344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Коваль Юрий Иосифович

https://www.high-endrolex.com/26


(9 февраля 1938 г., Москва – 2 августа 1995 г., там же)

«Коваль — это детский Солженицын»
В. Белов

Родился в Москве, в семье работника милиции. В годы Великой Отечественной войны его отец был начальником уголовного розыска города Москвы. Этот героический человек, по словам Юрия Коваля, «всю войну прошел в Москве, тем не менее, был многократно ранен и прострелен». Мать в годы войны, в эвакуации была главврачом в госпитале. Поэтому военное детство будущего писателя прошло среди врачей и людей военных. Впоследствии Ю. Коваль вспоминал: «Тогда в этой больнице стояло много костылей, и я эти костыли принимал за винтовки».

В школе будущий писатель особого рвения к учебе не проявил, но всегда с благодарностью вспоминал своего учителя литературы В.Н. Протопопова – «величайшего из учителей, умевшего находить совершенно неординарные подходы к делу, к любой теме», верившего в своего ученика. Писать он начал еще в школе. Именно тогда стали появляться первые стихи. Что-то вроде:


             Метели летели,
                    Метели мели,
                    Метели свистели
                    У самой земли
                                            («От Красных ворот»)

В 1955 году после окончания школы поступил в Московский пединститут. Среди его институтских друзей были Ю. Визбор, Ю. Ким, П. Фоменко. Юрий Коваль серьезно увлекся авторской песней и стал даже виртуозным гитаристом. Он очень любил рисовать. И после окончания института получил сразу два диплома, один из которых был «учитель рисования».

По распределению был послан в село Емельяново в Татарии, и первыми его «литературными произведениями» были тексты школьных диктантов.

Например:
На полу сидела мышь.
Вдруг вбегает грозный муж.
И схватив огромный нож,
К мыши он ползет, как уж...

Это был диктант на правописание шипящих.

Вернувшись в Москву, Юрий Коваль печатается в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Смена», «Огонек». «Я никогда не писал для детей, но всегда получалось для детей» – говорил Коваль.

Начав печататься, Коваль был уверен, что его призвание – стихи, но после первой же командировки с заданием редакции написать стихи о пограничниках привез рассказ.

Драматическую историю о пограничной собаке и ее хозяине «Алый» сам автор считал началом своей писательской жизни. Это история преданности, любви, мужества, нежности, история противостояния злу. Диссонанс – вот особенность поэтики рассказа. Жизнь и смерть, тишина и тревога, ирония и печаль, суета и вечность – противоположности, помогающие читателю понять природу человека, его тайны. Читатель подвластен обаянию героев рассказа с первой встречи, он радуется подмене, забавной метаморфозе: думает, размышляет пес Алый, действует – человек, солдат Кошкин.

1969 год был для Ю. Коваля урожайным: выходит сборник его стихов «Слоны на Луне», отдельными изданиями – рассказы «Особое задание» и «Путешествие за границу». Потом были его сборники рассказов «Чистый дор», «Кепка с карасями», «Листобой», «Картофельная собака», написанные на деревенском материале (целый год писатель жил в глухой деревне на Севере), сразу сделали его известным.

Герои Ю.Коваля – и взрослые, и дети, но дети рассудительны и ответственны, а взрослые доверчивы и непосредственны. Повседневная жизнь жителей северной деревни для писателя интереснее всякой сказки. Жизнь там нетороплива и полна важных событий, будь это приход «лесовика» в магазин за сахаром или участие всей деревни в проводах семилетней Нюрки в первый класс.

Коваль дружил со многими художниками. Результатом многолетней творческой дружбы с художником Т. Мавриной стала книга «Стеклянный пруд», в которой художник и писатель исполнили книгу дуэтом.

Удивительно симпатичен герой повести Ю. Коваля «Приключения Васи Куролесова»(1971 г.), «материалом» для которой стали «детективные» истории, когда-то рассказанные отцом.

Главный герой повести, Вася Куролесов отправляется в районный центр на базар за поросятами, а привозит домой в мешке облезлого пса, которого ему подсовывают жулики. Тогда Вася отправляется на поиски жуликов, нацепив для маскировки усы — клочок от полушубка, но по неопытности сам попадает в милицию. Повесть развивается в эксцентрическом ключе, вплоть до кульминационной сцены в станционном зале ожидания, когда Вася помогает милиционеру поймать преступника, надев ему на голову мусорную урну.

Ю. Коваль неистощим на выдумки: кто бы, например, догадался вместо скучных постраничных примечаний дать в конце книги уморительный «Краткий словарик, на всякий случай составленный автором»?!

Не следует и удивляться книге, вышедшей в 1974 году «Избушка на Вишере». Жанр ее — фотокнижка. Опять Ю. Коваль неподражаемый мастер не только слова, но и замечательный фотохудожник. Руки у него, как у настоящего художника, были мастеровые, «умелые» руки.

Еще более изобретателен Ю. Коваль в повести «Недопесок» - вершине своего творчества, вышедшей впервые в 1975 году с иллюстрациями Г. Калиновского, которые писатель сам ценил очень высоко. В основу повести был положен собственный учительский опыт Ю. Коваля и посещение зверофермы, на которой работал его друг. Как и в других произведениях Коваля, главная сюжетная линия — приключенческая , почти детективная: побег - преследование — поимка (по времени — всего несколько дней жизни между зверофермой и деревней Ковылкино). Но судьба маленького «перспективного» песца вписана в жизнь деревеньки, в жизнь планеты Земля (песец, по мнению дошкольника Серпокрылова, идет на Северный полюс), вписана в мироздание: всем событиям невольный свидетель — созвездие Орион. Простодушные деревенские жители со всеми их добрыми и дурными поступками — земляне. В повествовании, кажется, нет ничего фантастического, разве что писательская способность читать мысли на расстоянии, и не только у взрослых и детей, но и у зверей. По существу, два героя главные: недопесок и дошкольник, они выписаны Ю. Ковалем как «двойники», лирически и юмористически «зарифмованные» друг с другом, - свидетельство тому их звучные имена — недопесок Наполеон Третий и дошкольник Серпокрылов. Им далеко еще до взрослой жизни, но их мечты совсем взрослые. Недопесок бежит от привычной невольничьей жизни на свободу северных снегов, но свобода – лишь половина его мечтаний, она нужна ему для того, чтобы там, на воле, обзавестись семьей. Мечта о любви, а значит о взаимопонимании, сердечном общении, об узах – лирический стержень произведения. А урок живописи-словесности, когда второклассники создают «иллюстрацию» к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Сосна», – почти самостоятельная лирическая новелла о прекрасном детском неведении о том, что такое горькое чувство одиночества; в их наивных рисунках мир «густо заселен», в них нет ни «пустыни одиночества», ни «вершины одиночества».

Еще не праздником, но предощущением праздника дышат последние главы «Недопеска». Конец четверти — тоже свобода впереди, но настроение создается описанием предпраздничных приготовлений: все стряпают пельмени, каждый у себя дома, но все вместе думают друг о друге и о Наполеоне Третьем и самозабвенны в этом почти ритуальном действе. Лирический эпилог — микросюжет повести, где все мечты должны сбыться. Эта высокая повесть о смысле постижения ребенком той истины, что детство и свобода неразделимы.

В последующие годы Коваль продолжает работать в жанре сказки и рассказа. Все герои Ю. Коваля – мечтатели и открыватели неведомого. «Пять похищенных монахов»(1977), «Самая легкая лодка в мире», «Полынные сказки»(1988) — это произведения, в которых все герои стремятся найти самый верный путь к своей мечте и к себе.

Последние годы жизни Ю. Коваль много работал, встречался с читателями, был наставником литературной молодежи в объединении при журнале «Мурзилка».

Он ушел из жизни полный творческих планов в возрасте, в котором П. Бажов только начал свой писательский путь. В 1995 году Ю. Коваль был удостоен премии им. Г. Х. Андерсена.

Ю.Коваль — писатель для всех возрастов. Им зачитываются и малыши, и подростки, и взрослые. В опубликованном посмертно интервью с писателем приводятся такие его рассуждения: «Я писал, быть может, о взрослых проблемах, но языком, понятным для детей. Вот почему у меня нет банальных детских героев...».

Литература о творчестве Ю. И. Коваля

1. Коваль Ю. И. //Арзамасцева И. Н. Детская литература/ И. Н. Арзамасцева, С. И. Николаева.– М., 2001.– С. 374-403

2. Коваль Ю. И. // Писатели нашего детства.100 имен. Биографический словарь в 3 частях. Ч.1.– М.: Либерия, 1998.– С. 208-212

3. Коваль Ю. И. // Русская литература для детей/ Под ред. Т. Д. Полозовой.– М., 2000.– С. 471-482

4. Коваль Ю. И. (1938-1995) // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь.– М., 1997.– С. 224-227

5. Коваль Ю. И. // Я познаю мир: Русская литература/ М. В. Лахтина. – М.: Астрель, 2004.– С.195-287

6. Коваль Ю. И. Я познаю мир: Литература/ Авт.-сост. Н. В. Чудакова.– М., 2005.– С. 154-221

7. Аким Я. Писатель и его книга // Коваль Ю. И. Приключения Васи Куролесова: Повести и рассказы.– М., 2004.– (Внеклассное чтение)

8. Степанова Л. В. Коваль Ю. И. (1938-1995) //Очерки о детских писателях: Справочник для учителей начальных классов. – М.,1999.– С. 91-93

9. Тубельская Г. Н. Коваль Ю. И. (1938-1995)// Тубельская Г. Н. Детские писатели России. Сто имен.: Биобиблиографический справочник. Ч.1. А-Л.– М.,2002.– С.155-159

10. Бек Т. Наиособый опыт огромной силы// Литература (Прилож.).– 2001.– № 15.– С. 9-12

11. Матвеева Е. Что рождает «тихая заводь Коваля»?: Знакомство с творчеством писателя в начальной школе и развитие творческого мышления детей с помощью его произведений // Начальная школа (Прилож.).– 2001.– № 2.– С. 1,13

12. Радостный талант: Отзывы современников о писателе // Алфавит.– 2001.– № 15.– С. 9-12

13. Усков В. Рассказ о рассказчике: О писателе Ковале // Простоквашино.– 2006.– № 10.– С. 10-11

14. Учамбрина И. «Главное-плыть куда хочешь». Самая легкая лодка в мире // Литература (Прилож.).– 2006.– № 21.– С. 11-14

15. Ярцева О. «Мне нужен выход к морю»: 9 февраля Ю. Ковалю исполнилось бы 65 лет // Первое сентября.– 2003.– 18 февр.– С. 8

Викторина, посвященная творчеству Ю. И. Коваля


Вопросы по рассказам, стихам, повестям Ю. Коваля


  • Каким словом заканчивается такое стихотворение:
  • Я боюсь, ребятки,
    Что за этот год
    Вырастет на грядке
    Страшный...
    (Бегемот)

  • Из чего сделаны любимые колокольчики писателя?
  • (Из фарфора)

  • О каких змеях упоминает Коваль в «Соседстве»?
  • (О гадюках)

  • Что такое - листобой, Летний кот, Орденские ленты?
  • (Холодный октябрьский ветер, подсолнух, ночные бабочки)

  • Как называется черный березовый гриб?
  • (Чага)

  • И засияло что-то там в ветках ивы, и сполз с них, потрескивая, закачался в воздухе сверкающий колобок» Что это было?
  • (Шаровая молния)

  • Кто такой капитан Клюквин?
  • (Клест)

  • В деревне Василево все собаки – Тузики, все тетушки – тети Мани. А все коровы?
  • (Зорьки)

  • Почему Тузика назвали «Картофельной собакой»?
  • (Потому что он ел сырые картофелины)

  • Как звали доброго пса, обжору, который научился, есть чернику?
  • (Дик)

  • Какого пирата из повести Коваля «Шамайка» вы знаете?
  • (Кота «Рваное Ухо»)

  • Какое слово пропущено в названии рассказа «Раз, два, ..., четыре»?
  • (Лошадь)

  • Как называлась деревня в повести Ю.Коваля «Недопесок»?
  • (Ковылкино)

  • Почему стал возможен побег недопеска Наполеона?
  • (Прасковьюшка рассердилась и не закрыла клетки)

  • Куда и зачем, по мнению дошкольника Серпокрылова идет недопесок Наполеон Третий?
  • (На Северный Полюс, на волю, чтобы создать свою собственную семью)

  • В каком месте вечно вешала курицу Райка Паукова, и об этом знал весь дом?
  • (Между дверями)

  • Какой технической особенностью славился дом по Зонтичному переулку, в котором жили герои повести?
  • ( Лифт был только в первом подъезде)

  • Что использовал Крендель в качестве голубятни?
  • (Старинный резной буфет)

  • Как звали старушонку, которая приглядывала за Кренделем и его братом?
  • (Бабушка Волк)

  • О чем мечтал Похититель?
  • (Когда-нибудь раскаяться, начать новую жизнь и написать о своих преступных делах книгу)

  • Что он оставлял на месте преступления в качестве улики?
  • (Пуговицу)

  • Какое дерзкое преступление совершил Моня Кожаный при помощи мешка и духовой винтовки?
  • (Во время похищения стреляли алмазами из винтовки из одного дома в другой, попадая точно в мешок. Так был похищен целый мешок алмазов)

Для составления викторины использованы:

«Я книг его читаю строки...»// Читаем, учимся, играем.-2002.-№ 6.-С.56-63

Перемышлев Е. Юрий Коваль. Пять похищенных монахов: Викторина // Литература (Прил.).– 1999.– № 23.– С. 13

Составитель: гл. библиограф Г. В. Зверева




Коваль Юрий Иосифович

https://www.high-endrolex.com/26