Версия для слабовидящих

История двенадцатая. Компьютерная зависимость с точки зрения физиологии.



Наш следующий рассказ о таком сложном явлении как кибераддикция, мы назовём «Компьютерная зависимость с точки зрения физиологии» (история двенадцатая).

Новое слово нашего словаря (который мы обещаем опубликовать в ближайшем будущем) - кибераддикция – вредоносная зависимость от виртуального пространства, термин относится не только к играм, но и ко всему интернету в целом.

Нажмите для увеличения. «Истории виртуальной жизни». История двенадцатая. Компьютерная зависимость с точки зрения физиологии. (источник - https://pic.rutube.ru/video/50/39/5039aded6cc362346f8ec2b2c74c7400.jpg)

Помните мультфильм про Машу и Медведя, в котором мишка, заигравшись в компьютерные игры, потерял свой нормальный облик, полностью погрузившись в переживания виртуального мира?

Думаю, вы замечали, что, участвуя в виртуальной игре, вы точно так же переживаете, у вас дрожит рука, вас бросает в пот от неожиданности, тело готовится к броску, который производите не вы, а герой на экране и т.д. – это ваш организм воспринимает весь комплекс эмоций и набор действий как реальные. Как считают психологи, компьютерные игры, по сравнению с просмотром теле и видео информации, вызывают более сильное эмоциональное напряжение, а также перенапряжение мозга и глаз, нервов и мышечной ткани. Если вы используете оборудование для виртуальной и дополненной реальности, которой зачастую оборудованы детские виртуальные площадки и парки развлечений, картина усугубляется. Виртуальные новости также приносят вам вполне реальные переживания.

Психологи и физиологи утверждают, что это «погружение» не вполне безопасно, поскольку может привести к перегрузкам и даже потере здоровья, причём в достаточно короткие сроки.

Ребёнку это перенапряжение не заметно, его ничего не беспокоит, проявление уже первых признаков должно начать беспокоить родителей. Итак, если кто-либо:

  • проводит часы, дни и ночи у монитора компьютера;
  • забывает поесть, умыться и почистить зубы;
  • питается, не выходя из-за компьютерного стола;
  • не знает, чем себя занять, если лишился своего гаджета;
  • становится раздражительным, когда его отрывают от компьютера;
  • пропускает занятия (в школе и кружках) из-за того, что надо «доиграть»;
  • пропускает мимо ушей всё, что рассказывают в школе, из-за того, что есть более интересный мир – виртуальный,
  • то стоит задуматься и удостовериться, всё ли у него в порядке?

    К чему приводит компьютерная зависимость со стороны физиологии?

    Долгое сидение за компьютером, как, впрочем, и любой другой малоподвижный вид деятельности, ведёт к гиподинамии.

    Гиподинамия – ослабление мышц, их постепенная атрофия, потом одышка и ожирение;

    проблемы с позвоночником, сутулость и остеохондроз;

    напряжение шейного отдела позвоночника – перебои в снабжении мозга кислородом, неприятные ощущения в области лопаток и мышцах шеи, вегето-сосудистая дистония, головная боль, утомляемость, головокружение;

    туннельный синдром запястья, боли в пальцах и онемение;

    ухудшение зрения, покраснение, ощущение «песка в глазах», постоянный зуд, «синдром сухого глаза».

    Страдает и психическое здоровье.

    При попытках отстранить виртуальщика от компьютера начинается истерика или проявляется агрессия – он стремится сделать всё, чтобы стимулировать выработку гормона удовольствия.

    Одна из теорий утверждает, что компьютерные игры злоупотребляют стимуляцией в человеческом мозге «зонами стресса», предназначенными исключительно для спасения жизни в экстремальных ситуациях, и буквально заставляют получать удовольствие от эксплуатации этих механизмов. В результате такой раскачки человеку сложно удержать психику в равновесии, поэтому его бросает из состояния оптимизма в состояние полного опустошения, когда ощущение бессмысленности запускает механизм самоуничтожения организма.

    Стало уже расхожим утверждение о сходстве компьютерной и алкогольной или наркотической зависимости. У кибераддикции с ними одни и те же причины – неполноценность и неполнота собственной жизни, нехватка ярких впечатлений.

    Виртуальщики делятся на две категории: одни из них – творческие личности, которые в повседневной, реальной жизни не могут найти место для реализации своих талантов, другие – не имеющие никакого потенциала, «уходят в интернет», как в мир, в котором удобно жить, подчиняясь его нехитрым законам. Этих людей засасывает простота того, что им не доступно в реальности – возможность управлять таким удобным и предсказуемым виртуальным миром.

    Психологи утверждают, что только 10% компьютерных игр не содержат сцен насилия, совершения преступлений, преследований со стороны различных отрицательных персонажей, и каких-либо катастроф, а по тематике большинство видеоигр имеют военный и криминальный характер. Игры с фантастическими сюжетами полны героями-мутантами, зомби и прочими страшными персонажами, а спортивные часто сопряжены с агрессивными действиями. Жестокость и агрессия в большинстве компьютерных игр являются нормой поведения.

    Считается, что агрессивные игры плохо влияют на психику подростков, которая и так характеризуется неустойчивостью и колебаниями настроения. Такие игры действуют провокативно, эксплуатируя тягу детей подросткового возраста к рискованным действиям, приключениям, новым ощущениям, а также к желанию превосходства над другими. Подростки часто отождествляют себя с игровыми персонажами и в реальном мире стремятся выглядеть так же воинственно, как и в игре, в результате становятся более раздражёнными, агрессивными, безразличными к учёбе, в них развиваются отрицательные качества.

    Вспомните «керченского стрелка», по вине которого в октябре 2018 года погиб 21 человек. Действия студента, совершившего нападение на колледж, в котором он учился, соответствовали модели поведения героя компьютерной игры. Пример не единичен: в июне 2020 года в Москве такой же стрелок, увлекавшийся компьютерными играми и оружием, расстрелял семью из трёх человек.

    Согласно теории поколений, сегодняшнее поколение Z – т.н. «зумеры» (точка отсчета этого поколения – 2000-2005 годы) растёт на волне технологического бума, развития интернета и соцсетей. Им доступен максимум информации, которую они получают в основном из Всемирной сети, гаджеты окружали их практически с рождения, они читают классику и смотрят общеобразовательные программы с экрана телефона или планшета – для них это естественно и удобно.

    Именно для них характерно «залипание» в интернете, где им комфортнее, чем в компании друзей. Подчиняясь законам и веяниям эпохи, последние теории, появившиеся уже в эпоху зумеров, утверждают, что жестокие игры непосредственно почти не влияют на людей. Основной вред современные исследователи усматривают в психологическом перенапряжении, отмечая, что повторение монотонных действий в игре вызывает усталость, «выгорание».

    Кстати, зависимость от видеоигр и синдром эмоционального выгорания (правда, речь пока идет исключительно о профессиональном выгорании) включены в новую редакцию Международной классификации болезней (МКБ-11). «Расстройство геймера» («gaming disorder») предполагает, что человек испытывает болезненную тягу к видеоиграм и готов ради них отказаться от любых других видов времяпрепровождения. Диагноз ставится, если симптомы в той или иной форме сохраняются на протяжении 12 месяцев.

    Изменения психики зависимого от гаджетов поколения Z, по мнению некоторых экспертов, формирует в нём тотальную отчуждённость. Выход в реальность не ассоциируется у этого поколения с каким-либо позитивом. Улица для современного подростка, особенно жителя мегаполиса — это недружественный внешний мир. Процесс социализации также полон для подростка разочарований, поскольку там свои законы диктует общество потребления. Так, в школе одноклассники меряются «крутыми гаджетами», а не способностями и талантами. А в семье, где родители постоянно заняты работой и видят своё чадо в лучшем случае пару часов утром и вечером, не имеют времени не только жить его интересами, но даже просто быть в курсе его увлечений. Учитывая полярность психики подросткового возраста, когда мир делится на чёрное и белое, а принцип восприятия информации сформирован тестовой системой оценки знаний, прививаемой с раннего возраста, позитива в реальной жизни подросток видит не так уж много. И тогда он находит позитив в сети. Даже на встречах и вечеринках подростки не выпускают из рук смартфоны. Их мир интегрирован в сеть. Все эти шутки о том, что в ближайшем будущем дети будут рождаться с разъёмами под флешку, оказываются не так уж и смешны.

    На этом, пожалуй, мы и закончим нашу апокалиптическую картину и перейдём к следующему этапу – спасения мира. И здесь есть хорошая новость.

    С развитием компьютерных технологий наш мир не умер, а люди, в том числе и подростки, не превратились в больных всеми перечисленными болячками киберзомби. Они, в отличие от людей старшего поколения, просто приспособились. А самые разумные экземпляры, заметив наметившиеся проблемы, даже научились их решать, умело балансируя между виртом и «суровой реальностью».

    И пока взрослые, лучшим лечением от компьютерной зависимости считающие профилактику, разрабатывают стратегию совместных прогулок, занятий спортом и задушевных бесед, их дети приучают их к современным реалиям – разбираться в современных гаджетах, пользоваться онлайн-сервисами, заглядывать за стену бытовых забот – на строящийся «гибридный» реально-виртуальный мир грядущих поколений.

    Дети стимулируют родителей учиться, чтобы связь поколений не прерывалась, чтобы в семье, где живут представители разных поколений, им было друг с другом интересно. Поэтому взрослые, настроенные на продуктивный диалог с детьми, читают книги, о которых говорят их дети, слушают молодежную музыку, смотрят фильмы, которые она хвалят, и осваивают старые, «вчерашние» смартфоны своих отпрысков. Таков закон жизни: во всём должен быть баланс и равновесие, и, если в семье это понимают и взрослые, и дети, - в доме будет мир.

    Автор: Татьяна Леонидовна Пугачёва


    22 Сентября

    Всемирный день защиты слонов. 22 сентября во многих странах отмечается один из экологических праздников, который был установлен по инициативе природоохранных организаций, экологов и неравнодушных людей, обеспокоенных сокращением численности этих животных.


    Все даты

    Войди



    Забыл пароль?

    Зарегистрируйся







    Выбрать дату в календаре

    CAPTCHA

    Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

    Просмотр данного раздела доступен только
    для зарегистрированных пользователей.
    Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
    Версия для слабовидящих

    Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

    подробнее

    Ростов-на-Дону,

    пер. Халтуринский, 46а

    (863) 240-27-62

    как нас найти

    Мы в Instagram

    Мы в ВКонтакте

    Мы в YouTube

    контакты


    ЛитРес: один клик до книги

    Сайт Занимательная Ростовология

    Министерство культуры Ростовской области

    Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

    Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

    «Интернет-портал «Культура. Гранты России»

    Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

    Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

    ПроДетЛит

    ВебЛандия - лучшие сайты для детей

    Летопись мужества. 1941-1945. Просветительский проект Российской государственной детской библиотеки.

    Президент России - гражданам школьного возраста

    Информационно-развлекательный сайт Управления Роскомнадзора по Ростовской области

    Раздельное накопление твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области

    Культура.РФ. Единый портал популяризации культурного наследия России

    Национальные проекты «Культура»

    Государственная программа РФ «Доступная среда»

    Российская государственная детская библиотека

    Донская государственная публичная библиотек

    Ростовская областная специальная библиотека для слепых

    Мобильное приложение «НЭБ Свет»

    План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции. По состоянию на 20.04.2020. Подготовлено Правительством РФ

    Ростовская область: меры поддержки бизнеса для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции. По состоянию на 29.04.2020. Подготовлено Министерством экономического развития Ростовской области

    Результаты независимой оценки качества услуг организации.

    Официальный интернет-портал правовой информации.

    Финансовая культура

    Приложение «Мой налог»

    Платформа самореализации «Донмолодой.рф»

    «Портал Живунадону.рф»

    «3D-тур Самбекские высоты»

    Отцовство – твой главный жизненный проект

    Подростковая агрессия




    Наверх