344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих
  1. Краеведение
  2. Литературные прогулки по Донскому краю
  3. Дон, Жак и теплоход «Заря»: водное путешествие

Дон, Жак и теплоход «Заря»: водное путешествие

https://www.high-endrolex.com/26
%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BE%D0%BD.png
17 мая 2024, Пятница 12:05 Просмотров: 254


День реки Дон
 Сегодня мы совершим увлекательное краеведческое путешествие по реке Дон, по традиции взяв с собой книгу из краеведческого фонда библиотеки. На этот раз мы отправляемся по маршруту, описанному Вениамином Жаком в стихотворении «Помощник капитана» из сборника «Песенка-лесенка».

Сборник «Песенка-лесенка»

Творчество донского поэта Вениамина Константиновича Жака можно назвать неисчерпаемым источником для литературно-краеведческих изысканий. Причина этого кроется в огромной трудоспособности поэта и живому интересу ко всем происходившим вокруг него событиям из жизни не только родного города, но и всей страны. Как и дети, живо интересующиеся всем на свете, этот детский писатель описывал многое того, что увидел, словами, понятными и доступными для своей читательской аудитории.

После произведения «Чудесная лестница» – о Волго-Донском канале, моё внимание привлекло ещё одно стихотворение, рассказ о котором будет логическим продолжением водных прогулок по Донскому краю.

Тёплым весенним утром предлагаю вам прогуляться на ростовскую набережную реки Дон, к причалу, где стоят корабли и теплоходы, взяв с собой книгу – сборник стихотворений В. Жака.

На примере произведения «Помощник капитана» мы покажем, как много интересного можно узнать, читая текст и уточняя информацию о вещах, предметах и явлениях, происходящих по ходу сюжета.

Панорама Дона

Мы пришли на берег Дона.

Река, на которой расположен наш город – Ростов-на-Дону, по протяжённости является пятой водной артерией Европы. Широкая, судоходная, 1870 км в длину – одна из самых больших рек южных степей, она берёт свое начало в Тульской области, из маленького ручейка Берёзка, что недалеко от города Новомосковска. Там есть памятный знак – «Исток Дона», и именно оттуда, постоянно меняя направление своего течения – с севера на юг, а в средней и нижней своих частях – с востока на запад, Дон несёт свои воды в Азовское море через широкие «ворота» дельты Таганрогского залива.

Душевно об этом написано у донского писателя-краеведа В. С. Моложавенко в книге «От Иван-Озера до Азовского моря. Путешествие по Дону», в том числе, и о том, почему называют нашу реку уважительно «Дон Иванович»: «именуют его «Ивановичем» потому, что он вытекает из Иван-озера… Но вот диво: побывал я у истоков Дона и воотчию убедился, что никакого отношения к Дону Иван-озеро … не имеет. Оно только соседствует с Доном. Строго говоря, Иван-озера сейчас нет! Не подумайте, что оно высохло, нет! Оно стало частью Шатского водохранилища, из которого пьёт воду Новомосковский химический комбинат имени В.И. Ленина. А Дон давным-давно отгорожен от Иван-озера железнодорожной дамбой».

Название река Дон получила от арийского слова «Дану» – в переводе на русский «река». Первое описание реки Дон с названием Танаис дал античный историк Геродот, который назвал эту реку основной границей Европы и Азии.

Дон – важнейшая экономическая артерия России. Даже здесь, в черте Ростова, видно, насколько интенсивно движение грузовых судов по Дону, а если вы когда-нибудь ездили на электричке в сторону Таганрога, вид караванов из барж и танкеров, плывущих по реке, покажется вам ещё более впечатляющим. Период навигации на Дону длится с апреля по декабрь.

Баржи на Дону

Помимо перевозки грузов – зерна, древесины и строительных материалов, по Дону ходят и прогулочные суда.

Экскурсии по реке – короткие и многодневные – на теплоходе – более полувека являются популярным видом отдыха туристов и местных жителей. Вот к причалу подходит теплоход, и пассажиры выходят на берег.

Прогулочные корабли на набережной Дона

И в прошлом веке картина была сходной, с одним только отличием: вместо туристов-экскурсантов, на берег сходили пассажиры, прибывшие в донскую столицу из соседних населённых пунктов, транспортная доступность которых достигалась именно с помощью речных перевозок.

Об этом много-много лет назад писал известный донской поэт Вениамин Константинович Жак.

«Заря» — красивый теплоход -
И почту возит, и народ.
Из Константиновской в Ростов
Идёт одиннадцать часов.

В те далёкие годы, когда было написано произведение В.Жака, по Дону ходили суда попроще и поменьше. Об одном из таких транспортных водных средств – теплоходе «Заря» и о тех, кого он перевозил по реке, рассказывает стихотворение Вениамина Жака:

На бочках,
на узлах,
бидонах —
Везде на палубе народ.
Свежеет ветер по-над Доном,
Платки цветные с женщин рвёт.
Сердитый жёлто-красный кочет
В кошёлке дальше плыть не хочет.
Трясёт багровым гребешком:
— Ку-ка-ре-ку!
Пойду пешком!

Наверное, сложно себе представить, как выглядела эта картина тех времён, а уж найти подобное водное транспортное средство на набережной Дона сегодня не представляется возможным.

Но, чтобы восстановить хоть немного то время, обратимся к истории судоходства на Дону и узнаем, что в 60-е годы на Московском судостроительном и судоремонтном заводе выпускались теплоходы проекта «Заря». Они в буквальном смысле слова произвели революцию в транспортном сообщении на речных просторах нашей родины.

Из истории пароходства на Дону)

В районах с неразвитой дорожной сетью и мелководными реками, не оборудованными причалами, традиционными видами транспорта были лодки. Именно в таких места были направлены теплоходы проекта «Заря». Они обеспечили надёжную связь между маленькими посёлками на берегах рек и райцентрами: перевозили местных жителей, туристов, грибников, дачников, отдыхающих в пионерских лагерях детей и в домах отдыха – взрослых.

«Глянь, станица нас встречает,
Над водою выстроясь,
Теплоход сейчас причалит
К Мелиховской пристани.
Видишь – вон какой просторный
Трёхэтажный белый дом,
Очень многие шахтёры
Отпуск свой проводят в нём.

Теплоходы проекта «Заря» являлись пассажирскими скоростными глиссирующими речными судами с водомётным движителем для перевозки пассажиров и багажа по малым рекам в светлое время суток. Они легко пришвартовывалась к пологому берегу, в том числе, и не оборудованному пирсом. Благодаря плоскому днищу этот теплоход и на отлогом берегу мог запросто выйти наполовину на песок, посадить-высадить людей, и легко сойти в воду обратно. «Заря» была удивительным по маневренности судном, её реверсивно-рулевое устройство позволяло развернуться практически на месте.

Сегодня, конечно, мы не увидим этих старых теплоходов у пристани. Это проект 1969 года, по нему теплоходы «Заря» выпускались с 1965 по 1985 год на Московском судостроительном и судоремонтном заводе. За это время их было выпущено порядка 200 экземпляров. Московский судостроительный завод в 2015 году был закрыт, теплоходов его производства остается всё меньше.

В 80-е годы эти кораблики называли речными автобусами, а в простонародье – «калошами». Пассажирский салон теплохода «Заря» был автобусного типа с трёхместными сиденьями вдоль каждого борта, рассчитан на 60 сидячих пассажиров.

Из недостатков – от них была большая волна, на которой трясло прилично, и рёв двигателя был почти самолётный: на первых теплоходах стоял именно авиационный двигатель дизельного типа. Водомёты на теплоходах «Заря» сегодня бы вызвали много вопросов к экологичности: мощной струёй размывались берега в зоне посадки и высадки, из-за чего на путях следования теплохода происходила массовая гибель мальков. Кроме того, за теплоходом всегда тянулся шлейф сизого дыма: конструкция двигателя была несовершенной, в нём пригорало масло, выхлопные газы смешивались с водой, когда попадали за борт, загрязняя водоёмы.

По этой причине эксплуатация теплоходов типа «Заря» в середине 1980-х годов на ряде рек Европейской части России, в частности, на Дону, была прекращена. До начала 1990-х годов в Ростове-на-Дону было не менее 5 судов на обслуживании маршрутов нижней части Северского Донца. А по состоянию на 2019 год эксплуатация большинства теплоходов типа «Заря» была прекращена. Большая их часть разрезана на металлолом. Осталось около 20 по всей стране, в основном на северных реках, где берега более прочные. В ведении Амурского пароходства находится, пожалуй, единственное судно, которое модернизировано технически, но сохранило почти аутентичный облик и является последним судном серии с оригинальным двигателем все ещё работающим на регулярных рейсах.

Списанные теплоходы часто использовались в качестве плавучих кафе и дач, причальных сооружений, понтонов.

Корабль-кафе

Эта информация показалась нам настолько увлекательной, что мы забыли посмотреть на год выхода книги Вениамина Жака «Помощник капитана».

А зря!

Библиографическая справка по этому вопросу оказалась неумолимой:

Жак, В. К. Помощник капитана : стихи для дошкол. возраста / В. К. Жак ; ил. В. Д. Бирюкова. — Ростов-на-Дону : Ростиздат, 1941. — 16 ненум. с. : ил.

Как оказалось, впервые это произведение было опубликовано в далёком 1941 году!

Получается, что «Заря» — это название судна, а не технического проекта. Увы, при таких раскладах найти фото теплохода с названием «Заря» – ещё сложнее. Но мы пытались. И на обложке книги «Ростов-на-Дону» вычислили-таки одну «Зарю». Изображение совсем небольшое, в левом углу. А в правом – более современное прогулочное судно – «Ракета».

Справочник «Ростов-на-Дону»

И, поскольку речь в стихотворении В.Жака идёт о 40-х годах прошлого века, заодно поинтересовались историей транспортного пароходства на Дону довоенных лет. Нашли много интересного!

Вот, например, книга Н. П. Малышева «От казачьего каюка до «Ракеты» из фонда библиотеки: в ней собраны упоминания о ростовском порте писателей Владимира Короленко и Максима Горького, К. Тренёва и К. Станюкевича, рассказ о работе по созданию системы оповещения изобретателем радио, физиком А.С.Поповым и о проекте устройства шлюзов на Дону и Северском Донце знаменитым учёным Дмитрием Ивановичем Менделеевым.

Оказывается, после революции от прежнего флота на нижнем Дону и в Азовском море осталось 26 пароходов, большинство было переименовано, Н. П. Малышев приводит их список, «Зари» среди них нет. На судоремонтных заводах «Красный Дон» и «Красный моряк» старые корабли ремонтировали и восстанавливали. В навигацию 1936 года по Дону уже ходили двухпалубные пароходы «С. Киров» и «В. Куйбышев». В 30-х годах в Ростове-на-Дону уже были здание морского вокзала и речная пассажирская пристань. В 1939 году донской флот насчитывал сотню самоходных судов и около трёхсот барж.

А вот и сведения о речном транспортном сообщении того самого, 1941 года, в котором и вышла впервые книга В. Жака «Помощник капитана».

Итак, 1 мая 1941 года в рейсы отправились пассажирский пароход «С. Киров» и теплоход «А. Чехов», 10 июня ледокол «Фанагория» вывел в Таганрогский залив учебный парусник «Вега» – начиналась учебная практика курсантов Ростовского мореходного училища имени Седова.

В довоенный период название теплохода «Заря» у Н. Малышева не упоминается, хотя про воскресные речные прогулки на пароходах и катерах речь заходит.

Логично, что пассажирские и туристские перевозки выросли только после войны, на этих рейсах работали суда типа «Дунай» – двухпалубные теплоходы. Им на смену пришли «ракеты» – скоростные суда на подводных крыльях производства горьковского завода «Красное Сормово». Первая «ракета» прибыла на Дон в 1962 году. Следом за ними появились на Дону морские суда на подводных крыльях – «кометы», прибыли новые сухогрузы – теплоходы типа «река-море» серии «Волго-Дон», которые можно увидеть на реке и сейчас. Последним в книге Н.Малышева упоминается проект пассажирского теплохода «Орион», как и корабли проекта «Заря», предназначенный для пассажирских перевозок на реках с ограниченными глубинами.

Значит, точного совпадения нам найти не получится. Но мы уже на набережной, и, конечно, нам интересно посмотреть, какие корабли сегодня бороздят просторы Тихого Дона.

Теплоход Т. Шевченко

Первым в кадр попал теплоход «Т. Г. Шевченко». У этого судна любопытная история. Оно было построено на немецкой судоверфи Elbewerft Boizenburg. «Тарас Шевченко» сначала ходил по маршруту «Киев-Севастополь-Одесса-Стамбул», в 2003 году совершил уникальный рейс «Констанца-Усть-Дунайск-Ялта-Херсон-Запорожье-Днепропетровск», а потом долго ходил по водному пути «Ростов-на-Дону-Волгоград-Саратов-Нижний Новгород-Чебоксары-Ярославль-Санкт-Петербург-Кижи». Затем теплоход продали Казахстану и он был гостиницей для нефтяников с портом приписки Актау. Пока не перебрался в Ростов-на-Дону. Большие суда вообще долгожители, и, несмотря на сегодняшний весьма потрёпанный вид этого теплохода, напоминающий его старость, завтра он вполне может быть возрождён, переоборудован и отправлен в путешествие по рекам нашей страны.

От больших теплоходов мы переходим к причалам, от которых идут в путь прогулочные суда, и ищем что-нибудь похожее на кораблик «Заря». И вот они – теплоходы проекта «Москва»: пассажирские, с одноярусной надстройкой, рулевой рубкой на крыше надстройки – прямо как на картинке из книжки!

Иллюстрация к стихотворению «Помощник капитана»

Суда данного типа — самая массовая серия прогулочных теплоходов в России, у ростовского причала мы видим два из более 400, бороздящих реки по всей России – «Москва - 76» и «Анатолий Осенний».

Вот причалила «Заря»,
Алым вымпелом горя,
Положили сходни,
Пассажиры сходят.

Современные прогулочные теплоходы, которые иногда именуют «речными трамвайчиками», везут отдыхающих на прогулки по Дону в черте Ростова, и по самому, пожалуй, известному туристическому маршруту – в Старочеркасск.

«Красные играют краски
На домах Старочеркасска.
У борта стоит народ,
Говорит экскурсовод:
- Эта тихая станица –
Дона древняя столица…

Старочеркасск –– особое место нашего края – место рождения Войска Донского, колыбель казачества. Посмотреть его достопримечательности приезжают со всей страны: побродить по улочкам станицы, увидеть Атаманский дворец, Дом атамана Кондратия Булавина, старинные казачьи дома и войсковой Воскресенский собор XII века.

Панорама Старочеркасска

Погуляли и мы по недавно оборудованному парку на набережной, возвращаемся на причал, и снова в путь.

Солнце жарче. Солнце выше,
Голубеет небосвод...
Загудел
и снова вышел
В путь
красавец-теплоход.
Под раскидистою ивой,
Что склонилась у реки,
Дед сидит
и терпеливо
Смотрит он на поплавки.
Шура деду пожелал
Чтоб быстрей сома поймал.

Рыбак на Дону

Кстати, на набережной Ростова есть памятник этому рыбаку!

Памятник рыбаку, автор памятника С. Исаков

Пароход причаливает к берегу, а мы читаем заключительные строки стихотворения Вениамина Жака:

А за островом Зелёным
Блещет окнами домов
Самый главный город Дона,
Город-труженик —
Ростов!

Ростов

Надеемся, вам понравился это небольшой краеведческий экскурс с книгой, и вы узнали для себя что-то новое о нашем родном крае. И захотели прочитать о нём интересную книгу, ведь книги – это говорящие свидетели разных эпох.

Мир вокруг нас меняется.
Но есть ориентиры.
Это книги.
В них – история.
Открывая книгу, вы узнаете новое.
Необычное.
Интересное.
Неожиданное.

Приходите почитать!

Дорогами книг вас вела Татьяна Леонидовна Пугачева,
библиотекарь отдела методической работы
ГБУК РО "РОДБВ"

 

Список литературы:

Жак, В. Песенка — лесенка / Вениамин Жак ; рисунки Н. Драгунова. — Ростов-на-Дону : Ростовское книжное издательство, 1965. —102 с. ; ил.

Малышев, М. П. От казачьего каюка до «ракеты» : краткий очерк о судоходстве на Дону / М. П. Малышев ; художник А. Г. Мосин. — Ростов-на-Дону : Ростовское книжное издательство, 1979. — 96 с. ; ил.

Моложавенко, В. С. От Иван — озера до Азовского моря : путешествие по Дону / В. С. Моложавенко. — Москва : Профиздат, 1982. — 240 с.; ил.

К Дню военно-морского флота: история судоходства на Дону // История и культура Ростовской области : [сайт]. - 09.06.2010. - URL: http://rostov-region.ru/news/item/f00/s02/n0000210/index.shtml (дата обращения: 16.05.2024)

Теплоходы и навигация на Дону // Livejornal : [блог-платформа]. - soullaway. - 24.11.2020. - URL : https://soullaway.livejournal.com/397910.html (дата обращения: 16.05.2024)




https://www.high-endrolex.com/26