Дети на войне: по рассказу Михаила Шолохова "Судьба человека"
Методические рекомендации к громкому чтению и обсуждению рассказа для читателей 12-15 лет.
Краткая биография Михаила Александровича Шолохова.
Михаил Шолохов родился 24 мая 1905 года в семье служащего торгового предприятия, в одном из хуторов станицы Вешенской.
Детство будущего писателя прошло на хуторе Кружилинском. Он учился в церковно-приходской школе, а затем в гимназии, окончив четыре класса. Начавшаяся революция и Гражданская война помешали продолжить образование.
В 1920 году пятнадцатилетним подростком участвовал в ликвидации неграмотности на юге России, в 1922 году Михаил Шолохов приехал в Москву, где за шесть лет изучил изрядное количество специальностей. Работал статистиком, учителем, грузчиком, каменщиком, счетоводом, журналистом. Всё время усиленно занимался самообразованием.
С 1923 года произведения Михаила Шолохова начали публиковаться. Во второй половине 20-х годов Шолохов вернулся на Дон, где начал работать над романом «Тихий Дон».
В июле 1941 года Михаил Шолохов ушел на фронт. Работал в Совинформбюро, был военным корреспондентом. В конце 1942 года писатель начал работу над романом «Они сражались за Родину». Отрывки из романа публиковались в 1943-1944 и в 1949-1954 годах.
В 1965 году Михаилу Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе; при это он был назван «одним из самых выдающихся писателей нашего времени».
Умер писатель в станице Вешенской 21 февраля 1984 года.
О рассказе «Судьба человека».
Михаила Шолохова "Судьба человека" (фото книги из фонда библиотеки)
|
Впервые рассказ «Судьба человека» был опубликован в газете «Правда» на рубеже 1956-1957 годов (31 декабря и 2 января). Вскоре он был прочитан по Всесоюзному радио известным киноактером тех лет Сергеем Лукьяновым. Рассказ потряс миллионы людей.
Шолохов написал этот рассказ в очень короткий срок: всего за несколько дней. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением «Судьбы человека» пролегло десять лет. Рассказ реалистически углублял большую литературную традицию и открывал новые перспективы художественного воплощения темы войны. Если в конце 40-х — начале 50-х годов произведения, посвящённые подвигу народа на войне, были редким исключением, то во второй половине 50-х годов интерес к этой теме становится всё более и более активным. Надо полагать, что Шолохов обратился к событиям военного времени не только потому, что не изгладилось впечатление от встречи с шофёром, глубоко его взволновавшей и подарившей почти готовый сюжет. Главным и определяющим было другое: минувшая война явилась таким событием в жизни человечества, что без учёта её уроков не могла быть осмыслена и решена ни одна из важнейших проблем современного мира.
«Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во Второй мировой войне, посмотрите этот фильм», – писала одна английская газете о фильме «Судьба человека», а значит и о самом рассказе.
В рассказе «Судьба человека» Михаил Шолохов показал лучшие черты русского национального характера, благодаря которым Россия сумела одержать победу.
Отрывки для чтения с.11-16, с.40-45 по изданию: М. Шолохов Судьба человека. Они сражались за Родину. – М.: Детская литература, 1975. – 175 с.
Отрывки для чтения с. 230-234, с.264-270 по изданию М. Шолохов Донские рассказы. Судьба человека. – М.: Детская литература, 2005. – 271 с.: ил. – (Школьная библиотека)
Вопросы для обсуждения
1. Почему рассказ называется «Судьба человека»?
2. Какая главная мысль произведения?
3. Почему глаза Андрея Соколова, «Словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской»?
4. Изменилась ли жизнь Андрея Соколова после того, как он усыновил мальчика?
5. Оптимистичен ли конец рассказа?
Список использованной литературы.
1. «Русский человек, человек несгибаемой воли»: по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»// Крук Н. В., Котомцева И. В. Библиотечные уроки по чтению. Сценарии 1-9 классы: В 2ч. Ч. 2. 5-9 кл./Н. В. Крук, И. В. Котомцева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. – С. 182-187.
2. Кубракова Т. К. Певец Тихого Дона: взгляд сквозь время// Читаем, учимся, играем. – 2000. – № 2. С. 43-47.
3. Черепанова Т. В. На огонек к писателю// Читаем, учимся, играем. – 2000. – № 2. С. 48-51.
4. Макарова Б. А. Судьба человека// Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 2. С. 48-55.
Материал подготовила:
Рыбак Светлана Викторовна