Версия для слабовидящих

СКАЗКИ О КОРАБЛЯХ И КРЫЛЬЯХ, или в гости к Владиславу Крапивину

В литературную регату приглашает всех любителей морских путешествий И. П. МАКСИМОВА

Ирина Петровна — ведущий библиотекарь филиала № 12 Централизованной библиотечной системы, г. Новочеркасск, Ростовская область.

оформление

Организаторы готовят заранее:

• выставку книг В. Крапивина;

-игровое поле для игры "Морской бой" (можно использовать обычную школьную доску);

• объявление о путешествии: Внимание! Внимание!

Дамы и господа! Девочки и мальчики! Все большие и маленькие любители морских путешествий! Пароход "Капитан Румб" акционерного общества "Юферс и Большая компания!"... (дата мероприятия) сего года отправляется в увлекательное плавание по Атлантическому, Индийскому и Тихому океанам! Билеты пока еще есть (хотя совсем немного!). Если вы хотите испытать интересные приключения, увидеть заморские чудеса и побывать на замечательном острове Нуканука, спешите в кассу, которая расположена в таверне "Новая долбленая тыква!".

  • действующие лица
  • Ведущие (1)—(3)
  • Джон Кривая Нога
  • Пушкадер
  • Боб Рыбка

ВЕДУЩИЙ (1): Да, трудно пройти мимо такого удивительного объявления, хочется немедленно что-то делать: тормошить родите¬лей, бежать за билетами и скорее отправляться в путешествие.

ВЕДУЩИЙ (2): Хочу вас успо¬коить: бежать никуда не надо, нао¬борот, нужно побыстрее переделать все дела, сесть поудобнее и раск¬рыть книгу писателя Владислава Крапивина.

ВЕДУЩИЙ (1): Так мы и посту¬пим.

Давным-давно, когда писатель еще был мальчиком Славкой, он любил сочинять стихи и всякие ис¬тории. Первое стихотворение он придумал в очень юном возрасте (было ему 4,5 года). Это была ко¬роткая эпиграмма, в которой сооб¬щалось о некоторых нехороших качествах Славкиного соседа-пер¬воклассника. Но поскольку в упо¬мянутой эпиграмме не все слова удобно говорить громко, мы ее не будем читать.

ВЕДУЩИЙ (2): За те несколько строчек, распеваемых на весь дом, будущий писатель был поставлен в угол, но стремления к сочинитель¬ству не потерял и продолжал приду¬мывать стихи, сказки, рассказы, а во втором классе даже написал "ро¬ман". В этом 20-страничном произ¬ведении речь шла о пиратах, буре, кораблекрушении и прочих морс¬ких приключениях.

ВЕДУЩИЙ (1): Дело в том, что второклассник Славка мечтал стать капитаном дальнего плавания. В ту пору многие мальчишки мечтали сделаться капитанами (гораздо ча¬ще, чем сейчас). Удавалось это, ко¬нечно, не всем. Мальчику Славке не удалось.

Когда он закончил школу, врачи дали ему от морского училища, как говорится, "отворот на 180°": "Не с вашим здоровьем, молодой человек, соваться в моря-океаны". Видимо, в давние военные годы дошкольного детства "молодой человек" недоб¬рал положенной нормы калорий и витаминов. "Ну и ладно, — решил вчерашний школьник, — пойду в учителя!" Может быть, он так поду¬мал потому, что и родители его были педагогами. "Буду давать ребятам та¬кие уроки, что другие учителя пом¬рут от зависти; стану добрым, муд¬рым и справедливым наставником, совсем не таким, как наша завуч, от которой я натерпелся в свое время".

Но здесь опять случилась неуда¬ча: почему-то в том году в местном пединституте не было приема доку¬ментов. Будущий писатель пережил и эту неудачу: "Ладно, с морем не вышло, с педагогикой тоже, но уж сочинять истории мне никто не по¬мешает!"

ВЕДУЩИЙ (1): И чтобы нау¬читься этому делу как следует, он из родного города Тюмени поехал в Свердловск и поступил там в уни¬верситет на журфак. И начал писать рассказы. Очень скоро начинаю¬щий литератор понял: чтобы писать о чем-то всерьез, надо это "что-то" знать. Бесполезно сочинять роман про сталеваров, если никогда не ви¬дел мартеновскую печь. Бессмыс¬ленно придумывать повесть о водо¬лазах, если сам погружался только в ванну. И так далее. Нужно понима¬ние темы.

ВЕДУЩИЙ (2): А что мог пони¬мать вчерашний школьник, кроме собственного детства, приятелей-одноклассников и всяких случаев из своей мальчишечьей жизни? Вот и стал писать именно про детство. Го¬ды шли, писатель Владислав Кра¬пивин писал книгу за книгой и в конце концов (через 40 лет) решил посчитать: сколько чего у него наб¬ралось. Оказалось, что сочинил он 10 романов, 45 повестей, несколько сборников рассказов, а также вся¬кие пьесы, сценарии, стихи, очерки, статьи и тому подобное. Оказалось, что вышло у него около 180 книг, и что языков, на которые переведены его рассказы, повести и сказки, свыше 30. Писатель сам слегка уди¬вился таким числам, но сочинять не перестал. "Потому что ничего дру¬гого, кроме как писать книги, я не умею", — говорил он.

ВЕДУЩИЙ (1): Но это не сов¬сем правда. Есть у него еще одно за¬нятие, которое тоже на всю жизнь. Давным-давно молодой писатель, которого все еще звали Славой, соб¬рал вокруг себя ребячью компанию. Через несколько лет компания превратилась в крепкий отряд, где ребята занимались корреспондент¬ским делом, учились фехтовать, строили парусники, на которых хо¬дили по уральским озерам.

Отряд называется "Каравелла" и живет до сих пор. А Владислав Крапивин не меньше, чем написан¬ными книгами, гордится двумя десят¬ками парусных яхт, которые он вмес¬те с ребятами построил собственны¬ми руками и по собственным чертежам.

ВЕДУЩИЙ (2): Правда, сейчас уже Владислав Петрович не коман¬дует "Каравеллой", но остается нас¬тавником и сохраняет полученное от ребят навечно звание Командора. Так его зовут и ребята, и взрослые — моряки, а еще писатели, художни¬ки, журналисты, учителя и библио¬текари. Владислава Крапивина час¬то приглашают на встречи с ребятами, студентами, где он рассказывает о своем творчестве. И кто-нибудь обязательно спросит: "А как вы на-писали свою первую книгу?"

ВЕДУЩИЙ (3): Когда-то я ждал этого вопроса с удовольствием. По¬том настороженно. Приходилось говорить: "Вы уж не обижайтесь, если слышали это раньше. Возмож¬но, кое с кем из вас мы встречаемся не впервые, второй вопрос такой за¬дают обязательно — вот и приходит¬ся рассказывать одну и ту же исто¬рию. Наконец я стал бояться этого вопроса: ужасно неловко чувство¬вать себя гастролером, который выступает с одним и тем же номе-ром. Выход был один: поскорее на¬писать про свою первую книжку рассказ и напечатать в газете или журнале. Тогда пускай спрашивают! Я буду говорить: "Про это уже напе¬чатано. Прочитайте, если вам инте¬ресно, там все-все рассказано".

ВЕДУЩИЙ (2): Маленький мальчик Слава очень любил читать. И вот однажды в его голове возник¬ла мысль: "Как человек придумыва¬ет книгу, от которой не оторвешь¬ся?" А потом еще одна: "Наверное, писать такую книгу еще интереснее, чем читать?.." И, наконец, третья: "А не попробовать ли самому?" Когда человеку семь лет, у него ре¬шительный характер.

ВЕДУЩИЙ (3): Мне казалось, что для работы над книгой нужны две вещи: бумага и карандаш. (Чер¬нила не годились: они напоминали об уроках и гасили вдохновение.) Карандаш у меня был. Даже каран¬даши — цветные. Шесть штук, в ко¬робке с надписью "Спартак". Мама положила под елку и утверждала, что это подарок Деда Мороза. Но я на восьмом году жизни верил в Деда Мороза не больше, чем в то, что когда-нибудь стану отличником.

Я отточил кухонным ножом красный и черный карандаши. Красным я выведу название и пер¬вую заглавную букву — как в ста¬ринных романах. А черным буду пи¬сать всю книгу. Я сразу решил, что это будет роман — с морскими приключениями, пиратами и сок¬ровищами. Решил и вывел назва¬ние: "Остров Привидения".

С чего начинаются главные со¬бытия во всех классических рома¬нах с морскими приключениями?

Конечно, с бури. Вспомните "Ро¬бинзона", "Пятнадцатилетнего ка¬питана", "Гулливера"... Я не хотел отступать от правил. Я написал: "Буря была ужасная"...

Вторая строчка рассказывала, что "волны были, как 10-этажный дом". "Ветер выл, как тысяча змеев-горы¬нычей и дул сразу со всех сторон".

Поразив воображение будущих читателей картиной небывалого урагана, я приступил к изложению событий.

ВЕДУЩИЙ (1): А события зак¬лючались вот в чем. Среди бушую¬щих 10-этажных волн беспомощно болталось судно с поломанными мачтами, изодранными парусами и разбитым рулем. Это была пиратская шхуна. "Черная макарона". Почти всю команду смыли ревущие гребни, и осталось там лишь три человека: матрос Боб Рыбка, боцман Пушка-дер и капитан Джон Кривая Нога. Они то плакали, то молились, то ру¬гали бурю страшными "пирацкими" словами. В трюме открылась течь, и надежды на спасение не было.

ВЕДУЩИЙ (3): Однако я пони¬мал, что, если пираты потонут, роман придется кончать в самом начале. И поскольку в своей книжке я был хо¬зяин, то с помощью громадной вол¬ны швырнул несчастную "Макарону" на скалы у небольшого острова.

Шхуна булькнула и пошла на дно, пиратов море милостиво выб¬росило на берег. Буря сразу выклю¬чилась, так как больше была не нужна, небо очистилось, море стало гладким, засияло солнышко. Пира¬ты пришли в себя на белом песча¬ном пляже...

Скоро Джон Кривая Нога, Пуш-кадер и Боб Рыбка разобрались в обстановке. Они поняли, что судьба (то есть автор) забросила их на нео¬битаемый остров. Сначала они крепко изругали судьбу (про автора им ничего не было известно), а по¬том сообразили, что дело не так уж плохо. Лучше сидеть здесь, чем кор¬мить рыб на дне океана.

ВЕДУЩИЙ (2): Конечно, нео¬битаемый остров — не дом отдыха, но жить здесь было можно. Росли кокосы, водились на берегу вкусные крабы и черепахи. Если не ленить¬ся, с голоду не помрешь.

Из пальмовых листьев пираты построили шалаш, из крабов сварили похлебку в большой раковине. В дру¬гой раковине — плоской, как сково¬родка, — приготовили омлет из чере-паховых яиц. После сытной еды они сидели у маленького костра и лениво разговаривали. Тут наступил вечер, а за ним красивая тропическая ночь...

ВЕДУЩИЙ (3): Не помню, как я описывал эту ночь, но представлял я ее очень ясно: над морем и островом висело темно-зеленое небо с гро¬мадной луной. Луна была похожа на медный начищенный таз. Пальмы казались черными. Пламя костра освещало довольные пиратские ли¬ца. Они еще ничего не знали...

ВЕДУЩИЙ (2): Они не знали ужасного сюрприза, который под¬готовил им автор. Дело в том, что остров был не совсем необитаемый. С давних-давних пор здесь... Жило-было Привидение.

Откуда оно появилось тут, При¬видение и само не помнило. Скорее всего, какой-то сильный ураган подцепил его на дворе старинного рыцарского замка и ради шутки за¬нес на этот остров.

Привидение очень тосковало в одиночестве. Всем известно, какая задача у привидений — кого-нибудь пугать. А кого можно пугать на нео¬битаемом острове? Крабов? Чере¬пах? Птичек?

Но эти существа в отличие от людей совершенно не боятся нечис¬той силы.

Привидение по своей натуре бы¬ло трудолюбивым и общительным. Оно томилось без работы и боялось потерять квалификацию. И вот впервые за много столетий насту¬пил для него радостный день. Вер¬нее, ночь, потому что все привиде¬ния работают в ночную смену. Пос¬ле захода солнца Привидение почистило обветшалый саван, нем¬ножко порепетировало в своей пе¬щере полузабытые "пугательные приемы", потом определило по звездам, что уже полночь, и вышло на работу.

(На сцене появляются пираты, уют¬но устраиваются под стилизованной пальмой, достают колоду карт.)

ДЖОН КРИВАЯ НОГА (напе¬вая):

Мы смелые пираты, Мы в море бой вели. Не надо нам зарплаты — Мы грабим корабли. У нас такой обычай: Своих не предавать, Богатую добычу, По-братски раздавать.

ПУШКАДЕР:

Мы храбрые, как черти! Свободой дорожа, Идем навстречу смерти Во имя грабежа.

БОБ РЫБКА:

Мы вольные пираты — Хозяева морей. Фантазия богата У наших главарей.

Пушкадер! Три кита тебе в глот¬ку, твоя карта бита!

(Из-за пальмы появляется Привидение, завывает, машет руками, хохочет.)

БОБ РЫБКА: Мама! Что это? Ой, я больше не буду.

ДЖОН КРИВАЯ НОГА: Кля¬нусь кривой ногой, я брошу пиратс¬кое ремесло!

ПУШКАДЕР: Я тоже клянусь, капитан! Я тоже клянусь!

БОБ РЫБКА: А я вообще! Я дав¬но собирался. Я хотел поступать в садовники и выращивать анютины глазки! Это мой любимый цветок.

(Привидение удаляется, пираты си¬дят, молча уставившись друг на друга.)

ВЕДУЩИЙ (2): Так продолжа¬лось, пока звезды не показали 4 часа пополуночи. Тогда Привидение, довольное проделанной работой, отправилось на отдых, а обалделые от ужаса пираты до восхода солнца лежали на песке, потом сделали за¬рядку и занялись дневными труда¬ми, с тревогой ожидая вечера. Изго¬лодавшееся по работе Привидение не собиралось так легко оставлять несчастных робинзонов. Вторая ночь оказалась полна тех же ужасов; и третья ночь... И четвертая.

Но у человеческого характера есть неплохое свойство: постепенно он привыкает к самым большим страхам. И вот на седьмую ночь, когда Привидение приблизилось к пиратам, Боб Рыбка сказал...

БОБ РЫБКА: Слушай, парень... Ты какой-то странный, ей-богу, все ходишь в сторонке, разговариваешь не по-нашему... Ты подходи, не стесняйся. У нас вот и похлебка ос¬талась. На одном острове живем, по¬ра уж познакомиться.

ПРИВИДЕНИЕ (подходит): Во¬обще-то вы правы... Здрасьте! Вот что, ребята... Я смотрю, люди вы неплохие. Сами говорите, что в пи¬раты пошли не по злобе, а от скуд¬ной жизни.

БОБ РЫБКА: Да мы совсем уже перевоспитались.

ПРИВИДЕНИЕ: Вот и хорошо! Потому что я хочу открыть вам одну тайну... Видите вон ту кривую паль¬му? (Показывает рукой куда-то в сторону.)

ПИРАТЫ: Видим.

ПРИВИДЕНИЕ: Если там, куда в полдень упадет тень от верхушки этой пальмы, вы станете копать яму, найдете сокровище.

(Пираты с криками радости убегают к "пальме". Привидение "летит" за ними.)

ВЕДУЩИЙ (1): И они нашли сокровища. Но что было с ними де¬лать? Здесь, на острове, на них нель¬зя было купить даже пирожок с мор¬ковкой. И они решились на то, на что раньше решиться не могли: сооруди¬ли плот и с попутным ветром поплы¬ли через океан. А Привидение, чтобы не скучало, взяли с собой.

ВЕДУЩИЙ (3): Я был полным хозяином в своем романе и сделал так, что плавание протекало вполне благополучно, при тихой и теплой погоде, тяжело нагруженный плот приплыл прямо в тот город, где Джон, Пушкадер и Боб Рыбка когда-то были маленькими и ходили в школу. Теперь бывшим пиратам не надо было заниматься разбоем. На свои сокровища каждый купил себе корабль и сделался настоящим ка¬питаном.

ВЕДУЩИЙ (1): А Привидение поселилось на берегу, в развалинах старого маяка. Всем известно, что развалины для Привидения все рав¬но что для человека дом со всеми удобствами.

Скоро в городе стало известно, что в башне разрушенного маяка завелась нечистая сила. На маяк потянулись толпы туристов. Стали приезжать из других городов и даже стран.

ВЕДУЩИЙ (2): А Привидение работало изо всех сил: летало по тем¬ным коридорам, сверкало глазами и выло на разные голоса. Губернатор потирал руки: деньги от туристов текли рекой в городскую казну... Правда, в конце концов Привидение переутомилось и потребовало у гу¬бернатора два выходных в неделю. Тот, конечно, согласился...

Когда капитаны Джон Кривая Нога, Пушкадер и Боб Рыбка прип¬лывали в родной город, Привиде¬ние являлось к ним в гости. Они вчетвером сидели в кают-компании и вспоминали свои приключения на необитаемом острове.

ВЕДУЩИЙ (3): Так закончи¬лась моя первая книжка, которая писалась целых пять вечеров. И оказалось, что читать ее неинтерес¬но. Не потому, что плохо написано, а потому, что мне уже было все из¬вестно. Тогда я понял еще одну простую вещь: писатель пишет кни-ги не для себя, ему нужны читатели!

ВЕДУЩИЙ (1): И читатели нашлись. Это были сосед Мишка и его одноклассники. Роман им пон¬равился.

ВЕДУЩИЙ (3): Вдохновленный успехом, я сел писать вторую книгу. Но дело продвигалось хуже.

Самое скверное, что целыми днями я думал только о своей но¬вой книжке. Ни о чем другом! Это, конечно, сказалось на отметках. В табеле запахло двойкой по арифме¬тике, а дома крупным скандалом. Тогда я впервые понял, что писа¬тельская работа совсем не мед.

Спасла меня весна. Однажды, прыгая по лужам, я понял, что не хочу писать книги, а хочу, как все нормальные люди, кидаться комка¬ми из тающего снега, носиться по двору и делать из сосновой коры па¬русные кораблики. У меня все еще было впереди...

А теперь я предлагаю вам сыг¬рать в игру "Морской бой". Играют две команды: "Летучая пиявка" и "Три кашалота".

Перед вами игровое поле. По очереди команды делают ход. Выиг¬рывает та команда, у которой в ито¬ге наберется больше правильных от¬ветов.

(Ход состоит в том, что команды на¬зывают любые координаты клеток. Каждая клетка содержит вопрос.)

"ГЕОГРАФИЯ"
(Вопросы располагаются по линии "А ".)
1.
На свете есть морей немало,
И пять из них "цветных" к тому.
Ты перечисли их сначала,
Потом расскажешь мне, почему.
(Черное, Белое, Желтое, Красное, Мраморное.)
2.
Ты к плаванью давно уже готов?
Знай, это море не имеет берегов,
Оно опасно, помнит каждый
школьник —
Ведь там находится Бермудский
треугольник.
(Саргассово море; это часть Ат¬лантического океана.)
3.
Впередсмотрящий закричал:
"Земля!"
В чем ты измеришь скорость
корабля?
(В узлах.)
4.
Стороны света ты знаешь,
дружок?
Север, юг, запад, восток.
Их на морском языке назови.
(Север — "норд", юг — "зюйд", за¬пад — "вест ", восток — "ост ".)
5.
Чему равна морская миля?
• 1 км;
• 18 м;
- 900 м.
6.
Эта линия прямая
Небо с морем разделяет.
(Линия горизонта.)

24 Сентября

Николай Михайлович Скрёбов

24 сентября 85 лет со дня рождения ростовского поэта, уроженца города Шахты Ростовской области Николая Михайловича Скрёбова (1932-2015). «Корень добра», «Южная вьюга», «Сентябрь», «Тысяча ударов сердца». Жил и работал в Ростове-на-Дону.

Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

контакты

Справочная служба

Задать вопрос библиотекарю

Сайт Занимательная Ростовология

Президент России - гражданам школьного возраста

Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии

Культура.рф. Единый портал популяризации культурного наследия России

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Наши друзья

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых


Наверх