344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Проект «Библиоразведка Ласточка-звездочка, литературное ориентирование по повести В. Сёмина»

https://www.high-endrolex.com/26

Литературно-просветительский проект к 70-летию победы в Великой Отечественной войне, к 50 -летию выхода книги ростовского писателя Виталия Сёмина «Ласточка-звездочка»

Авторы:
Пхида Александр Семёнович
библиотекарь 1-й категории
Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной

Зверева Галина Васильевна,
главный библиограф
Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной

Гаврилова Марина Юрьевнам
Ведущий библиотекарь
Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель.

Активизация читательского интереса у детей и подростков к книгам о Великой Отечественной войне, к событиям и судьбам их сверстников, переживших трагедию народа.

Задача проекта.

Добиться у его участников, учащихся ростовских школ, эмоционального переживания событий книги Семина как фактов личной биографии и истории, помочь им с помощью реалий и проблем, описанных в повести определить нравственные ориентиры (патриотизм, историческая память, преемственность поколений, любовь к малой родине) в собственной жизни.

Идеология проекта.

Литературная конфирмация – художественный обряд приобщения к базовым ценностям современной культуры с помощью активных творческих действий с литературным произведением.

Сам по себе необычайно интересен сегодня вопрос «нужной книги» для подростка. В чём эта нужность должна проявляться, чем обуславливаться? Кто эти критерии «нужности» в конечном итоге должен определять? Сам подросток или «знающий больше него, что ему на самом деле нужно» учитель и педагог?

«Нужной» же книгой для нашего проекта мы посчитали «Ласточку- звёздочку» Виталия Сёмина. Книга была написана в 1963 году, впервые вышла отдельным изданием в 1965. В ней представлена история жизни ростовских подростков перед Великой Отечественной войной и во время войны в оккупированном фашистами городе. Но вопросы и проблемы, встающие перед героями повести, как нам представляется, актуальны во все времена. Поэтому мы решили обратиться к ним с современными подростками.

Виталий Николаевич Семин (1927-1978) известен в России и за ее пределами, прежде всего как автор романа «Нагрудный знак OST» - об угнанных в фашистскую неволю российских детях-остарбайтерах. Своеобразной первой частью к этой книге можно назвать написанную в 1963 и, вышедшую отдельным изданием в 1965 году, повесть «Ласточка-звездочка» - о ростовских подростках во время немецкой оккупации Ростова-на-Дону в 1941-1942 гг.

В 2014 году эта книга переиздана московским издательством «Самокат» в серии «Как это было». Её главный замысел – «рассказать о Великой Отечественной войне честно и объективно – насколько это возможно. Честность гарантируется именами авторов: это русские писатели с безупречной личной и творческой репутацией». Вместе с книгой В. Семина в этой серии уже вышли повесть В. Драгунского «Он упал на траву» (о судьбах московских ополченцев) и книга В. Шефнера «Сестра печали» (о студентах, на чью долю выпали бомбежки, голод и холод блокады Ленинграда).

Высокие художественные достоинства и важные актуальные содержательные смыслы повести «Ласточка-звездочка» определили выбор этой книги для работы в нашем литературно-просветительском проекте. Его мы рассматриваем как определённого рода художественно педагогическое исследование. Это понятие необычайно важно для творческой позиции писателя В. Семина. К нему он неоднократно прибегал в своих размышлениях. «Если литература не исследование, то ею и заниматься просто не стоит», – считал он. Практическим основанием в работе это утверждение послужило и нам.

Важным для нас представляется и определение содержания проекта, как литературное ориентирование. В этом нам видится особый смысл. С одной стороны, это ориентирование в системе образов книги и практической географии, описанных в ней реалий военного Ростова. С другой – это попытка осмысления на материале книги основных ценностей и нравственных категорий, должных стать опорой в выстраивании траектории жизни современных подростков.

Основными участниками проекта стали сверстники героев повести, учащиеся восьмых классов ростовских школ №33; 45; 75; 77.

Кроме них к работе были привлечены студенты ростовского художественного техникума имени Б. Грекова, студенты Ростовского колледжа культуры, а так же молодежь других учебных заведений и творческих объединений, пожелавшая принять участие в реализации проекта.

Проект состоял из следующих основных этапов.

Первый этап: организационно-методологический.
Сроки проведения: июль-октябрь 2014 года

1. Формирование рабочей группы проекта, определение школ участников и руководителей проекта в каждой школе.

2. Записи интервью с вдовой писателя В. Семиной-Кононыхиной и прототипами героев повести М.М. Почекайловым и другими.

3. Разработка методологических приемов и практических заданий в работе со школьниками, участниками проекта.

4. Установление контактов и рабочих взаимоотношений с организациями и службами, заинтересованными в поддержке проекта.

5. Поиск источников финансирования проекта.

Этап второй: творческо-практический.
Сроки проведения: ноябрь 2014 года - май 2015 года.

Формы и методы работы мы разделили на две содержательные части. Воспользовавшись терминологией К.С. Станиславского, мы их назвали «Разведка умом» и «Разведка действием».

В первую часть нашего проекта «разведки умом» мы включили чтение и дискуссионное обсуждение повести Сёмина, выявление её наиболее актуальных для современных подростков смыслов и тем, знакомство с биографией писателя, изучение дополнительных источников о событиях, описанных в книге и другие достаточно привычные формы, накопленные в школьной педагогике. «Разведка умом» предусматривала различные интеллектуальные формы работы: чтение повести школьниками; проведение обсуждений, дискуссий и бесед по прочитанным главам и эпизодам повести; работу учащихся над составлением карты военного Ростова с нанесением на нее мест, связанных с событиями повести; написание школьниками от первого лица биографий героев повести; описание конфликтных событий повести с точки зрения их различных участников и т.д.

Вторая часть нашей деятельности «разведка действием» состояла из разнообразных приёмов, целью которых было вывести наших подопечных из отстранённо-пассивного восприятия содержания книги и привести их к его максимальному «присвоению» и проживанию. В этом разделе нашей работы «библиоразведчики»:

– создавали фото и художественные иллюстрации к повести;

– наносили на карту Ростова места её основных событий;

– участвовали в тематическом квесте на материале книги: сценарий квеста включал в себя семь испытаний на семи контрольных «станциях»: «Самолет», «Мишень», «Газета», «Перевязка», «Дом Камерштейна», «Двор Мекса», «Штаб ополчения». Все испытания связаны с сюжетом повести Виталия Сёмина. Контрольное время прохождения всего маршрута 90 минут. Победитель определялся по очкам, набранным на каждом контрольном пункте;

– проживали ситуации книги в театральных этюдах к ней;

– работали над изготовлением бук-трейлеров к книге;

– становились её героями в театрализованном представлении «Мы пройдём через это…» по книге В. Сёмина, а также по исследованию ростовского краеведа Владислава Смирнова «Ростов под тенью свастики» о жизни нашего города во время фашистской оккупации. Спектакль прошел 19 мая на сцене Ростовского Дворца творчества детей и молодёжи, а его названием послужила строчка из стихотворения Павла Когана, погибшего во время Великой Отечественной войны.

Всё это разнообразие различных приёмов и форм «библиоразведки» было сконцентрировано вокруг понятия, вошедшего в определение нашего проекта как «литературное ориентирование». И здесь нам было важно не только разобраться в конкретной топографии мест событий повести на территории Ростова или сориентироваться в событиях отечественной истории давнего времени. Главнее было разобраться в тех непростых нравственно-этических проблемах и вопросах, поставленных Сёминым перед своими героями, а через них и перед нами читателями. Понять куда привели те или иные дороги, выбранные сёминскими персонажами, представить по какому пути пошли бы мы, вдруг оказавшись на их месте. Проверить свой выбор не только умом и словом в аналитическом разборе, но и творческим делом в разнообразных практических испытаниях нашего проекта.

Этап третий: финальная, результативная часть проекта.

Практическим результатом проекта стали:

1. Выпуск альбома-буклета «Библиоразведка Ласточка-звёздочка», своеобразного дополнения и комментария к повести Виталия Сёмина, с размещением в нём лучших работ и материалов, подготовленных участниками проекта на разных его этапах, и рассказом о самом проекте и его участниках.

2. Запись всех этапов, форм и приёмов работы в проекте на видео и создание на основе этих материалов фильма.

3. Подготовка материалов и сообщений для информации в СМИ о развёртывании и ходе проекта.

4. Запись аудиоверсии книги В. Сёмина «Ласточка звездочка» ребятами-участниками проекта для слабовидящих пользователей библиотек в сотрудничестве со специалистами Ростовской областной библиотеки для слепых.

Заключительное мероприятие проекта пройдёт 6 октября 2015 года в помещении кинозала Донской государственной публичной библиотеки в форме турнира «библиоразведчиков». В нём его участникам будет предложено пройти испытание в конкурсе «Книгографика», представив командой каждой из школ застывшую мизансцену одного из эпизодов повести Сёмина. Команды-соперницы должны будут распознать, какой именно эпизод представлен. В конкурсе «Литературное ориентирование» участники на двух представленных студентами Художественного техникума картах Ростова с отмеченными событиями повести «Ласточка-звёздочка» должны будут определить, которая из авторов этих карт точнее определила место одного из событий повести. В третьем испытании под названием «Поэтический конструктор» участникам предстоит из разрозненных строчек составить куплеты песни «библиоразведчиков», своеобразного «гимна» нашего проекта. По результатам турнира команды получат, соответствующие занятому месту кубки, а все участники на память альбомы с описанием этого проекта.



https://www.high-endrolex.com/26