Ц Ц Ц
A A A
Горячие клавиши Настройки Обычная версия
Распечатать


наст. имя Николай Васильевич Корнейчуков
(31.03.1882, Петербург – 28.10.1969, Кунцево)

Нажмите для увеличения. Корней Иванович Чуковский. Фото с сайта https://polzam.ru/media/k2/items/cache/e9432fccf28a953514f077b86e5e657a_XL.jpg
Корней Иванович Чуковский. Фото с сайта https://polzam.ru/media/k2/items/cache/e9432fccf28a953514f077b86e5e657a_XL.jpg

Родился в Петербурге, мать – из крестьян Полтавской губернии, отец – студент. Детские годы прошли в Одессе, там же Чуковский учился в гимназии, из 5-го класса был исключен. Время своего взросления Чуковский впоследствии в автобиографической повести «Серебряный герб». Способный молодой человек должен был пробивать себе дорогу в жизнь упорным самостоятельным трудом. Он занимается самообразованием, изучает английский язык.

Впервые выступил в печати в 1901 г. в газ. «Одесские новости», будучи ее корреспондентом в Лондоне. 1903-1904 гг. проводит в Англии, изучая английскую литературу. Вернувшись из-за границы, сотрудничает в ж. В. Брюсова «Весы» как критик, а также в других изданиях: «Нива», «Речь», «Русская мысль». В 1905 г. предпринимает попытку издавать собственный сатирический журнал «Сигнал».

В 1907 г. опубликовал свои наблюдения над детской речью в работе «Детский язык». Внимание к детской речи и сочинения для собственных детей «направили» Чуковского в детскую литературу, но его труд литературного критика, ученого-филолога идет параллельно с переводческой работой, творчеством для детей.

В 1908 г. выходит его книга критических статей «От Чехова до наших дней». В 1911 г. Чуковский – редактор нового журнала «Жар-птица», который после становится альманахом, и в котором он дебютировал как автор прозаической сказки для самых маленьких «Цыпленок».

В 1911 г. выходит книга Чуковского «Критические рассказы». В 1912 г. он переезжает в Куоккалу, которая стала местом встреч петербургской культурной молодежи. С 1916 г. Чуковский редактирует приложение к «Ниве» «Для детей». В том же году выходит его первая стихотворная сказка «Крокодил», в которой угадывался стиль его будущих произведений.В январе 1918 г. выходит «рождественский» сборник произведений для детей «Елка», который «собирали» М. Горький и К. Чуковский. После Октябрьской революции Чуковский сотрудничает в новых издательствах, читает лекции в поэтических студиях и рабочих коллективах. 20-30-е годы – время активного писания для детей. Чуковский пишет стихотворные сказки «Мойдодыр», «Тараканище», а также издает сборники народных песен и стихов, адаптируя тексты для детского чтения («Домок», «Зайка», «Рыжий и красный», «Скок-поскок» и др.). Не одно поколение детей выросло на книге Чуковского «Детские народные песенки. Пятьдесят поросят» в обработке Чуковского с рисунками Ю. Васнецова, которая вошла в золотой фонд советской детской литературы для малышей.

10 собственных стихотворных сказок К.Чуковского вышли одна за другой: «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Путаница», «Что делала Мура» (1924), «Бармалей», «Телефон», «Федорино горе» (1926), «Айболит» (1929), «Краденое солнце», «Топтыгин и лиса» (1934). В этот период Чуковский много работает в ж. «Чиж», «Еж», «Костер», «Воробей», «Новый Робинзон», вокруг которых вырастало новое поколение детских писателей.

В 1931 г. проходила 1-я Всероссийская конференция по детской литературе, одним из вопросов которой был вопрос об отношении к сказке. Чуковский - сказочник попал в число «буржуазных писателей», которые за основу своей работы «берут детский язык буржуазного ребенка».

С началом Великой Отечественной войны Чуковский выступает как публицист. Он пишет книгу «Дети и война», затем сказку «Одолеем Бармалея».

Чуковский был не только детским писателем, литературным критиком, он ученый-филолог, защитивший докторскую диссертацию, отдавший много времени текстологической работе. Широкому читателю он известен и как переводчик-популяризатор английской и американской литературы (переводы У. Шекспира, Д.Дефо, Р.Киплинга, У.Уитмена, М.Твена и др.). В 1941 г. Вышла его книга «Высокое искусство» о теории перевода.

Одна из последних сказок Чуковского «Приключения Бибигона» строится как серия из 7 приключений, прозаическое повествование перемежается в ней со стихами.

В 60-е годы в Переделкине рядом с домом, где он жил, Чуковский построил и подарил детям библиотеку, где встречался со своими читателями, читал им свои стихи, сказки, легенды. Имя Чуковского – детского писателя известно далеко за пределами России, его книги переведены на многие языки мира, а в нашей стране имеют свое продолжение в радиозаписях, в мультфильмах и кинофильмах.

Литература о творчестве К. И. Чуковского.

1. Корней Чуковский // Русская литература для детей: Учеб. пособие / Под ред. Т. Д. Полозовой. – М., 2000. – С.317-322.

2. Корней Иванович Чуковский // Я познаю мир: Детская энциклопедия: Литература. – М.: АСТ, 1997. – С.417-420.

3. Крючков П. Грустная сказка Корнея Чуковского / П. Крючков // Гео. – 2002. - № 9. – С.51-66.

4. Минералова И. Г. Чуковский Корней Иванович / И. Г. Минералова // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта; Наука, 1997. – С. 481-485.

5. Петровский М. С. Крокодил в Петрограде / М. С. Петровский // Петровский М. С. Книги нашего детства. – М.: Книга, 1986. – С. 7-56.

6. Сарнов Б. Единственный Чуковский / Б. Сарнов // Литература (Прилож. к газ. «Пер. сент.»). – 1995. - № 44. – С. 2-3.

7. Сатуновский Я. Корнеева строфа /Я. Сатуновский // Детская литература. – 1995. – № 1-2. – С. 19-25.

8. Сивоконь С. Загадка высочайшего гнева: Сказка К. Чуковского «Одолеем Бармалея!»: триумф и падение / С. Сивоконь // Детская литература. – 2002. - № 3. – С. 70-75.

9. Чуковская Л.К. Воспоминания о Корнее Чуковском / Л.К.Чуковская // Чуковская Л.К. Сочинения в 2-х т. Т.1: Повести. Воспоминания / Л. К. Чуковская. – М.,2000. – С.173-328.

10. Чуковский Корней Иванович: [Портрет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2000. – № 2.

11. Чуковский Корней Иванович // Писатели нашего детства: 100 имен: Биографический словарь в 3-х частях. Ч.1. – М.: Либерея, 1998. – С. 403-411.

12. Чуковский Корней Иванович // Сто великих имен в литературе. – М.: Слово, 1998. – С. 511-515.

Праздник, посвященный творчеству К. И. Чуковского.

Для детей I-II классов.

Дети делятся на две команды. Заранее дается домашнее задание: 1) выучить отрывок из любого произведения поэта; 2) проинсценировать сказки «Муха-Цокотуха» и «Федорино горе».

Праздник начинается вводной беседой о творчестве К.Чуковского. Далее ведущий говорит:

-Сегодня мы проводим КВН, посвященный творчеству Корнея Ивановича Чуковского.

Выходит Бармалей.

Бармалей: Всем – привет! Привет! Привет!
Мой вопрос, а ваш ответ!
Заждались меня вы? (Все хором: Нет!)
-Мы знакомы с вами? (Нет!)
-Познакомимся тогда? (Да!)
-Я любимец всех детей – добрый доктор… (Все: Айболит!).
-Нет, я Бармалей, не угадали. Ну ладно, начинаем наш КВН.

1-й конкурс «Чудо-дерево». На Чудо-дереве висят макеты книг-сказок К. И. Чуковского. На обложках этих книг названия частично стерлись, остались только первые буквы. Попробуйте отгадать все названия:

Ай… (болит).
Барм… (алей).
Кро… (кодил).
Мой… (додыр).
Пут… (аница).
Тара… (канище).
Теле… (фон).

2-й конкурс «Федорино горе». В названиях стихотворений К. И. Чуковского кто-то перепутал одну букву. Как правильно прочитать названия этих стихотворений?

Гадость. Кармалей. Козауси и Мауси. Крашеное солнце. Кутаница. Мокдодыр. Муза-цокотуха. Пил на свете человек. Ужики смеются. Федорино море. Худо-дерево.

3-й конкурс «Ехали медведи…». Вспомните стихи Чуковского и ответьте на вопросы:

1.Как-то раз ехали медведи на велосипеде. А за ними львы, волки, зайчики, раки и комарики. А кто еще?

2.Волки, раки, крокодилы, слоны, быки, носороги, обезьяны испугались таракана. А кто его проглотил?

3.Однажды курочки закрякали, кошечки захрюкали, уточки заквакали, свинки замяукали. А что сделали воробышек и медведь?

4.От мальчика убежали, улетели, ускакали: простыня, свечка, книжка, утюги, сапоги, пироги, кочерга, кушак, брюки, чулки и башмаки. А что еще?

5.В Таврическом саду мальчик повстречал Крокодила и Кокошу. Кого он еще встретил?

6.В гости к Мухе пришли букашки, блошки, козявочки, жуки-червяки, кузнечики, светлячок, сороконожки, клоп, мотыльки, бабочки, муравьи. А кто еще пришел?

7.Сражались паук и комар. Кто победил?

8.Какое отчество бело у Федоры?

9.Доброму доктору помогли добраться до Африки волки и орлы. Кто еще помог ему?

10.Таня и Ваня убежали в Африку. К кому они попали в плен?

4-й конкурс – конкурс чтецов стихотворений Чуковского.

5-й конкурс. Из отдельных строк, написанных на полосках бумаги, соберите стихотворение Чуковского и прочтите его.

6.й конкурс. Инсценирование сказок «Муха-цокотуха» (1-я команда) и «Федорино горе» (2-я команда).

7-й конкурс. Аукцион: назовите как можно больше зверей, птиц и насекомых из произведений Чуковского.

8-й конкурс. Кроссворд. В выделенных клетках по вертикали должна получиться фамилия детского поэта (Чуковский).

 

 

1.ч

а

с

о

к

 

 

2.д

р

у

ж

о

к

 

 

 

3.к

о

м

а

н

д

и

р

 

4.р

о

т

 

 

5.в

о

л

ч

и

ц

а

 

 

6.о

с

а

 

7.б

е

д

н

я

ж

к

а

 

 

8.з

у

б

а

у

с

и

 

 

 

9.а

й

б

о

л

и

т

 

По горизонтали:

1.До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок:
«Хорошо бы у камня прилечь на …!»

2.И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними - пирожок:
«Ну-ка съешь меня, …!»

3. «Я – Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр.
Умывальников Начальник
И мочалок …!»

4.А за ним и бутерброд:
Подбежал и прямо в …!

5.Я к Таврическому саду
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как …

6.Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как …

7.И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она …!»

8.У Котауси злые глазауси
И злые-презлые …!

9.И корь, и дифтерит у них
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.
Они лежат и бредят:
«Ну что же он не едет,
Ну что же он не едет,
Доктор …?»

Подведение итогов. Награждение победителей.

Н. А. Авдошина
Перепечатка из ж. «Начальная школа». – 2003. - № 1. – С.100-101.

Составитель: гл. библиотекарь РОДБ Черняева О. В.




Межбуквенный интервал:СтандартныйСреднийБольшой

Цвета:Черным по беломуБелым по черномуТемно-синим по голубому

Шрифт:Использовать ArialИспользовать TahomaИспользовать Open Sans