344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Григорий Мелехов. В поисках правды.

https://www.high-endrolex.com/26

(Литературный час из цикла «История Дона глазами Шолохова).
11 класс
Методико-библиографический материал

Смотреть презентацию

Скачать презентацию, .ptx, 180 МБ

Емельянова Ирина Николаевна,
ведущий библиотекарь
ГБУК РО «Ростовская областная детская
библиотека имени В.М. Величкиной»

Слайды 1, 2

«Бездарные ученики мы у истории – вот что плохо. А у неё одно, весёленькое такое правило есть. Всё, что для предков правым было, для потомков чаще всего неправым оказывается. И далеко ходить не надо. Всё, что нашим отцам-дедам дорого было, мы на штыки подняли. Но и всё, чем мы сегодня восторгаемся, и всех, кто восторгается, скорее всего, уже наши внуки проклянут. А мы всё продолжаем думать, что нас минет чаша сия. Вроде того воришки, который и знает, что рано или поздно воры попадались, но мнит себя таким умным, каких и история не знала… Гомером надо быть, чтобы суда ближайших потомков избежать».

М.А. Шолохов

Слайд 3

Уходят люди, и часто уже некого спросить, как там было, в революцию. А без лица какая же жизнь: это история, собираемая из бумаг.

К счастью, сохранилось, как в каком-то странном отпечатке в облаках, всё, что происходило тогда на земле: хочешь – подойди, поговори на выбор с каждым, хочешь – поднимись к обозрению целого, и всё с одинаковой правдой – это «Тихий Дон» М .А. Шолохова.

Чем дальше, тем больше изумляет эта книга.

В «Тихом Доне» отражена эпоха великих потрясений начала XX века, оказавшая своё влияние на судьбы многих людей, повлиявшая также и на судьбу донского казачества.

Слайд 4

Писатель отобразил вековые традиции донского казачества и особенности их жизни, систему их нравственных принципов и трудовых навыков, сформировавших национальный характер, который наиболее полно воплощён автором в образе Григория Мелехова.

Слайд 5
Судьба прототипа Григория Мелехова

Великий роман Михаила Шолохова заканчивается на том, что главный герой Григорий Мелехов зимой 1922 года топит винтовку в реке и идёт в родной хутор. И всё, дальнейшая судьба его остается на усмотрение читателей. Но сравним судьбу вымышленного героя Гришки Мелехова с историей жизни его реального прототипа – казака Харлампия Ермакова.

Сам Михаил Шолохов на вопрос о прообразе Григория Мелехова и на сходстве с Харлампием Ермаковым отвечал уклончиво: «И да, и нет... Скорее всего, это образ собирательный». Но все жители Вешенской станицы отмечали их поразительное сходство. А белогвардейский офицер Евгений Ковалев, человек начитанный и образованный, служивший в 1919 году вместе с Ермаковым, а после войны ставший литературным критиком, был так поражен внешним сходством, храбростью, и похожими судьбами жизни обоих, что еще в 1933 году написал статью «Харлампий Ермаков – герой «Тихого Дона».

Григорий, его семья, донское казачество и в целом русский народ оказались вовлечёнными в водоворот хаоса и смуты. Каждый столкнулся с необходимостью выбора в переходную эпоху истории России – эпоху, отмеченную кризисом духовной культуры, человеческой морали. В ситуации выбора оказывается и Григорий Мелехов: между жизнью и смертью, правдой и преступлением, устойчивым миропорядком или утопией.

Слайды 6, 7

В образе Григория наиболее полно и цельно отразились родовые особенности Мелеховых, прозванных Турками: «Григорий в отца попёр: … такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».

Слайды 8, 9

В романе М. Шолохов показывает, что крепость народной жизни подточена изнутри: надломлен создававшийся веками лад бытия. Свою лепту в этот процесс внесла связь Григория и Аксиньи, которой предшествовала женитьба Прокофия Мелехова на иноземке и трагедия в родительском доме Аксиньи. Дед Григория предпочёл свои чувства к чужестранке казачьим интересам, отдалившись от жизни хутора и превратившись в «бирюка». Отец Порфирия не простил сыну оскорбления: «В курень его (Прокофия) не ходил до смерти, не забывая обиды». Этот семейный разлом расширился до кровавого преступления внутри казачьей общины: «Прокофий настиг … батарейца Люшню и сзади, с левого плеча наискось, развалил его до пояса».

Для Григория его любовь к Аксинье становится испытанием: страстная, своевольная натура тянется к яркой, но запретной красоте. Их «сумасшедшая связь», их исступлённое горение одним бесстыдным полымем», воспринимается как продолжение того неблагополучия, которое накапливалось задолго до революции.

Слайд 10

Отец сам выбрал невесту для Григория, и это было слишком уж сурово даже для патриархальной, крестьянской семьи начала века. Характерно, что младший сын (человек тоже своенравный и самолюбивый – черта, которая роднит его с отцом) безропотно подчиняется решению и выбору Пантелея Прокофьевича. И понятно: он в душе сам, очевидно, понимает, что скандальным романом с Аксиньей виноват перед семьёй.

Старшего Мелехова тяготит то, что Наталья в их семье стала нелюбимой женой, он всячески помогает ей, проявляет нежность и деликатность.

И личный, и социальный план судьбы Мелехова неразрывно переплетены между собой, их нужно рассматривать в единстве. Если бы в его трагедии были виноваты только революция и Гражданская война, то главный герой был бы жертвой обстоятельств.

Но у Шолохова более глубокий замысел: идея переделки мира, его революционного переустройства исходит от самого казака, причём далеко не худшего сына «батюшки тихого Дона». И начинается это крушение основ бытия с разрушения фундамента человеческой жизни – с семьи.

Любовь Григория к замужней женщине заставляет его ослушаться отца, сделать соседа личным врагом, разорвать союз с законной женой и, наконец, выйти из казачьей общины, податься в батраки. При этом на второй план начинает отодвигаться сам смысл казачьего существования – служба в армии. Уход Мелехова в батраки – это уже революция в миниатюре, где мир переворачивается с ног на голову: от кабальной зависимости и нищеты бежали на Дон, чтобы стать вольными землепашцами.

Григорий думал, что его жизнь навсегда связана с мирным трудом хуторянина в собственном хозяйстве. Главные ценности для него – земля, степь, казачья служба и семья.

Не для кровопролития пришел Григорий в этот мир. Смолоду был он добрым, отзывчивым к чужой беде, влюблённым во всё живое в природе. Как-то на сенокосе случайно зарезал он дикого утёнка и с внезапным чувством «острой жалости» глядел на мёртвый комочек, лежавший у него на ладони.

Слайд 11. Фрагмент 1 (Утёнок)

Но война, неожиданно ворвавшаяся на Донскую землю, заставила его пересмотреть свои убеждения и взглянуть на мир по-новому, познать чужой, незнакомый мир, которым правят иные законы.

Уходя в армию, Григорий при осмотре казацкой формы шероховатыми пальцами «слегка прикоснулся к белым сахарным пальцам пристава», и тот отдернул руку, брезгливо морщась, одел перчатку». И в армии, «глядя на вылощенных, подтянутых офицеров в нарядных бледно-серых шинелях и красиво подогнанных мундирах, Григорий чувствовал между собой и ими неперелазную невидимую стену...» И чем чаще сталкивался герой с чужим миром, тем острее ощущал своё враждебное отношение к нему.

Издавна жили казаки привольно на Дону: занимали землю, сеяли хлеб, воевали с татарами и турками, были надёжной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Первая мировая война оторвала казаков от родной земли, внесла разлад в эту веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь. И с ней безвозвратно рушится вековой уклад. Хмурые ветры задули над Донскими степями.

Слайд 12

Писатель заставляет нас запомнить Григория в гармонической слитности с миром природы, чутким. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю.

Григорий был воспитан в духе преданности казацким традициям, от службы не уклонялся, собираясь с честью выполнить воинский долг и вернуться в хутор. Он, как и положено казаку, проявлял храбрость в боях во время первой мировой войны, «рисковал, сумасбродничал», но очень скоро понял, что нелегко освободиться от боли по человеку, которую он иногда чувствовал. Особенно тяжело перенёс Григорий бессмысленное убийство убегавшего от него австрийца.

Слайд 13. Фрагмент 2

Шолохов М., Собр. соч. в 8-ми томах.- Т.1 / М. Шолохов.- Москва: Правда, 1980.- Стр. 285-287 читать (далее страницы указаны по этому изданию)

Слайд 14

Он даже, «сам не зная для чего, подошёл к зарубленному им австрийскому солдату». А потом, когда отходил от трупа, «путано-тяжек был шаг его, будто нёс за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу».

Слайд 15

А позднее он жаловался Петру: «Я, Петро, уморился душой…

читать т. 1, стр. 317-318

Осознание этого страшной тяжестью легло на душу героя. Скорбный облик убитого являлся потом ему и во сне, вызывая «нутряную боль». Описывая лица попавших на фронт молодых казаков, писатель нашёл выразительное сравнение: они напоминали «стеблинки скошенной вянущей и меняющей свой облик травы». Таким скошенным вянущем стеблем стал и Мелехов — необходимость убивать лишила его душу нравственной опоры в жизни.

Слайд 16

После первого ранения, находясь в госпитале, Григорий узнал новые истины, слушая, как раненый солдат Гаранжа «разоблачал подлинные причины возникновения войны, едко высмеивал самодержавную власть». Казаку было трудно принять эти новые понятия о царе, родине, о воинском долге: «прахом задымились все те устои, на которых покоилось сознание». Но после побывки в родном хуторе он снова ушёл на фронт, оставаясь добрым казаком: «Крепко берёг Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость…». Это было время, когда ожесточилось и огрубело его сердце.

Однако, оставаясь мужественным и даже отчаянным в бою, внутренне Григорий переменился: не мог он смеяться беззаботно и весело, глаза ввалились, скулы обострились, и трудно стало глядеть в ясные глаза ребёнка. «С холодным презрением играл он своей и чужой жизнью, …четыре Георгиевских креста, четыре медали выслужил», но не удалось ему избежать беспощадно опустошающего воздействия войны. Однако личность Григория всё-таки не разрушена войной: не очерствела до конца душа, не смог смириться полностью с необходимостью убивать людей (пусть даже врагов). 

Слайд 17. Фрагмент 3 (Спасение Астахова)

Но если воевать – дело для казаков привычное, то революция внесла в их ряды сомнения.

В феврале одна тысяча девятьсот семнадцатого года царь, которому они присягали, оказался низвергнутым. Произошёл раскол. Перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить. Столкнулись два мира представлений и верований, произошли крутые исторические разломы. Казаки невольно оказались участниками переломных событий эпохи, перед каждым из них встала необходимость определить своё место в новой жизни, найти свою правду. На примере Григория Мелехова автор показал величайший социальный сдвиг в судьбе всего народа, в жизни всей нации. Григорий – единственный персонаж, которому дано право на монологи – «мысли», выявляющие его духовное начало.

Подкупает искренность его побуждений – он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи (ч.VI, гл.21, 28)

В 1917 году после ранения и лазарета, находясь дома в отпуске, чувствовал Григорий усталость, «нажитую войной».

Слайд 18 Читать т. 2, стр. 261

На хуторе казаку захотелось вернуться к делам по хозяйству и остаться с семьёй. Но успокоиться ему не дадут, потому что долго ещё в стране покоя не будет.

Слайд 19

Трагический переворот, расколовший мир казаков на своих и чужих, ставит перед Григорием множественные трудные и острые вопросы. Герой стоит перед выбором. Куда идти? С кем? Для чего? Где правда? Мелехов на своём пути поиска сталкивается с разными людьми, у каждого из которых своя точка зрения на происходящее.

Слайд 20

Так, сотник Ефим Изварин не верит во всеобщее равенство, декларируемое большевиками, он убежден в особой судьбе и предназначении казачества и выступает за самостоятельную, автономную жизнь Донской области. Он сепаратист. Григорий, вникая в суть его речей, пытается с ним спорить, но он малограмотен и проигрывает в споре с хорошо образованным сотником, умеющим последовательно и логично излагать ход своих мыслей. «Изварин легко разбивал его в словесных боях»,— сообщает автор, а потому Григорий попадает под сильное влияние изваринских идей.

Слайд 21

Иные истины внушает Мелехову Подтёлков, считающий, что у казаков общие интересы со всеми русскими крестьянами и рабочими, со всем пролетариатом. Подтёлков убежден в необходимости выборной народной власти. Он настолько грамотно, убедительно и горячо говорит о своих идеях, что это заставляет Григория прислушаться к нему и даже поверить. После разговора с Подтёлковым герой «мучительно старался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить». В Григории, человеке малограмотном и политически неподкованном, несмотря на разные внушения, всё же активно пульсирует стремление найти свою правду, своё место в жизни, то, чему действительно стоит служить. Окружающие предлагают ему разные пути, но Григорий твердо отвечает им: «Сам ищу входа».

Слайд 22

Наступает момент, когда Мелехов всей душой становится на сторону нового строя. Но этот строй своей жестокостью к казакам, несправедливостью вновь толкает Григория на тропу войны. Мелехова шокирует поведение Чернецова и Подтёлкова в сцене расправы над чернецовцами. Оно горит слепой ненавистью и враждой. Григорий, в отличие от них, пытается защитить безоружного врага от беспощадной кровавой расправы. Не за неприятеля вступается Григорий — в каждом из врагов он видит, прежде всего, человека.

Слайд 23. Фрагмент 4

И мечется Мелехов между «красными» и «белыми». Трудно ему найти политическую истину, когда стремительно меняются в мире человеческие ценности, и суть событий неискушённому человеку понять сложно: «К кому же прислониться?» Метания Григория связаны были не с политическими его настроениями, а с непониманием ситуации в стране, когда власть поочерёдно захватывали многочисленные участники враждующих сил. Мелехов готов был сражаться в рядах Красной Армии, но война есть война, без жестокости не обходилось, да и «пропитание» красноармейцам добровольно отдавать зажиточные казаки не хотели. Чувствовал Мелехов недоверие большевиков, их неприязнь к нему, как к бывшему воину царской армии. И сам Григорий не мог понять бескомпромиссную и безжалостную деятельность продотрядов, забирающих зерно.

Слайд 24

Особенно же отталкивали от коммунистической идеи фанатизм и озлобленность Михаила Кошевого, и появлялось желание уйти от невыносимой неразберихи. Хотелось понять и осмыслить всё, найти свою, «настоящую правду», но, видимо, одной правды для всех не бывает: «За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь – всегда боролись люди...».

Слайд 25, 26. Фрагмент 5

«Честный до донышка», Григорий Мелехов не может не видеть обмана. Большевики обещали, что не будет бедных и богатых. Однако, уже год прошёл, как у власти «красные», а обещанного равенства нет как нет: «взводный в хромовых сапогах, а «Ванёк» в обмотках». Григорий очень наблюдателен, ему свойственно обдумывать свои наблюдения, и выводы из его раздумий неутешительны: «Уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже».

Слайд 27. Фрагмент о советской власти
Читать т. 3, стр. 163

И Григорий решил, что «надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на неё...».

Слайд 28

Гражданская война бросает Григория то в будённовский отряд, то в белые соединения, но это уже не бездумное подчинение укладу или стечению обстоятельств, а сознательный поиск правды, пути. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе.

Но на войне как на войне. Усталость и озлобление ведут героя к жестокости. Об этом красноречиво говорит эпизод убийства матросов. Однако, Григорию нелегко даётся такая бесчеловечность.

Слайд 29. Фрагмент 6
Читать т. 3, стр. 283

Именно после этой сцены Мелехов испытывает глубокие мучения от осознания страшной истины: он далеко ушёл от того, для чего был рождён и за что сражался. «Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый»,— понимает он.

Слайд 30

Неотступной истиной, непоколебимой ценностью всегда остаётся для героя родное гнездо. В самые тяжёлые жизненные моменты он обращается к мыслям о доме, о родной природе, о труде. Эти воспоминания дают Григорию ощущение гармонии и душевного покоя.

Григорий становится одним из руководителей Вёшенского восстания. Это новый виток в его пути. Но постепенно он разочаровывается и понимает, что восстание не принесло ожидаемых результатов: от белых казачество страдает так же, как до этого страдало оно от красных. Сытые офицеры — дворяне презрительно и надменно относятся к рядовому казаку и мечтают лишь достичь успеха с его помощью в новых своих походах; казачество — лишь надёжное средство в достижении их целей. Возмутительно для Григория хамское отношение к нему генерала Фицхелаурова, ненавистны и отвратительны иностранные оккупанты.

Слайды 31, 32. Фрагмент 7 (Исповедь перед Натальей)

Повторяющийся сон (знак особого душевного волнения). Григорию снится, что при наступлении красных казаки обращаются в бегство, не слушая его. Сам он, выстрелив, промахивается в красноармейца, который бежит легко, почти не касаясь ногами земли (символ преобладающей силы врага). У Григория заело затвор винтовки, он тоже бежит, но его догоняют, и он просыпается от сильного страха. Сон оказался вещим – напророчил поражение в бою с красными.

– Стычка с Фицхелауровым.

– Отпустил красноармейца.

– Выпустил арестованных.

Мучительно перенося всё происходящее в стране, Мелехов тем не менее отказывается от эвакуации. «Какая бы ни была мать, а она родней чужой»,— рассуждает он. И такая позиция заслуживает всяческого уважения.

 Жизнь Григория осложнялась также его неустойчивым положением всюду и во всём: он постоянно находился в состоянии поиска, решал вопрос «куда прислониться».

Необходимость выбора очень изматывала, и, возможно, не всегда решения казака были правильными, но кто мог тогда рассудить людей, вынести справедливый приговор? Истово сражался Г. Мелехов в коннице Будённого и думал, что верной службой заслужил прощение у большевиков за прежние дела, однако в годы гражданской войны были случаи скорой расправы с теми, кто или преданности советской власти не проявлял, или метался из стороны в сторону.

Слайд 33

Скорый на расправу и неоправданно жестокий, Мишка Кошевой толкает Григория на побег из дома. Он вынужден скитаться по хуторам и в результате примыкает к банде Фомина. Любовь к жизни, к детям не даёт Григорию сдаться. Он понимает, что в случае бездействия его ждёт расстрел. У Мелехова нет выхода, и он присоединяется к банде. Начинается новый этап духовных исканий Григория.

Жестокость и насилие проявлялись всеми враждующими сторонами: белогвардейцами, восставшими казаками, разными бандами. Мелехов не хотел к ним присоединяться, но воевать против большевиков Григорию пришлось. Не по убеждению, а по вынужденным обстоятельствам, когда казаков по хуторам собирали в отряды противники новой власти. Он тяжело переживал зверства казаков, их неукротимую мстительность.

Находясь в отряде Фомина, Григорий стал свидетелем расстрела молодого беспартийного красноармейца, преданно служившего народной власти. Парень отказался перейти на сторону бандитов (так он назвал казачий отряд), и его тут же решили «пустить в расход». «Короткий у нас суд?» – говорит Фомин, обращаясь к Григорию, который избегал смотреть в глаза главарю, потому что сам он был против таких «судов». 

И родители Григория солидарны с сыном в вопросах неприятия жестокости, вражды между людьми. Пантелей Прокофьевич выгоняет Митьку Коршунова, так как не хочет в своём доме видеть палача, который убил женщину с детьми, чтобы отомстить коммунисту Кошевому. Ильинична, мать Григория, говорит Наталье: «Этак и нас с тобой, и Мишатку с Полюшкой за Гришу красные могли бы порубить, а ить не порубили же, поимели милость». Мудрые слова произносит также старый хуторянин Чумаков, когда спрашивает Мелехова: «Замиряться-то с Советской властью скоро будете? С черкесами воевали, с турком воевали, и то замирение вышло, а вы все свои люди и никак промеж собой не столкуетесь».

Слайд 34, 35

И в банде Фомина, уже воюя против большевиков, не видел выхода Григорий, как решить свою проблему, как вернуться к мирной жизни и не быть врагом никому. Григорий ушёл из казачьего отряда Фомина, и, опасаясь наказания уже со стороны советской власти, а то и самосуда с любой стороны, так как всем стал будто бы врагом, он пытается вместе с Аксиньей скрыться, сбежать куда-либо подальше от родного хутора. Однако, спасения ему эта попытка не принесла: случайная встреча с красноармейцами из продотряда, бегство, погоня, выстрелы вслед – и трагическая смерть Аксиньи остановила метания Григория навсегда. Некуда стало спешить, не к кому торопиться.

Немногое остаётся у Григория к концу романа. Глубоко и тяжко переживает он гибель любимой женщины, однако находит силы искать себя дальше: «Всё отняла у него, всё порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он всё ещё судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других».

Слайд 36, 37. Фрагмент 8

Борис Васильев сказал о романе: «Эпопея, в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей Гражданской войне – чудовищные колебания, метания нормального спокойного семейного человека. На одной судьбе показан весь излом общества»

Действительно, эпопея отразила это великолепно. Но смысл эпопеи, думается, в другом. Вот что говорит Мелехов брату: «Я… уморился душой. Я зараз будто недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули» Да, перемяли… но не смололи, не истёрли в порошок. Не заставили стать гордецом, циником, мародёром, насильником, палачом.

Григорий потерял многое, но устоял! Значит, не метания нужно видеть в первую очередь, а сопротивление им, стоическое стремление остаться тем, кем был с самого начала – Человеком.

Но, несмотря на всё это, жизнь всё равно продолжается, финал у романа открытый. Эта жизнь оказывается воплощённой в символической финальной картине, когда Мелехов стоит у дома с ребёнком на руках. Каков будет дальнейший путь его, сказать невозможно: может быть, его расстреляют уже на следующий день за всё, что он до сих пор совершил, может быть, ему удастся собрать обломки собственной жизни, вырастить сына. Шолохов не определяет однозначного конца для своего героя, оставляя место возможностям. Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни, которого он отчетливо так и не обретает, – это трагический путь обретений, ошибок, тяжких потерь, который прошла Россия в роковом XX веке.

Слайд 38

«Гришка выбросил оружие под лёд… Мелехов вернулся к родной земле! В нём ещё жива душа. В этом его сила!.. Вот это и есть моя самая большая находка!»

М.А. Шолохов

Список использованной литературы:

1. Семанов, С. Н. Тихий Дон. Белые пятна: подлинная история главной книги XX века / С. Н. Семанов. – Москва : Яуза : Эксмо, 2006. – 413 с. – (Наш сериал).

2. Якименко, Л. Г. Трагическая судьба Григория Мелехова / Л. Г. Якименко // Л. Г. Якименко Творчество М. А. Шолохова: монография. – Москва : Советский писатель, 1977. – С. 119 – 235.

3. Алексеев, В. Святость лютой правды / В. Алексеев // Дон. – 2013. – № 4-6. – С. 208-217.

4. Дворяшин, Ю. А. Почему Шолохова нужно изучать сегодня? / Ю. А. Дворяшин // Литература в школе. – 2017. – № 12. – С. 12 -16.

5. Ершова, Н. Трагическая судьба Григория Мелехова. Православный взгляд / Н. Ершова, Л. Сатарова // Дон. – 2013. – № 4-6. – С. 218-234.

Емельянова Ирина Николаевна
ведущий библиотекарь
ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»


https://www.high-endrolex.com/26