Версия для слабовидящих

8 запретных фраз о детском чтении



Что вы говорите своим детям, когда видите их с книгой в руках? Или, наоборот, не можете заставить сесть за чтение?

Юлия Кузнецова, автор книги «Расчитайка» ( Кузнецова, Юлия Никитична. Расчитайка : как помочь ребенку полюбить чтение / Юлия Кузнецова. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 108 [3] с. : ил. – (МИФ-Детство), поделилась своей коллекцией родительских фраз, которые, по ее мнению, только мешают ребенку полюбить читать.

У всех свои коллекции. Я на протяжении нескольких лет собираю фразы о детском чтении. Фразы, которые родитель произносит, не задумываясь, просто потому что когда-то слышал их сам и сейчас транслирует их дальше молодому поколению, не вникая в глубинный смысл. А смысл, словно гигантская кувалда, бьёт по хрупкому зданию детской любви к чтению, вновь и вновь проверяя конструкцию на прочность.

1. «Почему ты ничего не читаешь?»

Ребёнок верит всему, что утверждается родителем. Даже если демонстрирует обратное: нигилизм пополам с негативизмом. Он запомнил, что ничего не читает. Оспаривать не намерен: взрослому виднее.

2. «Настя/Олег столько читают, а ты?!»

Эта фраза — ксифос — обоюдоострый меч. Он отрубает не только хорошее отношение к чтению, но заодно и к Насте с Олегом. Удобно. Но отчего-то очень грустно. Может, оттого, что фраза – «ксифос» подрывает доверие к родителям? Чужие дети кажутся ему лучше собственных.

3. «Отложи телефон/планшет! Лучше бы почитал!»

Послание, которое мы передаем в этой фразе, гласит: телефон versus планшет. А ведь на самом деле это два разных способа провести время! Должен ли один быть противопоставлен другому? Или есть время для одного и есть для другого?

4. «Что за чушь ты читаешь?»

За чтение можно не беспокоиться: отныне ребёнок точно не выпустит из рук «чушь». Но фраза рушит отношения. Она не уважительна, даже оскорбительна, и может только усугубить непонимание, которое и так каждый день возникает между родителем и подрастающим ребёнком.

5. «Я в твои годы читал по книге в день!»

Дети и так нас идеализируют. Мы умеем завязывать шнурки, наливать суп так, чтобы не пролилось ни капли, расплачиваться в магазине карточкой и всегда знаем заранее, останутся на паркете следы от мокрых ботинок или нет. Да мы просто небожители с Олимпа! Так что на слух «Я в твои годы…» воспринимается не как призыв, а как очередное обозначение умений бога-олимпийца. Куда нам, простым смертным… Мы никогда не сможем столько читать.

Сравнения никогда ничего не улучшают. «Папа был хорошим ребёнком, а я — плохим», — решает ребёнок, и какую боль приносит ему этот вывод…

6. «Ты слишком быстро переворачиваешь страницы! Ну-ка! О чём эта книга?»

«Мне не доверяют», — решает ребёнок. А если не доверяют родители, то, как я могу верить сам себе? Границы дозволенного расплываются. Для любых действий требуется контролёр. Так ли я делаю? Или слишком быст-ро/медленно/громко/неправильно? Есть дети, которые совсем не чувствуют этих самых границ. Они не доверяют сами себе, ведь родители не учили их этому….

7. «Не можешь объяснить? Ты вообще читал её?»

В этой фразе книга выступает в роли средства контроля, как камера слежения в детской. Какой природный механизм заложен в нас, если мы почувствуем на себе прицельный взгляд-контроль? Правильно, бегство!

Если вы пользовались видеоняней, когда дети были грудничками, не стоит прибегать к ней, проверяя, что делают в комнате младшие школьники. А если нам так страшно хочется узнать, читал ли ребёнок книгу (потому что мы хотим обсудить её или потому что чтение проверит завтра в школе учитель), то стоит озвучить именно свои чувства: «Я переживаю, справишься ли ты завтра с проверочной по этой книге» или «Мне так хотелось поговорить с тобой об этой книге! Дай знать, если прочтёшь».

8. «Что значит „Не нравится Чехов“?! Это нужно знать! Без этого не вырастешь!»

Будем откровенны: вырасти можно, вообще не читая художественных книг. Многие так вырастают. Читают учебники, инструкции, руководства. А «образ мира, в слове явленный» остается за кадром их жизненного восприятия. Если для вас принципиально, чтобы дети знали и любили классику, рассказывайте им о Чехове или Толстом, делитесь своей любовью к этим книгам, читайте вслух, посещайте дома-музеи. Но не используйте их имена во фразах-императивах. Иначе мы сами толкаем детей к бегству. На этот раз — подальше от классической литературы.

Однажды мы обсуждали эти фразы на родительской встрече. И одна мама с вдумчивым взглядом сказала: «Это ведь мы не ребёнку говорим! Это мы свои страхи озвучиваем!». В высшей степени справедливое замечание. Дети — не психологи. Они и так часто имеют дело с нашими страхами, которые мы выдаем за истину в последней инстанции. Почему бы не оградить от наших опасений хотя бы заповедную область детского чтения?


Источник: mann-ivanov-ferber.ru


20 Февраля 2019

Возврат к списку

25 Мая

День нерпёнка. На берегах Байкала отмечают один из самых трогательных экологических праздников – День нерпёнка Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

Мы в Instagram

Мы в ВКонтакте

контакты


Сайт Занимательная Ростовология

Президент России - гражданам школьного возраста

Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

Информационно-развлекательный сайт Управления Роскомнадзора по Ростовской области

Культура.рф. Единый портал популяризации культурного наследия России

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра

Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Наши друзья

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых

Результаты независимой оценки качества услуг организации.

Всемирная зимняя универсиада – 2019

Официальный интернет-портал правовой информации.

VII Санкт-Петербургский международный культурный форум




Наверх