344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Савченко Анатолий Михайлович (30 июня 1924 – 18 августа 2011)

https://www.high-endrolex.com/26

Нажмите для увеличения. Савченко Анатолий Михайлович, советский и российский мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Фото с сайта www.ntts.lt
Савченко Анатолий Михайлович, советский и российский мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Фото с сайта www.ntts.lt

Савченко Анатолий Михайлович — советский и российский мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Родился 30 июня 1924 года в городе Новочеркасске.

Отец у него был фармацевтом, провизором, и художником-самоучкой. Всю жизнь рисовал, писал маслом, делал копии картин. У мальчика сказались отцовские гены – сам Савченко рисовал сколько себя помнит: «Как карандаш держать стал, так и рисовать начал»…

Тогда же, в 30-х, в стареньком новочеркасском кинотеатре перед началом сеанса юный Толя впервые увидел мультфильмы.

«Те ещё, старые, довоенные. Слабенькие совсем, как я теперь понимаю. Но, впечатление произвели». Детство у Савченко закончилось в тот самый день, что и у всех его ровесников, 22 июня 1941 года. А в 1942-м, когда фашисты заняли Новочеркасск, вместе с отступающей Красной армией ушёл и недавний школьник, в 17 лет ставший солдатом. Про войну Анатолий Михайлович рассказывал с большой неохотой: «Страшно было. Отступаем, ничего нет, ничего не понятно. Винтовки у мёртвых брали, какие-то совсем уже старые ружья в ход шли. Неразбериха полнейшая. Меня на Северном Кавказе ранило осколком в ногу, я до лазарета допрыгал, а мне показывают: видишь, какие тяжёлые лежат, ждут, пока до них очередь дойдет, врачей-то нет. Ступай лучше восвояси, сам видишь, не до тебя. Ну, я и ушёл. Ничего, оклемался. Молодой был, здоровый, повезло, наверное — не загноилось, затянуло, на ногах с войны вернулся».

Демобилизовавшись в 1947году, и заехав домой, Савченко уезжает в Москву – учиться на художника. И с первой же попытки поступает во ВГИК.

— «Конкурс большой был, да. Боялся, помню, страшно – там же были люди после художественных школ, с профильным образованием. А я что – самоучка. Но меня взяли. Я на вступительных три пятёрки получил – и за рисунок, и за живопись, и за композицию. Наверное, рисовать умел, что ещё сказать? Учился хорошо, меня в основном хвалили… У нас группа маленькая была, на мультипликацию всего три человека осталось, один, помню, испанец был, забыл как звали, он потом уехал. А все остальные с художественного на декораторов специализоваться ушли».

Распределившись после института на «Союзмультфильм», так там и проработал всю свою жизнь. В трудовой книжке — две строки: в 1953-м году принят на работу художником-постановщиком, в 1990-м с этой же должности уволен в связи с выходом пенсию. Вот и вся биография – ни карьерного роста, ни богатств, разве что глубочайшее уважение коллег – и мультипликаторов, и книжных иллюстраторов. Не случайно практически все коллеги, говоря о Савченко, прежде всего, отмечают одно и то же — при всей своей гениальности Анатолий Михайлович всегда оставался скромнейшим человеком.

Почти все свои лучшие фильмы Савченко сделал в творческом союзе с режиссёром Борисом Степанцевым («Петя и Красная шапочку», «Вовка в Тридесятом царстве», «Малыш и Карлсон» и др.) который, став легендой российской мультипликации, на пожелание Савченко взять уже кого-нибудь другого, ответил: «Нет, другого не хочу, у тебя персонажи добрые». «Звёздный дуэт» Савченко и Степанцев — не спешит тиражировать успех. Напротив — режиссёр круто меняет курс – экспериментирует. Они делают два «взрослых» мультфильма – «Окно» и «Песня о соколе». Первый — о любви, где музыку Прокофьева исполнял оркестр, которым дирижировал великий Хачатурян. Но и на фоне этих имён Савченко не потерялся. С I Международного фестиваля анимационных фильмов в Мамайе (Румыния), они уехали с «Серебряным Пеликаном». А в «Песне о соколе», тоже музыкальном, сделанном на произведениях Скрябина, экспериментировал уже сам Савченко – весь фильм выполнен в технике живописи по стеклу.

Нажмите для увеличения. «Малыш и Карлсон» Союзмультфильм, 1968г (режиссёр- постановщик Борис Степанцев, художник-постановщик Анатолий Савченко)
«Малыш и Карлсон» Союзмультфильм, 1968 г. (режиссёр- постановщик Борис Степанцев, художник-постановщик Анатолий Савченко)

«Малыш и Карлсон» Союзмультфильм, 1968 г. (режиссёр- постановщик Борис Степанцев, художник-постановщик Анатолий Савченко)

«Своего» Карлсона и всех остальных персонажей он создал «из головы». Не читая ни книги Астрид Линдгрен, не видя ни одной из многочисленных иллюстраций – только ознакомившись со сценарием. «Я всегда так делаю. Художник всегда творит с пустого места, из ничего, работает только его фантазия. Персонажа ты должен придумать сам. Сам — от начала и до конца только сам. Тогда он будет живой».

Сказка Линдгрен в великолепном переводе Лилианы Лунгиной появилась в СССР в 1957 году, но знали её плохо, читали мало. Но как только мультфильм вышел на экраны, книга стала расходиться многомиллионными тиражами. Конечно, с иллюстрациями Анатолия Савченко.

На своей родине в Швеции Карлсон персонаж отрицательный – врун, хвастун и подстрекатель. В Америке Карлсона вообще исключили из школьной программы за то, что он "подаёт дурной пример детям младшего возраста". И только у нас, благодаря Савченко, это "лучшее в мире привидение с мотором", прилетающее к очень одинокому мальчику, влюбило в себя не только фрекен Бок, но и всех телезрителей. Как вспоминает Анатолий Михайлович, над фильмом работали очень легко, делали его, что называется, на кураже и на порыве. Многие шутки рождались прямо на площадке – Ливанов, например, до сих пор гордится тем, что экспромтом выдал ставший поговоркой «День варенья». Сложился уникальный актерский ансамбль – Василий Ливанов (Карлсон), Клара Румянова (Малыш), Фаина Раневская (фрекен Бок). На роль фрекен Бок перепробовали множество актрис, потом Савченко предложил позвонить своей землячке Раневской. Ему сказали – с ума сошёл? Она же никогда не работает в мультфильмах. Но Фаина Георгиевна согласилась приехать на пробы. Оба фильма прошли с оглушительным успехом. Должен был быть ещё третий, про дядюшку Юлиуса, но Степанцев увлекся какими-то новыми проектами, постоянно его откладывал, и в итоге так руки и не дошли. Поэтому дядюшку Юлиуса, как и прочих персонажей сказки, не появившихся в мультике, можно увидеть только на иллюстрациях, сделанных Савченко специально для книги.

Классик отечественной мультипликации, создатель фильма "Жил-был пёс" Эдуард Назаров, говорил: "Таких, как Савченко, больше не было и нет. И на экране, и в книгах его персонажей ни с кем не спутаешь, они всегда острые, характерные. И "цветоводом" он был необыкновенным. Помните быстро проскакивающие тона в "Малыше и Карлсоне"? Если их остановить и разглядеть – это ж красота небесная! Господа импрессионисты могли бы потесниться. И при всей своей гениальности Анатолий Михайлович всегда оставался скромнейшим человеком, не влезавшим ни в какие "политические" баталии. Более доброго человека на "Союзмультфильме" нельзя было встретить". Все его картинки объёмны: Анатолий Михайлович работал по какой-то своей собственной сложной технике – сначала рисовал палочкой на воске, потом делал отпечаток на листе, а затем раскрашивал гуашью.

Нажмите для увеличения. «Возвращение блудного попугая» Союзмультфильм, 1984 г.(режиссёр- постановщик	Валентин Караваев, художник-постановщик Анатолий Савченко)
«Возвращение блудного попугая» Союзмультфильм, 1984 г. (режиссёр- постановщик Валентин Караваев, художник-постановщик Анатолий Савченко)

««Возвращение блудного попугая» Союзмультфильм, 1984 г. (режиссёр- постановщик Валентин Караваев, художник-постановщик Анатолий Савченко)

Несмотря на успех созданных им мультфильмов "Мойдодыр", "Петя и Красная шапочка", "Вовка в тридевятом царстве", "Щелкунчик", "Возвращение блудного попугая" и, конечно, серии про Малыша и Карлсона, никаких государственных наград и премий Анатолий Михайлович за свою карьеру не получил, не считая поздравительной телеграммы от президента России Владимира Путина 30 июня 2004 года. Тогда же — телеграммы Никиты Михалкова от Союза кинематографистов России. Остальные награды — только фестивальные. Например, «Ника» 1988 года за «Возвращение блудного попугая». Среди других наград: приз международного фестиваля в Аннеси за мультфильм «Петя и Красная Шапочка» (1958 год), приз международного фестиваля в Карловых Варах за мультфильм «Мурзилка на спутнике» (1960 год), призы Международного фестиваля фильмов, посвящённых работе Красного Креста, в Варне (1973 год) и приз Международного фестиваля соцстран по охране здоровья (1972 год) за мультфильм «Сердце», приз международного фестиваля детских фильмов в Хихоне за музыкальный мультфильм «Щелкунчик» (1974 год) и других.

После выхода на пенсию и почти до самой смерти Анатолий Савченко занимался иллюстрированием детских книг, в их числе: «Мальчик-с-пальчик» и «Красная Шапочка» Шарля Перро, русские народные сказки — «Гуси-лебеди», «Репка» и другие.

Умер Анатолий Михайлович Савченко 18 августа 2011 года в своей квартире в Москве в возрасте 87 лет. Похоронен в Подмосковье на Митинском кладбище.

Источники:

1. Богатырева, Н. Анатолий Савченко [Текст] : своих персонажей я старался делать смешными и добрыми : [о художнике-мультипликаторе, иллюстраторе детских книг Анатолии Савченко (истории о Малыше и Карлсоне, "блудном" попугае Кеше, Красной шапочке и др.] / Н. Богатырева // Читаем вместе . – 2008 . – N 12 . – С. 38

2. Капков, С. Анатолий Савченко : Мой учитель-любопытство [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://www.animator.ru/articles/article.phtml?id=75

3. Суходубова, Л. Гимн добру. Творчество А. М. Савченко [Текст] / Л. Суходубова // Дошкол. воспитание . – 2013 . – № 8 . – С. 33–36.


Представляем вам несколько книг из фонда нашей библиотеки где художником-иллюстратором был Анатолий Савченко

Нажмите для увеличения. Коростылев, В. Н. Вовка в Тридевятом царстве и другие сказки и стихи
Коростылев, В. Н. Вовка в Тридевятом царстве и другие сказки и стихи

Коростылев, В. Н. Вовка в Тридевятом царстве и другие сказки и стихи / Вадим Коростылев ; худож. А. Савченко . – Москва : ACT : Астрель , 2010 (2009) . – 383 с. : ил. – (Внеклассное чтение).


Нажмите для увеличения. Линдгрен, А. Карлсон, который живет на крыше
Линдгрен, А. Карлсон, который живет на крыше

Линдгрен, А. Карлсон, который живет на крыше ; Карлсон строит башню : [главы из книги "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" : для чтения родителями детям] / Астрид Линдгрен ; [пер. со швед. Л. Лунгиной ; худож. А. Савченко] . – Москва : АСТ : Астрель , 2007 . – 45, [2] с. : цв. ил.




https://www.high-endrolex.com/26