344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Барто Агния Львовна

https://www.high-endrolex.com/26

(17.02.1906 г., Москва – 01.04.1981 г., Москва)

Родилась в Москве, в семье ветеринарного врача Л.Н. Волова. Училась в балетном училище, там начала сочинять эпиграммы, лирические зарисовки. Посетивший училище А. В. Луначарский услышал стихи девушки и вскоре вызвал ее в Наркомпрос для беседы. Он и посоветовал ей заняться настоящей литературной работой.

Барто искала новую форму, свежие рифмы, чтобы завоевать детскую аудиторию, по примеру В. В. Маяковского, под сильным влиянием творчества которого она в то время находилась. Его влияние сказалось и в выборе тем первых удачных стихотворений Барто – «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка» (1925); «Пионеры», широко популярной колыбельной «Братишка», «Первое мая» (1926).

В 30-е годы Барто прилагала немалые усилия к тому, чтобы сделать сатиру достоянием детской поэзии и вывести эту поэзию на эстрадные подмостки (стихотворения «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка» (1930); «Кем быть?», «Через 20 лет», пьеса-игра «Миллион почтальонов» (1934). Однако в этих стихотворениях сатирический запал приглушался мягкой лирической интонацией. Характерно, что именно лирические миниатюры для самых маленьких принесли Барто славу классического детского поэта (цикл «Игрушки», стихотворения «Фонарик», «Машенька», «Машенька растет» и др.).

В июле 1937 г. Барто в составе советской делегации поехала на второй международный конгресс писателей в защиту культуры, который проходил под бомбежками в столице Испании. Впечатления от поездки выразились в сборниках «Над морем звезды», «Я с тобой» (1938).

В предвоенные годы Барто в своих стихах создавала поэтический образ советского детства, счастливого, проникнутого духом интернационализма и антифашизма (книги «Дом переехал» (1938), «Сверчок» (1940), «Веревочка» (1941)). В 1945 г. режиссером И. Фрезом был сделан кинофильм «Слон и веревочка», в основу которого легло стихотворение «Веревочка». Вместе с Р. Зеленой были написаны сценарий знаменитого кинофильма «Подкидыш» (1940) и комедия для ТЮЗов «Опасное знакомство» (1940, другое название «Дима и Вава»).

В годы войны А. Барто часто выступала перед фронтовиками, на радио, много писала для газет, а в эвакуации, в Свердловске, три месяца трудилась рядом с детьми в токарном цехе. Ее герой военных лет повзрослел, стал строже, в центре внимания поэтессы – формирование характера молодого поколения (цикл «Уральцы бьются здорово», сборник «Подростки», 1943; поэма Никита», 1945).

Послевоенное творчество Барто более лирично: в интонациях – скрытая горечь, чувство тревоги за детей. В поэме о детском доме «Звенигород» (1947) зазвучала новая идея, характерная для стихов следующих десятилетий, - защиты детства от бед взрослого мира. «Звенигород» послужил толчком к новой, очень важной общественной работе Барто – воссоединению семей, разрушенных войной. Она нашла оригинальный способ поиска – по деталям детских воспоминаний. В течение девяти лет она вела радиопередачу «Найти человека», написала повесть с тем названием (1968).

В стихах 50-60-х годов сатира нередко уступает место мягкому юмору («Я с ней дружу», «О премии, о Димке и о весеннем снимке», «У меня веснушки», «Андрей не верит людям» и др.) Значительная часть стихотворений Барто – это детские портреты, в которых живая индивидуальность обобщена до легко узнаваемого типа («Новичок», «Непоседа», «Шурка», «Настя», «Младший брат», «Вовка – добрая душа» и др.).

Творческая и общественно-педагогическая деятельность А. Барто во многом способствовала выработке современных представлений о детстве как субкультуре, обладающей своими правами и возможностями (книги «Записки детского поэта», «Переводы с детского» (1976)).

Литература о творчестве А. Л. Барто

1. Агния Львовна Барто // Очерки о детских писателях: Справочник для учителей начальной школы. – М.: Баласс, 1999. – С.17-20.

2. Агния Львовна Барто // Русская литература для детей: Учеб. пособие / Под ред. Т. Д. Полозовой. – М., 2000. – С.405-412.

3. Агния Львовна Барто // Я познаю мир: Детская энциклопедия: Литература. – М.: АСТ, 1997. – С. 44-46.

4. Арзамасцева И. Н. Барто Агния Львовна / И. Н. Арзамасцева // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта; Наука, 1997. – С.48-51.

5. Барто Агния Львовна: [Портрет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2000. – № 2.

6. Барто Агния Львовна // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2000. - № 3. – С.38-39.

7. Барто Агния Львовна // Писатели нашего детства: 100 имен: Биографический словарь в 3-х частях. Ч. 1. – М.: Либерея, 1998. – С.44-47.

8. Барто Агния Львовна // Сто великих имен в литературе. – М.: Слово, 1998. – С. 45-49.

9. Полозова Т. Праздники для детей / Т. Полозова // Начальная школа. – 1996. - № 6. – С. 64-67.

Сценка: Стихотворение А. Барто «Повесть о несчастной любви».

Витрина игрушечного магазина. Красивая, нарядная Кукла, плюшевый Медведь. На шахматной доске – Король.

Король. Я полюбил тебя давно
Тогда была зима…
Тебя поставили в окно,
И я сошел с ума.
Твой взгляд, веселый и живой,
И нежность тонких рук,
И весь моральный облик твой
Меня пленили, милый друг.
Ответьте мне! Я вас люблю!
Надежду дайте королю!
Поверьте мне, я вас люблю…

Кукла. Хотя я стою семь рублей,
Я не годна для королей…

Король. Но почему? Скажи, ответь!
Вам, может, нравится медведь?
Вы, может, любите слона?!

Медведь. Она всегда была скромна…

Кукла. Ах, я была бы на века
Вашей королевою,
Но у меня одна рука,
А обе ножки левые…
Не так пришили ножки мне,
На щечках краска стерта.
И надпись прямо на спине:
«Брак. Второго сорта».
Мне огорчать так больно вас…
Мне очень неприятно…
Меня купили как-то раз,
Но принесли обратно.

Король. Я понимаю вас… Увы!
Я сам фигура с браком!
Покрыт я с ног до головы
Каким-то липким лаком…
В войске моем не хватает фигур.
Я одинок, я несчастлив
И хмур: ни королевы, ни туры!
Комплекта нету для игры…
Их забыли положить.
Я думал, мне не пережить…
О, дорогая, не жалей
О бедном короле!

Медведь. Печальна участь королей
И ваша в том числе.

Король. У вас хорошая душа,
А ножки – это пустяки!
И я прошу твоей руки!
Я полюбил тебя давно,
Тогда была зима,
Тебя поставили в окно,
И я сошел с ума…

Кукла. Настанут лучшие года –
Придет комиссия сюда,
Осмотрит нас,
И в мастерской исправят
Опытной рукой.

Медведь. Они мечтают в тишине,
И он ей шепчет при луне.

Король. …Я напрасно слов не трачу,
Я люблю тебя, поверь.

Медведь. И я сижу и горько плачу,
Хотя я лютый зверь.

Викторина «Твои игрушки».

Вам не раз читали стихи А.Барто «Игрушки». О каких игрушках говорится в приведенных отрывках?

1. Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку… (Мячик).

2. Кот кататься не привык –
Опрокинул… (Грузовик).

3. Все равно его не брошу,
Потому что он хороший. (Мишка).

4. Со скамейки слезь не мог,
Весь до ниточки промок. (Зайка).

5. – Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду! (Бычок).

6. Сонный мишка лег в кровать,
Только … не хочет спать. (Слон).

7. Он заблудится в саду –
Я в траве его найду. (Козленок).

8. Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме. (Самолет).

9. Левой, правой!
Левой, правой!

Уже дырявый! (Барабан).

10. И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
– Прокати, капитан! (Кораблик).

11. Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. (Лошадка).

12. Горит на солнышке

Как будто я
Огонь зажег. (Флажок).

Игра «Резиновая мина».

В названиях стихотворений А. Барто гном Путалка неверно написал одну из букв. Как правильно называются эти стихи?

«Бивень» («Ливень»), «Бочок» («Бычок»), «Вам не нужна морока?» (Сорока), «Чайка» («Зайка»), «Молотая осень» («Золотая осень»), «Мошка» («Кошка»), «Повесть» («Совесть»), «Проза» («Гроза»), «Резиновая мина» («Резиновая Зина»), «Сом переехал» («Дом переехал»), «Стон» («Слон»).

Составители: гл. библиотекарь РОДБ Черняева О. В.,
зав. отделом «Детство» РОДБ Варавенко Л. А.



Барто Агния Львовна

https://www.high-endrolex.com/26