Версия для слабовидящих

Борис Владимирович Заходер

(09.09.1918, Кагул (Молдавия) – 07.11.2000, Москва)

Борис Заходер родился в Молдавии, куда его родители попали во время первой мировой войны: отец ушел в армию добровольцем, а мать ухаживала за ранеными в госпитале. Затем семья переехала в Одессу, потом в Москву. Семья была высокообразованной, культ книги царил в ней безоговорочно. Хоть сам Б. Заходер утверждает, что он был «приличным мальчиком», это, вероятно, не совсем так: прежде, чем он окончил школу, он переменил разные школы семь раз. После окончания школы в 1935 г. учился в нескольких вузах, а в 1938 г. поступил в Литературный институт, тогда же начал публиковать свои стихи в различных периодических изданиях. Участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войнах, сотрудничал в армейской печати. Демобилизовавшись в 1946 г., окончил Литературный институт. В 1947 г. в ж. «Затейник» опубликовал под псевдонимом «Борис Вест» первое стихотворение для детей «Морской бой», после чего регулярно печатался в «Мурзилке» и «Пионерской правде». В 1955 г. в Детгизе вышла первая книжка стихов «На задней парте», а за ней – поэтические сборники «Мартышкино завтра» (1956), «Никто и другие» (1958), «Кто на кого похож» (1960), «Товарищам детям» (1966) и др.

Основная тема творчества Заходера как детского поэта – природа и животные. «Звери, птицы и рыбы, густо населившие поэтический мир Заходера, подразделяются на тех, что известны решительно всем, на тех, кого знают разве что читатели Гржимека и Даррелла (окапи, коати, суринамская пипа), и на тех, кого найдешь только у Заходера, в его вотчине, в Вообразилии» (Рассадин С. Серьезные игры: Заметки о Борисе Заходере // Дет. лит-ра. – 1989. - № 2. – С.19).

Стихи Заходера диалогичны, автор часто беседует с героями-животными, задает им вопросы («Что невесел, Воробей?» или «Что ж ты, Ёж, такой колючий?»). Иногда автор от своего имени выражает интересы героев. Звери и птицы в стихах Заходера получают право голоса, возможность обратиться к людям с просьбой, с жалобой, с требованием справедливого отношения. Продолжает «звериную» тематику цикл «Пипа Суринамская и другие диковинные звери», в котором также сочетаются познавательность и развлекательность, игра, диалогичность и ненавязчивая мораль.

Наиболее ярко творческая индивидуальность Заходера проявилась в стихотворном цикле «В моей Вообразилии». Звери, населяющие страну Вообразилию, порождены фантазией автора, который способен по-детски воспринимать поток звучащей речи, членить его на новые слова. В стихах Заходера слово первично, за ним не всегда стоит конкретный зрительный образ, а есть только намек, подсказка, стимулирующая творческое восприятие поэзии: мним – никому неведомый скромный зверек («Еще про Мнима»), рапунок – резвый, веселый поскакун («Рапуны»). Слово, языковая реальность играют важную роль и в других произведениях Заходера. В основе известного стихотворения «Кит и кот», посвященного К. И. Чуковском, лежит ошибка, опечатка, в результате которой возникает веселая неразбериха: меняются местами не только буквы, но и сами животные. Волшебные превращения злобного волка в веселую игрушку волчок, ежика-зверя в щетку-ежик объясняются не сходством предметов, а омонимичностью слов («Волчок», «Сказка про Ёжика»). Есть у Заходера цикл стихов о школе и школьниках «На задней парте». Автор не разоблачает недостатки своих героев, лентяев и драчунов Пети и Вовы, он даже в какой-то мере солидарен с ними. Забавные происшествия из жизни озорников описываются с их точки зрения. Доверительный тон повествования, простодушно-наивная манера оправдывать свои, в сущности, безобидные проступки внешними обстоятельствами делают эти стихи близкими и понятными читателю-ребенку. Теплое, немного ироничное авторское отношение сформулировано в афористичных концовках, часто построенных на игре слов.

Любовь к природе, стремление раскрыть перед ребенком тайны животного и растительного мира проявляются в прозе Заходера. Большинство прозаических произведений: «Серая звездочка» (1963), «Русачок» (1967), «Отшельник и Роза» (1969), «История Гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари» (1970), «Сказка про всех на свете» (1976), «Жил-был Фип» (1977) – объединены автором в цикл под названием «Сказки для людей». Отличительная черта сказок Заходера – сочетание научной точности, сказочного вымысла и ненавязчивой поучительности. В основе сюжета каждой сказки лежит загадочное явление, чудо природы: превращение гусеницы в бабочку («История Гусеницы»), головастика в лягушку («Русачок»), сосуществование актинии и рака-отшельника («Отшельник и Роза») и др. Основная идея сказок – утверждение гармоничного устройства мира, единства экологического и нравственного законов. По некоторым сказкам и стихам Заходера методом натурных съемок с живыми зверями сняты научно-популярные фильмы: «Русачок» (1961), «Серая звездочка», «Как рыбка чуть не утонула» (1963), «Водой не разольешь» (по сказке «Отшельник и роза», 1969), «Гимнастика для Головастика», «Вот тебе и заяц!» (1971), «Про всех на свете» (1975), «Юрка-Мурка» (1977).

Многие классические произведения зарубежной детской литературы стали явлением русской словесности благодаря Заходеру – переводчику. В его переводе впервые изданы в нашей стране повесть-сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (1960), повесть-сказка П.Трэверс «Мэри Поппинс» (1967, ж. «Пионер», отрывки; 1968 – отд. изд. перевода 2 из 4 книг Трэверс о Мэри Поппинс), пьеса Дж. М. Барри «Питер Пэн» (1967 – сценическая ред.; 1971 – отд. изд.). Он перевел для детей сказку Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес» (1971-72, ж. «Пионер»; отд. изд. 1974). Заходеру принадлежат переводы «Сказок» К. Чапека (1957), рассказов Я Грабовского «Рекся и Пуцек» (1964) и «Муха с капризами» (1968), сказок братьев Гримм «Удалой портняжка» (1978), «Бабушка Вьюга» (1980), «Бременские музыканты» (1982). Он перевел стихотворный цикл Я. Бжехвы «На Горизонтских островах» (1961), стихотворение Ю. Тувима «Про пана Трулялинского», В. Дж. Смита «Маленький Енот» (1973), «Потехе час» (19840, Л. Керна «Мордочка, хвост и четыре ноги» и польские народные песенки (сб. «Дедушка Рох», 1966) и др. Как полушутливо-полусерьезносвидетельствует Заходер в предисловии к «Винни-Пуху», ему было необходимо «выучить Винни-Пуха и его друзей объясняться по-русски». Тонко чувствуя неповторимую атмосферу художественного вымысла, стиль оригинала, писатель умело переносит их в лоно другой литературной традиции. Свой творческий метод перевода он определяет как пересказ, подчеркивая тем самым право на более свободное обращение с текстом подлинника. «…То, что сделал Заходер, переводя мои стихи или, вернее, написав их по-русски, представляет собой редкий феномен в области переводной литературы. Трудно поверить в возможность такой виртуозности в овладении чужим стихотворением, стихом, замыслом, версификационной шуткой», этими словами Яна Бжехвы (см.: Рассадин С. Предисловие // Заходер Б. Избранное: Стихи, сказки, переводы, пересказы. – М., 1989. – С. 15) можно охарактеризовать все творчество Заходера-переводчика.

Из-под его пера вышло несколько пьес для детского театра: «Ростик в Дремучем Лесу» (1976), «Мэри Поппинс» (1976, в соавторстве с В. Климовским), «Крылья Дюймовочки» (1978, в соавторстве с В. Климовский), «Приключения Алисы в Стране Чудес» (1982). Он автор либретто оперы «Лопушок у лукоморья» (1977) и мюзикла «Снова Винни-Пух», пьес для кукольного театра: «Очень умные игрушки» (1976), «Русачок» (1977), «Песня про всех на свете» (1982). По его сценариям сняты мультфильмы «Жил-был Фип», «Птичка Тари», «Фантик», «Топчумба» и др.

Заходер писал стихи и для взрослых читателей («Листки: Поэма в стихотворениях», «Мелкие Заходерзости», «Стихи»). Его стихи и сказки переведены на многие языки мира и изданы в Англии, США, Австралии, Германии, Польше, Румынии, Чехии, Словакии. За перевод на русский язык «Приключений Алисы в Стране Чудес» Заходер удостоен Международной премии им. Х. К. Андерсена (1974). Он первый лауреат премии «За вклад в литературу для детей», учрежденной Ассоциацией детских писателей, Российской национальной секцией международного совета по детской книге, товариществом «Золотой ключик», агентством «Брокус» (1993).

Литература о творчестве Б. В. Заходера

1. Арзамасцева, И. Н. Заходер Борис Владимирович [Текст] / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева // Арзамасцева, И. Н. Детская литература / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – М., 2001.

2. Борис Владимирович Заходер [Текст] // Я познаю мир: Детская энциклопедия: Литература. – М.: АСТ, 1997. – С. 186-189.

3. Владимирова, Л. Борис Владимирович Заходер [Текст] / Л. Владимирова // Антология мировой детской литературы. Т. 3. – М.: Аванта+, 2002. – С. 211-213.

4. Глоцер, В. Словесное озорство, возведенное в искусство: К восьмидесятилетию со дня рождения Бориса Заходера [Текст] / В. Глоцер // Книжное обозрение. – 1998. - № 36 (8 сент).

5. Голованова, М. В. В стране Вообразилии Бориса Заходера [Текст]/ М. В. Голованова, О. В. Шарапова // Начальная школа. – 1999. - № 1. – С. 7-11.

6. Заходер Борис Владимирович[Текст] // Очерки о детских писателях: Справочник для учителей начальной школы. – М.: Баласс, 1999. – С. 78-81.

7. Заходер Борис Владимирович[Текст] // Писатели нашего детства: 100 имен: Биографический словарь. Ч. 1. – М.,1998. – С. 189-193.

8. Заходер Б. «Я не собирался стать литератором…» / Б. Заходер; беседовала И. Грачева // Детская литература. – 1998. - № 5-6. – С. 36-43.

9. Левин, Б. Независимый Заходер: [Воспоминания о детском поэте] [Текст]/ Б. Левин // Педология. – 2001. - № 5. – С. 4-5.

10. Меньшов, В. Сверчок, поселившейся в валенке [Текст]/ В. Меньшов // Читайка.- 2006.- №12.- С. 24-26.

11. Меньшов, В. Вообразилия Бориса Заходера [Текст]/ В. Меньшов // Читайка.- 2007.- №8.- С.8-11.

12. Невинская, И. Н. Заходер Борис Владимирович [Текст] / И. Н. Невинская // Русские детские писатели ХХ в.: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта:Наука, 1997. – С. 185-187.

13. Приходько, В. Лукоморье Бориса Заходера [Текст] / В. Приходько // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 3. – С. 79-83.

14. Сарнов, Б. Ты тоже усмехнулся – ей в ответ…[Текст] / Б. Сарнов // Литература (Прилож. к газ. «Пер. сент.»). – 2001. - № 13. – С. 2-4.

15. Тубельская, Г. Н. Заходер Борис Владимирович (1918-2000) [Текст]/ Г. Н. Тубельская // Тубельская Г. Н. Детские писатели России: Сто имен: Биобиблиографический справочник. Ч. 1. А-Л. – М.,2002. – С. 120-124. – (Прилож. к ж. «Школьная библиотека»).

16. Умер Борис Заходер: Некролог[Текст] // Книжное обозрение. – 2000. - № 46.

17. Хохлова, М. М. Заходер Борис Владимирович [Текст] // Русские писатели 20 века: биографический словарь / М. М. Хохлова; Глав. ред. и сост. П. А. Николаев. – М., 2000. – С. 285-286.

Составитель: Черняева О. В.,

Б. Заходер. «Мохнатая азбука»

Цели: Познакомить с произведением Б. Заходера; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать интерес к предмету, обогащая речь и знания учащихся; воспитывать любовь к животным.

Оборудование: книги В. Волиной «Учимся, играя», «Занимательное азбуковедение»; И. Г. Сухина «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон»; иллюстрации животных.

Библиотекарь. Сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране. А вот как она называется, вы скажете сами, отгадав загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называется все…

Дети. Алфавит, азбука!

Библиотекарь. Итак, мы сегодня будем путешествовать по «Азбуке». А удивительна она тем, что живут в ней не буквы, а… А вот кто, вы ответите сами, прочитав стихотворение.

Дети читают.

- Кто же живет в этой «Азбуке»?

Дети. Животные.

Библиотекарь. Как ее называют?

Дети. «Мохнатая азбука».

Дети читают вслух, анализируют.

Библиотекарь. С кем сравнивают животных?

Дети. С буквами.

Библиотекарь. Как выглядят эти буквы?

Дети.

С хвостами, с усами.
Буквы – мохнатые,
Буквы – пернатые,
Стройные буквы
И даже горбатые…

Библиотекарь. Прочитайте, что они умеют делать.

Дети.

Бегать умеют они
И летать.
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…

Библиотекарь. Вот какие удивительные буквы там живут. А мы будем читать о животных. Написал стихи в «Мохнатой азбуке» Борис Заходер.

Библиотекарь.

Теперь мы должны угадать, какие животные в ней живут.
Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками в болото.

Дети. Аист.

Библиотекарь показывает иллюстрацию.

Библиотекарь. А почему «Мохнатая азбука» начинается с аиста? Давайте прочитаем, что об этом написал Заходер.

Дети читают стихотворение.

- А кто же еще живет там? Посмотрите на иллюстрацию.

Библиотекарь показывает иллюстрацию.

- Как называется это животное?

Дети. Бизон.

Библиотекарь. А почему мы должны сейчас прочитать о бизоне?

Дети. Его название начинается на вторую буквы алфавита.

Дети читают стихотворение и анализируют его.

- Почему нельзя держать бизона?

Дети. Так как это жвачное – грубое и мрачное!

Библиотекарь. Скажите, на какую букву будет начинаться название следующего животного?

Дети. На букву в.

Библиотекарь. Каких зверей вы знаете на эту букву?

Дети. Ворона, воробей, волк, вепрь…

Библиотекарь. Да, много можно назвать животных, об одном из них мы сейчас прочитаем. Послушайте и отгадайте, о ком эти строчки. «Это большое жвачное животное. Может очень долго обходиться без еды и воды. Имеет горбы. Живет в пустыне».

Дети. Верблюд.

Библиотекарь. Значит, мы прочитаем о верблюде.

Дети читают стихотворение о верблюде и анализируют его.

- Как ходит верблюд и почему?

Дети. Голову задрав, так как решил, что он жираф.

Библиотекарь. Объясните, как вы понимаете выражение: «А он плюет на всех».

Дети. Не обращает ни на кого внимания.

Библиотекарь. Название следующего животного у меня спряталось на карточке. Отгадайте его.

Библиотекарь показывает карточку.

- Как называется эта змея?

Дети. Гадюка.

Библиотекарь. О ком же будем читать?

Дети. О гадюке.

Дети читают стихотворение и анализируют его.

Библиотекарь. Объясните, как вы понимаете выражение: «Берите ноги в руки».

Дети. То есть бегите со всех ног.

Библиотекарь. А вот кто следующий стоит в «Мохнатой азбуке», догадайтесь сами.

На доске висит иллюстрация. Библиотекарь читает загадку.

Библиотекарь.

Ежик вырос в десять раз,
Получился…

Дети. Дикобраз.

Дети читают стихотворение и анализируют его.

Библиотекарь. Чему удивился ежик?

Дети. Что дикобраз так зарос.

Библиотекарь. А теперь игра на внимание.

Библиотекарь раздает карточки с загадками и со стихами. Один из учеников читает загадку.

Дети.

Через море-океан
Плывет чудо-великан,
А ус во рту прячет.

Библиотекарь. Кто это?

Дети. Кит.

На доске иллюстрация кита.

- У кого на карточке написано начало стихотворения про кита?

Один из детей читает.

Всю жизнь в воде
проводит Кит,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит…

Библиотекарь. А у кого продолжение?

Второй ребенок читает.

…За что ему – спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!

Аналогичная работа проводится со стихотворением про слона.

Библиотекарь. О ком написаны эти строки?

Душил он зверски всех подряд,
Свирепо расправлялся,
А правил плохо, говорят,
С делами не справлялся.

Дети. О льве.

Библиотекарь. Кем лев считался?

Дети. Царем зверей.

Библиотекарь. А где теперь сидит?

Дети. В клетке.

Библиотекарь показывает иллюстрацию.

Библиотекарь. Кто изображен на иллюстрации?

Дети. Носорог.

Дети читают стихотворение.

Библиотекарь. Что о нем узнали?

Дети. Что он любит толкаться.

Библиотекарь. Кто носорогу дорогу уступит…

Дети. Тот, несомненно, разумно поступит…

Библиотекарь. Как называют носорога?

Дети. Толстокожим.

Далее дети читают стихотворения о попугае и павлине.

Библиотекарь. О каких птицах вы прочитали?

Дети. О попугае и павлине.

Библиотекарь. Какая самая красивая?

Дети. Павлин.

Библиотекарь. А какая птичка будет повторять все за вами?

Дети. Попугай.

Библиотекарь. Давайте еще раз о них прочитаем.

Дети выполняют задание.

- Вот какие звери еще живут в удивительной «Азбуке». Об остальных вы узнаете, самостоятельно прочитав весь текст.

Дети выполняют задание.

Библиотекарь. Ну вот, мы

совершили путешествие по «Мохнатой азбуке», в которой живут живые буквы.

И. Егорова
перепечатка: «Начальная школа» (Прилож. к газ. «Первое сентября»). – 2000. - № 45. – С.10-12.

24 Сентября

Николай Михайлович Скрёбов

24 сентября 85 лет со дня рождения ростовского поэта, уроженца города Шахты Ростовской области Николая Михайловича Скрёбова (1932-2015). «Корень добра», «Южная вьюга», «Сентябрь», «Тысяча ударов сердца». Жил и работал в Ростове-на-Дону.

Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

контакты

Справочная служба

Задать вопрос библиотекарю

Сайт Занимательная Ростовология

Президент России - гражданам школьного возраста

Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии

Культура.рф. Единый портал популяризации культурного наследия России

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Наши друзья

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых


Наверх