Дон, Жак и теплоход «Заря»: водное путешествие
Сегодня мы совершим увлекательное краеведческое путешествие по реке Дон, по традиции взяв с собой книгу из краеведческого фонда библиотеки. На этот раз мы отправляемся по маршруту, описанному Вениамином Жаком в стихотворении «Помощник капитана» из сборника «Песенка-лесенка».
Творчество донского поэта Вениамина Константиновича Жака можно назвать неисчерпаемым источником для литературно-краеведческих изысканий. Причина этого кроется в огромной трудоспособности поэта и живому интересу ко всем происходившим вокруг него событиям из жизни не только родного города, но и всей страны. Как и дети, живо интересующиеся всем на свете, этот детский писатель описывал многое того, что увидел, словами, понятными и доступными для своей читательской аудитории.
После произведения «Чудесная лестница» – о Волго-Донском канале, моё внимание привлекло ещё одно стихотворение, рассказ о котором будет логическим продолжением водных прогулок по Донскому краю.
Тёплым весенним утром предлагаю вам прогуляться на ростовскую набережную реки Дон, к причалу, где стоят корабли и теплоходы, взяв с собой книгу – сборник стихотворений В. Жака.
На примере произведения «Помощник капитана» мы покажем, как много интересного можно узнать, читая текст и уточняя информацию о вещах, предметах и явлениях, происходящих по ходу сюжета.
Мы пришли на берег Дона.
Река, на которой расположен наш город – Ростов-на-Дону, по протяжённости является пятой водной артерией Европы. Широкая, судоходная, 1870 км в длину – одна из самых больших рек южных степей, она берёт свое начало в Тульской области, из маленького ручейка Берёзка, что недалеко от города Новомосковска. Там есть памятный знак – «Исток Дона», и именно оттуда, постоянно меняя направление своего течения – с севера на юг, а в средней и нижней своих частях – с востока на запад, Дон несёт свои воды в Азовское море через широкие «ворота» дельты Таганрогского залива.
Душевно об этом написано у донского писателя-краеведа В. С. Моложавенко в книге «От Иван-Озера до Азовского моря. Путешествие по Дону», в том числе, и о том, почему называют нашу реку уважительно «Дон Иванович»: «именуют его «Ивановичем» потому, что он вытекает из Иван-озера… Но вот диво: побывал я у истоков Дона и воотчию убедился, что никакого отношения к Дону Иван-озеро … не имеет. Оно только соседствует с Доном. Строго говоря, Иван-озера сейчас нет! Не подумайте, что оно высохло, нет! Оно стало частью Шатского водохранилища, из которого пьёт воду Новомосковский химический комбинат имени В.И. Ленина. А Дон давным-давно отгорожен от Иван-озера железнодорожной дамбой».
Название река Дон получила от арийского слова «Дану» – в переводе на русский «река». Первое описание реки Дон с названием Танаис дал античный историк Геродот, который назвал эту реку основной границей Европы и Азии.
Дон – важнейшая экономическая артерия России. Даже здесь, в черте Ростова, видно, насколько интенсивно движение грузовых судов по Дону, а если вы когда-нибудь ездили на электричке в сторону Таганрога, вид караванов из барж и танкеров, плывущих по реке, покажется вам ещё более впечатляющим. Период навигации на Дону длится с апреля по декабрь.
Помимо перевозки грузов – зерна, древесины и строительных материалов, по Дону ходят и прогулочные суда.
Экскурсии по реке – короткие и многодневные – на теплоходе – более полувека являются популярным видом отдыха туристов и местных жителей. Вот к причалу подходит теплоход, и пассажиры выходят на берег.
И в прошлом веке картина была сходной, с одним только отличием: вместо туристов-экскурсантов, на берег сходили пассажиры, прибывшие в донскую столицу из соседних населённых пунктов, транспортная доступность которых достигалась именно с помощью речных перевозок.
Об этом много-много лет назад писал известный донской поэт Вениамин Константинович Жак.
«Заря» — красивый теплоход -
И почту возит, и народ.
Из Константиновской в Ростов
Идёт одиннадцать часов.
В те далёкие годы, когда было написано произведение В.Жака, по Дону ходили суда попроще и поменьше. Об одном из таких транспортных водных средств – теплоходе «Заря» и о тех, кого он перевозил по реке, рассказывает стихотворение Вениамина Жака:
На бочках,
на узлах,
бидонах —
Везде на палубе народ.
Свежеет ветер по-над Доном,
Платки цветные с женщин рвёт.
Сердитый жёлто-красный кочет
В кошёлке дальше плыть не хочет.
Трясёт багровым гребешком:
— Ку-ка-ре-ку!
Пойду пешком!
Наверное, сложно себе представить, как выглядела эта картина тех времён, а уж найти подобное водное транспортное средство на набережной Дона сегодня не представляется возможным.
Но, чтобы восстановить хоть немного то время, обратимся к истории судоходства на Дону и узнаем, что в 60-е годы на Московском судостроительном и судоремонтном заводе выпускались теплоходы проекта «Заря». Они в буквальном смысле слова произвели революцию в транспортном сообщении на речных просторах нашей родины.
В районах с неразвитой дорожной сетью и мелководными реками, не оборудованными причалами, традиционными видами транспорта были лодки. Именно в таких места были направлены теплоходы проекта «Заря». Они обеспечили надёжную связь между маленькими посёлками на берегах рек и райцентрами: перевозили местных жителей, туристов, грибников, дачников, отдыхающих в пионерских лагерях детей и в домах отдыха – взрослых.
«Глянь, станица нас встречает,
Над водою выстроясь,
Теплоход сейчас причалит
К Мелиховской пристани.
Видишь – вон какой просторный
Трёхэтажный белый дом,
Очень многие шахтёры
Отпуск свой проводят в нём.
Теплоходы проекта «Заря» являлись пассажирскими скоростными глиссирующими речными судами с водомётным движителем для перевозки пассажиров и багажа по малым рекам в светлое время суток. Они легко пришвартовывалась к пологому берегу, в том числе, и не оборудованному пирсом. Благодаря плоскому днищу этот теплоход и на отлогом берегу мог запросто выйти наполовину на песок, посадить-высадить людей, и легко сойти в воду обратно. «Заря» была удивительным по маневренности судном, её реверсивно-рулевое устройство позволяло развернуться практически на месте.
Сегодня, конечно, мы не увидим этих старых теплоходов у пристани. Это проект 1969 года, по нему теплоходы «Заря» выпускались с 1965 по 1985 год на Московском судостроительном и судоремонтном заводе. За это время их было выпущено порядка 200 экземпляров. Московский судостроительный завод в 2015 году был закрыт, теплоходов его производства остается всё меньше.
В 80-е годы эти кораблики называли речными автобусами, а в простонародье – «калошами». Пассажирский салон теплохода «Заря» был автобусного типа с трёхместными сиденьями вдоль каждого борта, рассчитан на 60 сидячих пассажиров.
Из недостатков – от них была большая волна, на которой трясло прилично, и рёв двигателя был почти самолётный: на первых теплоходах стоял именно авиационный двигатель дизельного типа. Водомёты на теплоходах «Заря» сегодня бы вызвали много вопросов к экологичности: мощной струёй размывались берега в зоне посадки и высадки, из-за чего на путях следования теплохода происходила массовая гибель мальков. Кроме того, за теплоходом всегда тянулся шлейф сизого дыма: конструкция двигателя была несовершенной, в нём пригорало масло, выхлопные газы смешивались с водой, когда попадали за борт, загрязняя водоёмы.
По этой причине эксплуатация теплоходов типа «Заря» в середине 1980-х годов на ряде рек Европейской части России, в частности, на Дону, была прекращена. До начала 1990-х годов в Ростове-на-Дону было не менее 5 судов на обслуживании маршрутов нижней части Северского Донца. А по состоянию на 2019 год эксплуатация большинства теплоходов типа «Заря» была прекращена. Большая их часть разрезана на металлолом. Осталось около 20 по всей стране, в основном на северных реках, где берега более прочные. В ведении Амурского пароходства находится, пожалуй, единственное судно, которое модернизировано технически, но сохранило почти аутентичный облик и является последним судном серии с оригинальным двигателем все ещё работающим на регулярных рейсах.
Списанные теплоходы часто использовались в качестве плавучих кафе и дач, причальных сооружений, понтонов.
Эта информация показалась нам настолько увлекательной, что мы забыли посмотреть на год выхода книги Вениамина Жака «Помощник капитана».
А зря!
Библиографическая справка по этому вопросу оказалась неумолимой:
Жак, В. К. Помощник капитана : стихи для дошкол. возраста / В. К. Жак ; ил. В. Д. Бирюкова. — Ростов-на-Дону : Ростиздат, 1941. — 16 ненум. с. : ил.
Как оказалось, впервые это произведение было опубликовано в далёком 1941 году!
Получается, что «Заря» — это название судна, а не технического проекта. Увы, при таких раскладах найти фото теплохода с названием «Заря» – ещё сложнее. Но мы пытались. И на обложке книги «Ростов-на-Дону» вычислили-таки одну «Зарю». Изображение совсем небольшое, в левом углу. А в правом – более современное прогулочное судно – «Ракета».
И, поскольку речь в стихотворении В.Жака идёт о 40-х годах прошлого века, заодно поинтересовались историей транспортного пароходства на Дону довоенных лет. Нашли много интересного!
Вот, например, книга Н. П. Малышева «От казачьего каюка до «Ракеты» из фонда библиотеки: в ней собраны упоминания о ростовском порте писателей Владимира Короленко и Максима Горького, К. Тренёва и К. Станюкевича, рассказ о работе по созданию системы оповещения изобретателем радио, физиком А.С.Поповым и о проекте устройства шлюзов на Дону и Северском Донце знаменитым учёным Дмитрием Ивановичем Менделеевым.
Оказывается, после революции от прежнего флота на нижнем Дону и в Азовском море осталось 26 пароходов, большинство было переименовано, Н. П. Малышев приводит их список, «Зари» среди них нет. На судоремонтных заводах «Красный Дон» и «Красный моряк» старые корабли ремонтировали и восстанавливали. В навигацию 1936 года по Дону уже ходили двухпалубные пароходы «С. Киров» и «В. Куйбышев». В 30-х годах в Ростове-на-Дону уже были здание морского вокзала и речная пассажирская пристань. В 1939 году донской флот насчитывал сотню самоходных судов и около трёхсот барж.
А вот и сведения о речном транспортном сообщении того самого, 1941 года, в котором и вышла впервые книга В. Жака «Помощник капитана».
Итак, 1 мая 1941 года в рейсы отправились пассажирский пароход «С. Киров» и теплоход «А. Чехов», 10 июня ледокол «Фанагория» вывел в Таганрогский залив учебный парусник «Вега» – начиналась учебная практика курсантов Ростовского мореходного училища имени Седова.
В довоенный период название теплохода «Заря» у Н. Малышева не упоминается, хотя про воскресные речные прогулки на пароходах и катерах речь заходит.
Логично, что пассажирские и туристские перевозки выросли только после войны, на этих рейсах работали суда типа «Дунай» – двухпалубные теплоходы. Им на смену пришли «ракеты» – скоростные суда на подводных крыльях производства горьковского завода «Красное Сормово». Первая «ракета» прибыла на Дон в 1962 году. Следом за ними появились на Дону морские суда на подводных крыльях – «кометы», прибыли новые сухогрузы – теплоходы типа «река-море» серии «Волго-Дон», которые можно увидеть на реке и сейчас. Последним в книге Н.Малышева упоминается проект пассажирского теплохода «Орион», как и корабли проекта «Заря», предназначенный для пассажирских перевозок на реках с ограниченными глубинами.
Значит, точного совпадения нам найти не получится. Но мы уже на набережной, и, конечно, нам интересно посмотреть, какие корабли сегодня бороздят просторы Тихого Дона.
Первым в кадр попал теплоход «Т. Г. Шевченко». У этого судна любопытная история. Оно было построено на немецкой судоверфи Elbewerft Boizenburg. «Тарас Шевченко» сначала ходил по маршруту «Киев-Севастополь-Одесса-Стамбул», в 2003 году совершил уникальный рейс «Констанца-Усть-Дунайск-Ялта-Херсон-Запорожье-Днепропетровск», а потом долго ходил по водному пути «Ростов-на-Дону-Волгоград-Саратов-Нижний Новгород-Чебоксары-Ярославль-Санкт-Петербург-Кижи». Затем теплоход продали Казахстану и он был гостиницей для нефтяников с портом приписки Актау. Пока не перебрался в Ростов-на-Дону. Большие суда вообще долгожители, и, несмотря на сегодняшний весьма потрёпанный вид этого теплохода, напоминающий его старость, завтра он вполне может быть возрождён, переоборудован и отправлен в путешествие по рекам нашей страны.
От больших теплоходов мы переходим к причалам, от которых идут в путь прогулочные суда, и ищем что-нибудь похожее на кораблик «Заря». И вот они – теплоходы проекта «Москва»: пассажирские, с одноярусной надстройкой, рулевой рубкой на крыше надстройки – прямо как на картинке из книжки!
Суда данного типа — самая массовая серия прогулочных теплоходов в России, у ростовского причала мы видим два из более 400, бороздящих реки по всей России – «Москва - 76» и «Анатолий Осенний».
Вот причалила «Заря»,
Алым вымпелом горя,
Положили сходни,
Пассажиры сходят.
Современные прогулочные теплоходы, которые иногда именуют «речными трамвайчиками», везут отдыхающих на прогулки по Дону в черте Ростова, и по самому, пожалуй, известному туристическому маршруту – в Старочеркасск.
«Красные играют краски
На домах Старочеркасска.
У борта стоит народ,
Говорит экскурсовод:
- Эта тихая станица –
Дона древняя столица…
Старочеркасск –– особое место нашего края – место рождения Войска Донского, колыбель казачества. Посмотреть его достопримечательности приезжают со всей страны: побродить по улочкам станицы, увидеть Атаманский дворец, Дом атамана Кондратия Булавина, старинные казачьи дома и войсковой Воскресенский собор XII века.
Погуляли и мы по недавно оборудованному парку на набережной, возвращаемся на причал, и снова в путь.
Солнце жарче. Солнце выше,
Голубеет небосвод...
Загудел
и снова вышел
В путь
красавец-теплоход.
Под раскидистою ивой,
Что склонилась у реки,
Дед сидит
и терпеливо
Смотрит он на поплавки.
Шура деду пожелал
Чтоб быстрей сома поймал.
Кстати, на набережной Ростова есть памятник этому рыбаку!
Пароход причаливает к берегу, а мы читаем заключительные строки стихотворения Вениамина Жака:
А за островом Зелёным
Блещет окнами домов
Самый главный город Дона,
Город-труженик —
Ростов!
Надеемся, вам понравился это небольшой краеведческий экскурс с книгой, и вы узнали для себя что-то новое о нашем родном крае. И захотели прочитать о нём интересную книгу, ведь книги – это говорящие свидетели разных эпох.
Мир вокруг нас меняется.
Но есть ориентиры.
Это книги.
В них – история.
Открывая книгу, вы узнаете новое.
Необычное.
Интересное.
Неожиданное.
Приходите почитать!
Дорогами книг вас вела Татьяна Леонидовна Пугачева,
библиотекарь отдела методической работы
ГБУК РО "РОДБВ"
Список литературы:
Жак, В. Песенка — лесенка / Вениамин Жак ; рисунки Н. Драгунова. — Ростов-на-Дону : Ростовское книжное издательство, 1965. —102 с. ; ил.
Малышев, М. П. От казачьего каюка до «ракеты» : краткий очерк о судоходстве на Дону / М. П. Малышев ; художник А. Г. Мосин. — Ростов-на-Дону : Ростовское книжное издательство, 1979. — 96 с. ; ил.
Моложавенко, В. С. От Иван — озера до Азовского моря : путешествие по Дону / В. С. Моложавенко. — Москва : Профиздат, 1982. — 240 с.; ил.
К Дню военно-морского флота: история судоходства на Дону // История и культура Ростовской области : [сайт]. - 09.06.2010. - URL: http://rostov-region.ru/news/item/f00/s02/n0000210/index.shtml (дата обращения: 16.05.2024)Теплоходы и навигация на Дону // Livejornal : [блог-платформа]. - soullaway. - 24.11.2020. - URL : https://soullaway.livejournal.com/397910.html (дата обращения: 16.05.2024)