¬ерси€ дл€ слабовид€щих

—ергей ¬ладимирович ћихалков (1913-2009)



Ќажмите дл€ увеличени€. —ергей ¬ладимирович ћихалков. ‘ото с сайта www.google.ru
—ергей ¬ладимирович ћихалков. ‘ото с сайта www.google.ru

–одилс€ 13 марта 1913 г. в ћоскве, в семье ученого, одного из создателей отечественного промышленного птицеводства. ƒревний русский род ћихалковых оставил заметный след в истории и культуре –оссии. ћать, ќльга ћихайловна, происходила из рода √лебовых, служивших по военной и государственной части. ƒетство ћихалкова проходило в ћоскве и подмосковных ∆аворонках, в донском имении ќльгино. —очин€ть стихи стал рано, ребенком написал и свою первую басню. ѕервоначальное образование получил в семье, немка-воспитательница и сельский св€щенник были его первыми наставниками. ѕосле переезда семьи в ћоскву ћихалков пошел в четвертый класс школы. Ћюбовь к сказкам ѕушкина, басн€м  рылова, стихам Ћермонтова и Ќекрасова сочеталась с увлечением стихами ћа€ковского, ≈сенина, ƒемь€на Ѕедного. —вои стихотворные опусы мальчик помещал в домашнем рукописном журнале. ѕервые попытки найти признание вне домашнего круга кончались отказами, пока в июльском номере ж. ЂЌа подъемї за 1928 г. (г. –остов-на-ƒону) не по€вилось стихотворение Ђƒорогаї. —емь€ к тому времени переехала в ѕ€тигорск. “ам ћихалков стал автором краевой газеты Ђ“ерекї.

¬ семнадцать лет началась самосто€тельна€ жизнь. ћихалков уехал в ћоскву, чтобы стать профессиональным писателем. –аботал разнорабочим, помощником топографа в геологоразведочных экспедици€х. — 1933 г. начал печататьс€ в столичной периодике, его Ђћарш эскадрилийї был из Ђќгонькаї перепечатан Ђѕравдойї. ќт довольно посредственных Ђвзрослыхї стихов ћихалков постепенно перешел к стихам дл€ детей. ѕоддержал его в этом направлении ј. ј. ‘адеев, сыгравший значительную роль в его личном и творческом становлении. ¬ 1936 г. вышло первое издание Ђƒ€ди —тепыї с иллюстраци€ми ј.  аневского. ¬ том же году ћихалков женилс€ на Ќ.ѕ.  ончаловской. ¬ 1937 г. родилс€ сын јндрон, а в 1945 г. Ц сын Ќикита (ныне оба Ц известные кинорежиссеры). —емь€ жила в доме  ончаловских, в котором царила атмосфера творчества и труда, где бывали многие талантливые и интересные люди.

ћихалков, как и другие советские поэты, живо откликалс€ на событи€ времени, писал стихи о челюскинцах и папанинцах, о перелете „калова, о пограничниках, о событи€х в »спании и јбиссинии, о зарубежных пионерах. ¬ 1936 г. в библиотечке Ђќгонькаї вышла перва€ книжка стихов ћихалкова, вслед за нею пошли другие, в которых все больше было стихов дл€ детей. ¬ 1937 г. ћихалков был прин€т в —оюз писателей ———–.   тому времени он уже был автором произведений, ставшими хрестоматийными: Ђј что у вас?ї, Ђћы с при€телемї, Ђƒ€д€ —тепаї, Ђѕесенка друзейї, Ђ–исунокї, Ђ‘омаї и др. Ћирика, юмор и сатира, смешавшись, дали почти все основные оттенки Ђмихалковскойї интонации.

ѕрофессиональное признание ћихалкова началось с Ђƒ€ди —тепыї. ”же в иные времена ћихалков вернетс€ к своему герою в част€х-продолжени€х Ђƒ€д€ —тепа Ц милиционерї (1954), Ђƒ€д€ —тепа и ≈горї (1968), Ђƒ€д€ —тепа Ц ветеранї (1981).

Ќеожиданный взлет в судьбе ћихалкова произошел случайно. —талин прочел в Ђ»звести€хї колыбельную Ђ—ветланаї, посв€щенную автором понравившейс€ ему девушке, и по-своему прин€л участие в судьбе молодого поэта: вписал его им€ в список писателей, представленных к награждению орденом Ћенина. “ак в 1939 г. ћихалков получил свою первую награду, послужившую ему и охранной грамотой в пору репрессий.

¬ 1939 г. ћихалков был призван в армию и участвовал в событи€х на «ападной ”краине, в финской войне в качестве военного корреспондента. ѕочти всю ¬еликую ќтечественную войну он служил журналистом газеты Ђ—талинский соколї, побывал почти на всех фронтах, писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам, листовки и прокламации.   дет€м были обращены стихи ЂЅрать€ї, Ђƒанила  узьмичї, ЂЅыль дл€ детейї и др. “ворческое наследие военных лет вошло в сборники Ђ—лужу —оветскому —оюзуї (1947) и Ђ‘ронтова€ музаї (1976).

¬оенна€ судьба свела ћихалкова и √абриэл€ јркадьевича ”рекл€на, выступавшего в печати под псевдонимом √. Ёль-–егистан.  огда летом 1943 г. правительством было прин€то решение о создании нового √осударственного гимна ———– взамен Ђ»нтернационалаї, друзь€ решили прин€ть участие в конкурсе. —реди дес€тков вариантов сочиненный ими текст был прин€т комиссией за основу. ¬первые по ¬сесоюзному радио √имн прозвучал в ночь на Ќовый 1944 г. ¬ 1977 г. был прин€т новый вариант √имна, в который ћихалков внес коррективы.

ѕо совету ј.Ќ. “олстого, будучи уже известным детским поэтом, ћихалков начал осваивать жанр басни. Ѕыло это в 1944 г., когда широко отмечалс€ юбилей ».ј. рылова. ¬ 80-х годах поэт вернулс€ к басне, во взрослой периодике были опубликованы ЂЋекарь поневолеї, Ђѕес, конь и за€цї, Ђ роты и людиї, Ђќрел и курицаї, Ђ орниї, Ђƒуб и шелкопр€дї, ЂЋев на таможнеї и др.

 ак драматург ћихалков сложилс€ в 30-40-х годах. ѕерва€ его пьеса Ђ“ом  ентиї (1038) была вольной инсценировкой Ђѕринца и нищегої ћ.“вена. Ёта и последовавшие за ней пьесы создали фундамент театрального репертуара, посв€щенного пионерии (Ђ оньки,1938; Ђќсобое заданиеї, 1945; Ђ расный галстукї, 1946). ѕьесы-сказки Ђ¬еселое сновидениеї (Ђ—мех и слезыї, 1946), Ђ«айка-«азнайкаї (1951), прозаическа€ сказка Ђѕраздник Ќепослушани€ї (1972),водевиль Ђ—омбрерої (1957), целый р€д публицистических пьес были очень попул€рны среди юных зрителей.

ћихалков известен и как переводчик стихов классиков детской литературы Ц ј. Ѕосева, Ћ.  витко, ё. “увима, кроме того, он переводил с украинского, французского, чешского.

ћихалков тесно св€зан с отечественным кинематографом и телевидением. Ќачина€ с 1938 г., когда был написан текст к мультфильму Ђ¬ јфрике жаркої, по сценари€м ћихалкова было поставлено более 30 мультфильмов, художественных и телевизионных фильмов. ќн стал автором идеи и главным редактором всесоюзного сатирического киножурнала Ђ‘итильї (1962).

—ергей ¬ладимирович ћихалков в течении 20 лет был во главе секретариата ѕравлени€ —оюза писателей –оссии. ¬ 2000 г. был проведен конкурс на новый текст √имна –оссии. ѕобедил в конкурсе —ергей ¬ладимирович ћихалков.

Ђ“рудно представить, какое огромное количество мальчишек и девчонок выросло, повзрослело, стало папами и мамами (даже бабушками и дедушками!), нес€ в своей душе удивительно добрые, мудрые, гражданственные, воистину народные стихи —ерге€ ћихалкова.ї.(–. –ождественский).


Ћитература о творчестве —ерге€ ¬ладимировича ћихалкова.

1. јрзамасцева ». Ќ. ћихалков —ергей ¬ладимирович / ». Ќ. јрзамасцева // –усские детские писатели ’’ века: Ѕиобиблиографический словарь. Ц ћ.: ‘линта; Ќаука, 1997. Ц —. 280-285.

2. ћихалков —.¬.: [јвтобиографи€] / —.¬.ћихалков // ѕисатели –оссии: јвтобиографии современников. Ц ћ., 1998.

3. ћихалков —ергей ¬ладимирович: [ѕортрет] //  нижки, нотки и игрушки дл€  атюшки и јндрюшки. Ц 2000. Ц є 2.

4. ћихалков —ергей ¬ладимирович: [ћатериалы о тв-ве] //  нижки, нотки и игрушки дл€  атюшки и јндрюшки. Ц 2001. Ц є 5. Ц —. 78.

5. ћихалков —ергей ¬ладимирович // ѕисатели нашего детства: 100 имен: Ѕиографический словарь в 3-х част€х. „.3. Цћ.: Ћибере€, 2000. Ц —. 282-291.

6. ћихалков —ергей ¬ладимирович // —то великих имен в литературе. Ц ћ.: —лово, 1998. Ц —. 302-306.

7. ћихалков —. Уя прожил счастливую жизньФ / —. ¬. ћихалков // ƒетска€ литература. Ц 1998. ШЦ є 1. Ц —. 4-15.

8. Ќагаев ». ƒ€д€ —тепа Ц кто таков? ƒа, —ережа ћи-хал-ков! / ».Ќагаев// ƒетска€ литература. Ц 1997. - є 3. Ц —. 4-5.

9. ќ творчестве —. ¬. ћихалкова: [¬ысказывани€ писателей] // Ќачальна€ школа. Ц 2003. Ц є 3. Ц —.15-16.

10. ѕолозова “. ƒ. —екрет всенародной любви: (ќ творчестве —.¬. ћихалкова) / “. ƒ. ѕолозова// Ќачальна€ школа. Ц 2003. Ц є 3. Ц —. 6-15.

11. –ассадин —. ƒолжность Ц советский писатель / —. –ассадин // Ћитература (ѕрилож. к газ. Ђѕер.сент.ї). Ц 1999. Ц є 13. Ц —. 5-12.

12. —.¬. ћихалков: Ћетопись жизни и творчества // Ќачальна€ школа. Ц 2003. Ц є 3. Ц —. 71-79.

13. —ергей ¬ладимирович ћихалков // –усска€ литература дл€ детей: ”чеб. пособие / ѕод ред. “. ƒ. ѕолозовой. Ц ћ., 2000. Ц —. 380-393.

14. —ергей ¬ладимирович ћихалков // я познаю мир: ƒетска€ энциклопеди€: Ћитература. Ц ћ.: ј—“, 1997. Ц —. 271-275.

15. —ивоконь —. —мех выводит в люди: —атира и юмор в детских стихах —.¬.ћихалкова / —.—ивоконь // ƒетска€ литература. Ц 1998. Ц є 5-6. Ц —. 21-27.

16. “рофимов ј. ѕатриарх русской литературы / ј.“рофимов // —лово. Ц 1996. Ц є 7-8. Ц —. 73-74.

Ђѕраздник непослушани€ї
”рок внеклассного чтени€ в IV классе

¬ начале урок учитель кратко рассказывает о творчестве —.¬. ћихалкова, ученики (или один ученик) Ц о детстве писател€. «атем анализируетс€ повесть-сказка Ђѕраздник непослушани€ї.

Ц   сегодн€шнему уроку мы все прочитали повесть-сказку Ђѕраздник непослушани€ї. ѕочему это произведение €вл€етс€ повестью-сказкой? (ѕотому что в нем есть сказочный герой, например, Ѕумажный «мей. Ќо событи€ происход€т с обычными детьми, как в жизни).

Ц ѕонравилось ли вам это произведение? (ќтветы детей). ƒавайте поразмышл€ем о характерах и поступках персонажей повести-сказки. я бы разделила всех героев этой сказки на две группы: родителей и детей. ѕока вы все дети, но когда подрастете, будете взрослыми. ј некоторые из вас уже сегодн€ как бы пример€ют на себ€ роль родителей: помогают воспитывать младших братьев и сестер. ƒавайте разделимс€ на две команды: команда детей и команда родителей.

Ц ¬спомните зачин сказки. ѕрочитаем его еще раз. “еперь зададим вопрос родител€м: почему мама наказала ћалыша? («а правильный ответ Ц жетон с изображением стаканчика с мороженым). ¬опрос дет€м: кем лучше быть Ц большим или маленьким? ѕочему?

Ц ≈ще вопрос родител€м: кому помог ћалыш, будучи наказанным? » вопрос дет€м: как вы оцениваете действи€ ћалыша?

ƒет€м предлагаютс€ заранее подготовленные плакаты с изображением Ѕумажного «ме€.

Ц ¬ам нужно вспомнить, каким увидел Ѕумажного «ме€ ћалыш. ѕриклейте ему глаза, нос и рот нужного цвета.

ƒалее реб€та дружно включаютс€ в живую творческую работу. ќдни подбирают сюжет дл€ действий Ѕумажного «ме€; другие ищут в тексте слова о переживани€х родителей; третьи Ц делают выписки о том, как плохо стало дет€м без родителей. ј кто-то рисует самые понравившиес€ эпизоды: кто красками, кто карандашами.

√лавное Ц вызвать интерес у реб€т к сказке и побудить их к размышлению о том, почему родител€м плохо без детей, а дет€м нельз€ без родителей.

Ц аждый из героев этой сказочной повести интересен по-своему. » € думаю, что вы легко их узнаете по описани€м, которые мы приготовили.

1. ќн был художником и очень не любил, когда дети трогали его краски. (ƒедушка).

2. —пал он на детской кроватке и одевалс€ в магазине Ђƒетский мирї. (Ћилипут ‘антик).

3.  огда-то он смастерил себе самодельный пистолет, зар€дил его насто€щим порохом, прищурилс€, прицелилс€, выстрелил и чуть-чуть не осталс€ без правого глаза. (ѕистолетик).

ћожно предложить обеим группам составить словесный портрет-загадку соперникам. –аздать книги с текстом повести-сказки.

Ц √отов€сь к уроку, вы нарисовали иллюстрации к сказочной повести. —ейчас вы возьмете эти рисунки, внимательно рассмотрите и найдете в тексте сказки отрывки, подход€щие иллюстраци€м.

Ц ƒавайте еще раз посмотрим на название. ѕочему ћихалков так озаглавил свое произведение? (ƒет€м было весело, свободноЕ). ”далс€ ли праздник? ѕочему? ѕредлагаю обсудить в группах. (ƒа, наелись мороженогоЕ Ќет, заболелиЕ). Ѕыло ли вам при чтении страшно?  огда?

 ульминаци€ Ц самый острый момент сюжета. Ќайдите и прочитайте тот отрывок, который €вл€етс€ кульминацией этой истории. „то может случитьс€, если родители и дети не понимают друг друга? ’орошо, если все умеют прощать, миритьс€. ¬ жизни дети не могут обходитьс€ без родителей, а родител€м очень плохо без детей.

Ц ” вас на партах карточки со словами.  ак вы думаете, что нужно с ними сделать? (—оставить предложени€.) ѕожалуйста, постарайтесь составл€ть предложени€, которые вам нрав€тс€. Ќапример: ¬с€ семь€ вместе, так и душа на месте; Ќе нужен и клад, если в семье Ц лад. ¬ы составили пословицы. ќбъ€сните смысл этих пословиц, опира€сь на содержание повести-сказки Ђѕраздник непослушани€ї.

Ц ј теперь прочитаем по рол€м отрывки из сказки (по выбору детей).

Ц —ейчас вас ждет интересна€ творческа€ работа. ¬ы, дети, будете составл€ть просьбы к родител€м, а родители Ц к дет€м. „то должна делать (или наоборот, не делать) противна€ сторона, чтобы жить в мире и согласии? ѕодумайте хорошо. ѕрочитаем то, сто написали.

Ц√лавное Ц любите и уважайте друг друга!

»тог урока. ѕобедители определ€ютс€ по количеству заработанных жетонов.

≈сли команды набрали равное количество жетонов, то предлагаетс€ дополнительное задание: соединить приведенные ниже слова так, чтобы получились фразеологические обороты, которые встретились в произведении (рыдал, вопил, перехватило, катитс€, потер€ть, сон, волей, вс€ка€, дыхание, кубарем, неволей, вс€чина, младенца, не своим голосом, в три ручь€, терпение).

јвтор: ќвс€нникова ».Ќ.
ѕерепечатка из ж. ЂЌачальна€ школаї. Ц 2003. Ц є 3. Ц —.50-51.


 россворд Ђ от€таї.


 

1.Є

л

к

а

 

 

2.к

о

р

а

б

л

и

к

и

3.т

а

к

 

 

 

4.д

т

л

ы

 

5.п

о

с

т

и

р

у

ш

к

а

 

6.б

а

р

а

н

а

 



  1. »з какого стихотворени€ вз€ты слова Ђя принес из лесаЕї?
  2. ’од€т по морюЕ
  3. ћы поиграемЕ
  4.  то Ђтак устал, что нету словї?
  5. ¬се на речку загорать, а она туда Ц стирать.
  6. ¬ этой речке утром рано утонули дваЕ

ѕри правильном решении в выделенном столбике по вертикали должно получитьс€ название считалочки.

–одченко Ќ, III класс (учитель ¬.Ќ.√лушкова).
ѕерепечатка из ж. ЂЌачальна€ школаї. Ц 2003. Ц є 3. Ц —. 49-50.

—оставитель: гл. библиотекарь –ќƒЅ „ерн€ева ќ.¬.




19 ƒекабр€

Ёлинор ѕортер

19 декабр€ 150 лет со дн€ рождени€ американской детской писательницы и романистки Ёлинор ѕортер (Eleanor H. Porter) (1868-1920). Ђѕоллианнаї, Ђ¬озвращение ѕоллианныї, Ђѕоллианна вырастаетї.

¬се даты

¬ойди



«абыл пароль?

«арегистрируйс€







¬ыбрать дату в календаре

CAPTCHA

ѕользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

ѕросмотр данного раздела доступен только
дл€ зарегистрированных пользователей.
ѕожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
¬ерси€ дл€ слабовид€щих

¬ера ћихайловна ¬еличкина Цврач, литератор, государственный де€тель

подробнее

–остов-на-ƒону,

пер. ’алтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

контакты

ћы в социальных сет€х


—айт «анимательна€ –остовологи€

ѕрезидент –оссии - гражданам школьного возраста

ѕортал Ђ»нформационно-библиотечное обслуживание детей в –оссийской ‘едерацииї содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

јссоциаци€ де€телей культуры, искусства и просвещени€ по приобщению детей к чтению

»нформационно-развлекательный сайт ”правлени€ –оскомнадзора по –остовской области

 ультура.рф. ≈диный портал попул€ризации культурного наследи€ –оссии

¬ебЋанди€ - лучшие сайты дл€ детей

2018 год в –оссийской ‘едерации ”казом ѕрезидента –оссии ¬.¬. ѕутина объ€влен √одом добровольца (волонтЄра)

Ќациональна€ электронна€ детска€ библиотека. —оздание Ќациональной электронной детской библиотеки (далее - ЌЁƒЅ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомитьс€ с лучшими образцами книг дл€ детей, изданными в разные годы.

Ќациональна€ электронна€ библиотека объедин€ет фонды публичных библиотек –оссии федерального, регионального, муниципального уровн€, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Ќаши друзь€

–оссийска€ государственна€ детска€ библиотека

ƒонска€ государственна€ публична€ библиотек

–остовска€ областна€ специальна€ библиотека дл€ слепых

–езультаты независимой оценки качества услуг организации.

ќфициальный интернет-портал правовой информации.

VII —анкт-ѕетербургский международный культурный форум




Ќаверх