Версия для слабовидящих

Писатели нашего детства

Сергей Владимирович Михалков
(Род. 13 марта (28 февраля по ст.ст.) 1913 г.).

Родился в Москве, в семье ученого, одного из создателей отечественного промышленного птицеводства. Древний русский род Михалковых оставил заметный след в истории и культуре России. Мать, Ольга Михайловна, происходила из рода Глебовых, служивших по военной и государственной части. Детство Михалкова проходило в Москве и подмосковных Жаворонках, в донском имении Ольгино. Сочинять стихи стал рано, ребенком написал и свою первую басню. Первоначальное образование получил в семье, немка-воспитательница и сельский священник были его первыми наставниками. После переезда семьи в Москву Михалков пошел в четвертый класс школы. Любовь к сказкам Пушкина, басням Крылова, стихам Лермонтова и Некрасова сочеталась с увлечением стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного. Свои стихотворные опусы мальчик помещал в домашнем рукописном журнале. Первые попытки найти признание вне домашнего круга кончались отказами, пока в июльском номере ж. «На подъем» за 1928 г. (г. Ростов-на-Дону) не появилось стихотворение «Дорога». Семья к тому времени переехала в Пятигорск. Там Михалков стал автором краевой газеты «Терек».

В семнадцать лет началась самостоятельная жизнь. Михалков уехал в Москву, чтобы стать профессиональным писателем. Работал разнорабочим, помощником топографа в геологоразведочных экспедициях. С 1933 г. начал печататься в столичной периодике, его «Марш эскадрилий» был из «Огонька» перепечатан «Правдой». От довольно посредственных «взрослых» стихов Михалков постепенно перешел к стихам для детей. Поддержал его в этом направлении А. А. Фадеев, сыгравший значительную роль в его личном и творческом становлении. В 1936 г. вышло первое издание «Дяди Степы» с иллюстрациями А.Каневского. В том же году Михалков женился на Н.П.Кончаловской. В 1937 г. родился сын Андрон, а в 1945 г. – сын Никита (ныне оба – известные кинорежиссеры). Семья жила в доме Кончаловских, в котором царила атмосфера творчества и труда, где бывали многие талантливые и интересные люди.

Михалков, как и другие советские поэты, живо откликался на события времени, писал стихи о челюскинцах и папанинцах, о перелете Чкалова, о пограничниках, о событиях в Испании и Абиссинии, о зарубежных пионерах. В 1936 г. в библиотечке «Огонька» вышла первая книжка стихов Михалкова, вслед за нею пошли другие, в которых все больше было стихов для детей. В 1937 г. Михалков был принят в Союз писателей СССР. К тому времени он уже был автором произведений, ставшими хрестоматийными: «А что у вас?», «Мы с приятелем», «Дядя Степа», «Песенка друзей», «Рисунок», «Фома» и др. Лирика, юмор и сатира, смешавшись, дали почти все основные оттенки «михалковской» интонации.

Профессиональное признание Михалкова началось с «Дяди Степы». Уже в иные времена Михалков вернется к своему герою в частях-продолжениях «Дядя Степа – милиционер» (1954), «Дядя Степа и Егор» (1968), «Дядя Степа – ветеран» (1981).

Неожиданный взлет в судьбе Михалкова произошел случайно. Сталин прочел в «Известиях» колыбельную «Светлана», посвященную автором понравившейся ему девушке, и по-своему принял участие в судьбе молодого поэта: вписал его имя в список писателей, представленных к награждению орденом Ленина. Так в 1939 г. Михалков получил свою первую награду, послужившую ему и охранной грамотой в пору репрессий.

В 1939 г. Михалков был призван в армию и участвовал в событиях на Западной Украине, в финской войне в качестве военного корреспондента. Почти всю Великую Отечественную войну он служил журналистом газеты «Сталинский сокол», побывал почти на всех фронтах, писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам, листовки и прокламации. К детям были обращены стихи «Братья», «Данила Кузьмич», «Быль для детей» и др. Творческое наследие военных лет вошло в сборники «Служу Советскому Союзу» (1947) и «Фронтовая муза» (1976).

Военная судьба свела Михалкова и Габриэля Аркадьевича Урекляна, выступавшего в печати под псевдонимом Г. Эль-Регистан. Когда летом 1943 г. правительством было принято решение о создании нового Государственного гимна СССР взамен «Интернационала», друзья решили принять участие в конкурсе. Среди десятков вариантов сочиненный ими текст был принят комиссией за основу. Впервые по Всесоюзному радио Гимн прозвучал в ночь на Новый 1944 г. В 1977 г. был принят новый вариант Гимна, в который Михалков внес коррективы.

По совету А.Н.Толстого, будучи уже известным детским поэтом, Михалков начал осваивать жанр басни. Было это в 1944 г., когда широко отмечался юбилей И.А.Крылова. В 80-х годах поэт вернулся к басне, во взрослой периодике были опубликованы «Лекарь поневоле», «Пес, конь и заяц», «Кроты и люди», «Орел и курица», «Корни», «Дуб и шелкопряд», «Лев на таможне» и др.

Как драматург Михалков сложился в 30-40-х годах. Первая его пьеса «Том Кенти» (1038) была вольной инсценировкой «Принца и нищего» М.Твена. Эта и последовавшие за ней пьесы создали фундамент театрального репертуара, посвященного пионерии («Коньки,1938; «Особое задание», 1945; «Красный галстук», 1946). Пьесы-сказки «Веселое сновидение» («Смех и слезы», 1946), «Зайка-Зазнайка» (1951), прозаическая сказка «Праздник Непослушания» (1972),водевиль «Сомбреро» (1957), целый ряд публицистических пьес были очень популярны среди юных зрителей.

Михалков известен и как переводчик стихов классиков детской литературы – А.Босева, Л.Квитко, Ю.Тувима, кроме того, он переводил с украинского, французского, чешского.

Михалков тесно связан с отечественным кинематографом и телевидением. Начиная с 1938 г., когда был написан текст к мультфильму «В Африке жарко», по сценариям Михалкова было поставлено более 30 мультфильмов, художественных и телевизионных фильмов. Он стал автором идеи и главным редактором всесоюзного сатирического киножурнала «Фитиль» (1962).

C.В.Михалков в течении 20 лет был во главе секретариата Правления Союза писателей России. В 2000 г. был проведен конкурс на новый текст Гимна России. Победил в конкурсе С.В.Михалков.

«Трудно представить, какое огромное количество мальчишек и девчонок выросло, повзрослело, стало папами и мамами (даже бабушками и дедушками!), неся в своей душе удивительно добрые, мудрые, гражданственные, воистину народные стихи Сергея Михалкова.».(Р. Рождественский).


Литература о творчестве С.В. Михалкова.


1.Арзамасцева И.Н. Михалков Сергей Владимирович / И.Н.Арзамасцева // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта; Наука, 1997. – С.280-285.

2.Михалков С.В.: [Автобиография] / С.В.Михалков // Писатели России: Автобиографии современников. – М.,1998.

3.Михалков Сергей Владимирович: [Портрет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2000. - № 2.

4.Михалков Сергей Владимирович: [Материалы о тв-ве] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2001. - № 5. – С.78.

5.Михалков Сергей Владимирович // Писатели нашего детства: 100 имен: Биографический словарь в 3-х частях. Ч.3. –М.: Либерея, 2000. – С.282-291.

6.Михалков Сергей Владимирович // Сто великих имен в литературе. – М.: Слово, 1998. – С.302-306.

7.Михалков С. “Я прожил счастливую жизнь” / С.В.Михалков // Детская литература. – 1998. - № 1. – С.4-15.

8.Нагаев И. Дядя Степа – кто таков? Да, Сережа Ми-хал-ков! / И.Нагаев// Детская литература. – 1997. - № 3. – С.4-5.

9.О творчестве С.В. Михалкова: [Высказывания писателей] // Начальная школа. – 2003. - № 3. – С.15-16.

10.Полозова Т.Д. Секрет всенародной любви: (О творчестве С.В. Михалкова) / Т.Д.Полозова// Начальная школа. – 2003. - № 3. – С.6-15.

11.Рассадин С. Должность – советский писатель / С.Рассадин // Литература (Прилож. к газ. «Пер.сент.»). – 1999. - № 13. – С.5-12.

12.С.В.Михалков: Летопись жизни и творчества // Начальная школа. – 2003. - № 3. – С.71-79.

13.Сергей Владимирович Михалков // Русская литература для детей: Учеб. пособие / Под ред. Т.Д.Полозовой. – М.,2000. – С.380-393.

14.Сергей Владимирович Михалков // Я познаю мир: Детская энциклопедия: Литература. – М.: АСТ, 1997. – С.271-275.

15.Сивоконь С. Смех выводит в люди: Сатира и юмор в детских стихах С.В.Михалкова / С.Сивоконь // Детская литература. – 1998. - № 5-6. – С.21-27.

16.Трофимов А. Патриарх русской литературы / А.Трофимов // Слово. – 1996. - № 7-8. – С.73-74.

«Праздник непослушания»
Урок внеклассного чтения в IV классе

В начале урок учитель кратко рассказывает о творчестве С.В.Михалкова, ученики (или один ученик) – о детстве писателя. Затем анализируется повесть-сказка «Праздник непослушания».

-К сегодняшнему уроку мы все прочитали повесть-сказку «Праздник непослушания». Почему это произведение является повестью-сказкой? (Потому что в нем есть сказочный герой, например, Бумажный Змей. Но события происходят с обычными детьми, как в жизни).

-Понравилось ли вам это произведение? (Ответы детей). Давайте поразмышляем о характерах и поступках персонажей повести-сказки. Я бы разделила всех героев этой сказки на две группы: родителей и детей. Пока вы все дети, но когда подрастете, будете взрослыми. А некоторые из вас уже сегодня как бы примеряют на себя роль родителей: помогают воспитывать младших братьев и сестер. Давайте разделимся на две команды: команда детей и команда родителей.

-Вспомните зачин сказки. Прочитаем его еще раз. Теперь зададим вопрос родителям: почему мама наказала Малыша? (За правильный ответ – жетон с изображением стаканчика с мороженым). Вопрос детям: кем лучше быть – большим или маленьким? Почему?

-Еще вопрос родителям: кому помог Малыш, будучи наказанным? И вопрос детям: как вы оцениваете действия Малыша?

Детям предлагаются заранее подготовленные плакаты с изображением Бумажного Змея.

-Вам нужно вспомнить, каким увидел Бумажного Змея Малыш. Приклейте ему глаза, нос и рот нужного цвета.

Далее ребята дружно включаются в живую творческую работу. Одни подбирают сюжет для действий Бумажного Змея; другие ищут в тексте слова о переживаниях родителей; третьи – делают выписки о том, как плохо стало детям без родителей. А кто-то рисует самые понравившиеся эпизоды: кто красками, кто карандашами.

Главное – вызвать интерес у ребят к сказке и побудить их к размышлению о том, почему родителям плохо без детей, а детям нельзя без родителей.

-Каждый из героев этой сказочной повести интересен по-своему. И я думаю, что вы легко их узнаете по описаниям, которые мы приготовили.

1.Он был художником и очень не любил, когда дети трогали его краски. (Дедушка).

2.Спал он на детской кроватке и одевался в магазине «Детский мир». (Лилипут Фантик).

3.Когда-то он смастерил себе самодельный пистолет, зарядил его настоящим порохом, прищурился, прицелился, выстрелил и чуть-чуть не остался без правого глаза. (Пистолетик).

Можно предложить обеим группам составить словесный портрет-загадку соперникам. Раздать книги с текстом повести-сказки.

-Готовясь к уроку, вы нарисовали иллюстрации к сказочной повести. Сейчас вы возьмете эти рисунки, внимательно рассмотрите и найдете в тексте сказки отрывки, подходящие иллюстрациям.

-Давайте еще раз посмотрим на название. Почему Михалков так озаглавил свое произведение? (Детям было весело, свободно…). Удался ли праздник? Почему? Предлагаю обсудить в группах. (Да, наелись мороженого… Нет, заболели…). Было ли вам при чтении страшно? Когда?

Кульминация – самый острый момент сюжета. Найдите и прочитайте тот отрывок, который является кульминацией этой истории. Что может случиться, если родители и дети не понимают друг друга? Хорошо, если все умеют прощать, мириться. В жизни дети не могут обходиться без родителей, а родителям очень плохо без детей.

-У вас на партах карточки со словами. Как вы думаете, что нужно с ними сделать? (Составить предложения.) Пожалуйста, постарайтесь составлять предложения, которые вам нравятся. Например: Вся семья вместе, так и душа на месте; Не нужен и клад, если в семье – лад. Вы составили пословицы. Объясните смысл этих пословиц, опираясь на содержание повести-сказки «Праздник непослушания».

-А теперь прочитаем по ролям отрывки из сказки (по выбору детей).

-Сейчас вас ждет интересная творческая работа. Вы, дети, будете составлять просьбы к родителям, а родители – к детям. Что должна делать (или наоборот, не делать) противная сторона, чтобы жить в мире и согласии? Подумайте хорошо. Прочитаем то, сто написали.

-Главное – любите и уважайте друг друга!

Итог урока. Победители определяются по количеству заработанных жетонов.

Если команды набрали равное количество жетонов, то предлагается дополнительное задание: соединить приведенные ниже слова так, чтобы получились фразеологические обороты, которые встретились в произведении (рыдал, вопил, перехватило, катится, потерять, сон, волей, всякая, дыхание, кубарем, неволей, всячина, младенца, не своим голосом, в три ручья, терпение).

Автор: Овсянникова И.Н.
Перепечатка из ж. «Начальная школа». – 2003.- № 3. – С.50-51.


Кроссворд «Котята».


 

1.ё

л

к

а

 

 

2.к

о

р

а

б

л

и

к

и

3.т

а

к

 

 

 

4.д

я

т

л

ы

 

5.п

о

с

т

и

р

у

ш

к

а

 

6.б

а

р

а

н

а

 



  1. Из какого стихотворения взяты слова «Я принес из леса…»?
  2. Ходят по морю…
  3. Мы поиграем…
  4. Кто «так устал, что нету слов»?
  5. Все на речку загорать, а она туда – стирать.
  6. В этой речке утром рано утонули два…

При правильном решении в выделенном столбике по вертикали должно получиться название считалочки.

Родченко Н, III класс (учитель В.Н.Глушкова).
Перепечатка из ж. «Начальная школа». – 2003. - № 3. – С. 49-50.

Составитель: гл. библиотекарь РОДБ Черняева О.В.


24 Сентября

Николай Михайлович Скрёбов

24 сентября 85 лет со дня рождения ростовского поэта, уроженца города Шахты Ростовской области Николая Михайловича Скрёбова (1932-2015). «Корень добра», «Южная вьюга», «Сентябрь», «Тысяча ударов сердца». Жил и работал в Ростове-на-Дону.

Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

контакты

Справочная служба

Задать вопрос библиотекарю

Сайт Занимательная Ростовология

Президент России - гражданам школьного возраста

Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии

Культура.рф. Единый портал популяризации культурного наследия России

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Наши друзья

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых


Наверх