344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих
  1. Великой Победе посвящается
  2. Виртуальные выставки
  3. А что о войне читаешь ты?». Часть 2

А что о войне читаешь ты?». Часть 2

https://www.high-endrolex.com/26

Дорогие друзья!

Мы живём в мирное время, и в далёкое прошлое уходят суровые будни войны. В 2020 году исполнилось 75 лет со дня Великой Победы русского народа над фашизмом. Ветеранов остаётся всё меньше и меньше. Поэтому мы снова и снова должны говорить об уроках войны, о тех, кто погиб, защищая Отечество. Детям военных лет пришлось столкнуться со многими испытаниями, прежде чем наша страна одержала Победу над противником. Великая Отечественная война научила их ценить жизнь, быть смелыми и трудолюбивыми. Они запомнили эти уроки мужества навсегда. Будем же помнить о них и мы.

Предлагаем вам обзор книг, поступивших в библиотеку. В него включены рассказы, повести и сборники для детей среднего и старшего возраста.

Начнём обзор с удивительного издания о войне, девушках, собаках, минах, верности, дружбе, любви и о победе, вышедшего в серии «Вот как это было». Умелое и бережное соединение non-fiction (в переводе с английского «не вымысел») с высокой художественностью – это книга «Девичья команда» авторов П. Заводчикова и Ф. Самойлова издательства «Речь». Для тех, кто избегает читать о войне, потому что слишком тяжело, можно сказать, что эта книга читается гораздо легче, поскольку ориентирована на детей и подростков.

Девичья команда  (фото книги из архива библиотеки)

«Девичья команда» вышла впервые в 1970 в Лениздате, второй раз в 1975 в Воениздате. Под новым названием «Взрыва не будет» в 1971 была издана книга для детей помладше, текст в ней был сокращён и немного упрощён.


Заводчиков, П. А. Девичья команда  (фото книги из фонда библиотеки)

Заводчиков, П. А. Девичья команда / П. Заводчиков, Ф. Самойлов ; художник Николай Кочергин. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 269, [2] с. : ил., портр. – (Серия «Вот как это было»)

Об авторах:

Заводчиков Пётр Алексеевич (1984-1976) – специалист-кинолог, полковник инженерных войск. Педагог по образованию, в начале прошлого века увлёкся служебным собаководством, изучал науку о поиске и распознании веществ по их запаховому следу (кинологическая одорология).

Пётр Алексеевич участвовал в финской кампании, а в августе 1941 года сформировал специальную воинскую часть, где полноправными бойцами стали животные: собаки-подрывники, собаки-связисты, собаки-миноискатели и ездовые собаки. Он был автором книг, статей и очерков по вопросам кинологии, талантливым изобретателем.

Ф. Самойлов (настоящее имя Фарфель Семён Самойлович) (1907-1985) – журналист, прозаик-документалист, очеркист. Ещё студентом начал работать в редакции газеты «Ленинградская правда». В 1938 году был участником экспедиции на борту ледокола «Ермак» по спасению папанинцев – советских полярников с дрейфующей станции «Северный полюс». В 1940 году перешёл на службу в газету «На страже». Во время Великой Отечественной войны писал очерки и репортажи из осаждённого Ленинграда, с Ленинградского фронта – находился на передовой. Он автор более десятка книг документальной и художественно-документальной прозы на производственную, историческую, военно-историческую тему.

Сорок лет прошло со времени третьего издания этой книги. Уже давно нет с нами и тех её героев, кто встретил Победу и не изменял до конца жизни фронтовому братству. Давно нет и авторов повести: участника войны, писателя и журналиста Семёна Самойловича Самойлова (Фарфеля) и Петра Алексеевича Заводчикова, командира 34-го отдельного инженерного батальона миноискателей, в состав которого входила легендарная Девичья команда.

До последних своих дней Пётр Алексеевич отзывался на просьбы прийти в соседнюю школу и с нежностью и уважением, благодарностью рассказывал всё новым слушателям о своих бойцах, о своих девочках, об их четвероногих помощниках.

«Девичья команда» – это невыдуманные рассказы, воссоздающие живые и яркие подробности малоизвестной страницы летописи Великой Отечественной войны. Они повествуют о сложной и опасной военной работе, которую вместе с бойцами выполняли собаки. Не только служебные, хорошо обученные животные, но и просто те, кого удалось найти в голодающем, измученном осадой Ленинграде на исходе первой военной зимы. Они помогали и раненых с поля боя выносить, и взрывчатку находить, и сообщения передавать. Но на самом деле, книга не только о собаках, но и о людях, которые вложили много труда в воспитание, обучение и работу с четвероногими вояками.

Фото с сайта https://tiina.livejournal.com/12872517.html#/12872517.html

Вожатыми собак были ленинградские девочки, вчерашние школьницы и студентки. Они вместе с надёжными помощниками, не щадя себя, ежедневно и ежечасно спасали человеческие жизни: вывозили раненых, отыскивали и обезвреживали мины. Эти подлинные истории – о буднях «Девичьей команды», в которых были не только отвага и самопожертвование, но и беззаветная дружба и, конечно, любовь.

Война, блокадный Ленинград, где не то, что собак, мышей не осталось. Рита Меньшагина, которая ещё год назад занималась в клубе служебного собаководства, а сейчас в полуобморочном от голода состоянии трудится на заводе, получает повестку. Надлежит ей явиться в батальон, который состоит из одних девушек, и будет она обучаться военному и минёрному делу, обучать и дрессировать собак разыскивать мины любых типов, не бояться взрывов и свиста пуль.

И девичья команда становится одной из лучших в своём деле! Зимой на собачьих упряжках вывозили раненых во время боя. Собаки передвигались ползком, но всё же делали своё дело. Летом пропадали сутками на минных полях, разгадывая самые ухищрённые загадки немцев. Были и ошибки, которые стоили жизни, здоровья.

Собаки – удивительные создания! Сидеть в окопах на морозе и не заскулить, не шевельнуться, ведь это их работа. Искать мины на глубине под землёй такой, где они их, казалось бы, никак не могли учуять, спасать жизни тысяч и тысяч людей. А сколько преданности в них, сколько любви, чуткости... Не в каждом человеке есть такие качества и в таком количестве.

Отлично дополняют текст иллюстрации, сделанные известным художником Николаем Кочергиным. О нём расскажем подробнее.

(фото книги из фонда библиотеки)
(фото книги из фонда библиотеки)

Николай Михайлович Кочергин – художник-славянист, иллюстратор русских сказок, заслуженный художник РСФСР. Родился 9 мая в 1897 году в селе Всесвятском. Увлечение живописью заставило Николая поступить в Строгановское художественно-промышленное училище. Он иллюстрировал книги, журналы, а также создавал декорации к театральным постановкам, занимался социальными плакатами и рисунками для открыток.

После Великой Отечественной Войны художник полностью посвятил себя иллюстрации детских книг, сказок и былин. Именно как иллюстратор детской литературы Николай Кочергин прославился на всю Россию и стал известен далеко за её пределами.

В настоящее время многие произведения Кочергина находятся в Российской государственной библиотеке (Москва) и в Государственной центральной публичной библиотеке им. Н.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург). Несмотря на то, что иллюстрации считаются дополнением к литературному произведению, его работы живут собственной жизнью. Они вполне могут существовать и в качестве иллюстраций для книги, и отдельно от них.

Именно из-за своего высокохудожественного оформления книга «Девичья команда» была включена в коллекцию «Мастера иллюстрации – детям» Ростовской областной детской библиотеки.

В конце книги есть настоящее фронтовое фото «девичьей команды», благодаря которому всё рассказанное обретает реальные черты, а главные герои – лица.

(фото книги из фонда библиотеки)

«Девичья команда» – уникальная книга о необыкновенных людях и собаках! Книга о героях, о доблести, самоотверженности, терпении, о том, чего забывать нельзя.

Ещё одна книга, которую издательство «Речь» возвратило «к жизни», к читателям – «За дальним поворотом» Мусаханова Валерия Яковлевича. Удивительно тепло написано о ленинградских мальчишках, о книгах, о букинистике...


Мусаханов, В. Я. За дальним поворотом  (фото книги из фонда библиотеки)

Мусаханов, В. Я. За дальним поворотом : повесть / Валерий Мусаханов ; художник Иосиф Латинский. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2018. – 191с. : ил. – (Вот как это было)

Блокадные мальчишки взрослели рано. Бомбёжки, обстрелы, голод... Смерть прошла совсем рядом, но друзья Валька и Кирка уцелели. И хотя война уже позади, её следы повсюду. Городская окраина, начинённая боеприпасами, неотвратимо притягивает к себе подростков. А забыть о трудностях послевоенного быта помогают книги: ребята бережно и тщательно собирают одну на двоих библиотеку. И, конечно, встречи с хорошими, настоящими людьми, которые позволяют не только выжить, но и сохранить душу и обрести в жизни цель.

Валерий Мусаханов рассказал в этой книге о послевоенном детстве, о войне и блокаде – о том, что пережил сам. О себе он писал так: «Не забудьте, что детство моё пришлось на войну, беспризорщина полная, есть хочется. Отца призвали сразу, а мать тогда работала медсестрой в хирургическом институте. Детей отправляли со школами, и нас где-то в начале августа эвакуировали. Я как раз первый класс окончил. В Старой Руссе нас разбомбили. И пионервожатая, она у нас была шустрая, собрала парней, несколько девчонок, и мы самостийно добирались до Ленинграда. Без вещей, без всего, на воинских эшелонах – кто как. Мы были, вероятно, последними, кто вошел в Ленинград: кольцо замкнулось. А мать в это время эвакуировалась с институтом. Так я и приехал.

– А что дальше? Снова детдом, до начала 1945-го – тогда мать вернулась. Отец демобилизовался, правда, с ранением, инвалидностью. Но кто меня уже мог удержать? Мне было 13 лет, за поясом оружие, парабеллум, нож. Немецкого оружия было навалом, все Пулковские высоты были усеяны винтовками. Пистолеты редко попадались, а винтовки и патроны – ящиками. Время сформировало такой мир».

Валерий Мусаханов написал о себе, о том, что видел и испытал сам. Именно поэтому у него получилась добрая книга, с такими яркими и живыми героями. Валька и Кирка, Серов и Синицын настолько неразлучные друзья, что в школе их называли – Сероницын. И ещё эта книга написана с огромной благодарностью к тем людям, которые встречались на пути подростков и помогли им выжить физически и духовно: аэростатная девичья команда, букинист Пётр Борисович, токарь Сергей Степанович и особенно шофёр Федя. Идя с Федей, ребята испытывали гордость от того, «что взрослый человек идёт рядом и разговаривает с нами, как с равными».

Мальчишки прошли сложный путь взросления: от опасных поисков боеприпасов до сдачи экзаменов на шофёров. Во время войны они дежурили рядом с аэростатом и помогали команде поднимать его в воздух по сигналу воздушной тревоги. Пилили дрова, когда нужны были деньги, чтобы сходить в музей. Собирали летающие модели самолётов. Учились ремонтировать и ездить на «вело-мото дэ-ка-вэ». Осваивали токарный станок и автодело: ремонт и вождение машины. Друзья собирали книги, среди которых встречались редкие и уникальные издания.

(фото книги из фонда библиотеки)
(фото книги из фонда библиотеки)
(фото книги из фонда библиотеки)

Книга «За дальним поворотом» оформлена прекрасными чёрно-белыми иллюстрациями художника Иосифа Латинского. Так трогательно и сдержанно, так по-мужски и вместе с тем по-детски, что дистанция между героями книги и читателем становится вполне зримой. Мы видим, слышим, чувствуем то, что происходило не с нами.

Благодаря писателю и художнику книга «За дальним поворотом» отличается атмосферой неподдельной достоверности – весомый вклад в наши представления о том, как это БЫЛО.

Дети Великой Отечественной войны… Они провожали на фронт своих отцов, голодали, бедствовали в тылу, работали не покладая рук, совершая свой негромкий подвиг. Они шли в партизаны, рвались на передовую, чтобы плечом к плечу с взрослыми защищать Родину. Отваге, терпению, мужеству этих детей позавидовать мог бы каждый. Детям, сражавшимся за мирную жизнь, за родной дом, за право быть вместе с родителями, посвящены стихи и рассказы, вошедшие в книгу «Маленькие солдаты Великой Отечественной: стихи и рассказы».


Маленькие солдаты Великой Отечественной  (фото книги из фонда библиотеки)

Маленькие солдаты Великой Отечественной : стихи и рассказы / художник Владимир Плевин, Екатерина Петрова ; [вступительная статья Антона Филатова]. – Москва : Махаон : Азбука-Аттикус, 2019. – 91, [4] с. : цв. ил. – (Классная классика)

«Эта книга познакомит вас со стихотворениями и рассказами о ребятах, чьё детство пришлось на годы войны. Среди героев этих произведений есть девочки и мальчики, и совсем юные, и немного постарше. Все они с достоинством выдержали тяжёлые испытания, выпавшие на их долю. Многим пришлось пережить голод и болезни, кто-то потерял на фронте родных и близких. Но даже после этого никто из них не перестал защищать свою Родину и верить в победу над фашизмом».

Антон Филатов

Выбор авторов и произведений этого сборника очень достойный, рассчитанный именно на детский возраст и психологический уровень. Показан героизм, мужество, важность Победы. Несмотря на то, что книга предлагается ученикам средней школы, здесь много интересного найдут и младшие школьники. Это делает чтение данного издания ещё более актуальным. С отдельными произведениями этой книги можно знакомиться уже первоклассникам, подготовиться к теме войны, а самое главное – Победы! Многие стихи подходят для заучивания наизусть и легко запоминаются, несмотря на то, что длинные.

Открывается сборник стихотворением «Отец» Зинаиды Александровой, простое, но такое трогательное произведение, потому что написано оно в 1940 году – накануне войны. Примечательно то, что в сети Интернета этого стихотворения нет – только в книгах.

Дети войны рано взрослели. Мальчик в стихотворении Валентина Берестова понимает, что он мужчина в семье – «кормилец» и «добытчик». А герои стихотворения Агнии Барто дежурят ночью на крыше, чтобы защитить свою улицу и любимую Москву. В стихотворении Александра Твардовского мальчик помогает обнаружить и уничтожить вражескую пушку.

Рассказ Леонида Пантелеева о мальчике-перевозчике, работающем на переправе через Неву – рассказ о friendly fire (в переводе с англ. – «огонь по своим»), о наших людях, погибающих от осколков снарядов нашей же зенитной артиллерии. Несмотря на юный возраст героя, все уважительно называют его Матвеем Капитоновичем. Матвей спокойно выполняет перевозки, несмотря падающие осколки зенитных снарядов.

Потом «Маринка» того же автора, о девочке и первой блокадной зиме. О несостоявшемся танце, голодной смерти и жажде жизни. В рассказе «Главный инженер» его герой Лёша Михайлов был награждён медалью за то, что обманул фашистских лётчиков. Все рассказы Леонида Пантелеева правдивы и интересны потому, что он сам был на войне и испытал то, о чём писал в своих произведениях.

«Разведчик Вихров» Бориса Лавренёва о юном разведчике Николае Вихрове, который незаметно ходил в разведку и запоминал позиции врага. И смог показать на карте расположение вражеских дотов.

Рассказы Сергея Алексеева давно и прочно вошли в школьную программу по литературе для учеников начальных классов. В сборник «Маленькие солдаты Великой Отечественной» вошёл рассказ о пятилетнем Гене, которого приютили бойцы в Сталинграде (так раньше назывался Волгоград), о мальчишках с Волхонки, которые работали каждый за троих на станках московского завода.

Андрей Платонов, тоже участник Великой Отечественной войны, назвал свой рассказ «Маленький солдат». Главный герой Серёжа Лабков вырос на войне, потому что его родители были военными людьми и вместе защищали Родину от врага. Мама – военный врач, а отец – полковник. Серёжа выполнял сложные боевые задания и остался в родном полку, даже когда погибли его родители. Солдаты очень любили и оберегали своего «маленького солдата», потому что он напоминал им о своих детях.

Все герои произведений, вошедших в сборник «Маленькие солдаты Великой Отечественной», с достоинством выдержали испытания, доставшиеся на их долю. Война закалила характеры ребят, сделав их твёрдыми и взрослыми. Отлично дополняют содержание книги, от обложки до самой последней страницы, замечательные цветные иллюстрации художников Владимира Плевина и Екатерины Петровой.

Продолжает тему военного детства книга Ларисы Ильиничны Румарчук «Зелёный велосипед на зелёной лужайке», из книжной серии «Для тех, кому за 10». Истории из этой книжки описывают далёкое от нас детство военного времени: вначале в эвакуации, в Башкирии, потом в Подмосковье. Они повествуют о жизни, которая мало знакома нынешним школьникам, и тем особенно интересна.


Румарчук, Л. И. Зелёный велосипед на зелёной лужайке  (фото книги из фонда библиотеки)

Румарчук, Л. И. Зелёный велосипед на зелёной лужайке / Лариса Румарчук ; художник Мария Бойнова. – Москва : Самокат, 2017. – 288 с. : ил. – (Для тех, кому за 10)

Лариса Румарчук – поэт и прозаик, журналист и автор песен, руководитель литературного клуба и член приёмной комиссии Союза писателей. В книге Лариса Румарчук описывает своё далёкое детство, но какое же оно близкое, ведь дети – всегда дети и неважно, в какое время они родились, и какие испытания выпали на их долю.

«Зелёный велосипед на зелёной лужайке» – нетипичная книга с нетипичной историей. Вроде бы всё как обычно: перед нами развёртывается детская пора девочки Наташи, с шалостями, открытиями, небольшими страхами, мгновенными вспышками радости и счастья. Все эти описания детского восприятия и мироощущения описываются на фоне тяжёлого периода Великой Отечественной войны и голодного послевоенного времени. Но почему-то от книги веет лишь лёгкой грустью и добротой. Нет ощущения страха, как это бывает при чтении книг на военную тему. А потому впитываешь каждое слово, наслаждаешься сюжетом, предаёшься собственным воспоминаниям из детства со сбором несметных «сокровищ-стёклышек» во дворе дома, игр на свежем воздухе от зари и до заката, в любую погоду и в любом состоянии. Наташа обязательно будет счастлива, несмотря на слабую учёбу, поиск уютного уголка, потерю отца, который так и не вернулся с фронта. И веришь, что также всё хорошо будет и у тебя, читатель.

(фото книги из фонда библиотеки)
(фото книги из фонда библиотеки)
(фото книги из фонда библиотеки)

Добрая, весёлая, ностальгическая книга, оформленная прекрасными рисунками. Чёрно-белые иллюстрации Марии Бойновой под стать тексту. Они необычны: неровная штриховка, неумелый контур рисунков, словно их торопливо малюет детская рука Наташи при оформлении записей личного дневника. Иллюстрации передают тонкие эмоции, разные характеры героев, которым невольно симпатизируешь.

Сама Лариса Румарчук о своей книге написала так: «Повесть «Зелёный велосипед на зелёной лужайке» – это благодарная дань детству, городу, который дал нам приют в войну, маме и бабушке, людям, с которыми сводила жизнь…

Когда-то я написала стихи:
«Я люблю своё детство, как синюю птицу.
Но кричу я, всем прошлым сильна:
Не должна, не должна, не должна повториться,
Не должна повторяться война!»

Уроки истории Великой Отечественной войны надо знать ещё и потому, что в наше время, в разных уголках планеты продолжаются военные конфликты. Не всегда общество способно защитить своих самых уязвимых членов от жестокости и насилия. Дети оказываются заложниками безумных амбиций взрослых, становятся инвалидами, сиротами, бездомными… Или просто погибают. Обычные дети – шалуны, фантазёры, непоседы, способные на всяческие проказы. Впрочем, даже жадные, вредные и ленивые дети имеют право на мирное чистое небо над головой.

Рекомендуем вам прочитать книгу Юрия Никитского «Вовка, который оседлал бомбу». Как, вы не помните Вовку? Того самого, который оседлал бомбу? Он ещё кричал тогда, мол, не бомба это, а снаряд: «И раз шмякнулся и не взорвался, то теперь уж точно не взорвётся!» В общем, Вовку насилу от того снаряда оттащили – не соскучиться с ним было!


Никитинский, Ю. В. Вовка, который оседлал бомбу  (фото книги из фонда библиотеки)

Никитинский, Ю. В. Вовка, который оседлал бомбу / Юрий Никитинский ; иллюстрации Ксении Дерека. – Москва : КомпасГид, 2018. – 87 с. : ил.

Герои этой повести – обыкновенные мальчишки, довольно хулиганистые. Они пишут глупые надписи на заборе, швыряются друг в друга комьями земли, разбивают лампочки, гуляют на стройке и развлекаются отнюдь не безопасными затеями: то через костер прыгают, то в бочку с краской спичку бросят, а то и вовсе запустят в огонь аэрозольный баллон. В общем, мамам этих ребят не позавидуешь.

Вовка и его лучший друг Влад вообще не знают слова «скука»: эти непоседы-фантазёры постоянно что-нибудь вытворяют. Однажды, играя в «войнушку», Вовка случайно подбил Владу глаз – а потом завидовал белой завистью: как же, раненым-то быть почётно! А в другой раз мальчишки организовали зоомагазину бесперебойную поставку канареек – знай себе, ухаживай за птицами правильно, а они будут сами размножаться. Вот только магазин потом закрылся: в него снаряд попал, другой, не тот, что Вовка оседлал. Однако, несмотря на всё своё озорство, это чуткие, добрые и очень славные мальчуганы, к которым проникаешься огромной симпатией: за их верную дружбу, за их прекрасные мечты, за сострадание к животным…

Писатель Юрий Владимирович Никитинский родился в 1970 году и за четверть века в детской литературе стал автором более двадцати детских книг. С 1984 года живёт в Киеве. Первое стихотворение написал в одиннадцать лет. В начале 1990-х появились его первые публикации произведений для детей. С того времени стихи, рассказы, пьесы и сказки Юрия Никитинского выходят в многочисленных журналах Украины и России. Участник фестиваля «Молодые писатели вокруг Детгиза».

Повесть Юрия Никитинского «Вовка, который оседлал бомбу», продолжая носовскую поучительно-развлекательную традицию, притягивает к себе множество важных тем – прежде всего, войну. Регулярные артобстрелы, конечно, меняют жизнь мальчишек, но остаются как будто фоном, чем-то, что их жизней до поры до времени не касается напрямую. Таково спасительное свойство детской психики, которое мастерски раскрывает автор. Книга "Вовка, который оседлал бомбу" удостоилась награды Корнейчуковской премии в 2015 году, а также на литературном конкурсе "Новая детская книга" в 2016.

(фото книги из фонда библиотеки)
(фото книги из фонда библиотеки)
(фото книги из фонда библиотеки)

Иллюстрации Ксении Дерека усиливают эту пронзительную историю о Вовке. Всего лишь 88 страниц, а столько в них уместилось смеха, дружбы, переживаний и боли. Никогда, никогда слова «война» и «детство» не должны стоять рядышком друг с другом. Это просто несправедливо.

«Пройдет время, много-много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Ни дочки ваши, ни сыновья, ни внуки, конечно же, не будут знать войну. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы! Так вот, не давайте им забыть! Понимаете? Вы-то не забудете, вот и другим не давайте!» «Да, войны кончаются рано или поздно. Но голодуха отступает медленнее, чем враг. И слёзы долго не высыхают… Мы это помним. Не забыли бы вы, новые люди! Не забудьте! Это всё правда. Всё это было». Эти слова написал Альберт Лиханов в своей книге «Последние холода».

Разве можно сказать лучше о Великой Отечественной войне. Уже на следующий Парад Победы, может быть, некому будет идти из тех, кто защищал свою Родину. Поэтому так важно, чтобы дети читали книги о войне, чтобы все следующие поколения никогда не забывали о тех, кому они обязаны своей жизнью.


Дорогие друзья, гордитесь историей своей Родины.
Приходите в библиотеку и читайте книги о войне!

В статье использованы материалы из фонда библиотеки.

Составитель: Котова Ирина Юрьевна

https://www.high-endrolex.com/26