Бычков Михаил Абрамович
Посмотришь раз, и два, и пять…
А можно книгу снова взять?
Михаил Яснов
Михаил Абрамович Бычков – художник-иллюстратор детских книг, родился в 1951 году, является обладателем множества международных премий, лауреатом Почетного диплома по детской книге IBBY, премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы искусства и архитектуры и других.
На счету художника около 100 удивительных книг, каждая сделана с любовью и с безграничным терпением. Михаил Бычков – один из тех редких художников, чей принцип создавать не просто иллюстрации, а книгу как художественное целое. И в этом секрет его успеха не только у издателей, но и у самых взыскательных судей – читателей.
А вот как он сам говорит о своем творческом методе: «Я не рисую иллюстрации. Я создаю пространство, населённое персонажами сказки. Я в нём живу. Я и Кот в сапогах, и Людоед, и глупая красавица, и волшебный лес. Как я себя чувствую в этом пространстве, так же в нём себя чувствует и ребёнок, для которого я рисую».
Отличительной чертой творческого подхода Бычкова является удивительная точность и внимание к деталям. Художник не просто читает от корки до корки каждую книгу, которую ему доводится иллюстрировать, он проводит настоящее бытовое, а порой этнографическое исследование текста, скрупулезно изучает мельчайшие детали, а затем... А затем он дает волю своему воображению, вооруженному безупречными живописными техниками.
Известно, что на 16-летие Михаилу Бычкову подарили книгу «Три толстяка» Юрия Олеши, изданную в 1930 году, с рисунками художника М. Добужинского. С неё начались «Три толстяка» М. Бычкова. Будучи студентом Полиграфического института, он выбрал «Трёх толстяков» темой дипломного проекта. Шесть лет М. Бычков рисовал книгу из почти 100 иллюстраций. В 1986 году она вышла из печати, а в несколько изменённом варианте – в 1989 году. Через несколько лет художник сделал ещё несколько листов, и нарисовал дополнительно множество новых маленьких рисунков. Всё это вошло в книгу «Три толстяка», изданную в 2012 году, шесть иллюстраций из которой купил московский «Музей современной графики».
Однажды художник привёз в Стокгольм свои иллюстрации к книге Астрид Линдгрен «Пиппи Длинный чулок». «Как? – сказали шведы. – Разве Пиппи такая? Она же маленькая девочка, как на наших иллюстрациях, а у вас какой-то подросток!..»
Тогда Бычков начал спрашивать шведов: «А сколько лет Пиппи?» – «Пять! – хором отвечали шведы. Пришлось Бычкову показать шведам то место в книге, где сказано, что Пиппи – девять лет. Вы, конечно, понимаете, какая это разница – пять или девять, особенно для такой героини, как знаменитая Пиппи!
Без фантазии детская иллюстрация вообще не существует, да и взрослая тоже. Но ничего нельзя высасывать из пальца: должна быть серьезная, настоящая, реальная основа.
Например, чтобы восстановить подлинную атмосферу сказки Антония Погорельского «Чёрная курица», художник специально искал во дворах Васильевского острова чудом уцелевшие фасады старинных домов. Исследовал дизайны учительской и ученической формы того времени, задавался вопросом, как именно могли проходить занятия в пансионе.
В «Невском проспекте» художнику удалось соблюсти уникальный баланс между исторической достоверностью и традиционным гоголевским абсурдом.
Совсем по-другому выглядит сказка П. Бажова «Серебряное копытце». Здесь Бычкова интересует не только волшебная история, но и бытовой пласт жизни уральских поселков.
Связь изобразительного и словесного искусства – очень тонкая вещь. Каждая работа Михаила Бычкова – это событие во всех отношениях. Это возможность прикоснуться к сокровенным творческим токам, которые идут от самого текста. Вглядитесь в иллюстрации Бычкова, и вы убедитесь, что он один из самых волшебных и внимательных художников в нашей книжной графике, ему удаётся превращать книги, детские и взрослые, в национальное достояние.
С книгами, над которыми работал художник, вы можете встретиться в нашей библиотеке:
Бычков, М. А. Иллюстрации и книги / Михаил Бычков ; автор вступительной статьи Л. Корнилова. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2017. – 279 с. : ил., цв. ил., портр.
Великолепный альбом, посвящённый творчеству современного ленинградского художника Михаила Бычкова, с самого анонса стал желанной мечтой. И он действительно прекрасен – большой, почти квадратный формат, твердый переплёт, мелованные страницы, эссе и картины, картины, картины.
В альбоме собраны иллюстрации ко всем книгам художника, издававшимся в России и за рубежом. Иллюстрации дополнены эскизами, рассказами художника о работе над ними, информацией и обложками всех изданий книг. Друзья художника (Виктор Чижиков, Борис Диодоров, Александр Гиневский, Михаил Яснов, Валерий Траугот и др.) тоже приложили свою руку к этому альбому, оставив свои воспоминания, рассказы, статьи о нем.
Бажов, П. П. Серебряное копытце / Павел Бажов ; художник Михаил Бычков. – Санкт-Петербург : Акварель : Команда А, 2013. – 56 с. : цв. ил.
В домашнем шкафу семьи Бычковых лежал плоский конверт из крафта – такой плотной бумаги. В него мама складывала детские рисунки Миши. В нём-то спустя много лет Михаил Абрамович и нашёл свой рисунок к «Серебряному копытцу», на котором козлик беседовал с Мурёнкой, высекая для неё камешки.
Сказочный Урал стал зримым и реальным во множестве деталей и подробностей в иллюстрациях взрослого Михаила Бычкова.
С помощью сотрудников Российского этнографического музея г. Санкт-Петербурга, художник сделал много открытий, которые можно увидеть в иллюстрациях книги «Серебряное копытце». Иллюстрации не просто о девочке Дарёнке, деде Коковане, кошке Мурёнке и Серебряном копытце. Они – о русской жизни: белой пушистой русской зиме; солнечной, как счастливое детство, осени; о людях, которым красота нужнее камешков драгоценных; о доброте и любви, растворённых в простой и волшебной истории. В этой уникальной книге чудесным образом соединились и многократно увеличились достоинства автора и художника.
|
|
Барри, Дж. М. Питер Пэн / Джеймс М. Барри ; иллюстрации Михаила Бычкова ; перевод с английского И. П. Токмаковой. – Санкт-Петербург : Акварель : Команда А, 2013. – 156, [3] с. : цв. ил. – (Серия "Читают все").
Питер Пэн – единственный в мире мальчик, который не взрослеет. О его приключениях, друзьях и врагах, о волшебстве и дружбе повествует всемирно известная сказка британского писателя Джеймса Барри. В пересказе Веры Полищук история о Питере Пэне понятна даже самым маленьким читателям, а рисунки Михаила Бычкова очаровывают и увлекают в захватывающее путешествие на остров Никогдалия. Они замечательны тем, что реальный мир изображён в карандашной технике и пастельных тонах, а мир фантазий – яркой гуашью и буйством красок.
|
|
Гиневский, А. М. Везучий Борька / Александр Гиневский ; художник Михаил Бычков. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 247 с. : цв. ил. – (Ребята с нашего двора).
Это просто невероятно добрые и душевные рассказы, а иллюстрации Бычкова полны воздуха и голубого цвета. В послесловии к книге Бычков так комментирует свою работу: «В иллюстрациях я, не мудрствуя лукаво, рисовал то, что меня окружало. В «Летнем дождике» – ванная и кухня нашей хрущевской квартирки, одна из девочек – моя дочь Таня. В «Везучем Борьке» – мои любимые питерские дворы, где мы, мальчишки с Моховой улицы, носились беззаботной ватагой. На Вовке – школьная форма тех лет. Нарисованная мной молочная бочка каждое утро стояла за нашим домом, а грузовик «Вольво» ночевал на соседней улице». Это вторая книга Гиневского, которую иллюстрировал М. Бычков.
|
|
Гиневский, А. М. Танец маленького динозавра : две повести и четыре рассказа / Александр Гиневский ; иллюстрации М. А. Бычков. – Санкт-Петербург : ГРИФ, 2011. – 158 [1] с. : ил.
В книге А. Гиневского «Танец маленького динозавра» собраны вместе большие повести и небольшие рассказы. На любой вкус.
Драгоценное свойство книги – точное чувство аудитории. Иллюстрации Михаил Бычков к этим повестям и рассказам созвучны тексту, психологически точны.
Очень чистые, светлые, звонкие цвета: синий-синий – яркий, детский; жёлтый – солнечный, счастливый. Правильные детские цвета для замечательной детской книги!
|
|
Гоголь, Н. В. Невский проспект / Н. В. Гоголь ; художник Михаил Бычков. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014. – 107, [1] с. : цв. ил. – (Образ Речи).
Идея проиллюстрировать «Невский проспект» Н. Гоголя пришла внезапно с мыслью о 300-летии Санкт-Петербурга. Художник решил, что сюжет знают все. Для него, как художника, важна атмосфера Невского проспекта, пространства, в котором всё дышит, всё в движении. И это ему блестяще удалось отразить в иллюстрациях. Город показан живым, с тёмными тучами, вечерним светом вдоль набережной Фонтанки, с отражением неба в окнах верхних этажей.
Портретов молодого Н. В. Гоголя сохранилось немного. Известно, что двадцатипятилетний писатель красился под блондина, завивал высокий хохол, любил яркие жилеты и короткий сюртучок, чуть прихрамывал, и по-птичьи, остро поглядывал на всех. Друзья называли его «петушком». Таким он и получился у иллюстратора.
После выхода иллюстрированной книги, Бычков беседовал со многими людьми и был поражен, до какой степени Гоголь актуален и сегодня, и как его читают. Да, люди иначе одеты, иначе передвигаются, но страсти и эмоции те же. Взяв последнюю строчку из «Невского проспекта» – «мириады карет валятся с мостов…», он нарисовал два символических моста. Один с несущимися каретами, другой (он же) с современными машинами. А между мостами бежит смятенный безумный Гоголь.
За иллюстрации к книге «Невский проспект» М. Бычкову был присуждён Почётный диплом Российской академии художеств, Почётный диплом и медаль Второго независимого Биеннале графики в Санкт-Петербурге.
|
|
Джек и бобовый росток : английская народная сказка / художник Михаил Бычков ; пересказ Александры Евстратовой. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука – Аттикус, 2011. – [33] с. : цв. ил. – (Мастера книжной иллюстрации).
Всё началось с того, что издатель из республики Корея искал в интернете художника, умеющего рисовать людоедов, и нашёл иллюстрацию Бычкова к «Коту в сапогах» с огромным людоедом. Людоед издателю понравился, и Бычкову предложили сделать иллюстрации к английской народной сказке «Джек и бобовый росток».
Для начала художник пошёл в институт растениеводства, где ему подарили горсть настоящих бобов и инструкцию по их выращиванию. Внимательно изучив инструкцию, и, поняв, что боб – это очень красивое растение, Бычков, импровизируя, нарисовал растение снизу вверх, правильно разворачивая ветви. На форзаце обложки художник изобразил подаренные бобы, темно-фиолетовые, в розовую крапинку, в натуральную величину на раскрытых ладонях. Иллюстрации были закончены, книга вышла из печати. Но когда он раскрыл авторский экземпляр, то увидел, что бобы на форзаце зелёного цвета! Начал выяснять, ему ответили, что корейцы их перекрасили, потому что в Корее бобы зелёные!
|
|
Ковалевский, В. В. Сокровища горы Иль – Урун / Владимир Ковалевский ; художник Михаил Бычков. – Москва : ИД Мещерякова, 2010. – 111 с. : цв. ил.
Добрый и отзывчивый парень Хабиб, милая девушка-служанка-принцесса Айгюль, часовых дел мастер Голландец и раб-великан Оги Обамба путешествуют по землям Востока, сталкиваясь в пути с многочисленными трудностями и опасностями, чтобы в конце концов восстановить справедливость и разгадать тайну горы Иль-Урун.
Иллюстрируя книгу «Сокровища горы Иль-Урун», Михаил Бычков впервые соприкоснулся с Востоком. Сказка подвигла изучать персидскую живопись и рисунок. Художник впервые рисовал чалму, восточные халаты, казан, джина и в целом восточный город. Рисунки получились необычайно красивые и яркие, похожие на цветную мозаику восточных дворцов.
|
|
Ласкин, С. Б. Саня Дырочкин – человек семейный : записки первоклассника : повесть / Сергей Ласкин ; рисунки М. Бычкова. – Ленинград : Детская литература, 1979. – 111 с. : ил.
С Михаилом Бычковым автор встретился в издательстве в 1979 году, когда принёс туда рукопись детской книги под названием «Саня Дырочкин – человек семейный». Ему сказали, что иллюстрировать её будет молодой художник Михаил Бычков.
Он оказался человеком неутомимым: делая набросок за наброском, отвергал прекрасные, как казалось автору, варианты, пока не достигал удивительной выразительности и наибольшего приближения к тексту.
Однажды он попросил познакомить его с Мотей, немаловажной героиней книги. Собака Мотя жила в соседнем доме. Как она выдержала такую нагрузку – позировать художнику – знает только она сама… Устав, она уносилась под диван, но он и тут умудрялся нарисовать её, чуть ли не ложился на пол. Получилось более пятидесяти зарисовок собаки.
|
|
Ласкин, С. Б. Саня Дырочкин – человек общественный : записки третьеклассника : повесть / Семен Ласкин ; рисунки М. Бычкова. – Ленинград : Детская литература Ленинградское отделение, 1988. – 173, [2] с. : цв. ил.
Бычков детей рисовал всюду: в метро и в автобусах, во дворе и около школы и даже в классах. Рисовал их характеры, лица. Когда художник принёс автору готовый макет книжки «Саня Дырочкин – человек общественный», тот снял с полки первую повесть «Саня Дырочкин – человек семейный». Какая обложка лучше?
На одной были удивительно задумчивый Саня и такая же задумчивая Мотя. Осень роняла на них свои разноцветные листья. На второй – Саня с друзьями маршировал, теперь это были молодцы, деятельные ребята, а рядом с ними неслась такая же весёлая Мотя. «Обе хороши!» – признался автор.
|
|
Линдгрен, А. Эмиль из Лённеберги : повести / А. Линдгрен ; перевод со шведским Л. Брауде и Е. Паклиной ; художник М. Бычков. – Санкт-Петербург : ЛИК, 1996. – 186 с. : ил. – (Чудесная компания).
«Эмиль из Леннёберги» – весёлая и добрая книга. Для того чтобы получились такие красочные иллюстрации, М. А. Бычков изучил все малейшие детали быта в провинциях Швеции.
Впервые, именно для «Эмиля», Михаил Абрамович придумал анимацию по углам книги: поросёнок прыгает через верёвку, фигурки движутся, что вполне соответствовало духу озорного текста Астрид Линдгрен.
Книга оформлена в виде дневника. В названиях глав написаны числа и дни недели, когда с Эмилем что-то происходило.
|
|
Норин, Д. Н. Поющие булочки : маленькие сказки и истории / Даниил Норин ; художник Михаил Бычков. – Калининград : Янтарный сказ, 1998. – 51 с. : цв. ил.
Сборник сказок Даниила Норина «Поющие булочки» М. А. Бычкову предложил иллюстрировать директор издательства «Максима». Это было в конце 80-х годов. Прежде чем взяться за работу, Бычков решил познакомиться с автором. Норин произвел впечатление доброго, ранимого и не очень приспособленного к жизни человека. Бычков рисовал в квартире Д. Норина, таким образом, на страницы книги попали старая печь, настенные часы, кресло, разбросанные по квартире мягкие игрушки.
В книге живут самые разнообразные персонажи! Героями здесь могут быть и зонтики, и отражения людей в зеркале, а молоко может по-настоящему сбежать из кастрюли... Оригинально, весело, и очень по-доброму. А прекрасные иллюстрации художника делают это волшебство ещё ближе! Они великолепны, их много, на каждом развороте – большие, яркие, очень-очень красивые.
К сожалению, «Поющие булочки» – единственная книга рано ушедшего из жизни замечательного петербургского сказочника Д. Норина.
|
|
Олеша, Ю. К. Три толстяка : роман для детей / Ю.К. Олеша ; художник М. Бычков. – Санкт-Петербург : Северо-Запад, 1993. – 154 с. : ил.
Трёх толстяков М. Бычкова всё ещё вспоминают давно выросшие дети. Неслучайно книга была переиздана не один раз. В чём же загадка столь удачной книжной жизни? Художник нашел верное изобразительное решение, его книга именно нарисована. В белом бумажном пространстве персонажи сказки оживают, действуют, совершают свои подвиги и подлости. В цветных иллюстрациях выстраивается динамичное, яркое цирковое зрелище, заставляющее с увлечением листать страницу за страницей.
А сколько удивительных деталей! Хочется рассматривать и одежду, и обувь, и оружие, и то, как устроена карета или повозка циркачей, и буквально каждую травинку и листик. Будьте уверены: всё нарисовано абсолютно точно, в согласии с природой, временем и замыслом писателя. Это одна из заповедей художника: иллюстрации к детским книгам должны быть реалистичными, узнаваемыми и в то же время познавательными.
|
|
Перро, Ш. Волшебные сказки. Кот в сапогах. Мальчик-с-пальчик / Шарль Перро ; художник Михаил Бычков ; пересказ Т. Г. Габбе и М. А. Булатова. – Санкт-Петербург : Акварель, 2013. – 37, [8] с. : цв. ил. – (Серия «Волшебные кисти»).
Закончив иллюстрировать книгу «Кот в Сапогах», Михаил Бычков написал следующее послесловие: «Для этой книги я вывел новую породу коней – «Конь мышастый». Смастерил карету из тыквы. Если у вас есть садовый участок, попробуйте сами. Выточил из горного хрусталя туфельку, сами понимаете – хрустальную. Построил множество замков. Изучил все виды паутины. Вырастил несколько волшебных лесов. Дверцы шкафа пришлось прижать спиной, чтобы закрылись – столько набралось платьев, бантов, перьев, шляп, вееров, сумок и кошельков.
А сапоги! Сколько я их стачал. И коту, и людоеду, и Синей Бороде. Словом, всех обул, одел, накормил. Один стол людоеда чего стоит. Но ему бедняге всё мало. Как заметила моя маленькая дочь, разглядывая увешанные шляпками рога оленя за его спиной: «Он ещё и дамов ел». А вот феи сами прилетели, я тут ни при чём, каждая на своем личном транспорте. Одна даже совершила поездку на кончике моего карандаша. Но ненадолго. Они такие деловые, эти феи…»
Бычков очень любит котов, рисует их почти в каждой книге. Бонифаций (прототип Кота в сапогах) найден был женой художника и прожил в семье 18 лет. Сейчас с ним живет кошка Дымка, прототип Мурёнки из Серебряного копытца.
|
|
Перро, Ш. Золушка, или Хрустальная туфелька ; Синяя борода : волшебные сказки / Шарль Перро ; пересказ Т. Габбе и М. Булатова ; художник Михаил Бычков. – Санкт-Петербург : Акварель, 2013. – 42 с. : цв. ил. – (Волшебники кисти).
Золушка вдохновляла писателей и поэтов, композиторов и балетмейстеров, кинорежиссеров и мультипликаторов. И, конечно, художников! Михаилу Бычкову удалось разгадать главный секрет героини.
Иллюстрации получились необычные, и это очень важно – видеть Золушку немного другой, не конфетной принцессой, как часто изображается в книгах. Присмотритесь внимательно: в великолепном бальном наряде она осталась той же милой и доброй девочкой, какой была в простеньком платьице, испачканном золой.
|
|
Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители : повесть-сказка / А. Погорельский ; художник Михаил Бычков. – Москва : Дрофа-Плюс, 2006. – 76, [3] c. : цв. ил.
Прежде чем взяться за иллюстрации, М. А. Бычков как всегда, изучил все главные источники информации о Петербурге того времени, когда происходило действие. Как выглядел дом, в котором располагался пансион, как там была мебель, какими были костюмы учеников. От сотрудника Эрмитажа С. Летина, художник узнал такую существенную подробность, что в XVIII веке, выходя на улицу, не переобувались. Алёша в одних и тех же сапожках сидел на уроках и выбегал покормить Чернушку. Художником была даже установлена порода чёрной курицы – лангшан.
Волшебная история, написанная Погорельским, передана художником в таинственной гармонии чёрного, оранжевого, жёлтого и бирюзового оттенков, и всегда в ощущении внезапности. Рисунки возникают словно вспышки, и ведут по лабиринту увлекательного рассказа, точно отвечающие сюжетному движению. Сон Алёши, пробуждение, свет подземного царства, неведомый мир жуткого царства муляжных рыцарей. Всё это прописано художником очень чётко. А потом прощально-щемящая иллюстрация, когда жители подземного царства уходят.
В какой-то момент работы Бычков понял, что в «Чёрной курице» наземная жизнь тесна и замкнута, а волшебный подземный мир обладает своим огромным пространством, в котором исход многочисленного народа – глобальная трагедия.
Замечательная сказка была написана Антонием Погорельским для своего десятилетнего племянника Алёши Толстого. Этот мальчик стал впоследствии известным писателем и поэтом.
|
|
Сент-Экзюпери, Антуан де. Жизнь как сказка / Антуан де Сент-Экзюпери ; авторский текст Александра Евстратова ; художник Михаил Бычков. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. – [34] с. : цв. ил.
В республике Корея в начале 2000 года для детей стала издаваться серия «Биографии выдающихся людей». Это были книжки-картинки небольшого формата, каждый разворот был посвящен важному этапу в жизни героя.
После выхода в Корее книги «Джек и бобовый росток» с иллюстрациями М. Бычкова, корейское издательство предложило список из десяти имен для иллюстрации биографий. Бычков выбрал биографию Экзюпери потому, что знал о нём очень мало и хотел знать больше. В медиатеке Французского института художник листал книги, альбомы, прочёл о писателе две монографии, пройдя таким образом весь путь лётчика, вплоть до последнего вылета на самолёте-разведчике.
В 2016 году издательство «Речь» предложило Михаилу Абрамовичу издать биографию Экзюпери для детей с его иллюстрациями. Это не было переизданием, это был совсем новый проект, принципиально отличающийся от корейского. Тексты написаны специально под иллюстрации художника.
Каждый разворот книги практически превращён художником в живописное полотно. Переворачиваешь страницу – и от раскинувшегося цветного простора захватывает дух. А в биографии французского романиста и сказочника было где развернуться с пейзажами. Куда только лётчика ни заносил его авантюрный характер: и в горы, и в пустыни, и в большие города. Кроме того, художник достоверно воспроизвёл многие подробности из жизни писателя: старинный замок – родовое гнездо, портреты издателя и друзей-лётчиков, любимую семью. Более того, все нарисованные самолёты – те самые, на которых летал Сент-Экзюпери.
|
|
Толстой, Л. Море (описание) / Лев Николаевич Толстой ; художник Михаил Бычков. – Санкт-Петербург : Азбука, 2014. – [40] с. : цв. ил. – (Серия «Доброе и вечное»).
Однажды М. Бычкову позвонила дочь Таня и сказала, что нашла малоизвестный текст Л. Толстого «Море. Описание». Толстой не включал этот маленький рассказ в свои книги для детского чтения. Таня нашла его в полном собрании сочинений Толстого.
В мастерской художника находилась целая полка книг о море, и он с радостью включился в работу над этим проектом. Ему захотелось сделать книгу о самых красивых кораблях за всю историю мореплавания. Найти прототипы кораблей в первоисточниках было непросто. Бычков изучил модели кораблей, нашёл их изображения на старинных гравюрах, в музеях. Корабли получились просто замечательные, настоящие! Ну а море, согласно тексту, должно было изменяться на каждой странице по нарастающей, вплоть до урагана. Изобразить стихию художнику помогли личные впечатления, которые остались с молодости, когда он ходил на рыболовецком траулере.
|
|
Толстой, Л. Н. Были. Прыжок. Пожарные собаки. Акула / Лев Николаевич Толстой ; художник Михаил Бычков. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – [48] с. : цв. ил. – (Серия «Образ Речи»).
В эту книгу вошли три рассказа Л. Н. Толстого: «Прыжок», «Акула» и «Пожарные собаки».
Михаил Бычков связал тексты пёстрой нитью кругосветного морского путешествия и пригласил читателей в путь.
Книгу украсили великолепные морские пейзажи, исполненные художником с большим вкусом и большим чувством. Именно эти пейзажи делают книгу нарядной и праздничной.
В работе над иллюстрациями к этой книге художнику, как обычно, пришлось многое узнать. Л.Н. Толстой написал «большая обезьяна». Но какая именно? Бычков перебрал все виды обезьян, вспомнил кругосветное путешествие Крузенштерна и остановился на шимпанзе, ведь они большие, умные и симпатичные. На другой иллюстрации моряки купаются в море в парусе. Почему? Оказывается, в кругосветных путешествиях моряки всегда купались в парусе, опущенном в воду, потому что боялись акул, и потому, что большинство моряков не умели плавать.
В конце книги есть небольшие статьи об авторе и художнике. Интересно послесловие Михаила Бычкова, где он рассказывает о работе над иллюстрациями, приоткрывая свои творческие секреты.
|
|
Награды и премии Бычкова Михаила Абрамовича:
1997 – Серебряная медаль Московской Международной Книжной Ярмарки (ММКВЯ-97) за иллюстрации к книге Астрид Линдгрен «Эмиль из Леннеберги».
2002 – Почетный диплом Международного Совета по детской книге IBBY (Certificate of Honor for Illustration 2002, International Board on Books for Young People) за иллюстрации к книге А. Грина «Алые паруса». Книга занесена в международный Почетный Лист IBBY (IBBY Honour List 2002). Имя художника занесено IBBY в Почетный Список лучших иллюстраторов мира.
2003 – Почетный диплом «Книга года» Всероссийского конкурса искусства книги в номинации «Художник-иллюстратор» за иллюстрации к книге Н.В. Гоголя «Невский проспект».
2004 – Почетный диплом и медаль Второго независимого Биеннале Графики в Санкт-Петербурге за иллюстрации к книге Н. В. Гоголя «Невский проспект».
2005 – Почетный Диплом Академии Художеств России за иллюстрации к книге Н.В. Гоголя «Невский проспект».
2008 – Премия Правительства Санкт-Петербурга по литературе, искусству и архитектуре за дизайн серии альбомов «Легенды русского балета»
2013 – Диплом первой степени Всероссийского конкурса «Образ книги» в номинации «Лучшие иллюстрации для детей и подростков» за иллюстрации к сказке П.Бажова «Серебряное копытце».
2014 – Литературная премия имени С. Маршака 2004 – 2014 в номинации «Художник десятилетия».
При подготовке материала были использованы следующие ресурсы: 1.Художник Михаил Бычков : [сайт] / Михаил Бычков. – URL : http://www.bychkov-books.spb.ru (дата обращения: 22.01.2020).