителей. На её страницах представлен обзор возможностей ландшафтной живописи, рассматриваются различные техники письма акварелью, изображение на картинах времён года, неба и облаков, а также дорог и домов. Объяснения построены по поэтапному методу с рекомендациями по выбору наиболее подходящих техник, что позволит ближе познакомиться с красками.



2. Блейк, В. Как начать рисовать / В. Блейк ; рисунки Ф. Петри ; перевод с английского. – 2–е издание. – Минск : Попурри, 2002. – 142 с. : ил. – (Школа рисования).

Книга содержит базовые понятия графики и конкретные советы-инструкции по выполнению пейзажей, натюрмортов, портретов карандашом, мелком, углем.

Здесь есть всё необходимое для овладения искусством изображения того, что вы видите. Это проиллюстрировано на 19 разработанных по этапам примерах. Вы научитесь рисовать: водные просторы… Тихое озеро, бушующее море или несущийся поток с помощью одних лишь штрихов карандаша; натюрморты… Цветы, фрукты, овощи и многое другое; портреты… Схватывая суть личности человека, выразив её игрой света и тени; пейзажи… Создавая ощущение широкого пространства, используя для этого лишь тона и формы.

Для широкого круга начинающих художников.



3. Воловик, А. Ф. Всё о рисовании / А. Ф. Воловик. – Москва : Астрель : АСТ, 2000. – 167 с. : ил.

В эту книгу вошли совершенно секретные материалы: о создании лондонского тумана; об исчезновении рук Венеры Милосской; об умении смотреть и видеть; о застывших звуках; об открытиях, сделанных с помощью кошки, ванны и пульверизатора; о воображении и воображалах; о таинственных портретах и о том, как человек научился рисовать.

О тайнах рисования увлекательно рассказывает Мастер Фло (оживший чёрный фломастер).



4. Гаррисон, Х. Рисунок и живопись : материалы, техника, методы : полный курс / Х. Гаррисон ; перевод Е. Зайцевой. – Москва : Эксмо, 2005. – 253 с. : ил.

Рисование – один из самых естественных и основных видов творчества человека. Свободные линии рисунка, выполненного карандашом, пастелью или красками, способны отразить внутреннее состояние художника, его настроение и собственный взгляд на мир.

Эта исчерпывающая по содержанию книга даёт подробное описание всех применяемых материалов, технических приёмов, современных методов рисования и творческих жанров, которые помогут на первых этапах занятий и выработке собственной манеры рисования.

Приведённые пошаговые фотографии и комментарии к ним наглядно демонстрируют последовательность выполнения художественной работы и результат каждого этапа.



5. Как нарисовать пейзаж / под общей редакцией О. Максимова ; перевод с испанского Н. Врулевской . – Москва : АСТ : Астрель, 2003. – 32 с. : ил. – (Начинающему художнику).

Жанр пейзажа, истоки которого восходят к глубокой древности, приобрёл самостоятельность в XVI веке, став с тех пор одним из самых любимых среди художников. Книга «Как нарисовать пейзаж» – подробный самоучитель, который познакомит вас с теорией цвета и основами композиции, научит работать над пейзажем в разных техниках – как живописных, так и графических, поможет увидеть неповторимое своеобразие в любом, самом неброском уголке природы.

Большое количество фотографий и лаконичные поясняющие тексты помогут начинающему художнику любого возраста в короткие сроки освоить этот распространённый и популярный жанр изобразительного искусства – пейзаж.



6. Как рисовать цветными карандашами / под общей редакцией О. Максимова ; перевод с испанского К. Мишиной . – Москва : АСТ : Астрель, 2002. – 33 с. : ил. – (Начинающему художнику).

Эта книга в доступной и наглядной форме поможет начинающему художнику любого возраста в самые короткие сроки освоить технику рисования цветными карандашами. Она познакомит вас с особенностями цвета, основными материалами и техническими приёмами, научит работать быстро и с удовольствием.

Издание содержит большое количество фотографий, иллюстрирующих все этапы овладения этой техникой, и лаконичные поясняющие тексты.



7. Кол, Мэри-Энн. 110 креативных заданий для детей 4-12 лет : я – великий художник : [попробуй рисовать как: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, Моне, Дега, Пикассо, Ван Гог, Дали, Матисс, Поллок, Лихтенштейн : уникальная коллекция блестящих идей!] / Мэри–Энн Кол, Ким Сольга ; [перевод с английского Е. Г. Гендель]. – Минск : Попурри, 2009. – 255, [1] с. : ил.

В книге представлено 110 интереснейших творческих заданий для детей, позволяющих им поупражняться в стилях великих мастеров от Ренессанса до наших дней – таких, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, Моне, Дега, Пикассо, Ван Гог, Дали и многие другие. Здесь приводится краткая биография каждого художника, и предлагаются подробно иллюстрированные упражнения, благодаря которым ребенок получит уникальную возможность освоить живопись, рисунок, скульптуру, фотографию, архитектуру и другие направления искусства и разработать свой собственный, неповторимый стиль.



8. Конева, Л. С. Пейзаж. Натюрморт / Л. С. Конева. – Минск : Современный литератор, 2004. – 40 с. : ил. – (Учимся рисовать).

Научиться рисовать с натуры может практически каждый человек. Главное – уметь видеть красоту окружающего мира и получать удовольствие от рисования. Прочитав эту книгу, запомнив правила и выполнив все упражнения, вы начнёте рисовать смело, красиво и с удовольствием!



9. Литвиненко, В. М. Учимся рисовать / В. М. Литвиненко. – Санкт–Петербург : Кристалл, 2001. – 158 с. : ил.

Вы хотите научиться рисовать, уметь красиво оформить любую работу?

Тогда эта книга для вас. Ведь все предметы состоят из простых форм и, научившись рисовать и сочетать эти формы, вы сможете изобразить на листе бумаги всё, что вам захочется.

Кроме того, вы узнаете много полезного и интересного о простых, цветных и акварельных красках, карандашах, восковых мелках, и самых разных фломастерах – обычных фломастерах, линерах, маркерах, блумерах и других.

Вы узнаете, как правильно пользоваться этими инструментами и сразу же применить это на практике.

Желаем вам успеха!



10. Немешаева, Е. А. Художества без кисточки / Е. А. Немешаева. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2014. – 62 с. : цв. ил. – (Творческая мастерская).

Удивительно, но некоторые предметы домашнего обихода, например, губка для мытья посуды, ватные палочки, клей ПВА, нитки, шнурки и зубочистки могут быть полезны не только в хозяйстве, но и в художественной мастерской. А всё дело в том, что эти далёкие от искусства предметы могут заменить кисточку!

Изящные линии, причудливые пятна, необычные декоративные эффекты, затейливые отпечатки, полученные с помощью совершенно нехудожественных инструментов, поражают, удивляют и, несомненно, вдохновляют на создание собственных произведений.

В книге представлены техники нетрадиционного рисования – «Красочные ручейки», «Цап-царап», «Ниткопечатание», «Батик на бумаге», «Пушистая губка», «Точка к точке», позволяющие создать более четырёх десятков образов и композиций различной тематики.

Книга адресована школьникам младшего и среднего возраста, руководителям кружков рисования, педагогам изостудий и художественных школ.

Творческих успехов!



11. Рисование: как научиться рисовать быстро и хорошо / перевод с английского. М. В. Авдониной. – Москва : ЭКСМО–Пресс, 2000. – 94 с. : ил. – (Хочу всё знать).

Как искать глубину на плоском листе? Как ходить по дороге, которая упирается в небо? С чего начинали великие художники? Можно ли создать шедевр с помощью только перьевой ручки и мокрой варежки? Какие краски самые капризные?

Ответы на эти и множество других вопросов, стоящих перед начинающими художниками, а также практические советы тем, кто хочет научиться твёрдо держать в руках карандаш и кисть, – в этой книге.



12. Рисуем по фотографии : шаг за шагом . – Москва : АСТ : Астрель, 2006. – 31 с. : ил. – (Уроки для начинающих).

Книга является частью обучающего заочного курса по современному изобразительному искусству «The step-by-step Art Course» («Пошаговый курс искусства»), подготовленного группой экспертов заочного обучения под руководством Ричарда Тейлора, бакалавра гуманитарных наук, обладателя кембриджского сертификата по искусству и дизайну, автора обучающих курсов на видео.

Книга адресована всем, кто желает научиться рисунку и живописи по фотографии. Поэтапное изложение материала предполагает разбивку каждого практического занятия на шаги, сжатый текст которых сопровождается фотографиями, детально показывающими работу художника над картиной.



13. Рисунок углем : шаг за шагом – Москва : АСТ : Астрель, 2006. – 32 с. : ил. – (Уроки для начинающих).

Рисовать углем может каждый!

Пошаговые рекомендации помогут развить мастерство. Углем и угольными стержнями вы сможете рисовать замечательные натюрморты.

В каждом упражнении представлены вспомогательные рубрики:

Материалы: список необходимых для работы художественных и прочих материалов.

Совет профессионала: информация об инструментах и техниках, относящихся к упражнению.

Проявите себя: вариант в другой технике или иной подход к достижению того же результата.

Исправления и доработка: приёмы, помогающие избежать ошибок или исправить уже совершённые.

Книга является частью обучающего заочного курса по современному изобразительному искусству «The step-by-step Art Course» («Пошаговый курс искусства»), подготовленного группой экспертов заочного обучения под руководством Ричарда Тейлора, бакалавра гуманитарных наук, обладателя кембриджского сертификата по искусству и дизайну, автора обучающих курсов на видео.



14. Руиссинг, Х. Полный курс масляной живописи : от хорошей техники к индивидуальному стилю / Х. Руиссинг ; перевод Е. Карпова. – Москва : Внешсигма : АСТ, 2000. – 120 с. : ил. – (Энциклопедия художника).

В «Предисловии» к книге автор пишет:

«Эта книга обобщает мой личный авторский художественный и дидактический опыт. Я рассматриваю масляную живопись как ремесло и как искусство. Книга задумана для широкого круга читателей, которые любит писать масляными красками или хотят научиться работать в этой технике.

Из названия книги видно, что мы подробно коснёмся этого искусства. Мы также подробно обсудим основы перспективы и учения о колорите, причём в разделе о колорите затронем и современные научные данные. На этой основе я представил жанры живописи и отдельные художественные концепции. Последовательность работ в процессе создания картин поможет постепенно освоиться с рабочими операциями и проследить за рождением картины.

Книга простимулирует индивидуальное видение окружающего читателем и придаст ему уверенность в создании собственных картин».

В конце имеется словарь ключевых слов и шаблон для выпиливания прямоугольной палитры.



15. Сэвидж-Хаббард, К. Приключения в мире живописи / К. Сэвидж–Хаббард, Р. Спейшер ; перевод Е. Скурко. – Москва : ИД «Гамма», 1998. – 48 с. : ил. – (Детское изобразительно–прикладное творчество).

В книге описывается 26 уникальных способов создания рисунков, которые разжигают воображение мальчиков и девочек в возрасте от 5 до 11 лет. Поскольку далеко не все из 26 изобразительных проектов являются традиционными, то дети смогут ещё и весело провести время, рисуя мыльными пузырями, или делая мраморную бумагу, создавая оптические рисунки… Всё это действительно легко выполнимо, и для работы вам понадобятся лишь материалы, которые можно найти дома.

Авторы книги постарались сделать всё возможное, чтобы пробудить у детей желание к самостоятельному творчеству. Хотя в книге есть подробные пошаговые рекомендации, приводятся фотографии и демонстрируются отдельные законченные работы, каждое задание, тем не менее, считается лишь вариантом, предполагающим активное участие ребёнка в его выполнении.



16. Уроки батика : шаг за шагом – Москва : АСТ : Астрель, 2006. – 32 с. : ил. – (Уроки для начинающих).

Художником никто не рождается – и ткани можно научиться расписывать, как и всё остальное!

Пошаговые рекомендации и знакомство с разнообразными традиционными и современными техниками батика помогут вам развить мастерство. Постепенно вы научитесь расписывать ткани различными художественными материалами. Поэтапное изложение материала включает разбивку каждого практического занятия на шаги, сжатый текст которых сопровождается фотографиями, детально показывающими работу художника над картиной.

Книга является частью обучающего заочного курса по современному изобразительному искусству «The step-by-step Art Course» («Пошаговый курс искусства»), подготовленного группой экспертов заочного обучения под руководством Ричарда Тейлора, бакалавра гуманитарных наук, обладателя кембриджского сертификата по искусству и дизайну, автора обучающих курсов на видео.



17. Шматова, О. В. Самоучитель по рисованию акварелью : экспресс-курс: обучение с нуля шаг за шагом / О. В. Шматова ; [фото Сергея Кузьмичёва]. – Москва : Эксмо, 2011. – 79 с. : цв. ил. – (Учимся рисовать с Ольгой Шматовой).

Читателям предлагается современный самоучитель, представляющий собой уникальное собрание художественных приёмов работы акварелью.

Эта книга бесценна для тех, кто только начал знакомиться с такой интересной техникой, как акварель, и любопытна тем, кто уже начал работать с ней. Готовые приёмы позволят начинающим художникам развиваться как творчески, так и технически, экономя время и силы для дальнейшего профессионального роста.

Эффективная, наглядная и современная методика обучения направлена на раскрытие природного потенциала и даёт возможность овладеть простыми и доступными художественными навыками.



18. Шматова, О. В. Самоучитель по рисованию маслом : экспресс-курс: учимся рисовать с нуля шаг за шагом / О. В. Шматова. – Москва : Эксмо, 2011. – 95 с. : цв. ил. ; 27 см. – (Учимся рисовать с Ольгой Шматовой).

Перед вами долгожданное издание «Самоучитель по рисованию маслом», которое содержит авторский курс Ольги Шматовой. Это специально разработанная методика по обучению рисованию с нуля для взрослых людей.

Самоучитель расскажет, как правильно выбрать материалы и оборудование, чтобы приступить к работе, какие существуют традиционные и оригинальные техники работы с маслом, как поэтапно написать картину. И самое главное – все советы и приёмы проиллюстрированы рисунками автора и его учеников.

Простая и эффективная методика обучения позволит каждому быстро раскрыть в себе творческий потенциал и стать настоящим художником!


3. Рисуем героев, воинов, принцесс…



1. Галка, А. И. Рисуем технику: машины, корабли, танки, самолёты : [техники и приёмы – наглядно и просто, практические рекомендации, пошаговое руководство] / А. И. Галка ; [рисунки автора]. – Белгород ; Харьков : Клуб семейного досуга, 2012. – 94 с. : ил. – (Школа рисования от А до Я).

Перед вами прекрасный самоучитель по рисованию всех видов техники! Следуя пошаговым инструкциям, вы научитесь рисовать танк «тигр», гоночный автомобиль «Ф-1», «Форд-Т», «Фиат-Пунто», «Пежо-308», «Мицубиси»: «Аутлендер» и «Паджеро-Пинин», грузовик «Ивеко», вертолеты Ка: 226 и 50, каравеллу, линкор «Севастополь», фрегат XVII—XVIII вв., яхты: крейсерскую и океанскую моторную, катер «Ямаха», галеон, судно на воздушной подушке, истребители «Фокке-Вульф»: 189 и 190, МиГ-25 и «Фантом» и даже такой необычный летательный аппарат, как экраноплан!



2. Нарисуем сказки сами / составитель С. Ю. Симаков . – Москва : Белый город, [2010?]. – 126, [1] с. : ил.

Эта книга волшебная. Не верите? Если вы хотите научиться красиво рисовать, а также правильно и ловко держать карандаши, возьмите альбом с чистыми листами, карандаш и ластик, и начните читать эту волшебную книгу. Читая новые сказки и соблюдая, шаг за шагом, все полезные советы, вы научитесь рисовать прекрасные цветы, сказочные предметы, волшебных зверей и даже людей. Не бойтесь рисовать, и у вас всё получится!



3. Рисуем воинов / составитель В. Ю. Гаврилова ; художник В. В. Мысник : – Харьков : Mikko : Принт–Сервис, 2010. – 103 с. – (Школа рисования).

Эта книга научит вас создавать рисунки, изображающие воинов различных исторических эпох. Вам кажется, что их костюмы и оружие слишком сложны и не стоит даже пробовать их изобразить? Ничего подобного! С этой книгой, где работа над каждым рисунком поделена на семь простых этапов, вы легко справитесь с поставленной задачей.

Авторы дают подсказки и раскрывают секреты, которые помогут вам сделать рисунок максимально правдоподобным, а финальное изображение покажет, как правильно раскрасить костюм и оружие воина. Здесь же вы найдёте интересные исторические факты об условиях жизни, способах ведения боя, особенностях вооружения и доспехах воинов в ту или иную эпоху.

Так что берите в руки карандаш и кисти и – пробуйте! Убедитесь на собственном опыте, что рисование – это легко и просто!



4. Рисуем воинов / сост. В. Ю. Гаврилова ; художник В. В. Мысник :– Харьков : Mikko : Принт–Сервис, 2010. – 103 с. – (Школа рисования).

Вы хотите научиться рисовать? С серией книг «Школа рисования» это сделать легко и просто! Эти книги предназначены для юных художников самого разного уровня подготовки. Здесь можно найти простые советы, а яркие иллюстрации помогут лучше понять и усвоить предложенные уроки рисования. Готовые рисунки сопровождаются подробными набросками, которые показывают подготовительные этапы построения рисунка.

Данное издание продолжает тему «Рисуем воинов» различных исторических эпох. Для всех, кто увлекается рисованием.



5. Рисуем домашних любимцев : [великолепные идеи! Простые пошаговые инструкции. Рисование – это легко и просто] / составитель В. Ю. Гаврилова ; художник Е. И. Курдюмова. – Харьков : Принт–Сервис, 2010. – 32 с. : цв. ил. – (Школа рисования).

Эта книга поможет вам нарисовать любого домашнего питомца. Вы, наверное, думали, что некоторые животные слишком сложные, чтобы даже попробовать их изобразить!

С этой книгой, где создание каждого рисунка описано и показано в четыре простых этапа, вы легко сможете научиться рисовать любого животного.

В книге есть подсказки и секреты, которые помогут вам нарисовать картинку максимально хорошо, а финальный рисунок покажет, как можно раскрасить животное, чтобы оно выглядело как настоящее!

Здесь вы найдёте собак и кошек, лошадок и козочек, черепашек и хомячков, волнистых попугайчиков и петушков – каждый выберет что-нибудь для себя.

Так что берите ваши карандаши, ручки и краски и – пробуйте! Убедитесь на собственном опыте, что рисование – это легко и просто!



6. Рисуем принцесс / составитель В. Ю. Гаврилова ; художник Ж. В. Сугира. – Харьков : Принт–Сервис, 2011. – 31 с. : цв. ил.– (Школа рисования).

Эта книга поможет вам нарисовать любого домашнего питомца. Вы, наверное, думали, что некоторые животные слишком сложные, чтобы даже попробовать их изобразить!

Учитесь рисовать принцесс, это легко и просто! С 13 рисунками, работа над которыми поделена на простые этапы, у вас всегда будет материал для вдохновения. Авторы книги дают подсказки и раскрывают секреты, которые помогут вам нарисовать любую из картинок максимально хорошо, а финальный рисунок покажет, как можно раскрасить наряд той или иной принцессы так, чтобы она выглядела, как настоящая!

Здесь вы найдёте изображения принцесс всего мира. Их убранство и украшения отражают культуру и лучшие традиции разных народов.



7. Учимся рисовать героев фэнтези : самоучитель по рисованию / ответственный редактор Т. Кузнецова ; художник Максим Сорокин . – Москва : Эксмо, 2009. – 96 с. : цв. ил. – (Детский досуг).

Эта книга поможет вам нарисовать любого домашнего питомца. Вы, наверное, думали, что некоторые животные слишком сложные, чтобы даже попробовать их изобразить!

С помощью этой книги вы познакомитесь с героями фэнтези и научитесь их рисовать. Здесь показано, как в четыре этапа, начиная с наброска, правильно рисуется и раскрашивается фигура дракона, рыцаря или лесной феи.

Также вы узнаете, какими инструментами пользуется художник для создания образов, и сможете самостоятельно использовать все приёмы, придумывая и рисуя уже собственных героев.



8. Хамер, Элайна. Ангелы : рисуем акварельными красками / Элайна Хамер ; перевод с английского К. И. Молькова. – Москва : Контэнт, 2011. – 47, [1] с. : цв. ил. – (Рисуем акварельными красками).

Ангелы – это небесные существа, спутники и посланники Бога. Они олицетворяют чистоту, безграничную любовь, доброту, защищают и поддерживают людей.

Если вы хотите научиться рисовать ангелов, но не знаете, с чего начать, эта книга поможет вам. Здесь собраны все необходимые советы о том, как следует наносить размывки акварельной краски, как создавать различные живописные эффекты и правильно изображать фигуры, лица, крылья и одеяния ангелов, как выбирать фон для композиции.

В книгу включены два проекта, где художница шаг за шагом демонстрирует этапы работы над картиной, сопровождая свой показ наглядными иллюстрациями.



9. Школа рисования: рисуем мультики. Ребятам о зверятах ; художник О. Горохова. – Санкт–Петербург ; Москва : ИД «Нева» : ОЛМА–ПРЕСС, 2001. – 94 с. : ил.

Прочитав эту книгу, вы узнаете, кто и как делает ваши любимые мультфильмы: как работают художники-мультипликаторы, какие они применяют хитрости для движения, одушевления героев мультиков на экране. А если вы захотите и постараетесь научиться, то сможете придумать и нарисовать собственный мультик.

Книга для младшего школьного возраста.






В статье использованы фото книг из фонда библиотеки.


Материал подготовлен Ковалёвой Н.В.,
библиотекарем высшей категории
сектора внестационарного обслуживания






https://www.high-endrolex.com/26