344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Барсуков Эдуард Григорьевич

https://www.high-endrolex.com/26

К 100-летию Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной


Эдуард Григорьевич Барсуков - поэт, эссеист, публицист, член Союза российских писателей.

Он автор книг «Багряные леса» (Ростиздат,1968), «Вечное небо» (Гефест, 1993), «Театр судьбы» (Орбита, 1999), «Гроза на двоих» (Новая книга, 2003), «И древо жизни шелестит листвой» (Ковчег, 2008), «Щенок повышенной опасности», (Стихи для детей. Нюанс, 2010), «Голоса, которые не отзвучали», (Воспоминания, размышления, эссе. Нюанс,2010), «Весна в заснеженном окне» (Альтаир,2012).

Первое стихотворение Э.Барсукова было опубликовано в газете «Большевистская смена» в 1949 г.

В 1956 году Эдуард Барсуков окончил филологический факультет Ростовского педагогического института, преподавал русский язык в школах Щурчинского района Сурхан-Дарьинской области Узбекистана. По возвращению в Ростов перешел на журналистскую работу: был литературным сотрудником фабричной многотиражки, затем областной молодежной газеты «Комсомолец», позднее, газетыУВД области. С 1970 по 1994 годы - сотрудник аппарата ГУВД, в настоящее время пенсионер МВД России.

С 50-х годов его стихи печатались в Ростовских городских и областных газетах и журналах: «Дон», «Подъём» (Воронеж), «Ковчег», «Господин Ростов»; «Донская волна»; «Южная звезда»; «Донской современник» в коллективных сборниках Ростиздата, «Молодой гвардии», в «Литературной газете», в болгарской газете «Вит», венгерском журнале «Alfold».

Стихи Эдуарда Барсукова лиричны, главная тема его творчества - природа и искусство, человек в современном мире. Поэзия его публицистична, пронизана гражданским пафосом.

Эдуард Барсуков - лауреат конкурса им. В.А.Закруткина, член президиума Совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск Дона. Награждён медалями «Ветеран труда» и «За выслугу лет в МВД РФ» всех степеней.

Жил в Ростове-на-Дону.

Сколько лет прошло с того времени, когда я, ученик 4-го класса школы №32, впервые переступил порог небольшого каменного особняка на 6-й улице (ныне улица Варфоломеева) между переулками Островского и Халтуринского – полвека, более? Случилось это в 1946-м году. Совсем недавно окончилась одна из кровопролитнейших войн ХХ века, разрушенный бомбёжками, артиллерийскими обстрелами, пожарами Ростов залечивал свои раны. Возвращались к жизни фабрики, заводы, школы, учреждения культуры. Опять открыла двери юным читателям детская библиотека имени В.М. Величкиной

В то время книга играла огромную роль в нашей жизни. Не было ещё компьютеров, телевизоров, электронных носителей информации. Это всё заменяла книга: давала знания, являясь учебником жизни, становясь мостом между настоящим, прошлым и будущим. Она развивала образное мышление, чувство прекрасного, воспитывала любовь к слову, вводила нас, ребят, в мир мужества и отваги, учила преодолевать трудности, любить Родину.

Прямо с крыльца, поднявшись по деревянной лестнице с небольшим тамбуром, мы попадали в комнату книговыдачи и в читальный зал, где нас обычно с приветливой улыбкой встречала заведующая абонементом Мария Михайловна Корсунская – человек умный, тонкий, интеллигентный, прирождённый педагог с огромной внутренней культурой. Это она прививала нам навыки постоянного осмысленного чтения, помогала выбрать нужную, соответствующему ребячьему возрасту книгу. Это она помогла мне войти в мир героев Жюля Верна, Джека Лондона, Марка Твена, Чарльза Диккенса, сказок Александра Пушкина, рассказов Льва Толстого, Антона Чехова, Владимира Короленко, полюбить поэзию Михаила Лермонтова, Василия Жуковского, Николая Некрасова, Владимира Маяковского.

Очень хорошо помню наставления Марии Михайловны, ставшие правилами и моей дальнейшей жизни -  она учила: читайте не торопясь, вдумчиво, если встретится непонятное слово, спросите у библиотекаря или учителя, что оно означает. Запишите в тетрадь фамилию автора и название прочитанной книги. Читая, делайте выписки: выписывайте то, что хотите запомнить - годы, события, имена, цифры. Ведите дневник прочитанного.

Нас учили беречь книгу: не читать во время еды, не загибать страниц, не перегибать книгу в корешке, при чтении пользоваться закладкой. Когда сегодня я вижу выброшенные у мусорных жбанов целые собрания сочинений - становится горько и обидно. Понимаешь, как много стоила книга в годы моего детства и юности и как она обесценилась сегодня.

Хочется рассказать об интереснейшей истории библиотеки.

Открытая Обществом детских библиотек в 1914 году в Новом поселении Ростова детская библиотека-читальня, разместившаяся в двух комнатушках, арендованных у местного торговца, скоро стала культурным центром рабочей окраины. Её фонд, состоявший из сентиментальных сочинений Чарской, Лукашевич и других дореволюционных писателей, писавших для детей, уже на следующий год стал пополняться произведениями русских классиков. При библиотеке стали организовываться литературный, художественный и драматические кружки. Юные читатели, руководимые библиотечными работниками, в свободное от учёбы время разучивали пьесы, рисовали декорации, шили костюмы. Со своими спектаклями выезжали на заводы, в клуб при детской коммуне, в воинские части.

В этом же особнячке, в тесной комнатёнке с печным отоплением жила Татьяна Ксенофонтовна Молодцова - основательница библиотеки, её бессменная заведующая с 1914 по 1949 год - год её смерти.

В годы разрухи и голода, вызванными империалистической и гражданской войнами, многие школы были заняты под лазареты, и библиотека в это тяжёлое время оставалась чуть ли не единственным заведением, где воспитательная работа шла с неослабевающим напряжением. По инициативе коллектива в библиотеке был открыт детский клуб со столовой, где получали питание 150 человек, а опытные руководители с помощью родителей учили ребят шить, штопать, изготовлять корзины из лозы, шить сандалии для себя и ребят соседней коммуны.

С 1920 года библиотека носит имя Веры Михайловны Величкиной, литератора, государственного деятеля, известной всей стране врача-общественницы, много сделавшей для благоустройства и культуры городских окраин, защиты детства.

С конца 1920 по 1922 год библиотека имени Величкиной стала называться библиотекой-клубом. В 1921 году в пользование детей была передана загородная дача с большим фруктовым садом, где получили возможность проводить лето нуждающиеся в отдыхе ребята.

При библиотеке в 1924 году была создана пионерская организация, а под влиянием книг А.П. Гайдара -  тимуровская команда, которая особенно проявила себя в годы Великой Отечественной войны. Юные читатели-тимуровцы собирали металлический лом, а вырученные деньги передавали семьям фронтовиков; посещали госпитали, по просьбе раненых бойцов под их диктовку писали письма родным, выступали для них с концертами, отправляли на фронт подарки.

Когда летом 1942 года гитлеровские войска рвались к Ростову, и многие организации, учреждения, ростовчане целыми семьями покидали обжитые места, уходила подальше от немцев и заведующая библиотекой, Татьяна Ксенофонтовна. Уходила под вражескими бомбёжками, превращавшими Ростов в груду развалин, и не смогла уйти, почувствовав острую тревогу за судьбу библиотеки. Не выдержала, вернулась и все тягостные дни оккупации провела у книг, пряча наиболее ценные экземпляры от разворовывания и уничтожения. Она уберегла книжный фонд, и сразу же после освобождения Ростова от гитлеровцев в феврале 1943 года библиотека начала принимать читателей.

Детская библиотека стала для ростовских мальчишек и девчонок родным домом. Здесь мы учились познавать мир. Имена К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина, В.В. Докучаева, Д.И. Менделеева, К.Э. Циолковского не были для нас пустым звуком. Их портреты висели на стенах, их сочинения стояли на стеллажах в читальном зале. Я полюбил книги А. Мусатова «Стожары», К. Паустовского «Колхида», «Повесть о лесах», сочинения В. Бианки, М. Ильина, М. Пришвина и многих других замечательных писателей. Несколько раз перечитывал мою любимую книгу В.А. Арсеньева «Дерсу Узала».

Великие открытия, путешествия, книги по истории - всё это входило в сферу наших интересов. И, наряду с этим, круг наших интересов пополнялся сказками Афанасьева, Гауфа, Андерсена, братьев Гримм, Перро. Мы зачитывались «Дон Кихотом» Сервантеса, «Приключениями Тома Сойера и Гекльберри Финна» Марка Твена, «Трёмя мушкетёрами» А. Дюма, «Всадником без головы» Майна Рида.

Нас учили быть гражданами своей страны, родного края, жить их интересами. Помню, как во время строительства Волго-Донского канала, рождения Цимлянского моря по стенам библиотек были развешены плакаты, посвящённые стройке века. Проводились беседы, читательские конференции, старшеклассники писали сочинения на тему этого выдающегося события. Не были забыты и другие моменты из жизни страны и Донского края: создание полезащитных лесонасаждений, внедрение травопольного севооборота, строительство прудов и водоёмов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев. Запомнились книжные выставки с яркими, выразительными заголовками, написанными гуашью. А вот книги были не столь нарядными, но зачитанными до дыр.

 Сотрудники библиотеки искали новые формы, чтобы познакомить школьников, и в первую очередь старшеклассников, с историей донского края, с его богатствами, с достижениями в строительстве. Они тщательно отбирали литературу по краеведению, где были рассказы и повести, романы и научно-популярная литература по истории Ростова, Таганрога, Азова, Черкасска. Из прочитанного ребята узнавали о древних поселениях и старинных городах Дона, о растительном и животном мирах области, о прошлом донского казачества. Были отобраны и сделаны выставки книг об азовском сидении во время борьбы казаков с турками, об Азовских походах Петра I, о крестьянских движениях под руководством Емельяна Пугачёва, Степана Разина и Кондратия Булавина, об участии донских казаков в Отечественной войне 1812 года. Особое место в нашем чтении занимали книги, журналы и газеты о героических боях, которые вела Советская Армия, освобождая область от фашистских оккупантов, о работе по восстановлению Ростсельмаша, фабрик и заводов Ростова и области, о благоустройстве населённых пунктов, о строительстве Манычского канала. Узнавали мы также о знатных людях Дона: о писателях, художниках, композиторах, учёных.

Очень популярными были встречи с известными людьми Ростова. Здесь впервые я увидел автора «Искр» и «Грозного лета» Михаила Дмитриевича Соколова, автора очерков «Шесть дней» - об освобождении Ростова от немецких оккупантов войсками Гукаса Мадояна - Михаила Андреевича Андриасова, поэта Александра Павловича Оленича-Гнененко, стихи которого «Дед Мороз», «Олень и ёж» я знал наизусть, а переведённой им фантастической повестью Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес» зачитывался в старшем возрасте.

Славная традиция библиотеки, которая живет и сегодня -  организация  встреч поколений читателей. На одной из таких встреч читателей трёх поколений, состоявшейся осенью 1947 года, принимал участие и я, ученик 5-го класса школы №32. Даже выступал от самого младшего поколения читателей.

Она оказалась для меня особенно памятной. Как сейчас помню этот день. Народ толпится на абонементе и в читальном зале. Один оратор сменяет другого. Слово взял худощавый, темпераментный, лысоватый человек, умные глаза его поблескивали за толстыми стёклами очков. Он говорил о просветительских традициях библиотеки, которая всегда служила благородному делу воспитания юношества. А затем подписал книгу своих стихов, которую преподнёс в дар юным читателям:

Отличникам, отличницам, Девчонкам и мальчишкам, Читателям - величкинцам Дарю я эту книжку.

Это был уже известный в те годы поэт Вениамин Константинович Жак. Мария Михайловна и Татьяна Ксенофонтовна представили меня его жене - Марии Семёновне Жак, сотруднице городского отдела культуры.

Я растерялся. Меня спрашивали, как я учусь. Мария Семёновна указала на меня Жаку. Вениамин Константинович подошёл ко мне и дружески, без тени покровительства, попросил показать свои стихи и пригласил в литобъединение, которым руководил при Ростовском отделении Союза писателей СССР. Думал ли тогда я, пятиклассник, что эта встреча обернётся дружбой на многие годы… И это произошло при непосредственном участии моей дорогой библиотеки, которой на будущий год исполняется 100 лет.

Я давно вырос из детского возраста, но дружу с моей библиотекой и сейчас. Может, поэтому я стал журналистом, поэтом, литератором, что с детства попал к добрым, талантливым, умным людям – библиотекарям.

Эдуард Барсуков, член Союза Российских писателей,
читатель библиотеки с 1946 г.

В статье использованы фото из архива библиотеки.

Всем читателям нашей библиотеки и любимым литературным героям Эдуард Григорьевич посвятил следующие стихи.

Читателям-величкинцам

Девчонки и мальчишки,
Хвалю за ваш успех:
Вы для любимой книжки
Построили Ковчег.

Ковчег большой и длинный,
Как нос у Буратино.

Гудит-рёвет пучина,
Весь мир водой залит,
И Карлсон беспричинно
О Малыше грустит.
Плывут в ковчеге чинно
Герои-молодчины:
Маугли, Чиполлнно,
Незнайка и Мальвина,
Пьеро и Арлекино,
Алиса с Винни Пухом
И доктор Айболит.

Семьёй большой и ладной
Прибудут в Новый век
Тимур с его командой,
Два братца - Чук и Гек.

Достанут шпаги скоро
Четыре мушкетёра,
За тридевять земель
Собрался Паганель.

Пускай волна до неба,
Но не меняя галс
Ведут корабль Немо,
И Грант и Гаттерас.

Ребята разных классов,
Ковчег ваш не простой,
В нём Пушкин и Некрасов,
И Чехов, и Толстой.

Не жемчуг и не злато
Вы взяли в Новый век,
А чем душа богата
И славится вовек.

Тесней ряды спасателей

Девчонки и мальчишки,
Прощу иметь в виду:
В беду попали книжки,
В ужасную беду!

Злодеи-Бармалеи,
Взяв спички и топор,
Дровишек не жалея,
Зажгли большой костёр.

Печальная картина,
Когда в огонь летит
Незнайка, Буратино
И доктор Айболит.

- Как сказки жечь посмели,
украв их у ребят?
- Все книжки устарели,-
Бандиты говорят.

- Сейчас живут иначе –
Назад возврата нет –
Есть телепередачи,
Компьютер, интернет.

Есть мультики и драмы,
Погони, драки, кровь,
Весёлые рекламы,
Жестокая любовь.

Сегодня правят миром
Пираты и вампиры
И властно лезет в кадр
Сам робот-терминатор.

Здесь каждый день - новинки,
Смотри - не проворонь!
А буквы и картинки
Пускай летят в огонь.

Ах, сколько в мире гари-
Смотреть без слёз нельзя,
Когда в большом пожаре
Горят твои друзья.

Где небосвод был светел
С весёлым пеньем птиц –
Повсюду гарь и пепел
С обугленных страниц.

Сгорают Ганс и Гретель
И Урфин Джюс и Нильс.

Без книг не жизнь, а зона,
рассвет и сумрак сер –
Не станет Робинзона,
Исчезнет Гулливер.

Прощайте, Чиполлино
И Золушка навек,
Маугли и Мальвина,
Хоттабыч, Чук и Гек!

Прощайте, Белоснежка,
Мюнгаузен-барон,
Друг - Карлсон-сладкоежа,
Малыш и князь Гвидон.

Девчонки и мальчишки,
У граждан на виду
Сгорают наши книжки
В жаровнях, как в аду.

Но вот на подвиг ратный
Отправились в поход
Тимур со всей командой
И храбрый Дон-Кихот.

Здесь каждый русич-родич,
Колышется земля –
С Добрынею - Попович
И Муромец Илья.

И клятву, как молитву,
Дают дружиной всей,
Что все готовы в битву –
Спасать своих друзей.

Пусть в смрадных тучах небо,
Сквозь бури и туман
Ведёт корабль Немо,
Отважный капитан.

Все то, что сердцу свято,
Мы вместе отстоим.
Нет, книги мы, ребята,
В обиду не дадим.

Да, мы народ великий!
И, значит, наша честь-
Беречь родные книги,
Беречь родную речь!


https://www.high-endrolex.com/26