Онлайн мастер-класс по творчеству донского писателя Бориса Васильевича Изюмского
28 октября 2022 года прошел онлайн мастер-класс «Писатели Дона – детям» по творчеству донского писателя Бориса Васильевича Изюмского по проекту «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в рамках деятельности Ростовской региональной общественной организации «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии».
Цель мастер-класса – познакомить подрастающее поколение с произведениями донского писателя, заинтересовать его книгами, показать на какие ценности нужно ориентироваться в жизни (дружба, верность, порядочность, служение Родине), подвигнуть на создание своих собственных творческих работ по теме конкурсов (рисунок, рассказ/эссе) проекта и особенно фестиваля чтения (аудиозапись громкого чтения).
Творчество донского писателя Бориса Васильевича Изюмского (1915 – 1984) интересно современному подростку тем, что динамичные сюжеты его повестей и романов органично вписаны в исторические контекст, передают живую картину реальных событий, показывают взросление главных героев, перипетии судеб показательны на фоне исторического становления русской государственности и самосознания народа.
Особенно ценно, что писатель – педагог по образованию, знал для кого он пишет, понимал значение книги в воспитании подрастающего поколения и осознанно подчеркивал роль дружбы, товарищества, личной ответственности и служения Родине.
Роман «Алые погоны» одно из наиболее крупных произведений автора. Оно рассказывает о воспитанниках и педагогах Новочеркасского военного суворовского училища, о его первом выпуске. Сам автор преподавал в этом училище, поэтому текст достоверно передаёт воспитание офицеров из мальчишек, которые потеряли родных и близких во время войны, суровый и романтичный быт, праздники и будни.
Изюмский ведёт за собой читателя через долгих 30 лет, начинается история в 1943 году, а заканчивается в 70-х годах 20 века. За это время юные суворовцы взрослеют (первая часть книги «В начале пути»), заканчивают училище и уезжают в Ленинград продолжать военное образование (вторая часть книги «Зрелость»), живут взрослой жизнью и учатся ценить своих наставников и друзей (третья часть «Дружба продолжается»), сами становятся примерами для других (четвертая часть «Капитан Ковалёв»).
Современным детям, особенно, проходящим обучение в кадетских и казачьих школах, будет интересно проследить взросление главных героев, интересно узнать о ребятах, которые росли вместе и стали друзьями на всю жизнь, нашли в своём училище не только кров и стол, но и теплый дом, впитали уважение к боевым традициям прошлого и стали элитой советской армии.
Для фестиваля чтения, в романе «Алые погоны» легко найдутся сценки для аудиопостановки, сюжеты для рисунков и темы для рассуждений о товарищах и учёбе, о том, что такое служение Родине и народу.
На контрасте с «Алыми погонами» особенно лирично прозвучал сюжет повести Б.В. Изюмского «Нина Грибоедова». Хорошо известная история о вдове Александра Сергеевича Грибоедова под пером писателя приобрела камерное звучание, превратилась в оду любви и преданности, вере в прекрасное. Познакомившись с этой повестью, читатель сам станет чище и благороднее. Теперь он уже не посмеётся над чужими чувствами, не будет пошлить, не будет обижать другого и сам не запятнает себя предательством.
Подростки, несомненно, знают творчество А.С. Грибоедова по школьной программе, но в мастер-классе было привлечено внимание к его жизненному пути, острому уму, многообразии интересов, жажде к получению новых знаний, быстрой карьере, ответственной должности, беззаветному служению Родине на самых ее удаленных границах. Всё это объясняет уникальность личности поэта и дипломата, раскрывает истоки нежных чувств Нины Александровны Грибоедовой и описано в книге Б.В. Изюмского.
Лиричная и трагичная история так и просится в рисунок, иллюстрацию, зовёт к рассуждениям о том, что память о человеке может быть созидательна, а любовь чистой и самоотверженной.
Изюмский, прежде всего, знаменит своими историческими повестями о далёкой, средневековой Руси, которая знакома большинству школьников по страницам учебников. В текстах писателя все события представлены ярко, колоритно, они передают дух и быт эпохи, приближают читателя к пониманию «Откуда есть пошла земля русская».
«Ханский ярлык» — повесть об Иване Даниловиче Калите, князе Московском, Новгородском и Владимирском, внуке Александра Невского. Князь правил в 14 веке, когда единого русского государства еще не существовало, княжества были в зависимости от хана Золотой Орды. Трудные решения пришлось принимать князю, хитрил он и ловчил, но обратил ханский ярлык в свою пользу. Годы затишья позволили Москве окрепнуть и начать объединять вокруг себя Русь.
«Тимофей с Холопьей улицы» — повесть Изюмского о Тимофее-новгородце, торговце азбуками, который страстно, всем сердцем верит что, зная грамоту, человек может овладеть миром, что правда – это тоже оружие, что слово должно быть точно сказано и верно услышано. Как это созвучно нашему проекту «Язык – духовный код нации»!
Прочитав повести об Иване Калите из 14 века и о простом парне из 13 века, читатель имеет возможность иллюстрировать эти истории, задуматься о нашем современном мире: какими качествами должны обладать люди, принимающие ответственные решения? Какова цена правды в 21 веке? Готовы ли мы за нее постоять?
Ростовская область является территорией исторического проживания донских казаков. Повесть «Град за лукоморьем» непосредственно касается Донской земли, поэтому особенно интересна.
От неправды и житейских невзгод шёл Евсей Бовкун и его дети, сын Ивашка и дочь Ганна, в теплый, сытный и вольный город мечты – город за лукоморьем. Но не стали они счастливыми на новом месте (в повести это город Тмутаракань), и снова собрались искать свою долю, снова отправились в путь… и остановились на берегах Дона, в вольной общине на диком, свободном Подонье. Здесь нашли новый дом герои повести. Сюда, в первые русские поселения, от гнета князей и знатных богатеев уходила со всех концов Руси вольнолюбивая голытьба и ценностью здесь стали не богатства и связи, а отвага и товарищество.
В ходе мастер-класса удалось освятить основные этапы биографии писателя Б. В. Изюмского и познакомить слушателей с его пятью произведениями. Были даны рекомендации как работать с текстом, обращено внимание слушателей на то, как писатель талантливо передал особенности языка и обороты речи главных героев, щедро ввёл в исторические повести колоритные и устаревшие слова, описание природы, быта, архитектуры городов. Всё это обогащает словарный запас, способствует образовательной и исследовательской деятельности читателя.
Рассказ о книгах сопровождался чтением небольших отрывков из текстов. Это позволило участникам мастер-класса почувствовать стиль повествования и динамику произведения, дало пример чтения по ролям.
При оформлении мастер-класса хотелось бы использовать иллюстрации к произведениям Изюмского. Но возникла проблема! Изданные в середине и в конце 20 века книги Изюмского скудно иллюстрированы, а красочных переизданий не появилось. Надеюсь, участники конкурса рисунков исправят эту ситуацию! А в видеоряд мастер-класса были включены фото природы, картины русских и советских художников.
Услышанное об одном романе и четырех исторических повестях писателя, не должно стать единственным, что участники мастер-класса узнают о творчестве донского писателя. Команда реализации проекта искренне верит, что мастер-класс лишь первый, подготовительный этап к поиску книг автора, к вдумчивому чтению и изучению русского языка и литературы, желанию больше узнать об истории родного края, приобщиться к его традициям, к творчеству, к выражению своих талантов в конкурсах проекта.
«Море для смелых» Б.В. Изюмского
Нигомедзянова Дарья Александровна,
педагог дополнительного образования
«Детская школа искусств» Волгодонского района
Библиотеки и учреждения дополнительного образования Волгодонского района Ростовской области – активные участники различных конкурсов и проектов регионального и муниципального уровня. Участие в проекте «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализуемом РРОО «ЦЕНТР» может стать хорошей возможностью для школы искусств и библиотеки эффективно выстроить своё сотрудничество. Если два этих учреждения будут работать сообща, то смогут добиться значительных результатов, помогая друг другу в воспитании и культурном образовании подрастающего поколения, раскрывая их таланты.
Жизнь и творчество Бориса Васильевича Изюмского было связано с несколькими городами Ростовской области. В Волгодонске он жил с 1957 года и все три года писал о нём очень тепло и душевно. Героями писателя становились реальные люди, они участвовали в строительстве градообразующих предприятий, любили, мечтали, заселяли первые дома и сажали первые деревья города. Сначала появился рассказ «Мисс Лёшка», затем повесть «Лёшка», позже – роман «Море для смелых», сценарий фильма «Город у моря».
В три части романа «Море для смелых» автором помещены 9 лет жизни Лёшки (от женского имени Леокадия), невысокой, задорной и задиристой девушки, подсобницы на стройке химического комбината. Лёшка и ее друзья взрослеют, влюбляются, определяются с профессией, помогают друг другу преодолеть бытовые трудности, учатся разбираться в людях и получают образование.
Изюмский подвергает своих героев множеству проверок, и самыми сложными оказываются не профессиональные вопросы, а нравственный выбор. И при строительстве новых городов приходится помнить о чести, гордости и долге! Закрывая книгу, читатель прощается уже не с Лёшкой, а с Леокадией Алексеевной Юрасовой, которая покидает молодой город и стоит на пороге своей новой жизни.
По нынешним меркам роман соответствует знаку информационной безопасности 16+. Учитывая, что участниками конкурсов проекта могут стать юноши и девушки 17 лет, советую обратить пристальное внимание именно на «Море для смелых» Б.В. Изюмского. Уверена, что сопереживание молодым героям, горячие споры и романтические свидания, ситуации выбора профессии и внимательное отношение к советам старших, не оставят равнодушными пылкие умы и сердца, взрослеющих дончан.
Современных детей и подростков отличает свободная ориентация в информационном пространстве, но при этом, они нуждаются в старшем наставнике, который помог бы определиться во множестве чужих мнений, авторских позиций, стилей и смыслов.
Уважаемые наставники, проект «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, ставит перед нами новые задачи организации работы с детьми. И в первую очередь, предлагает нам самим определиться как мы относимся к русскому языку, литературе и чтению. Важно использовать весь творческий потенциал и весь ассортимент профессиональных навыков и наработок для привлечения детей к творческому наследию донской земли.
«Призвание» Бориса Васильевича Изюмского
Стрельченко Ольга Васильевна,
МБУК «Центральная библиотечная система» г. Батайска
Думаю, ни перед одним из участников онлайн мастер-класса по творчеству донского писателя Бориса Васильевича Изюмского не стоял вопрос: участвовать или нет. От таких предложений не отказываются, тем более что мероприятия в рамках проектов Ростовской региональной общественной организация «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» всегда своевременны и актуальны, объединяют вокруг себя людей, работающих с детьми и книгой.
Хочу отметить профессиональный уровень ведущей, Виктории Зеленчук и своевременность и актуальность мастер-класса, проходившего в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В ходе мероприятия ведущая предложила аудитории обширный, структурированный материал по биографии и творчеству донского писателя Бориса Васильевича Изюмского, подчеркнула уникальность его произведений и значимость для литературы и культуры региона.
Из произведений дети могут черпать сведения об истории русского государства и зарождении казачества. Книги, о которых речь шла в мастер-классе, подходят для читателей категории 12+. Также были предложены формы работы с произведениями автора: громкие чтения, обзоры творчества.
«Алые погоны», «Нина Грибоедова», «В поисках доли» (сборник, куда вошли исторические повести («Соляной шлях» и «Град за лукоморьем»)) появились в моей жизни уже в осознанном возрасте. Первое знакомством с творчеством Бориса Изюмского началось с книги «Призвание», которую мне предложила прочесть моя свекровь – заслуженный учитель. С этим произведением связано ее становление как педагога.
Как «Алые погоны» определили путь многих мальчишек в военную профессию, так роман «Призвание» в своё время привел в школы талантливых, образованных и неравнодушных молодых педагогов. «Армии учителей» посвятил свою повесть Изюмский, но присутствует в ней и армия учащихся. От них в повести ощущение молодости, задора, дружбы, чистоты. Все в этом романе переплетено: школа, семья, коллектив, учителя, школьники, и всё дышит общим делом – воспитать Человека.
Как в любой настоящей книге здесь каждый найдет своё. Подросток увидит, как он выглядит со стороны, когда он небрежен, хамовит, недисциплинирован, поймет что чувствует преподаватель, когда сталкивается с упрямством и неаккуратностью. Педагог найдет квалифицированный ответ на многие профессиональные и этические вопросы, связанные с обучением и воспитанием учеников. Родители, прочитав книгу, узнают, как помочь своим детям в учёбе и учителю сплотить класс. Книга написана понятным языком, педагогические ситуации описаны ярко, полно, писатель даёт возможность рассмотреть их со всех точек зрения.
Ценность сюжета, по моему мнению, в том, что сейчас практически не встретишь произведений, которые так тонко и в тоже время открыто, призывают работать над собой, становится не только лучшим в работе и учёбе, но и более чутким, отзывчивым, дружелюбным к окружающим тебя людям.
Конечно жаль, что книг донских авторов сейчас не найдёшь в современном, красочном издании, но возможно, со временем найдутся силы, которые смогут взяться за их переиздание.
Ну а сейчас, все возможности по популяризации творчества наших земляков сосредоточены в руках педагогов и библиотекарей, которые на своих местах ведут работу по литературному краеведению и объединяются вокруг Ростовской региональной общественной организация «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» в рамках деятельности которой был разработан проект «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» и реализация которого поддержана Президентским фондом культурных инициатив.
Итоги онлайн мастер-класса по творчеству донского писателя Бориса Васильевича Изюмского
28 октября состоялось открытие первого онлайн мастер-класса проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Мероприятие проходило на канале YouTube РРОО «Центр». Продолжительность мероприятия: 44 мин. 17 сек. Ссылка на трансляцию.
РРОО «ЦЕНТР» совместно с Ростовской областной детской библиотекой имени В.М. Величкиной старались, чтобы мастер — класс стал полезным теоретическим и практическим материалом, как для подрастающего поколения, так и для представителей образования и культуры, разных профессиональных сфер.
В ходе мероприятия, ведущая Зеленчук Виктория Илларионовна:
Мастер-класс собрал как взрослых, так и детей. С 28 октября по 4 ноября 2022 года его участники заполняли регистрационные анкеты по ссылке, размещенной в аннотации к видео. Анкеты были созданы в шаблонах Google. Данные анкет, сформировались в электронные таблицы Excel.
Анализ статистики на канале YouTube РРОО «Центр»:
просмотров – 889, часы просмотров –171,77 ч. Таким образом мастер-класс просмотрен полностью – 233 раза.
Количество поступивших анкет – 219. При первичной обработке было установлено дублирование анкет, частичное их заполнение и др. нестыковки и поэтому 20 анкет были исключены, и к дальнейшему анализу было принято 199 анкет.
Анкеты дали ответы на многие вопросы, в т.ч. позволили подсчитать количество участников, состав участия в мастер-классе взрослых, детей и подростков.
В онлайн мастер-классе приняли участие:
представители гуманитарной отрасли –153 человека,
дети и подростки самостоятельно – 36 человек,
дети и подростки в группах с наставниками из Ростовской области – 779 человек, дети и подростки из школы Казахстана – 21 человек.
При этом наставники из числа сотрудников библиотек из Ростовской области - 58 человек организовали участие 705 детей и подростков, а наставники из системы образования – 5 человек, организовали участие в мастер-классе 74 детей и подростков. Таким образом в мастер-классе приняли участие 815 детей и подростков из Ростовской области и 21 подросток из Казахстана.
Обработав анкеты, мы можем рассказать о наших участниках.
Мы предложили, заполнявшим анкеты, поделиться своими мыслями и наработками:
«Ваши предложения по привлечению детей и подростков к чтению и творчеству по книгам Изюмского и региональных авторов вообще».
Азовские библиотекари предложили «сделать аудиопостановку или инсценировку по произведению «Град за Лукоморьем». Театрализацию, как метод привлечения к чтению, отмечали и другие участники опроса.
Без тесного сотрудничества со школой и внесения подобных краеведческих мероприятий в годовой план работы – успеха не достичь, считает 21 участник онлайн мастер-класса. Примеры высказываний: «изучать творчество донских писателей на уроках в школе», «включить в школьную программу», «нужен единый день донской книги, зафиксированный для школ и библиотек Ростовской области», «работа эта должна стать системной и запланированной», «добиться всего этого можно только в тесном взаимодействии семьи, дошкольных учреждений и школ, библиотек и учреждений культуры. Одним библиотекам добиться этого трудно».
36 респондентов, считают, что следует обратить внимание на громкие чтения «на которых школьники будут зачитывать и обсуждать наиболее понравившиеся отрывки из произведений донских писателей».
Большинство участников мастер-класса 101 из 199 ответов резонно предложили проводить мероприятия, знакомящие с творчеством писателя. Они указывали как традиционные формы: книжные выставки, обзоры книг, обсуждения, беседы, презентации книг так и игровые и интерактивные формы: квесты, квизы (викторина), работа с книгой в социальных сетях.
Так или иначе, во всех указанных формах важная роль отводится наставнику (педагогу, библиотекарю, родителю). Он поведёт за собой, посоветует книгу по возрасту, будет знать, как именно работать с ребенком или группой детей, поможет преодолеть трудности и разделит радость творчества.
Как, по вашему мнению, должны проходить мастер-классы и аналогичные мероприятия по привлечению к чтению?
51 опрашиваемый подчеркнул эффективность мастер-классов, удобство трансляции в интернет пространстве, полноту информации и разнообразие ее подачи, доступность формата для детей и подростков. Например, «Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих людей обращаться к литературным первоисточникам, способна улучшить имидж библиотеки. Мероприятие очень интересное». А вот еще пример: «Больше таких проектов и больше мероприятий, которые заинтересуют и взрослых, и детей. Огромное спасибо автору проекта за актуальный в наши дни и содержательный проект (я уже успел почитать о нем на сайте) и ведущей Зеленчук, которая так по-доброму рассказала об Изюмском».
Опираясь на свой профессиональный опыт, педагоги и библиотекари советовали: «если дети младших классов, то разбавлять мероприятия перерывами в виде игр, разминок», «применять игровой формат, элементы театрализации, не лишним будет закрепление темы – изготовление поделки», «можно провести кукольный спектакль, нарисовать рисунки по произведениям донских авторов», «использовать постановку отрывков произведения участниками мастер-класса, демонстрация отрывков из экранизаций, задание в начале мастер-класса для удержания внимания и активности после», «возможна работа с текстом каждого участника на поиск непонятных слов и словосочетаний, на поиск «умных фраз» и т.д.».
Те, кто участвовал в онлайн мастер-классе совместно со своими учениками / воспитанниками/читателями поделились впечатлениями, которые остались у ребят от мероприятия. Реакция детей на мероприятие: «Они услышали много нового, неизвестного и захотели ещё сюда вернуться, взяв с собой книги Бориса Васильевича Изюмского»; «слушали внимательно, проявили интерес к произведению «Алые погоны»; «очень понравилось прочтение отрывков из произведений и иллюстрации, картины, фотографии Дона»; «слушали внимательно, задавали вопросы и сами комментировали некоторые моменты»; «мероприятие замечательное, детям очень понравилась. Многие взяли произведения Б. Изюмского домой».
Все респонденты отметили заинтересованность аудитории в проведении аналогичных мероприятий. Мастер-класс понравился, как подрастающему поколению, так и представителям гуманитарной отрасли.
А нам, его организаторам, есть из чего делать выводы и искать совместно пути решения проблем, стоящих на пути продвижения русского языка и донской литературы.
Благодарим всех участников за интерес к проекту и активное участие в мастер-классе.