344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих
  1. Новости
  2. Новый выпуск журнала «Мир Шолохова»! Что интересного внутри?

Новый выпуск журнала «Мир Шолохова»! Что интересного внутри?

https://www.high-endrolex.com/26
мир шолохова.png
14.12.2023 15:43:13 Просмотров: 1235

Уважаемые коллеги! Ростовская областная детская библиотека получила очередной номер электронного журнала «Мир Шолохова», который издаётся Государственным музеем-заповедником М. А. Шолохова.

Журналу в 2023 году исполнилось 10 лет.  Мы изучили содержание юбилейного 20-го номера и хотим поделиться своими впечатлениями о его материалах.

В разделе «Литературоведение» размещена статья кандидата филологических наук, доцента кафедры отечественной и зарубежной литературы Южного федерального университета (Ростов-на-Дону). О.Р. Миннуллина «Поэтика рассказа М.А. Шолохова «Жеребёнок»: ритуально-мифологический аспект», в которой исследуется мифологический подтекст произведения «Жеребёнок». По мнению автора, ценностно-смысловая оппозиция войны и мира, пронизывающая художественный мир рассказа, категории священно-символической границы, жертвоприношения, фатальной предопределённости, иного мира воплощены в этом рассказе. М.А. Шолохову свойственно бесстрашное «приятие жестокости жизни», не отменяющее, однако её глубинной человечности и «гуманизма непривычного масштаба». О том, выжил ли шолоховский жеребёнок в водовороте, высказывает своё мнение редакция журнала, сравнивая его судьбу с судьбой казачества.

Две публикации журнала посвящены сравнению творческих методов двух великих современников – М. А. Шолохова и В. В. Маяковского: С.А. Васильев (доктор филологических наук, профессор департамента филологии института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета), С.М. Шолохова (литературовед, текстолог, старшая дочь писателя) (: «Папа… к Маяковскому относился как художник-пейзажист относится к плакату» и Е.А. Тюрина «М.А. Шолохов и В.В. Маяковский: творческие задачи и текстология романа «Тихий Дон» и записных книжек поэта»

И если в первой из указанных статей речь идёт о сравнении конкретных произведений (стихотворения Маяковского «Военно-морская любовь» и сцены прогулки по ростовской набережной Анны Погудко и Бунчука из романа «Тихий Дон»), то во втором исследовании приводятся многочисленные примеры кропотливой работы писателей (Шолохова и Маяковского) над текстами своих произведений, вплоть до «шлифовки» отдельных слов. Статья Е.А. Тюриной посвящена сравнению творческих подходов М.А. Шолохова и В.В. Маяковского: какими принципами они пользовались при создании своих произведений, их отношению к «социальному заказу» в литературе, изучению и отбору исторического материала. Анализируется новаторство М.А. Шолохова в прозе и В.В. Маяковского в поэзии, рекламе, «Окнах РОСТа», а также отношение к ним критики при жизни и начиная с конца 1980-х и до наших дней.
Литературоведы-исследователи утверждают, что сравнительно-сопоставительный анализ произведений Шолохова и Маяковского имеет несомненное научное значение: он помогает сделать картину культурной и литературной эпохи более целостной и подробной, даёт новые основания для выявления стилевых особенностей творчества обоих литераторов-современников.

Статья доктора филологических наук, профессора, независимого исследователя и писателя В.С. Воронина, аспиранта кафедры истории русской литературы МГУ им. М.В. Ломоносова Ю.В. Ворониной «Суггестия и контрсуггестия в прозе А.П. Чехова и М.А. Шолохова» посвящена рассмотрению художественного психологизма в творчестве двух великих донских писателей. Сопоставляются механизмы действия суггестии и контрсуггестии как принципов создания характера героя. Несмотря на сложную терминологию, речь в публикации идет о простых, жизненных вещах: о внушении и противостоянии ему (по страницам рассказов Шолохова «Шибалково семя», «Пастух», «Коловерть» и произведений «Поднятая целина» и «Тихий Дон», а также чеховским рассказам «Радость», «Спать хочется» «Сапожник и нечистая сила» и «Грешник из Толедо»), о людях, поддавшихся «тёмному началу» и вышедших к свету. Приводится подробный психологический анализ действий героев.

В разделе «Музееведение» наше внимание привлекла статья старшего научного сотрудника научно-экспозиционного отдела Музея-заповедника М.А. Шолохова И.А. Ковешниковой «Методы и способы построения выставки «И пошёл брат на брата…», в которой обобщён опыт создания экспозиции, посвящённой истории Гражданской войны на Дону, сделан упор на освещение событий Верхне-Донского восстания 1919 года, выделены новаторские подходы в показе музейных коллекций. В статье подробно рассказывается о том, как, перемещаясь по залу от одной витрины к другой, посетители узнают о событиях, предшествующих восстанию, о ходе боевых действий, о силах противоборствующих сторон, о судьбах казаков – участников Гражданской войны. 

В статье старшего научного сотрудника Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова В.Г. Емельянова «Майские лагерные сборы и их роль в военной подготовке донских казаков (на примере Сетраковского казачьего лагеря) рассматриваются лагерные сборы донских казаков в конце XIX – начале XX в. на примере Сетраковского казачьего лагеря Донецкого округа, где проходили сборы казаков четырёх станиц (Вёшенской, Еланской, Казанской и Мигулинской). Лагерные сборы казаков в х. Сетракове подробно описаны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», что существенно поясняет и дополняет историческое описание казачьего воинского лагеря. Автором предпринята попытка исследовать структуру, порядок обустройства, организацию казачьей службы, основы военной подготовки казаков. В исследованиях по истории Донского казачества освещены военная структура и организация донских казачьих частей и их служба. А информация о структуре, порядке обустройства и организации службы в майских лагерных сборах в литературе отсутствует. Закрыть этот пробел можно, изучая «Приказы по Войску Донскому», которые размещены на сайте «Донской электронной библиотеки». В приказах содержится информация о сроках и пунктах проведения учебных сборов, категории казаков и офицеров, вызываемых на сборы, порядке и организации подготовки в них казаков. Материалы статьи дают ясное представление о том, как была выстроена чёткая система воинской подготовки казаков, включавшая организацию майских учебных сборов, где были созданы все условия для воинской подготовки и сохранения традиций и уклада казачьего служивого сословия. 

Авторы статьи «Съёмочные группы в гостях у Михаила Шолохова» заведующий сектором реставрации Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова В.И. Щебуняев и старший научный сотрудник сектора реставрации Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Н.Н. Щебуняева рассказывают о приезде режиссёров С.А. Герасимова и С.Ф. Бондарчука к писателю М.А. Шолохову в Вёшенскую в 1958 году. Для обоих режиссёров мнение писателя по поводу сценариев, места съёмок, подбора артистов было особо значимым. В статье собраны воспоминания участников съёмок, очевидцев съёмочного процесса, что способствует пониманию масштаба проделанной работы и отношения к созданию фильмов «Тихий Дон», «Судьба человека» как создателей кинокартин, так и писателя.

Хотим привести небольшой отрывок из статьи, чтобы привлечь к ней ваше внимание: «Роль Мишатки, сына Григория Мелехова, сыграл мальчишка из Каменска, который в жизни носил похожую фамилию – Мелихов. Вот что рассказал Валерий Мелихов корреспонденту из каменской газеты «ПИК» Лидии Костроминой: «– Как попал на роль? – смеётся. – Помню, как сейчас, хотя прошло почти полвека. Это был 1957 год, конец мая. Я тогда учился в школе № 10 во втором классе. Мы с ребятами как раз вышли в коридор на перемену. Вдруг слышу, какому-то мужчине говорят: “Да вот он, тот самый Валерий Мелихов”. И на меня показывают. Я сразу испугался, не пойму, что за дядька в школу наведался и что ему нужно. Учительница меня за руку – а я в слёзы. Стали успокаивать, что-то про “Тихий Дон” говорят, я ещё громче реветь. Услышал слово “тихий” и представил, что увезут меня от мамки куда-нибудь на Тихий океан. Кое-как объяснили, что это представитель съёмочной группы пришёл пригласить меня на роль Мишатки».

Переходим в раздел «ИЗ ИСТОРИИ ШОЛОХОВЕДЕНИЯ». Статья «Виды метафоризации в «Тихом Доне» и поэтика русского имажинизма» черногорского литературоведа, представителя Белградской школы русистики, профессора Белградского университета Милослава Бабовича показывает связь поэтики «Тихого Дона» с манифестами важнейших литературных течений своего времени, принципы которых он, в силу своего дарования, осваивал в укороченные сроки (речь идёт о кратковременных визитах Шолохова в Москву). По мнению автора публикации, вдумчивое чтение текста первого тома «Тихого Дона» открывает переплетение поэтических норм классического реализма, натурализма, символизма, имажинизма.

В разделе «Педагогическое творчество» опубликован материал «О IX Международном конкурсе школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова». Её автор – заместитель председателя жюри С.А. Васильев рассказал об итогах конкурса, на который было прислано 48 работ из России и Казахстана. По мнению автора, предложенные темы позволили учащимся поразмышлять и об истории страны и её трагических поворотах, Гражданской войне, и о сегодняшнем дне Отечества, в частности, героизме жителей Донбасса и ходе специальной военной операции. Школьники по-новому взглянули на историю своей семьи и её роль в собственной жизни, попытались ответить на ключевые вопросы, определяющие её смысл и содержание. Редакция публикует избранные сочинения школьников из присланных на Международный конкурс.

Следующая публикация – «О VII Международном конкурсе методических работ по произведениям М.А. Шолохова», в которой автор (заместитель председателя жюри С.А. Васильев) анализирует итоги конкурса среди учителей. Исходя из этого анализа, среди полученных материалов есть и привычные формы работы с текстами писателя, и новые, интерактивные, с использованием возможностей интернета. Однако, по мнению жюри, далеко не всем приславшим свои работы на конкурс был ясен высокой уровень требований к его материалам, в результате чего шести педагогам было отказано в выдаче сертификата участника конкурса. Лучшая часть полученных работ будет рассматриваться на предмет публикации в научно-просветительском журнале «Мир Шолохова».

В этом же разделе публикуется сценарий «Литературного вечера «Шолохов – символ дружбы», посвящённого Всемирному дню писателя». Автор – учитель русского языка и литературы Дарьинской средней общеобразовательной школы Бейтерекского района Западно-Казахстанской области Республики Казахстан А.И. Мурзина, раскрывает тему дружбы Михаила Александровича Шолохова с казахстанскими писателями. 

И в завершение нашего анонса – несколько заинтересовавших нас публикаций из раздела «Рецензии. Обзоры».
Первая – статья доктора филологических наук, профессора кафедры русской литературы Института филологии и иностранных языков Московского педагогического государственного университета. И.Г. Минераловой «Захар Прилепин:«Каким нам запомнить его?», посвящена книге «Шолохов. Незаконный», получившей многочисленные восторженные отзывы читателей. Вторая – под названием «О книге Захара Прилепина «Шолохов. Незаконный», в которой автор – писатель, публицист, сотрудник одной из самых больших по объему газет в США «Горизонт», активный участник современного русского зарубежного литературного процесса П.А. Кожевников, восторгаясь литературоведческим трудом и талантом З. Прилепина, предполагает, что «сними сериал кто-то по этой книге – будет, несомненно, великолепный блокбастер!».

В статье «И Дон разольётся, и сады и расцветут!», авторы – студентка института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета Е.А. Скрыпник и доктор филологических наук, профессор департамента филологии института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета С.А. Васильев делятся впечатлениями о премьере в марте 2023 года музыкальной драмы «Тихий Дон» в театре «Русская песня» Надежды Бабкиной. 

В разделе «Юбилеи. События» статья научного сотрудника, хранителя книжного фонда научно-фондового отдела Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Г.В. Говорухиной и научного сотрудника, хранителя фонда «Вещественные памятники» научно-фондового отдела Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Е.А. Клейменовой «Я счастлив, что он [Шолохов] дарил мне своё внимание и свою дружбу» (По материалам архивных фондов Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова). Рассматривается роль личности и творчества великого русского писателя М.А. Шолохова в становлении Р.Г. Гамзатова. Писатели были хорошо знакомы. Их встречи и беседы проходили обычно в Москве, на писательских съездах. В своей статье «Берегите друзей» Гамзатов писал: «Мне дороги беседы и советы Шолохова…». Между Шолоховым и Гамзатовым велась переписка, часть из которой хранится в фондах Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова.

В разделе «ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА» опубликована статья о гуманитарной помощи Донбассу под названием «Волонтёрское движение на родине Шолохова», автор – участник группы поддержки – Григорий Рычнев. Предлагаем вам ознакомиться с опытом волонтёрской работы, описанной участником событий.

На последних страницах издания, в разделе «Хроника» – поздравления с десятилетним юбилеем журнала «Мир Шолохова». 8 сентября 2023 года во время проведения в Вёшенской очередной научной конференции «Шолоховские чтения» состоялось заседание Редакционного совета и Редакционной коллегии журнала «Мир Шолохова», посвящённое 10-летнему юбилею журнала. В статье краткое изложение содержания прозвучавших на заседании выступлений. Текст составлен на основе стенограммы заседания, которую подготовила Афанасьева Е.П., научный сотрудник отдела комплектования фондов.

Цветная вклейка в журнале называется «Шолоховские чтения: история в фотографиях».

Статьи, представленные в этом обзоре, и другие публикации вы сможете прочитать, ознакомившись с номером журнала «Мир Шолохова» на сайте Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова.

Автор текста: Пугачева Т. Л.

содержание.png

Открыть Скачать (Размер 60 Kb) Тип файла: png
https://www.high-endrolex.com/26