Михалков Сергей Владимирович
Родился 13 марта 1913 г. в Москве, в семье ученого, одного из создателей отечественного промышленного птицеводства. Древний русский род Михалковых оставил заметный след в истории и культуре России. Мать, Ольга Михайловна, происходила из рода Глебовых, служивших по военной и государственной части. Детство Михалкова проходило в Москве и подмосковных Жаворонках, в донском имении Ольгино. Сочинять стихи стал рано, ребенком написал и свою первую басню. Первоначальное образование получил в семье, немка-воспитательница и сельский священник были его первыми наставниками. После переезда семьи в Москву Михалков пошел в четвертый класс школы. Любовь к сказкам Пушкина, басням Крылова, стихам Лермонтова и Некрасова сочеталась с увлечением стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного. Свои стихотворные опусы мальчик помещал в домашнем рукописном журнале. Первые попытки найти признание вне домашнего круга кончались отказами, пока в июльском номере ж. «На подъем» за 1928 г. (г. Ростов-на-Дону) не появилось стихотворение «Дорога». Семья к тому времени переехала в Пятигорск. Там Михалков стал автором краевой газеты «Терек».
В семнадцать лет началась самостоятельная жизнь. Михалков уехал в Москву, чтобы стать профессиональным писателем. Работал разнорабочим, помощником топографа в геологоразведочных экспедициях. С 1933 г. начал печататься в столичной периодике, его «Марш эскадрилий» был из «Огонька» перепечатан «Правдой». От довольно посредственных «взрослых» стихов Михалков постепенно перешел к стихам для детей. Поддержал его в этом направлении А. А. Фадеев, сыгравший значительную роль в его личном и творческом становлении. В 1936 г. вышло первое издание «Дяди Степы» с иллюстрациями А. Каневского. В том же году Михалков женился на Н.П. Кончаловской. В 1937 г. родился сын Андрон, а в 1945 г. – сын Никита (ныне оба – известные кинорежиссеры). Семья жила в доме Кончаловских, в котором царила атмосфера творчества и труда, где бывали многие талантливые и интересные люди.
Михалков, как и другие советские поэты, живо откликался на события времени, писал стихи о челюскинцах и папанинцах, о перелете Чкалова, о пограничниках, о событиях в Испании и Абиссинии, о зарубежных пионерах. В 1936 г. в библиотечке «Огонька» вышла первая книжка стихов Михалкова, вслед за нею пошли другие, в которых все больше было стихов для детей. В 1937 г. Михалков был принят в Союз писателей СССР. К тому времени он уже был автором произведений, ставшими хрестоматийными: «А что у вас?», «Мы с приятелем», «Дядя Степа», «Песенка друзей», «Рисунок», «Фома» и др. Лирика, юмор и сатира, смешавшись, дали почти все основные оттенки «михалковской» интонации.
Профессиональное признание Михалкова началось с «Дяди Степы». Уже в иные времена Михалков вернется к своему герою в частях-продолжениях «Дядя Степа – милиционер» (1954), «Дядя Степа и Егор» (1968), «Дядя Степа – ветеран» (1981).
Неожиданный взлет в судьбе Михалкова произошел случайно. Сталин прочел в «Известиях» колыбельную «Светлана», посвященную автором понравившейся ему девушке, и по-своему принял участие в судьбе молодого поэта: вписал его имя в список писателей, представленных к награждению орденом Ленина. Так в 1939 г. Михалков получил свою первую награду, послужившую ему и охранной грамотой в пору репрессий.
В 1939 г. Михалков был призван в армию и участвовал в событиях на Западной Украине, в финской войне в качестве военного корреспондента. Почти всю Великую Отечественную войну он служил журналистом газеты «Сталинский сокол», побывал почти на всех фронтах, писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам, листовки и прокламации. К детям были обращены стихи «Братья», «Данила Кузьмич», «Быль для детей» и др. Творческое наследие военных лет вошло в сборники «Служу Советскому Союзу» (1947) и «Фронтовая муза» (1976).
Военная судьба свела Михалкова и Габриэля Аркадьевича Урекляна, выступавшего в печати под псевдонимом Г. Эль-Регистан. Когда летом 1943 г. правительством было принято решение о создании нового Государственного гимна СССР взамен «Интернационала», друзья решили принять участие в конкурсе. Среди десятков вариантов сочиненный ими текст был принят комиссией за основу. Впервые по Всесоюзному радио Гимн прозвучал в ночь на Новый 1944 г. В 1977 г. был принят новый вариант Гимна, в который Михалков внес коррективы.
По совету А.Н. Толстого, будучи уже известным детским поэтом, Михалков начал осваивать жанр басни. Было это в 1944 г., когда широко отмечался юбилей И.А.Крылова. В 80-х годах поэт вернулся к басне, во взрослой периодике были опубликованы «Лекарь поневоле», «Пес, конь и заяц», «Кроты и люди», «Орел и курица», «Корни», «Дуб и шелкопряд», «Лев на таможне» и др.
Как драматург Михалков сложился в 30-40-х годах. Первая его пьеса «Том Кенти» (1038) была вольной инсценировкой «Принца и нищего» М.Твена. Эта и последовавшие за ней пьесы создали фундамент театрального репертуара, посвященного пионерии («Коньки,1938; «Особое задание», 1945; «Красный галстук», 1946). Пьесы-сказки «Веселое сновидение» («Смех и слезы», 1946), «Зайка-Зазнайка» (1951), прозаическая сказка «Праздник Непослушания» (1972),водевиль «Сомбреро» (1957), целый ряд публицистических пьес были очень популярны среди юных зрителей.
Михалков известен и как переводчик стихов классиков детской литературы – А. Босева, Л. Квитко, Ю. Тувима, кроме того, он переводил с украинского, французского, чешского.
Михалков тесно связан с отечественным кинематографом и телевидением. Начиная с 1938 г., когда был написан текст к мультфильму «В Африке жарко», по сценариям Михалкова было поставлено более 30 мультфильмов, художественных и телевизионных фильмов. Он стал автором идеи и главным редактором всесоюзного сатирического киножурнала «Фитиль» (1962).
Сергей Владимирович Михалков в течении 20 лет был во главе секретариата Правления Союза писателей России. В 2000 г. был проведен конкурс на новый текст Гимна России. Победил в конкурсе Сергей Владимирович Михалков.
«Трудно представить, какое огромное количество мальчишек и девчонок выросло, повзрослело, стало папами и мамами (даже бабушками и дедушками!), неся в своей душе удивительно добрые, мудрые, гражданственные, воистину народные стихи Сергея Михалкова.».(Р. Рождественский).
Литература о творчестве Сергея Владимировича Михалкова.
1. Арзамасцева И. Н. Михалков Сергей Владимирович / И. Н. Арзамасцева // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта; Наука, 1997. – С. 280-285.
2. Михалков С.В.: [Автобиография] / С.В.Михалков // Писатели России: Автобиографии современников. – М., 1998.
3. Михалков Сергей Владимирович: [Портрет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2000. – № 2.
4. Михалков Сергей Владимирович: [Материалы о тв-ве] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2001. – № 5. – С. 78.
5. Михалков Сергей Владимирович // Писатели нашего детства: 100 имен: Биографический словарь в 3-х частях. Ч.3. –М.: Либерея, 2000. – С. 282-291.
6. Михалков Сергей Владимирович // Сто великих имен в литературе. – М.: Слово, 1998. – С. 302-306.
7. Михалков С. “Я прожил счастливую жизнь” / С. В. Михалков // Детская литература. – 1998. �– № 1. – С. 4-15.
8. Нагаев И. Дядя Степа – кто таков? Да, Сережа Ми-хал-ков! / И.Нагаев// Детская литература. – 1997. - № 3. – С. 4-5.
9. О творчестве С. В. Михалкова: [Высказывания писателей] // Начальная школа. – 2003. – № 3. – С.15-16.
10. Полозова Т. Д. Секрет всенародной любви: (О творчестве С.В. Михалкова) / Т. Д. Полозова// Начальная школа. – 2003. – № 3. – С. 6-15.
11. Рассадин С. Должность – советский писатель / С. Рассадин // Литература (Прилож. к газ. «Пер.сент.»). – 1999. – № 13. – С. 5-12.
12. С.В. Михалков: Летопись жизни и творчества // Начальная школа. – 2003. – № 3. – С. 71-79.
13. Сергей Владимирович Михалков // Русская литература для детей: Учеб. пособие / Под ред. Т. Д. Полозовой. – М., 2000. – С. 380-393.
14. Сергей Владимирович Михалков // Я познаю мир: Детская энциклопедия: Литература. – М.: АСТ, 1997. – С. 271-275.
15. Сивоконь С. Смех выводит в люди: Сатира и юмор в детских стихах С.В.Михалкова / С.Сивоконь // Детская литература. – 1998. – № 5-6. – С. 21-27.
16. Трофимов А. Патриарх русской литературы / А.Трофимов // Слово. – 1996. – № 7-8. – С. 73-74.
«Праздник непослушания»
Урок внеклассного чтения в IV классе
В начале урок учитель кратко рассказывает о творчестве С.В. Михалкова, ученики (или один ученик) – о детстве писателя. Затем анализируется повесть-сказка «Праздник непослушания».
– К сегодняшнему уроку мы все прочитали повесть-сказку «Праздник непослушания». Почему это произведение является повестью-сказкой? (Потому что в нем есть сказочный герой, например, Бумажный Змей. Но события происходят с обычными детьми, как в жизни).
– Понравилось ли вам это произведение? (Ответы детей). Давайте поразмышляем о характерах и поступках персонажей повести-сказки. Я бы разделила всех героев этой сказки на две группы: родителей и детей. Пока вы все дети, но когда подрастете, будете взрослыми. А некоторые из вас уже сегодня как бы примеряют на себя роль родителей: помогают воспитывать младших братьев и сестер. Давайте разделимся на две команды: команда детей и команда родителей.
– Вспомните зачин сказки. Прочитаем его еще раз. Теперь зададим вопрос родителям: почему мама наказала Малыша? (За правильный ответ – жетон с изображением стаканчика с мороженым). Вопрос детям: кем лучше быть – большим или маленьким? Почему?
– Еще вопрос родителям: кому помог Малыш, будучи наказанным? И вопрос детям: как вы оцениваете действия Малыша?
Детям предлагаются заранее подготовленные плакаты с изображением Бумажного Змея.
– Вам нужно вспомнить, каким увидел Бумажного Змея Малыш. Приклейте ему глаза, нос и рот нужного цвета.
Далее ребята дружно включаются в живую творческую работу. Одни подбирают сюжет для действий Бумажного Змея; другие ищут в тексте слова о переживаниях родителей; третьи – делают выписки о том, как плохо стало детям без родителей. А кто-то рисует самые понравившиеся эпизоды: кто красками, кто карандашами.
Главное – вызвать интерес у ребят к сказке и побудить их к размышлению о том, почему родителям плохо без детей, а детям нельзя без родителей.
–Каждый из героев этой сказочной повести интересен по-своему. И я думаю, что вы легко их узнаете по описаниям, которые мы приготовили.
1. Он был художником и очень не любил, когда дети трогали его краски. (Дедушка).
2. Спал он на детской кроватке и одевался в магазине «Детский мир». (Лилипут Фантик).
3. Когда-то он смастерил себе самодельный пистолет, зарядил его настоящим порохом, прищурился, прицелился, выстрелил и чуть-чуть не остался без правого глаза. (Пистолетик).
Можно предложить обеим группам составить словесный портрет-загадку соперникам. Раздать книги с текстом повести-сказки.
– Готовясь к уроку, вы нарисовали иллюстрации к сказочной повести. Сейчас вы возьмете эти рисунки, внимательно рассмотрите и найдете в тексте сказки отрывки, подходящие иллюстрациям.
– Давайте еще раз посмотрим на название. Почему Михалков так озаглавил свое произведение? (Детям было весело, свободно…). Удался ли праздник? Почему? Предлагаю обсудить в группах. (Да, наелись мороженого… Нет, заболели…). Было ли вам при чтении страшно? Когда?
Кульминация – самый острый момент сюжета. Найдите и прочитайте тот отрывок, который является кульминацией этой истории. Что может случиться, если родители и дети не понимают друг друга? Хорошо, если все умеют прощать, мириться. В жизни дети не могут обходиться без родителей, а родителям очень плохо без детей.
– У вас на партах карточки со словами. Как вы думаете, что нужно с ними сделать? (Составить предложения.) Пожалуйста, постарайтесь составлять предложения, которые вам нравятся. Например: Вся семья вместе, так и душа на месте; Не нужен и клад, если в семье – лад. Вы составили пословицы. Объясните смысл этих пословиц, опираясь на содержание повести-сказки «Праздник непослушания».
– А теперь прочитаем по ролям отрывки из сказки (по выбору детей).
– Сейчас вас ждет интересная творческая работа. Вы, дети, будете составлять просьбы к родителям, а родители – к детям. Что должна делать (или наоборот, не делать) противная сторона, чтобы жить в мире и согласии? Подумайте хорошо. Прочитаем то, сто написали.
–Главное – любите и уважайте друг друга!
Итог урока. Победители определяются по количеству заработанных жетонов.
Если команды набрали равное количество жетонов, то предлагается дополнительное задание: соединить приведенные ниже слова так, чтобы получились фразеологические обороты, которые встретились в произведении (рыдал, вопил, перехватило, катится, потерять, сон, волей, всякая, дыхание, кубарем, неволей, всячина, младенца, не своим голосом, в три ручья, терпение).
Автор: Овсянникова И.Н.
Перепечатка из ж. «Начальная школа». – 2003. – № 3. – С.50-51.
Кроссворд «Котята».
|
1.ё |
л |
к |
а |
|
|||||
|
2.к |
о |
р |
а |
б |
л |
и |
к |
и |
|
3.т |
а |
к |
|
|
||||||
|
4.д |
я |
т |
л |
ы |
|
||||
5.п |
о |
с |
т |
и |
р |
у |
ш |
к |
а |
|
6.б |
а |
р |
а |
н |
а |
|
- Из какого стихотворения взяты слова «Я принес из леса…»?
- Ходят по морю…
- Мы поиграем…
- Кто «так устал, что нету слов»?
- Все на речку загорать, а она туда – стирать.
- В этой речке утром рано утонули два…
При правильном решении в выделенном столбике по вертикали должно получиться название считалочки.
Родченко Н, III класс (учитель В.Н.Глушкова).
Перепечатка из ж. «Начальная школа». – 2003. – № 3. – С. 49-50.
Составитель: гл. библиотекарь РОДБ Черняева О.В.