«И пошел брат на брата…». Гражданская война на Дону
(по рассказу М.А. Шолохова «Нахаленок»: материалы к обсуж-дению с учащимися 5-6 классов).
Вступление библиотекаря:
Войны – это одно из самых больших несчастий в жизни людей. Если война ведётся не между государствами, а внутри страны, между различными группами населения, её называют гражданской.
Как они возникают? Почему граждане одной страны, иногда близкие друзья, соседи и даже родственники, разделяются на враждебные группы и начинают выяснять отношения с помо-щью оружия?
Нередко это происходит в стране, где накопились трудно преодолимые проблемы в экономике и политике, большие массы народа бедствуют, людей жестоко преследуют за их убеж-дения или по каким-то признакам (религиозным, национальным и т. п.)
В стране растёт недовольство, выдвигаются идеи, как улучшить жизнь. Если сторонни-ки их нетерпимы, а те, кто стоит у власти, не желают прислушиваться к ним, то у тех и других складывается убеждение, что конфликт можно решить только вооружённым путём.
Не обошло такое потрясение и нашу страну.
25 октября 1917 года (7 ноября по новому стилю) у нас в России произошла Октябрь-ская революция, в результате которой установилась Советская власть. Страна распалась на два лагеря, или, как тогда говорили, на красных и белых. Красные – это те, кто поддерживал партию большевиков, пришедшую к власти, и созданное ими правительство – Совет Народных Комисса-ров.
Белые – часть народа, которая не приняла революцию, не разделяла идеи большевиков и их методы управления страной. Где могли, в разных концах страны, белые формировали свои отряды и армии для борьбы с новой властью. Красные создали свою армию, датой рождения кото-рой считается 23 февраля 1918 года.
А к лету 1918 года вся страна была охвачена пламенем гражданской войны. Боевые действия развернулись на Дону, Северном Кавказе, на Средней Волге и других районах страны.
Из различных сословий императорской России, пожалуй, самое упорное сопротивление большевикам оказало казачество. Казаки обладали много большими земельными наделами, чем крестьяне России, и ничего не выигрывали от Ленинского Декрета о земле, зато в первую очередь страдали от большевистской продразвёрстки. Поэтому многие казаки были противниками советской власти.
С начала 1919 года, когда Красная Армия заняла значительную часть Области Войска Донского, большевики начали проводить «расказачивание».
В директиве о «расказачивании» говорилось: «Провести массовый террор против бога-тых казаков, истребив их поголовно, провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Совет-ской властью…»
Вот об этом суровом времени первых лет Советской власти и о жизни семилетнего мальчика повествует М. А. Шолохов в своём рассказе «Нахалёнок».
(Смотрим х/ф «Нахалёнок», либо отдельные части по мере обсуждения.)
Вопросы для обсуждения:
1. Расскажите, как хуторские ребята реагируют на Мишкино хвастовство отцом, вер-нувшимся с войны. (Кадры купания ребят или чтение этого эпизода в книге)
- Ненависть, злоба, чувствуются разговоры взрослых.
2. Непонятный мир взрослых людей. Станичное собрание, выборы председателя. (Кад-ры из фильма) Почему Мишкиного отца не любят богатеи?
- Бедняк, проводил линию большевиков.
3. За что и с кем воевал Мишкин отец? (Кадры из фильма)
- Рассказ отца о войне, о Ленине, о хорошей жизни в будущем.
(Зачитать эпизод из рассказа)
4. Почему Мишка хотел вступить в армию? (Кадры из фильма) Что ему помешало?
- Воевать за Советскую власть; штаны с одной помочью; собака.
5. Куда и зачем послал дед Мишку ночью? Как вёл себя Мишка? (Кадры из фильма: смерть отца, подвиг Мишки)
- Предупредить красных о банде. Смелость Мишки.
Заключение:
Долгое время гражданская война 1918-1920 гг. толковалась в нашей стране однозначно: как борьба Советской власти с теми, кто не хотел улучшить жизнь народа. В последнее время эта точка зрения пересматривается.
Иногда даже получается, что жестокость проявляли только красные, а белые были не-винными жертвами большевистского террора. И тот, и другой взгляды далеки от правды, а она в том, что в гражданской войне нет победителей. Военные успехи любой из сторон становятся пре-ступлением против своего народа.
М. А. Шолохов в своём рассказе «Нахалёнок» сумел запечатлеть годы гражданской войны на Дону в ярких, запоминающихся чертах; показать, как время формировало характер Мишки, как семья Мишки, где все так внимательно, любовно относятся друг к другу, открывает мир человеческих отношений.
Надеюсь, вы полюбите маленького Мишку, запомните его так же, как и писателя М. А. Шолохова, который правдиво и интересно рассказал нам о нём.
Список использованной литературы:
1. Гражданская война.// Что такой. Кто такой.- В 3-х т. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.- Т.1.- С. 314-316.
2. Якименко Л. Начало творческого пути. «Лазоревая степь». «Донские рассказы» // Якименко Л. Избранные работы в 2-х т. - М.: Худож. лит. 1982.- Т.2.- С. 28-84.
Иллюстрации:
1. Обложка к изданию рассказа М. А. Шолохова «Нахалёнок». Худож. А. Г. Мосин // М. А. Шолохов [Альбом] / Сост. С. Н. Громцева, Т. Р. Курдюмова.- М.: Просвещение, 1982.
Кинофильмы:
1. “Нахалёнок”. Худож. фильм. Реж. Е. Карелов.- Мосфильм, 1962.
Строки из школьных сочинений:
“…Гражданская война и революция очень сильно повлияли на Мишку Коршунова. Мишка всегда хотел быть похожим на Ленина и на своего отца, он так же хотел защищать Роди-ну…”
Деркун Света, 6кл
“…Мишка старался все сделать, чтобы защитить Родину от бандитов. И он это сде-лал…”
Чернохлебова Наташа, 6 кл.
“…Я думаю, что он хоть и рано повзрослел, но ничего хорошего это не дает. Ведь Мишка Коршунов был лишен детства…”
Алешина Настя, 6 кл.
“…Из рассказов отца про войну Мишка Коршунов понял, как его отцу и ему самому дорога их родная земля. Мишка очень любил своего отца и гордился тем, что он такой сильный и отважный. Фома Коршунов стал в ряды Красной гвардии, чтобы защищать интересы бедного народа…”
Фуга Даша, 6 кл
“… Я уверена, что Миша сделал правильный шаг, и понял: война- это страшная вещь, которая разрушает все на своем пути и не щадит никого…”
Горбатова Вика, 6 кл