Версия для слабовидящих

Григорий Бенционович Остер

(род. 27.11.1947, Одесса)

Григорий Бенционович Остер родился в Одессе, в семье моряка. Вскоре Остеры переехали из Одессы в Ялту.

В шестнадцать лет Григорий начал сочинять стихи для взрослых. Первая книга стихов вышла в Мурманске в 1974 г. «Но ее так сокращали, что этот 1974 год мне помнится страшным годом… но я не особенно горевал. Я служил тогда матросом», - вспоминает Г. Остер.

Высшее образование Остер решил получить в Литературном институте. Преподаватели не смогли решить, поэт он или не поэт, поэтому ему пришлось заниматься драматургией. В Литературном институте Остер проучился 12 лет. Учился заочно, работая в Ялте ночным сторожем на Поляне сказок.

За это время Остер понял, что для взрослых писать ему не интересно и начал сочинять детские пьесы, сценарии к мультфильмам и стихи. Первая книга для детей «Как хорошо дарить подарки» (1975) принесла автору известность. Четверка ее героев – мартышка, попугай, слоненок и удав позднее стали персонажами мультфильмов. «Зарядка для хвоста» (1993) - наиболее полное собрание их историй. Все истории построены на диалогах героев, которые решают непростые для них вопросы: куда девался привет, как измерить удава, как научить попугая летать.

Одна из ранних книг Остера – «Легенды и мифы Лаврового переулка» написана с хитринкой, фантазией, виртуозной игрой слов. В основном книга написана прозой, но ее героиня овчарка Лада рассказывает своим щенкам всяческие истории исключительно стихами. В книге много необычайных происшествий, смешных перевертышей, и герои ее – с богатым воображением. Писатель шутливо объясняет, что это значит: «Это не значит, что он был воображала, это значит, что он мог придумать и представить себе такое, что другим и не снилось».

Не менее интересна книга Г. Остера «Сказка с подробностями». В ней масса словесных находок, путаницы, игры слов, перевертышей. Кроме того, что для читателей это повод научиться сочинять, фантазировать, это еще и отличное пособие для развития речи.

Будучи уже известным автором мультсериала про мартышку, слоненка, удава и попугая Г. Остер написал свою самую знаменитую книгу «Вредные советы». Во внешне шутливом, а на самом деле очень важном предисловии к книге автор утверждает, что на свете бывают такие непослушные дети, которые все любят делать наоборот. Им дают полезный совет: умывайтесь по утрам, а они берут и не умываются. Писатель ссылается на ученых, которые якобы придумали давать таким детям не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится правильно.

Г. Остер создал целую библиотеку «учебников» («Задачник», «Физика»). Это, по выражению автора, «ненаглядные пособия». И любая задача развивает не столько знания по математике или физике, сколько чувство юмора. Эти задачи втягивают детей в веселую игру, пробуждают интерес к предмету, но больше всего вызывают интерес к нормам поведения. В задачах есть и реальные герои, и вымышленные, всякие мряки, бряки, клюши и плюши учат детей словотворчеству, заставляют ощутить тонкости русского языка.

Г. Б. Остером придуманы новые науки, например «Ничеговедение», «Конфетоедение», «Вритература», «Квартироведение» и другие. Учебники по этим полезным предметам уже изданы.

Недавно Г. Остер стал разработчиком сайта президента России для детей.

При всех своих выдумках писатель говорит с читателем о самых серьезных вещах: об отношениях между людьми, о том, что их окружает в школе и дома, на улице и на экране телевизора. Он мастерски пародирует детское поведение, точно воспроизводит школьную атмосферу.

Литература о творчестве Г. Б. Остера.

1. Григорий Бенционович Остер (р. 1947) // Я познаю мир: Дет. энциклопедия: Литература. – М.: АСТ, 1997. – С.298-301.

2. Елин Г. Григорий Остер: «Откуда берется любовь» / Г. Елин // Московские новости. – 1994. - № 65. – С.5.

3. Качук Г. Папа мягкий. Он простит… / Г. Качук // Работница. – 1995. - № 10. – С.10-12.

4. Корф О. «Ненаглядное пособие» по математике, или «Могут я и дети полюбить манную кашу» / О. Корф // Начальная школа. – 1995. - № 3. – С. 92-93.

5. Мишукова А. А. Остер Григорий Бенционович / А. А. Мишукова // Очерки о детских писателях: Справочник для учителей начальной школы. – М.: Баласс, 1999. – С. 151-153.

6. Остер Г. Изучайте «кошачью» азбуку – шмяур… / Г. Остер // Новое книжное обозрение. – 1995. - № 3. – С. 5, 7-8.

7. Остер Г. Не дергайте Снегурочку за косичку… / Г. Остер // Книжное обозрение. – 2000. – № 52 (25 дек.). – С. 17.

8. Остер Г. Новые дети / Г. Остер; Беседовал В. Губарев // Если. – 1995. - № 9. – С. 37-38.

9. Порядина М. Бесполезные советы / М. Порядина // Детская литература. – 2000. - № 2-3. – С. 26-29.

10. Усачева Е. Веселые уроки Григория Остера: [Интервью] // Пионерская правда. – 1999. – 11 июня. – С. 4.

11. Харламова Р. Благослови детей и зверей: О творчестве Г. Остера / Р. Харламова // Детская литература. – 1993. - № 4. – С.18-20.

12. Хозиева С. И. Г. Б. Остер / С. И. Хозиева // Русские писатели и поэты: Краткий биографический словарь. – М., 2002.

Урок непослушания.

Участники: дети, учитель музыки, библиотекарь.

Оформление: плакат с названием ме-роприятия, плакат с портретом Г. Остера и титрами, плакат с обложками разных книг автора, рисунки детей по произведениям Остера.

Оборудование: колокольчик, лестница-стремянка, утюг, две крышки от кастрюль, бутерброд, тарелка каши и ложка, книги Г. Остера, призы.

Ведущий. Урок проводит заслуженная учительница Вреднюлькина Непослушана Забияковна.

Вреднюлькина.

Озорники и забияки!
Кто дня не может жить без драки,
Кто непослушным быть привык,
Тот для меня отличный ученик!
Примерных тоже приглашаю,
Всему учить их обещаю.
Непослушания урок
Запомнит каждый назубок.
А для начала скажем мы:
Ура! Каникулы пришли!

Дети повторяют хором «Ура! Каникулы пришли!» и поют «Песенку о лете».

Вреднюлькина. 

Какие детки, просто «класс»!
Уже я полюбила вас!
Читали «Вредные советы»?
(Показывает книгу Г. Остера)
Я книгу обожаю эту!
Она для вас, для детворы,
В ней все отыщешь для игры.
Все готовы поиграть?
Я вас считаю: раз, два, пять,
Шестнадцать, двадцать,
Сорок восемь…
А кто сосчитан, выйти просим.

Выходят шесть человек. Первому Вреднюлькина дает две крышки от кастрюль, он ударяет в них и читает стихи Остера:

Когда родители вбегут
И спрашивать начнут,
О чем же думал ты, когда
Плевался из окна,
Кормил салатом пылесос,
Газеты поджигал
И спихивал с балкона вниз
Фарфоровый сервиз,
Спроси родителей своих:
А сами-то они
На что надеялись, когда
Себе однажды вдруг
Решили мальчика родить
И завели тебя?

Вреднюлькина. Как тебя зовут, мальчик? (тот отвечает). Хлопни еще раз в свои «тарелки». А теперь хлопай так по разу после того, как другие дети назовут свое имя. Договорились? (Выходит девочка). А тебя как зовут, девочка? (Девочка отвечает, а мальчик хлопает крышками, сидя на стремянке.)

Девочка читает стихи Остера:
Приближаясь к незнакомым мальчи-кам,
Девочка должна уже заранее
Им навстречу корчить рожи
злобные, камни, палки, кулаки показывать.
Пусть издалека еще почувствуют,
Что не даст себя в обиду девочка.

Вреднюлькина. А теперь покажи, ка-кие у тебя кулаки! Грозно покажи свои кулаки мальчику, который все время хлопает крышками. Делай так всегда, когда он будет хлопать, ладно? (Обращается к следующему ребенку) А как тебя зовут, дружок? (Тот отвечает, мальчик хлопает, девочка грозит ему кулаком). Для тебя игра будет самая чудесная. Возьми этот бутерброд с колбасой, и после того, как хлопнут, пригрозят, ты будешь кусать и жевать. Держи.

Ребенок читает стихи Остера:
С набитым ртом не начинай
Серьезный разговор.
Всегда клади в карман еду,
Носи ее с собой.
И если спросят, почему
Ты двоек нахватал,
Скорее что-нибудь кусай
И жуй, и жуй, и жуй.

Вреднюлькина. Приготовься и открой для этого рот пошире. Вот так, молодец! (Подходит к следующему). Как тебя зовут, милый ребенок? (Тот отвечает, дети выполняют свои задания). Ты у нас будешь послушный и тихий. И будешь есть вот эту кашку с закрытыми глазами.

Ребенок берет тарелку с кашей и читает стихи Остера:

Например, тарелку каши
Предлагают вам с утра,
Говорят, что витамины
В ней кишат до дна,
Говорят, что для желудка
Ничего полезней нет,
И за это вы всем сердцем
Полюбить должны ее.
А с утра на кашу эту
Вам не хочется смотреть,
Вам с утра, при встрече с нею,
Хочется закрыть глаза.

Вреднюлькина.
Закрывай глаза и ешь!
Если есть ее не глядя,
То возможно, мимо рта
Много ложек этой каши
Вам удастся пронести.

Ребенок начинает есть кашу.

Вреднюлькина. Вот это да! Хорошо кушаешь, будешь и дальше отправлять в рот по ложке после того, как другие представятся. хорошо? (Обращается к следующему). Как зовут тебя, малышка? (Та отвечает, дети выполняют свои задания после ее ответа).

Девочка (держа в руках утюг и нежно его поглаживая). Некоторым детям родители не разрешают заводит собаку (читает стихи Остера).

Если нет у вас собаки,
За собой на поводке
Поводите по квартире
Электрический утюг.
Чтобы он паркет не портил
И на коврик луж не лил,
Трижды в день его на травку
Выводите погулять.
А чтоб вечером грабитель
Не забрел на огонек,
На дверях пишите мелом:
«Осторожно: злой утюг».

Вреднюлькина.
Ни один нормальный жулик
Даже нос не сунет в дом,
Где его подстерегает
Встреча с крупным утюгом.

Проведи свою «собачку» вокруг ребят. Сделай «почетный круг», когда следующий назовет свое имя. (Подходит к следующему). Вот мы и до тебя добрались. Ты, наверное, здорово соскучился, правда? Как тебя зовут? (Мальчик представляется, дети выполняют свои задания). А что ты будешь делать?

Мальчик. Я буду прыгать на одной ножке. (Читает стихи).

Если в гости к знакомым своим приходя,
Вы доводите их до того, что они
Начинают кричать, чтобы вашей ноги
Никогда больше не было в доме у них,
Обещайте им ногу свою под трамвай
Положить или тиграм на завтрак отдать.
И сегодня же к ним прискакать без ноги,
Раз им так уж не нравится эта нога.

Вреднюлькина. Здорово! А теперь продемонстрируйте свои способности еще раз все вместе. (Обращается к мальчику с крышками). Маэстро! (Дети повторяют каждый свое движение). Эти детки – просто чудо какие проказники! Я за это их награждаю «сладкими отметками». (Звучат туш и аплодисменты). Садитесь, мои отличники, на свои места и послушайте совет Остера:

Ничего прекрасней детства
Человеку не дано.
Свет его сквозь годы мчится
В подрастающей душе.
Знай, что в каждом взрослом сердце
Есть заветный уголок,
Там калачиком свернулся
Папин старенький ремень.

Вреднюлькина грозит пальчиком собрав-шимся.

Вреднюлькина. Намотайте это на ус и сделайте свои выводы, когда будете читать книги Г. Остера «Вредные советы» или «Нарушение правил вежливости, приличия, этикета и другого».

Ведущий. Спасибо за урок!

Библиотекарь проводит обзор книг Г. Б. Остера, беседует с ребятами, знакомит с новыми издани-ями книг.

Т. К. Кирьянова,
сокращ. вариант из ж. «ПедСовет». – 2003. - № 4. – С. 4-7.
Составитель: зав. информационно-библиографическим отделом РОДБ
Черняева О. В.

23 Июля

Юрий Петрович Вронский

23 июля 90 лет со дня рождения русского писателя и переводчика Юрия Петровича Вронского (1927-2008). «Необычайные приключения Кукши из Домовичей», «Рассказы о древнем Новгороде», «Юрьевская прорубь».

Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

контакты

Справочная служба

Задать вопрос библиотекарю

Сайт Занимательная Ростовология

Президент России - гражданам школьного возраста

Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии

Культура.рф. Единый портал популяризации культурного наследия России

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Наши друзья

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых


Наверх