Константиново
«Я иду по деревне этой, каких много и много, где и сейчас все живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями, – и волнуюсь: небесный огонь опалил однажды эту окрестность, и ещё сегодня он обжигает мне щёки здесь. Я выхожу на окский косогор, смотрю вдаль и дивлюсь: неужели об этой далёкой тёмной полоске хворостовского леса можно было так загадочно сказать:
На бору со звонами плачут глухари…?
И об этих луговых петлях спокойной Оки:
Скирды солнца в водах лонных…?
Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столькое для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей, – красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?..»
А. С. Солженицын «На родине Есенина» из цикла миниатюр «Крохотки».
1958-1960 гг.
|
Село Константиново расположено на правом берегу Оки, в 43 км от Рязани. Будущий поэт Сергей Есенин родился здесь в обычной крестьянской семье 3 октября 1895 года. Имя ребенок получил в честь преподобного Сергия Радонежского. «Из мальчика выйдет хороший, добрый человек!» – заверил родных сельский священник.
Отец Сережи – Александр Никитич, работал в Москве приказчиком в мясной лавке, появлялся редко, мать – Татьяна Фёдоровна, занималась хозяйством. Когда Сереже исполнилось три года, он оказался на воспитании у родителей по материнской линии, а Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань.
«… Я рос, – рассказывал Есенин, – в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Еще большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них. Из-за меня у него были постоянные споры с бабкой. Она хотела, чтобы я рос на радость и утешение родителям, а я был озорным мальчишкой. Оба они видели, что я слаб и тщедушен, но бабка хотела меня всячески уберечь, а он, напротив, закалить... И то, что я был забиякой, его радовало. Вообще крепкий человек был мой дед».
Оглядываясь на прошлое, Есенин в стихотворении «Мой путь» будет с огромной признательностью говорить об отчем доме, обо все родном, близком. В пятнадцати строках этого стихотворения он соберет детали своего детства: хомут, божница, лампада, запах дегтя и лампадного масла, лежанка, кот и старая бабка.
В пять лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. «Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах, – вспоминал поэт. – Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплетах». Особенно интенсивно приобщался мальчик к литературе с девяти лет, когда поступил в Константиновское земское четырехгодичное училище.
|
|
|
В Константиново сейчас работает Государственный музей-заповедник С. А. Есенина. В доме «для экскурсий» есть часть подлинных вещей, в их числе красочный похвальный лист, полученный Есениным по итогам учебы в земском училище. Есенины очень гордились сыном, похвальный лист всегда висел на почётном месте.
Фото: С. Есенин (в третьем ряду третий справа) в группе учеников и преподавателей Спас-Клепиковской второклассной учительской школы. 1911 г. |
Сергей Есенин с сестрами Екатериной (1905-1977 гг.) и Александрой (1911-1981 гг.). |
Когда Сереже исполнилось 14 лет, его отдали в Спас-Клепиковскую учительскую школу: родители хотели, чтобы сын стал учителем. Добраться до Спас-Клепиков было не так легко. Лошадьми нужно было ехать до станции Дивово, затем поездом до Рязани, а там пересесть в вагон узкоколейной железной дороги, ведущей к Спас-Клепикам. Три года учился Сережа в Спас-Клепиках, приезжая домой лишь на каникулы. И все это время в интернатской спальне под кроватью, в сундучке хранились любимые книги: «Слово о полку Игореве», стихи Пушкина, Кольцова… Там же хранились черновые наброски собственных стихов и две заветные тетради с лучшими из них, переписанными набело.
Там, в школе, им была написана первая поэма – «Сказание о Евпатии Коловрате: о хане Батые, цвете Троеручице, о чёрном идолище и Спасе нашем Иисусе Христе», а также более тридцати стихотворений. Большая их часть вошла в первый рукописный сборник Есенина, с названием «Больные думы».
|
А если душа у тебя поэтическая, о чем писать?
Первая ассоциация с родиной поэта – леса: то прозрачные, то дремучие мещерские леса, дубовые и березовые рощи. «Поет зима – аукает, / Мохнатый лес баюкает /Стозвоном сосняка» или «Тенькает синица / Меж лесных кудрей, /Темным елям снится / Гомон косарей», а еще «Пригорюнились девушки-ели..». А сколько еще есенинских строк вспоминается, когда мы видим березу, черемуху, клён. Каждое дерево у поэта – это символ, значение, настроение: клён – разудалый парень, тополь – аристократический рыцарь, ива – печальница, яблоня – молодуха, сосна – символ вечности, долголетия, береза – символ верности и Руси.
А еще рязанский край – это реки и озера, короткие и загадочные названия которым давали еще языческие племена финно-угорских народов: Ока, Пра, Мокша, Унжа, Ермишь. «Раздольны, красивы наши заливные луга, – рассказывает сестра поэта, Александра Есенина. – Вокруг такая ширь, «такой простор, что не окинешь оком». На горе, как на ладони, видны протянувшиеся по одной линии на многие километры села и деревни. Вдали, как в дымке, синеют леса. Огромные луговые пространства, усеянные цветами, разделены серебристыми нитями ручейков и речушек; круглыми чашами на многоцветном ковре выделялись озера».
Река Пра. |
|
Река Ока. |
Константиново наполнило глаза Сергея Есенина синью озер и неба, а сердце поэта –зоркостью. Природа обогащала душу будущего «певца России», но более всего помогал понять Родину крестьянский труд. Любимыми воспоминаниями детства поэта были выезды в ночное, сенокосы. Жизнь у крестьян была трудная, хлопотная, не всегда сытная, но на сенокос выезжали всем селом. К работе приступали чуть свет, трудились артельно – по несколько семей на одной полосе, – до захода солнца, кормились у костра, по вечерам пели, играли, рассказывали страшные или смешные истории, плясали. «Он знал песню как теперь редко кто ее знает, и любил ее – грустную, задорную, старинную, современную. Он понимал песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему. Большой радостью бывало для него подбить свою мать на песню… Но не только песню. Гармонь и пляску он любил не меньше… он чудесно плясал…» (из воспоминаний Софьи Виноградской «Как жил Есенин»).
Стоит ли говорить, сколько чистой рифмы и смысла заключали в себе частушки, песни, сопровождающие совместные работы на земле. «Родился я с песнями в травном одеяле, зори меня вешние в радугу свивали». Несомненно, напевность стихов Есенина тоже родом из Константиново, из детства.
В мае 1912 года Есенин окончил Спас-Клепиковскую школу. И был выпущен с аттестатом «учителя школы грамоты», показав по русскому языку, отечественной истории, географии и письму отличные знания; по всем остальным предметам были четверки, и лишь по церковнославянскому языку – тройка. Прощаясь со школой, молодой Есенин уже знал, что учителем не станет, а будет искать путь в творческую среду. Сделать это можно было только переехав в один из центров культурной жизни страны – в Петербург или Москву.
В 1914 году в детском журнале «Мирок» (ежемесячный детский журнал, издававшийся в г. Москве) впервые напечатают стихи Сергея Есенина. Это будет «Береза», известная всем по школьной программе: «Белая береза под моим окном…», выпущенная под псевдонимом Аристон. Береза в народной лирике всегда олицетворяет радость бытия, единство человека и природы, душевное равновесие. Молодой голубоглазый, золотоволосый Сережа Есенин, отправляющийся летом 1912 года в Москву тоже «березовый» человек – светлый, чистый, открытый.