Радостное волшебство Королевства
Сегодня мы с вами поговорим о трилогии «Маг дороги», в которую вошли книги «Ключ от королевства», «Слово Оберона», «У зла нет власти».
Книги эти написали одни из самых моих любимых авторов русскоязычной фантастики Марина и Сергей Дяченко.
Мне нравятся эти авторы за оригинальные, неповторимые миры; за яркие, вызывающие сопереживание, образы героев; за красочный язык описания; за то, что книги читаются влет.
Немного биографических данных.
Супруги Марина Юрьевна Дяченко-Ширшова и Сергей Сергеевич Дяченко - украинские писатели, сценаристы, пишут в соавторстве на русском и украинском языках в жанрах современной научной фантастики, фэнтези, сказки и др., также успешно совмещают несколько жанров в одном произведении.
Сергей Дяченко в прошлом врач, психиатр (что способствует глубокому знанию человеческой психологии), кандидат биологических наук (что говорит об аналитическом складе ума)...
Марина Дяченко, именуемая также Мариной Ширшовой, в прошлом актриса (что говорит о некотором врожденном романтизме и склонности к перевоплощениям)...
Сергей Дяченко закончил сценарный факультет ВГИКа в 1980 году (до этого был ученым, психиатром и генетиком; кандидат наук). Член Союза писателей СССР с 1983 года, Союза кинематографистов СССР с 1987 года. Автор многих сценариев художественных и документальных фильмов, лауреат ряда всесоюзных, международных премий в области кино, лауреат Государственной премии Украины. Наиболее известные его фильмы – документальные картины «Генетика и мы», «Звезда Вавилова», шестисерийный художественный телефильм «Николай Вавилов», художественный кинофильм «Обитаемый остров».
Марина начала литературную карьеру раньше, чем научилась писать, в возрасте четырех с чем-то лет — она автор изданных в одном экземпляре книжек "Сказка про паровоз" и "Проделки вора". Марина Ширшова (Дяченко) закончила Киевский театральный институт в 1989 г., актриса театра и кино. С 1998 года - член Союза писателей Украины.
Марина и Сергей стали супругами в 1993 году.
С тех пор и до настоящего времени пишут в соавторстве, в основном в жанре фантастики. В соавторстве они написали 26 романов, сотни повестей и рассказов, а также издали, преимущественно в крупнейших издательствах Москвы и Санкт-Петербурга, более 170 авторских книг (включая переводы на другие языки, переиздания) общим тиражом в миллионы экземпляров, стали лауреатами более 80 российских, украинских и международных литературных премий. (Если интересно, каких именно, смотрите приложение №1 – Премии).
На общеевропейской конференции фантастов «Еврокон-2005» в Глазго (Шотландия) голосованием представителей 24 стран признаны лучшими писателями-фантастами Европы.
На общеевропейской конференции фантастов «Евроскон-2008» в Москве их роман «Vita nostra» удостоен Премии Премий как лучший фантастический роман начала ХХ1 века.
В 2009 году они стали лауреатами Национальной детской литературной премии России «Заветная мечта» за трилогию романов «Маг дороги».
В 2011 году их документальный кинофильм «The will of Victory (Воля к победе) о Второй мировой войне, созданный в содружестве с американскими кинематографистами, был выдвинут на соискание премии «Оскар».
Всего по сценариям Сергея Дяченко, в том числе в соавторстве с Мариной Дяченко, поставлено более 20 художественных, документальных, анимационных кинофильмов, телесериалов. В настоящее время по их сценариям идет работа над рядом новых кинофильмов и телесериалов.
Марина Дяченко: "Мне всегда было интересно писать о том, как трава прорастает сквозь асфальт, как невозможное становится возможным и достижимым. О том, как что-то светлое происходит, несмотря на то, что все и вся против."
Сергей Дяченко: "Все наше творчество — это исследование любви как высшего феномена жизни, ее смысла и ее сути. А для меня это познание души Марины, того исконного волшебства, которое меня в ней очаровывает. Это чрезвычайно интересно. Но это только путь бесконечного приближения, потому что до конца понять, что такое Марина, я никогда не смогу".
У Марины и Сергея растет дочь Стаска (Анастасия), благодаря которой появились детские книги писателей.
Семья Дяченко: Марина, Сергей, Стаска и кот Дюшес
Долгие годы членом семьи Дяченко был кот Дюшес. Он прожил 20 лет.
Кот (как теперь установлено, отдаленный потомок воландовского Бегемота) являлся соавтором четы Дяченко, генератором сюжетов (спал у Марины на подушке, транслируя сновидения) и зачинателем текста (перед началом работы кота пускали погулять по клавиатуре. По традиции соавторы начинали роман с избранной Дюшесом буквы. О Дюшесе напоминает фильм, который можно посмотреть, перейдя по ссылке http://vk.com/video-9642447_165029107
А теперь вернемся к трилогии «Маг дороги». Почему именно эти книги я выбрала для обсуждения? В то время как за рубежом подростковая фантастика — направление востребованное и популярное, у нас оно только начинает возрождаться. А ведь фантастику «для среднего и старшего школьного возраста» в советские годы писали такие мастера, как Булычёв, Велтистов, Крапивин... Не секрет, что именно их книги пробудили «желание странного» у многих тысяч молодых читателей, именно эти авторы привили любовь к увлекательной и умной литературе.
Пора бы нынешним мастерам фантастики подхватить падающее знамя — как это сделали, например, Марина и Сергей Дяченко. Их книги о волшебном Королевстве — именно из тех, которые с одинаковым удовольствием прочтут и школьники, и взрослые.
Вот некоторые отзывы на трилогию:
«Очень хорошо написано! Совершенно не «по-детски», не сказка, а действительно роман. От «взрослого» дяченковского произведения отличается только тем, что тут все хорошо закончится и нет ощущения, что «все плохо, пойду топиться с горя». Написано «как для взрослых, но еще лучше». Было очень интересно читать, а ребёнка вообще оторвать от чтения невозможно будет, ведь всё в книге настоящее, живое, но при этом написано просто и понятно, хотя заставляет задуматься о жизни, друзьях, семье, долге...»
«Хороший подростковый цикл. Точнее первая книга была даже где-то совсем детской, а вот дальше пошло жутковато. В третьей - отчаянье и жуть достигли таких высот... Вначале какой-то налет детскости, как будто эту историю рассказывает ребенок, в котором нет еще взрослого опыта и цинизма, а под конец, сразу вспоминаются бесконечные страшные истории, рассказанные трагическим шепотом, в темной комнате, в пионерском лагере. У Дяченок получилась именно книга, написанная ребенком и для других ребят.
Но с другой стороны затрагиваются такие взрослые вопросы, как честность, преданность, вера, доблесть, предательство, зависть, любовь и ревность. Да и много еще другого, каждый найдет важное что-то для себя. И уже не понятно, то ли это детская книга, то ли взрослая. Один из приемов детскости — герои, если он хороший, то и поступает соответственно, если плохой, то предательство - его стезя. Вот только Максимилиан, то плохой, то хороший, и не понятно, что руководит его поступками, и в итоге он получился таким притягательным и интересным. Ну, понятно, что мне он понравился больше всех.
А еще, очень жаль расставаться с героями и с их миром. Вроде бы ничего особенного, но какое же было приятное чтение!».
«Книги читаются на одном дыхании, ты действительно как будто перемещаешься в другой мир. Где маленькая девочка может дружить с королем и совершать великие поступки только потому, что верит, потому что в душе теплится надежда. Потому что ещё не умерла жажда и стремление к справедливости, потому что близкие люди всегда с нами, если мы будем их помнить».
Увлекает сюжет первой книги «Ключ от королевства»
«Вот вам ключ от королевства.
В королевстве — город,
А в городе — улица…»
Есть на свете Королевство, насчитывает около ста человек, правитель — король Оберон. Королевство — волшебное. Своим существованием помогает людям мечтать, верить в чудо, восхищаться красотой. Погибнет Королевство — и сердца людей очерствеют… Лена Лапина — обычная школьница, семиклассница. Старшеклассники дразнят Лену за маленький рост. Учительница биологии её не любит. И вдруг по дороге с уроков Лена встречает странного незнакомца, и тот приглашает её посетить Королевство. Оно существенно разрослось с годами, и теперь в окрестных землях почти не осталось волшебства. Король Оберон готовится к переезду и предлагает Лене выучиться на мага и помочь Королевству в путешествии… «Ты — маг дороги, и все дороги отныне твои», — говорит аннотация книги. Долго будет Лена думать, принимать ли предложение короля, — примет. Долго будет учиться — выучится.
Познакомится с товарищами по несчастью, одному из которых предстоит Лену обучать, хотя сам он ненамного старше. Узнает историю принца Александра, всегда окружённого шестью невестами. Будет сражаться с необычной местной фауной и с туманной королевой, которой не по нраву миссия Оберона. «Главное не в том, куда попадает герой-подросток, а в том, как он там взрослеет. Традиция — это платформа, на которой мы постарались выстроить оригинальную историю», — сказали Марина и Сергей Дяченко в одном из интервью.
Из Королевства решают уйти принц Александр и одна из его невест — чтобы основать собственное государство. (Такой поступок во время похода приравнивается к государственной измене.) А уходя, они обманом уводят с собой Лену. Теперь Лена вынуждена помогать этой парочке…
Эта история о взрослении - потому что, когда тебя хотят сделать солдатом, ты поневоле развиваешься. Это роман об ответственности и преданности – потому что, когда на тебя надеется сам Король, то обмануть его надежды кажется самым страшным преступлением. Наконец, эта книга о замечательном мире, где странствующее Королевство изменяет «тонкий» мир там, где остановится. Где несколько человек – король и его окружение – способны сотворить волшебство одним своим желанием и существованием. Но только навсегда они задержаться на одном месте не могут – ведь добро нужно сеять везде, а не только в уголке сада…
....знаете, сейчас о многих серьезных вещах - скажем, о благородстве, чести, любви, ответственности, предательстве, - как-то неловко говорить всерьез. Во "взрослой" литературе, во всяком случае. Для малышей пишут по другим законам, а вот в пограничной, подростковой зоне еще можно увидеть живого дракона и обсудить с ним вечные проблемы добра и зла.
Из интервью с М. и С. Дяченко
Не буду рассказывать сюжет последующих книг, поверьте, они не менее интересны. С грустью расстаешься с героями, перевернув последнюю страницу. Марина и Сергей написали добрую и мудрую сказку.
Мир Королевства — яркий, сочный, светлый, счастливый, из которого не хочется уходить, закрыв книгу...
Использованы материалы с сайтов: