Москва
«Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придём»
Марина Цветаева
Москворецкий мост. Худ. К.Ф. Юон |
В Москву С.А. Есенин приехал вместе с отцом в 1912 году. Бревенчатые и дощатые домики окраин Москвы, поля и рощи были близки сердцу поэта, центр – одетый камнем, наполненный суетой, голосами, рассыпающимися на многие говоры народов России, приводил в оторопь, манил и отпугивал. «Здесь нет зари», – писал Есенин другу.
На фото: С. А. Есенин – в середине; отец – слева; дядя – справа. 1913, июль, Москва. |
Прагматичная, сытая жизнь приказчика в мясной лавке совершенно не устраивала юношу. Есенин того времени – романтик и максималист. В нем стремительно росла вера в свои поэтические силы. Разрывая отношения с отцом, который его содержал, полный сил и желания заявить о себе, Сергей выбирает для себя путь искусства и смело шагает в «каменные джунгли». «Отец у меня всё отнял… Особенно душило меня безденежье, но я все-таки твердо вынес удар роковой судьбы, ни к кому не обращался и ни перед кем не заискивал».
С. А. Есенин. 1913. Москва. |
Сергей Александрович нашел работу по душе – устроился помощником корректора в типографию. Он много читал – по работе и для себя, знакомился с новыми людьми, встречался с авторами, произведения которых издавала типография, писал сам. Много писал. Вел яркую, насыщенную жизнь. Молодой, обаятельный, талантливый, – он искал возможности заявить о себе и вступил в литературно-музыкальный кружок, основанный Иваном Захаровичем Суриковым – поэтом, ярким представителем «крестьянского направления» в русской литературе.
Человеку, менее одаренному, чем Есенин, жаловаться было бы грешно, в Москве отнеслись к нему по-дружески. И все же чувство неудовлетворенности, стремительность перемен (Столыпинская реформа, подъем революционного движения), желание вмешаться в жизнь прямым действием, породили в нём нигилизм (отрицание) и иронию по отношению к русскому литературному наследию. Высокие идеалы русской литературы разбивались о реалии жизни, переставали поддерживать и направлять. Сергей видел цинизм, ложь, хитрость вокруг себя, и пришел к тому, что образцом любви к ближнему, высоким критериям ума и благородства души, отвечает лишь Христос, что истина жизни – в единстве всего мира, что все люди – одна душа. В поэзии эти идеи проявились «религиозным подсветом», православной темой. Ориентация на духовные жанры (духовный стих, псалмы, каноны), христианские сюжеты – всё это не было в творчестве Есенина только компонентами формы, словами для поддержания «деревенской темы».
Крестьянин. Худ. Николай Петрович Богданов-Бельский |
|
Шел Господь пытать людей в любови,
Увидал дед нищего дорогой,
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
С. Есенин «Шел Господь пытать людей в любови...», |
В 1913 году Есенин поступает вольнослушателем на историко-философский факультет Народного университета А. Л. Шанявского.
В 1914 году в Москве в детском журнале «Мирок» состоялась первая известная на сегодняшний день публикация С. А. Есенина — стихотворение «Береза» было опубликовано под псевдонимом «Аристон». Печатались стихи и в других журналах: «Проталинка», «Млечный путь», «Нива».
Журнал «Мирок», 1914 г. «Береза», первая публикация С.А. Есенина |
Есенин пользовался всеми благами большого города (Москва в то время не столица, а второй город Российской империи). Он посещал театры, ходил на концерты, в Третьяковскую галерею, где выставлялись картины его любимых художников Василия Поленова и Исаака Левитана.
«Смотрел Поленова. Конечно у его «Оки» потянуло домой, в рязанский простор. Сродни мне и Левитан. Идешь от одной картины к другой и вот, вспыхивает осень золотом берез и синью реки, грустит закат над омутом, задумался стог сена в вечерней тишине… Смотришь и думаешь: «Да ведь это моё, родное, близкое мне, с детства вошедшее в сердце».
Ока. Вечер. Худ. Василий Дмитриевич Поленов |
Над вечным покоем. Худ. Исаак Левитан |
Оказавшись в Москве, Есенин чувством и разумом остался в деревне. Между тем, само понятие «крестьянский поэт» часто служило признаком сентиментального, чересчур самобытного, пестронародного, уходящего. Сергей Есенин искал себя. Из ловко складывающего слова «пастушка» он перевоплощался в «последнего поэта деревни».
В Москве он чувствует себя равноправным хозяином современной крестьянской России, по-сыновьи любит деревню. Он пишет о крестьянине-труженике, который не может жить без работы, без общения с природой. Есенин – певец созданной крестьянином немеркнущей красоты. Стихи свои, подчас недоделанные, он обычно читал друзьям и советовался с ними, советами дорожил, относился к ним с благодарностью. Читать свои стихи было его потребностью. Здесь, в Москве, Сергей создавал свой метафорический язык, который впоследствии станет стилевой особенностью его поэзии.
В марте 1915 года Сергей Александрович уезжает из Москвы в Петроград. «Славу надо брать за рога. Пойду к Блоку. Он меня поймет…». Сказано – сделано.
Над вечным покоем. Худ. Исаак Левитан |
Небо – как колокол, С. Есенин, «Иорданская голубица», 20-23 июня 1918.Константиново |
Летом 1918 года поэт перебрался обратно из Петрограда в Москву, которая теперь стала литературным центром страны. Настроен Есенин был революционно, записался в боевую дружину, когда ездил на родину в Константиново, участвовал в сельских сходках. В январе появилась его книга «Иисус-младенец», в мае – «Голубень» со стихами 1915-1916 годов, вышли в свет «Сельский часослов», «Преображение», второе издание «Радуницы».
Переход к Советской России поэт сравнивал с сотворением нового, справедливого мира. Своих соотечественников Есенин уподобляет апостолам, признанным нести новую веру всему миру, и называет «ловцами вселенной». Люди встречают «светлого гостя» – «революцию на земле и на небесах». Но чем яростнее интервенция, блокада, разруха обрушивали свои удары на Советы, тем сильнее охватывают ум и сердце поэта тревожные чувства и мысли, полные душевного смятения, которые в дальнейшем встретятся в таких произведениях, как «Пугачёв» и «Воспоминание». Уже в поэме «Кобыльи корабли», написанной в сентябре 1919 года, звучат ноты грусти, ощущается крушение надежд:
«Видно, в смех над самим собой
Пел я песнь о чудесной гостье».
Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. В творчестве поэта произошли большие перемены. Он завел новые знакомства, оказался в кафе «Стойле Пегаса», где собирались имажинисты. «Имажинизм был для Есенина своеобразным университетом. Это был выход из его пастушества, из мужичка, из поддевки с гармошкой. Это была его революция, его освобождение». Так думает Сергей Городецкий, и, возможно, что в чем-то существенном он прав.
Сергей Есенин в кругу современников |
Есенин подписывал имажинистские манифесты, увлекался стилистическими экспериментами. В квартире Мариенгофа на Петровке проходили творческие встречи – молодые люди ночи напролет обсуждали будущее русской литературы, спорили о силе образа, о путях развития поэзии. Выступления поэтов – имажинистов привлекали к себе внимание, эпатировали публику. Громкий, грубый голос Есенина было слышно даже на улице. Стихи звучали выразительно, эмоционально. Сергею Александровичу в то время всего 25 лет! Он красив, молод, у него есть слава, друзья, он любит собирать вокруг себя людей, петь и слушать песни, к нему приходят молодые поэты за советом. Как же здесь не быть шумным и заметным? Именно в этот период за поэтом начала закрепляться слава хулигана.
Но в словесных турнирах с А. Мариенгофом и А. Кусиковым он не жертвовал прежними завоеваниями, не отказывался от большой и постоянной любви к русскому крестьянству.
В начале февраля 1919 года Есенин вошел в состав литературной секции при литературном поезде им. А. В. Луначарского. «Секция ставит своей задачей, – сообщила одна из газет того времени, – широкое ознакомление масс с литературой, литературными течениями и школами. В каждом городе, в котором будет останавливаться поезд, будут устраиваться митинги искусства, лекции, диспуты. В литературную секцию вошли: Сергей Есенин, Григорий Колобов, Анатолий Мариенгоф, Петр Орешин, Александр Серафимович, Вадим Шершеневич, Борис Тимофеев и др.». В марте 1919 года Есенин подает заявление о зачислении в члены «Литературно-художественного клуба при советской секции писателей-художников и поэтов».
Москва дарила Есенину щедрые подарки: трепетные чувства к женщине, новые знакомства, творческие находки, поэтические озарения. Но и платить за это приходилось зачастую бытовой неустроенностью, разочарованиями, потерями.
Подробнее о цикле стихов «Москва кабацкая».