Коваль Юрий Иосифович
(9 февраля 1938 г., Москва – 2 августа 1995 г., там же)
«Коваль — это детский Солженицын»
В. Белов
Родился в Москве, в семье работника милиции. В годы Великой Отечественной войны его отец был начальником уголовного розыска города Москвы. Этот героический человек, по словам Юрия Коваля, «всю войну прошел в Москве, тем не менее, был многократно ранен и прострелен». Мать в годы войны, в эвакуации была главврачом в госпитале. Поэтому военное детство будущего писателя прошло среди врачей и людей военных. Впоследствии Ю. Коваль вспоминал: «Тогда в этой больнице стояло много костылей, и я эти костыли принимал за винтовки».
В школе будущий писатель особого рвения к учебе не проявил, но всегда с благодарностью вспоминал своего учителя литературы В.Н. Протопопова – «величайшего из учителей, умевшего находить совершенно неординарные подходы к делу, к любой теме», верившего в своего ученика. Писать он начал еще в школе. Именно тогда стали появляться первые стихи. Что-то вроде:
Метели летели,
Метели мели,
Метели свистели
У самой земли
(«От Красных ворот»)
В 1955 году после окончания школы поступил в Московский пединститут. Среди его институтских друзей были Ю. Визбор, Ю. Ким, П. Фоменко. Юрий Коваль серьезно увлекся авторской песней и стал даже виртуозным гитаристом. Он очень любил рисовать. И после окончания института получил сразу два диплома, один из которых был «учитель рисования».
По распределению был послан в село Емельяново в Татарии, и первыми его «литературными произведениями» были тексты школьных диктантов.
Например:
На полу сидела мышь.
Вдруг вбегает грозный муж.
И схватив огромный нож,
К мыши он ползет, как уж...
Это был диктант на правописание шипящих.
Вернувшись в Москву, Юрий Коваль печатается в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Смена», «Огонек». «Я никогда не писал для детей, но всегда получалось для детей» – говорил Коваль.
Начав печататься, Коваль был уверен, что его призвание – стихи, но после первой же командировки с заданием редакции написать стихи о пограничниках привез рассказ.
Драматическую историю о пограничной собаке и ее хозяине «Алый» сам автор считал началом своей писательской жизни. Это история преданности, любви, мужества, нежности, история противостояния злу. Диссонанс – вот особенность поэтики рассказа. Жизнь и смерть, тишина и тревога, ирония и печаль, суета и вечность – противоположности, помогающие читателю понять природу человека, его тайны. Читатель подвластен обаянию героев рассказа с первой встречи, он радуется подмене, забавной метаморфозе: думает, размышляет пес Алый, действует – человек, солдат Кошкин.
1969 год был для Ю. Коваля урожайным: выходит сборник его стихов «Слоны на Луне», отдельными изданиями – рассказы «Особое задание» и «Путешествие за границу». Потом были его сборники рассказов «Чистый дор», «Кепка с карасями», «Листобой», «Картофельная собака», написанные на деревенском материале (целый год писатель жил в глухой деревне на Севере), сразу сделали его известным.
Герои Ю.Коваля – и взрослые, и дети, но дети рассудительны и ответственны, а взрослые доверчивы и непосредственны. Повседневная жизнь жителей северной деревни для писателя интереснее всякой сказки. Жизнь там нетороплива и полна важных событий, будь это приход «лесовика» в магазин за сахаром или участие всей деревни в проводах семилетней Нюрки в первый класс.
Коваль дружил со многими художниками. Результатом многолетней творческой дружбы с художником Т. Мавриной стала книга «Стеклянный пруд», в которой художник и писатель исполнили книгу дуэтом.
Удивительно симпатичен герой повести Ю. Коваля «Приключения Васи Куролесова»(1971 г.), «материалом» для которой стали «детективные» истории, когда-то рассказанные отцом.
Главный герой повести, Вася Куролесов отправляется в районный центр на базар за поросятами, а привозит домой в мешке облезлого пса, которого ему подсовывают жулики. Тогда Вася отправляется на поиски жуликов, нацепив для маскировки усы — клочок от полушубка, но по неопытности сам попадает в милицию. Повесть развивается в эксцентрическом ключе, вплоть до кульминационной сцены в станционном зале ожидания, когда Вася помогает милиционеру поймать преступника, надев ему на голову мусорную урну.
Ю. Коваль неистощим на выдумки: кто бы, например, догадался вместо скучных постраничных примечаний дать в конце книги уморительный «Краткий словарик, на всякий случай составленный автором»?!
Не следует и удивляться книге, вышедшей в 1974 году «Избушка на Вишере». Жанр ее — фотокнижка. Опять Ю. Коваль неподражаемый мастер не только слова, но и замечательный фотохудожник. Руки у него, как у настоящего художника, были мастеровые, «умелые» руки.
Еще более изобретателен Ю. Коваль в повести «Недопесок» - вершине своего творчества, вышедшей впервые в 1975 году с иллюстрациями Г. Калиновского, которые писатель сам ценил очень высоко. В основу повести был положен собственный учительский опыт Ю. Коваля и посещение зверофермы, на которой работал его друг. Как и в других произведениях Коваля, главная сюжетная линия — приключенческая , почти детективная: побег - преследование — поимка (по времени — всего несколько дней жизни между зверофермой и деревней Ковылкино). Но судьба маленького «перспективного» песца вписана в жизнь деревеньки, в жизнь планеты Земля (песец, по мнению дошкольника Серпокрылова, идет на Северный полюс), вписана в мироздание: всем событиям невольный свидетель — созвездие Орион. Простодушные деревенские жители со всеми их добрыми и дурными поступками — земляне. В повествовании, кажется, нет ничего фантастического, разве что писательская способность читать мысли на расстоянии, и не только у взрослых и детей, но и у зверей. По существу, два героя главные: недопесок и дошкольник, они выписаны Ю. Ковалем как «двойники», лирически и юмористически «зарифмованные» друг с другом, - свидетельство тому их звучные имена — недопесок Наполеон Третий и дошкольник Серпокрылов. Им далеко еще до взрослой жизни, но их мечты совсем взрослые. Недопесок бежит от привычной невольничьей жизни на свободу северных снегов, но свобода – лишь половина его мечтаний, она нужна ему для того, чтобы там, на воле, обзавестись семьей. Мечта о любви, а значит о взаимопонимании, сердечном общении, об узах – лирический стержень произведения. А урок живописи-словесности, когда второклассники создают «иллюстрацию» к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Сосна», – почти самостоятельная лирическая новелла о прекрасном детском неведении о том, что такое горькое чувство одиночества; в их наивных рисунках мир «густо заселен», в них нет ни «пустыни одиночества», ни «вершины одиночества».
Еще не праздником, но предощущением праздника дышат последние главы «Недопеска». Конец четверти — тоже свобода впереди, но настроение создается описанием предпраздничных приготовлений: все стряпают пельмени, каждый у себя дома, но все вместе думают друг о друге и о Наполеоне Третьем и самозабвенны в этом почти ритуальном действе. Лирический эпилог — микросюжет повести, где все мечты должны сбыться. Эта высокая повесть о смысле постижения ребенком той истины, что детство и свобода неразделимы.
В последующие годы Коваль продолжает работать в жанре сказки и рассказа. Все герои Ю. Коваля – мечтатели и открыватели неведомого. «Пять похищенных монахов»(1977), «Самая легкая лодка в мире», «Полынные сказки»(1988) — это произведения, в которых все герои стремятся найти самый верный путь к своей мечте и к себе.
Последние годы жизни Ю. Коваль много работал, встречался с читателями, был наставником литературной молодежи в объединении при журнале «Мурзилка».
Он ушел из жизни полный творческих планов в возрасте, в котором П. Бажов только начал свой писательский путь. В 1995 году Ю. Коваль был удостоен премии им. Г. Х. Андерсена.
Ю.Коваль — писатель для всех возрастов. Им зачитываются и малыши, и подростки, и взрослые. В опубликованном посмертно интервью с писателем приводятся такие его рассуждения: «Я писал, быть может, о взрослых проблемах, но языком, понятным для детей. Вот почему у меня нет банальных детских героев...».
Литература о творчестве Ю. И. Коваля
1. Коваль Ю. И. //Арзамасцева И. Н. Детская литература/ И. Н. Арзамасцева, С. И. Николаева.– М., 2001.– С. 374-403
2. Коваль Ю. И. // Писатели нашего детства.100 имен. Биографический словарь в 3 частях. Ч.1.– М.: Либерия, 1998.– С. 208-212
3. Коваль Ю. И. // Русская литература для детей/ Под ред. Т. Д. Полозовой.– М., 2000.– С. 471-482
4. Коваль Ю. И. (1938-1995) // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь.– М., 1997.– С. 224-227
5. Коваль Ю. И. // Я познаю мир: Русская литература/ М. В. Лахтина. – М.: Астрель, 2004.– С.195-287
6. Коваль Ю. И. Я познаю мир: Литература/ Авт.-сост. Н. В. Чудакова.– М., 2005.– С. 154-221
7. Аким Я. Писатель и его книга // Коваль Ю. И. Приключения Васи Куролесова: Повести и рассказы.– М., 2004.– (Внеклассное чтение)
8. Степанова Л. В. Коваль Ю. И. (1938-1995) //Очерки о детских писателях: Справочник для учителей начальных классов. – М.,1999.– С. 91-93
9. Тубельская Г. Н. Коваль Ю. И. (1938-1995)// Тубельская Г. Н. Детские писатели России. Сто имен.: Биобиблиографический справочник. Ч.1. А-Л.– М.,2002.– С.155-159
10. Бек Т. Наиособый опыт огромной силы// Литература (Прилож.).– 2001.– № 15.– С. 9-12
11. Матвеева Е. Что рождает «тихая заводь Коваля»?: Знакомство с творчеством писателя в начальной школе и развитие творческого мышления детей с помощью его произведений // Начальная школа (Прилож.).– 2001.– № 2.– С. 1,13
12. Радостный талант: Отзывы современников о писателе // Алфавит.– 2001.– № 15.– С. 9-12
13. Усков В. Рассказ о рассказчике: О писателе Ковале // Простоквашино.– 2006.– № 10.– С. 10-11
14. Учамбрина И. «Главное-плыть куда хочешь». Самая легкая лодка в мире // Литература (Прилож.).– 2006.– № 21.– С. 11-14
15. Ярцева О. «Мне нужен выход к морю»: 9 февраля Ю. Ковалю исполнилось бы 65 лет // Первое сентября.– 2003.– 18 февр.– С. 8
Викторина, посвященная творчеству Ю. И. Коваля
Вопросы по рассказам, стихам, повестям Ю. Коваля
- Каким словом заканчивается такое стихотворение:
- Из чего сделаны любимые колокольчики писателя?
- О каких змеях упоминает Коваль в «Соседстве»?
- Что такое - листобой, Летний кот, Орденские ленты?
- Как называется черный березовый гриб?
- И засияло что-то там в ветках ивы, и сполз с них, потрескивая, закачался в воздухе сверкающий колобок» Что это было?
- Кто такой капитан Клюквин?
- В деревне Василево все собаки – Тузики, все тетушки – тети Мани. А все коровы?
- Почему Тузика назвали «Картофельной собакой»?
- Как звали доброго пса, обжору, который научился, есть чернику?
- Какого пирата из повести Коваля «Шамайка» вы знаете?
- Какое слово пропущено в названии рассказа «Раз, два, ..., четыре»?
- Как называлась деревня в повести Ю.Коваля «Недопесок»?
- Почему стал возможен побег недопеска Наполеона?
- Куда и зачем, по мнению дошкольника Серпокрылова идет недопесок Наполеон Третий?
- В каком месте вечно вешала курицу Райка Паукова, и об этом знал весь дом?
- Какой технической особенностью славился дом по Зонтичному переулку, в котором жили герои повести?
- Что использовал Крендель в качестве голубятни?
- Как звали старушонку, которая приглядывала за Кренделем и его братом?
- О чем мечтал Похититель?
- Что он оставлял на месте преступления в качестве улики?
- Какое дерзкое преступление совершил Моня Кожаный при помощи мешка и духовой винтовки?
Я боюсь, ребятки,
Что за этот год
Вырастет на грядке
Страшный...
(Бегемот)
(Из фарфора)
(О гадюках)
(Холодный октябрьский ветер, подсолнух, ночные бабочки)
(Чага)
(Шаровая молния)
(Клест)
(Зорьки)
(Потому что он ел сырые картофелины)
(Дик)
(Кота «Рваное Ухо»)
(Лошадь)
(Ковылкино)
(Прасковьюшка рассердилась и не закрыла клетки)
(На Северный Полюс, на волю, чтобы создать свою собственную семью)
(Между дверями)
( Лифт был только в первом подъезде)
(Старинный резной буфет)
(Бабушка Волк)
(Когда-нибудь раскаяться, начать новую жизнь и написать о своих преступных делах книгу)
(Пуговицу)
(Во время похищения стреляли алмазами из винтовки из одного дома в другой, попадая точно в мешок. Так был похищен целый мешок алмазов)
Для составления викторины использованы:
«Я книг его читаю строки...»// Читаем, учимся, играем.-2002.-№ 6.-С.56-63
Перемышлев Е. Юрий Коваль. Пять похищенных монахов: Викторина // Литература (Прил.).– 1999.– № 23.– С. 13
Составитель: гл. библиограф Г. В. Зверева