Версия для слабовидящих

Английские писатели, часть вторая



Джордж Городон Байрон (1788-1824).

22 января 1788 года в Лондоне, на Холл-Стрит родился один из величайших поэтов-романтиков девятнадцатого века – Джордж Ноэл Гордон Байрон. Дед его был знаменитым адмиралом и прославился своими странствованиями и необыкновенными приключениями на Тихом океане. Отец Джорджа,капитан Джон Байрон, после смерти первой жены, оставившей ему дочь Августу, женился вторично – по расчету, на наследнице богатого эсквайра Джорджа Гордона.

Детские годы Байрон провел в Шотландии, в небольшом городке Эбердине.Первые впечатления мальчика были связаны с дикой шотландской природой, жизнью и преданиями горцев. Они послужили основой для целого ряда юношеских стихотворений, в которых воспета суровая природа горной Шотландии с ее водопадами, ущельями, с ее морем (“Хочу я быть ребенком вольным…”, “Лакин-и-Гар” и др.). Когда Байрону было 10 лет, он унаследовал титул лорда и фамильный замок Ньюстед (в прошлом католический монастырь), пожалованный предкам Байрона во время Реформации. Полуразрушенный замок – Ньюстедское аббатство, его тенистый парк впоследствии не раз упоминаются в поэзии Байрона.

В 1801 году мальчик поступил в школу. Местечко Харроу, где была расположена школа, с его холмами и рекой составляла полную противоположность мрачному Ньюстедскому аббатству. В школе Байрон изучает латинский и греческий языки, знакомится с историей античного мира, занимается английской литературой. Он много читает; книги становятся его страстью. Его пытливый ум начинают привлекать идеи французских мыслителей XVIII века.

В школьные годы обнаружились многие черты характера Байрона, которые он сохранил на всю жизнь: серьезность, способность глубоко задумываться над событиями окружающей жизни и вместе с тем веселость, порывистость, жизнерадостность.В раннем детстве Байрон был малоподвижным, болезненным ребенком; в школе он вырос и окреп физически, с увлечением занимался спортом: греблей, верховой ездой, стрельбой и плаванием. Его слава спортсмена, отличного наездника и превосходного пловца утвердилась позднее, в университете, и особенно после того, как в 1810 году, во время первого путешествия, он переплыл Дарданелльский пролив. Итальянцы, друзья Байрона, прозвали его “англичанин-рыба”. В школе Байрон всегда брал под свое покровительство младших, более слабых товарищей, защищая их от нападок старших школьников. Верный друг и хороший товарищ – таким был он в школьные годы, таким он оставался и в течение всей своей жизни.

В 1805 году, окончив школу в Харроу, Байрон поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, где познакомился с Джоном Хобхаусом (1786—1869), до конца жизни поэта самым близким другом. В годы студенчества появился первый сборник его лирических стихотворений – “Часы досуга”, в который Байрон включил свои юношеские произведения.Официальная пресса недоброжелательно встретила первую книгу Байрона. Но юный поэт принял вызов и ответил своим противникам сатирой “Английские барды и шотландские обозреватели”. Он подверг резкой критике современную английскую литературу, связанную с интересами собственников, прежде всего ее, наиболее реакционное крыло – поэтов так называемый “озерный школы”: Вордсворта, Кольриджа и Саути. Появление названия “Озерная школа” было связано с пристрастием этих поэтов к одному из районов северо-западной Англии, где еще сохранялись старые, патриархальные условия жизни, воспевавшиеся реакционными романтиками. В этом “краю озер” часто бывали Вордсворт и его друзья. Их объединяли общие политические и литературные взгляды. Своей сатирой Байрон нанес сокрушительный удар признанным певцам буржуазно-аристократической Англии – удар, который ему не могли простить. Когда, отпраздновав свое совершеннолетие, Байрон в 1809 году впервые появился в парламенте, он был враждебно встречен палатой лордов. Конфликт между поэтом и реакционным английским обществом постепенно нарастал. Летом того же года Байрон отправился в первое свое путешествие в страны Ближнего Востока; покидая родину, он, как и герой написанных в результате этого путешествия первых двух песен поэмы “Паломничество Чайльд Гарольда”, грустит о близких ему людях; среди них – мать и любимая сестра Августа, верная дружба которой осталась для Байрона неизменной опорой в течение всей жизни. Во время путешествия Байрон посещал Португалию, затем вместе с одним из друзей верхом пересек юго-западную Испанию, из Гибралтара отправился на остров Мальта, странствовал по Албании и Греции. Результатом путешествия были первые две песни “Паломничества Чайльд Гарольда” – поэмы, которая принесла молодому поэту мировую известность.

Звание лорда и пэра налагало определенные обязанности, и 27 февраля 1812 года Байрон произносит речь в палате лордов. Это было его первое выступление в столь уважаемом собрании Англии – и весьма успешное. А два дня спустя после этого события были изданы первые песни поэмы «Чайльд-Гарольд». Поэма имела потрясающий успех, и небывалый тираж в четырнадцать тысяч экземпляров раскупили всего за один день. Автор же за этот день превратился в главную литературную знаменитость Британии. Впрочем, Байрона опечалило и это – он уверился, что теперь его проза никогда и никому не будет нужна.

Поэма о путешествии Чайльд-Гарольда стала откровением не только для британцев, но и для всей Европы. В ней явно прозвучало не только сочувствие к испанским крестьянам и героизму их женщин, не только напоминание о погибшей славе Греции, но и горячий призыв к всеобщей свободе. Несмотря на, казалось бы, циничный тон стихов, отношение автора к окружающей действительности лежало буквально на поверхности, и было понятно любому читателю. Родился и новый литературный типаж – образ Чайльд-Гарольда вошел в поэзию всего мира как «байронический герой» и вызвал множество подражаний.

С 1820 по 1823 год появились, среди сонма прочих великолепных произведений, «Пророчество Данте» и «Первая песня МоргантеМаджиора», несколько песен поэмы «Дон Жуан», «Видение страшного суда», «Вернер», «Сарданапал» и «Каин».

В этот период поэт жил в Европе. Байрон был уверен, что напрочь забыт в Англии. Еще в 1821 году он договорился с Шелли о совместной работе над изданием журнала «Либерал», но сделали они только три номера. Вполне возможно, это и впрямь было обусловлено тем, что Байрон потерял свою популярность, и его место в умах англичан заняли другие кумиры. Другие исследователи утверждают, что дальнейшие действия Байрона были обусловлены вспыхнувшим в Греции восстанием.

Байрон провел переговоры с английским комитетом, созданным для помощи греческому народу, и решился участвовать в восстании. На собственные деньги он приобрел бриг, снабдил его припасами и оружием, а также полностью экипировал пятьсот солдат. 14 июля 1823 года лорд Байрон во главе этого отряда отплыл к греческим берегам. Но в Греции Байрона никто не ждал – руководство восставших постоянно раздирали распри и попытки захватить власть над движением. Английского лорда это не остановило, но зато прибавило проблем. Расходы росли, и Байрон приказал продать все свое оставшееся в Англии имущество, а вырученные средства перевести восставшему греческому народу. Повстанцы относились к поэту с большим уважением, потому что именно он благодаря своим талантам сумел объединить несогласованные и разношерстные группировки и организовать хотя бы какое-то подобие порядка.

Байрон заболел в Миссолонги лихорадкой, но даже болезнь не смогла помешать ему заниматься делом освобождения Греции. Его очень беспокоило известие о болезни дочери Ады. Когда пришла радостная весть о выздоровлении девочки, поэт на радостях отправился на прогулку вместе с графом Гамба. Но во время этой прогулки прошел сильный ливень, и на лихорадку наложилась пневмония. В горячечном бреду Байрон выкрикивал отрывочные фразы, поминая не мать и не любимых им женщин – но свою дочь и судьбу Греции.

19 апреля 1824 года Джордж Ноэл Гордон Байрон умер. Его тело отвезли в Англию и захоронили в родовом склепе. Английский поэт был признан после смерти национальным героем Греции.

Чарлз Диккенс (1812-1870) – один из самых знаменитых англоязычных романистов, прославленный создатель ярких комических характеров и социальный критик. Родился в Лендпорте близ Портсмута в семье клерка морского ведомства. Чарльз был вторым из восьми детей. Читать его научила мать, и до двенадцати лет будущий писатель ходил в школу. В 1822 г. его отец был переведен в Лондон. Родители с шестью детьми в страшной нужде ютились в Кемден-Тауне. В двенадцать лет Чарлз начал работать за шесть шиллингов в неделю на фабрике ваксы в Хангер-форд-Стерз на Стрэнде. 20 февраля 1824 г. его отец был арестован за долги и заключен в тюрьму Маршалси. Получив небольшое наследство, он расплатился с долгами и 28 мая того же года был освобожден. Около двух лет Чарлз посещал частную школу под названием Академия Веллингтон-Хаус.

Работая младшим клерком в одной из адвокатских контор, Чарльз начал изучать стенографию, готовя себя к деятельности газетного репортера. Сотрудничал в нескольких известных периодических изданиях и начал писать беллетристические очерки о жизни и характерных типах Лондона. Первый из них появился в «Манслимэгэзин» в декабре 1832 г. В январе 1835 г. Джордж Хогарт, издатель «Ивнингкроникл», попросил Диккенса написать ряд очерков о городской жизни. 2 апреля 1836 г. был издан первый выпуск «Пиквикского клуба». Вначале отклики были прохладными, да и продажа не сулила больших надежд. Однако число читателей росло; к концу издания «Посмертных записок Пиквикского клуба» каждый выпуск расходился в количестве 40 тысяч экземпляров.

Ранней весной 1836 года молодой писатель обручился с Кэтрин Хогарт. Потом Чарлз и Кэтрин поженились и обосновались в холостяцкой квартире Диккенса.

Диккенс принял предложение Ричарда Бентли возглавить новый ежемесячник «Альманах Бентли». Первый номер журнала вышел в январе 1837 г., за несколько дней до рождения первого ребенка Диккенса, Чарлза младшего. В февральском номере появились первые главы «Оливера Твиста». Еще не закончив «Оливера», Диккенс принялся за «Николаса Никльби», очередной серии в двадцати выпусках для Чапмана и Холла. С ростом благосостояния и литературной известности укреплялось и положение Диккенса в обществе. В1837 г. он был избран членом клуба «Гаррик», в июне 1838 г. — членом знаменитого клуба «Атенеум».

Возникавшие время от времени трения с Бентли заставили Диккенса в феврале 1839 г. отказаться от работы в «Альманахе». Выходит в свет «Лавка древностей» и «Барнаби Радж». В январе 1842 г. супруги Диккенс отплыли в Бостон, где многолюдная восторженная встреча положила начало триумфальной поездке писателя через Новую Англию в Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон и дальше — вплоть до Сент-Луиса.

В 1849 г. Диккенс приступил к роману «Дэвид Копперфилд», который с самого начала имел огромный успех. В 1850 г. он начал издавать еженедельник ценою в два пенса — «Домашнее чтение». В конце 1850 г. Диккенс совместно с Булвер-Литтоном основали Гильдию литературы и искусства для помощи нуждающимся литераторам. К этому времени у Диккенса было восемь детей (один умер в младенчестве), а еще один, последний ребенок, должен был вот-вот родиться. В конце 1851 г. семья Диккенса переехала в дом на Тэвисток-сквер, и писатель начал работу над «Холодным домом».

Годы неустанного труда писателя омрачались растущим осознанием неудачи его брака. Во время занятий театром Диккенс полюбил молодую актрису Эллен Тернан. Несмотря на клятвы мужа в верности, Кэтрин покинула его дом. В мае 1858 г., после развода, Чарлз-младший остался с матерью а остальные дети —с отцом. Прекратив выпускать «Домашнее чтение», он весьма успешно начал издавать новый еженедельник «Круглый год», печатая в нем «Повесть о двух городах», а затем «Большие надежды».

Его последним законченный романом стал «Наш общий друг». Здоровье писателя ухудшалось. Несколько оправившись, Диккенс начал писать «Тайну Эдвина Друда», который был написан лишь до половины. 9 июня 1870 г. Диккенс умер. На закрытой церемонии, состоявшейся 14 июня, тело его было погребено в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.

Эдвард Лир (1812-1888) – английский художник и поэт, один из основоположников «поэзии бессмыслицы», автор многочисленных популярных абсурдистских лимериков.

Эдвард Лир родился 12 мая 1812 года в лондонском предместье Хайгейт. Он был 20-м ребёнком в семье, и его воспитанием занималась старшая сестра Энн. Когда Эдварду было 15 лет, он вместе с сестрой обосновался в отдельном доме.

Когда Эдвард был подростком, его отец обанкротился и попал в тюрьму за долги. Детям пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь.

В 15 лет начинающий художник продавал собственные картины с птицами. Мальчуган часто работал с экзотическими «моделями» в лондонском зоопарке, рисовал забавные шаржи и слагал шуточные стишки. Талант живописца настолько поразил графа Дерби, что знатный аристократ попросил Лира нарисовать свою коллекцию тропических птиц. Внукам Дерби очень понравились рисунки и весёлые стихи мастера.

Будучи талантливым художником, Лир начал работать книжным иллюстратором. В возрасте 19 лет он выпустил свою первую книгу «Иллюстрации семейства Пситтацидов, или Попугаев».

С детства у Эдварда Лира было слабое здоровье — он страдал эпилепсией, астмой, а в зрелом возрасте к этому добавилась ещё и частичная потеря зрения.

В 1846 году Лир выпустил «Книгу нонсенса» («A BookofNonsense» — переводится также как «Книга чепухи» или «Книга бессмыслиц»), включавшую забавные лимерики. Вскоре этот жанр приобрёл значительную популярность.

В том же 1846 году уроки рисования у Лира, наслышавшись о его талантах, брала сама королева Виктория. Оба остались довольны друг другом, а Лир продолжал карьеру художника до конца дней.

Стиль и сюжеты нонсенса Лира оказали влияние на творчество его современника — Льюиса Кэррола, на французских сюрреалистов, русских обэриутов (поклонником Лира был Даниил Хармс).Сочинением лимериков баловались Р. Киплинг, Дж. Голсуорси, Дж. Джойс и еще сотни и тысячи известных и безымянных пиитов, не только в Англии, но и в России и в разных других уголках земли.

Слово «нонсенс» придумал Эдвард Лир (1812—1888), основоположник английской детской литературы, создатель нового направления —юмористической литературы абсурда.

Эдвард Лир был человеком необычайно одаренным, поэтому остро воспринимал жизненные конфликты. Поэт, художник, немного композитор, с ярко выраженным юмористическим и ироническим отношением к окружающему миру, Лир воспринимал нелепость ханжеских нравов в смешномаспекте, словно сокрушаясь, что люди так несовершенны, создали обременительные условности, мешающие естественному проявлению человеческих чувств, искренности, радости.

Никогда не обучаясь музыке, Эдвард Лир писал замечательные песни. Он исполнял их на званых обедах и пел так хорошо, что иногда слушатели не могли удержать слёз!

Лир писал картины правой рукой, а стихи – левой! Одним из самых близких друзей Эдварда был его кот – Олд Фосс. Художник часто рисовал его. Любимый кот прожил 17 лет. Живописцу нравились не все животные. В частности, он боялся лошадей и больших собак!

Сам он был своего рода отшельником. Из-за плохого здоровья или по другим причинам рано покинул Англию, многопутешествовал, долгое время жил во Франции, Италии.

Поэт скончался 29 января 1888 года.

Лир написал большое количество песен, баллад и стихов-нонсенсов. В 1846 году он выпустил первый сборник нонсенсов, позднее вышли еще три. Все в этих книгах поставлено с ног на голову, стихи-перевертыши и странные картинки, нелепыесказки и бестолковая ботаника, несуразная азбука и никудышная кулинария. Лир переосмыслил эксцентрическое начало, свойственное английскому фольклору, сделав его главным принципом своей поэзии. Во всех нелепицах на самом деле много смысла и много игры. Игра со словом и со смыслами развивает чувство языка.

В сказке Эдварда Лира «Чики-Рики — воробей», кроме забавной истории о заботливом воробьином семействе, примечателен припев — песенка воробья. Если на такую подробностьне обратить внимание ребенка, останется незамеченным тот добрый юмор, улыбка, всеобъемлющая любовь к маленькой,суетливой птичке. Что может быть проще песенки воробья?

Поэт изображает воробьиное чириканье четыре раза по-разному. Такое нужно не только суметь, но и услышать столько переливов звука в обыкновенном «чик-чирик».

Лимерик — старинный народный жанр, который Лир использовал как наиболее приемлемый для шутливых импровизаций. Название «лимерик» идет от ирландского города Лимерика: в этом городе, по преданию, распевались такие импровизированные народные песни во время застолья. Лимерик состоит из пяти строк, две из которых либо повторяются,либо варьируются (тогда повторяется только рифма). В первой, довольно длинной строке лимерика, обычно описывается, кто и где жил да был. Вторая, тоже довольно длинная строка, знакомит с какой-то интересной особенностью героя. Третьяи четвертая строки короткие — они повествуют о неожиданных и невероятных событиях, странном поступке героя. Пятаястрока, довольно длинная и самая смешная, часто повествуето реакции окружающих на поступок героя. Рифма в лимерике строго фиксирована: первая и вторая строки рифмуютсяс пятой, а третья с четвертой.

Льюис Кэрролл (1832-1898) (настоящее имя Чарльз Лютвидж До́джсон, или Чарльз Латуидж До́джсон). Родился 27 января 1832 г. в деревушке Дарсбери (графство Чешир) в большой семье сельского священника. Ещё в детстве Чарльз увлекался литературой; он устроил собственный театр марионеток и сочинял для него пьесы.

Будущий писатель хотел стать священником, как и его отец, поэтому поступил в Оксфордский университет на богословский факультет, но там увлёкся математикой. Затем он четверть века преподавал математику в оксфордском Крайсчёрч-колледже (1855—1881 гг.).

4 июля 1862 г. молодой профессор Доджсон отправился на прогулку с семьёй своих знакомых Лидделлов. Во время этой прогулки для Алисы Лидделл и двух её сестёр он рассказал сказку о приключениях Алисы. Чарлза убедили записать придуманную им историю. В 1865 г. «Алиса в Стране чудес» вышла отдельной книжкой. Однако Доджсон, к тому времени уже принявший сан священника, не мог подписать её своим именем. Он взял псевдоним Льюис Кэрролл. Сам автор считал «Алису» сказкой для взрослых и только в 1890 г. выпустил её детский вариант. После выхода первого издания сказки от читателей пришло множество писем с просьбой продолжить увлекательную историю. Кэрролл написал «Алису в Зазеркалье» (вышла в 1871 г.). Познание мира через игру, предложенное писателем, стало распространённым приёмом в детской литературе.

Книги об Алисе не единственные произведения Кэрролла.

В 1867 г. он единственный раз в жизни покинул Англию, вместе со своим другом, отправившись в Россию. Полученные впечатления Кэрролл описал в «Русском дневнике».

Он написал также стихотворения для детей и книгу «Сильвия и Бруно».

Сам писатель называл свои сочинения нонсенсом (бессмыслицей) и не придавал им значения. Главным делом жизни он считал серьёзный математический труд, посвящённый древнегреческому учёному Евклиду.

Современные специалисты считают, что основной научный вклад Доджсон внёс своими трудами по математической логике. А дети и взрослые с удовольствием читают его сказки.

Умер писатель 14 января 1898 г. в Гилфорде.

Френсис Бёрнетт (1849-1924).

Фрэнсис Элиза Ходжсон родилась 24 ноября 1849 года в Манчестере, Англия. Когда девочке было три года (1854 г.), неожиданно умер её отец, Эдвин Ходжсон, состоятельный торговец скобяными изделиями. Мать, оставшаяся вдовой с пятью детьми, пыталась вести дела мужа, и некоторое время ей это удавалось. Но скоро спокойной и обеспеченной жизни пришел конец. Через три года семья переехала в другой дом, расположенный на улице, по которой проходила граница между респектабельным городом и трущобами. Из окон нового дома была видна соседняя улица, где ютилась фабричная беднота. Здесь в течение почти целого десятилетия юная Фрэнсис наблюдала жизнь бедняков, глубокий интерес и сочувствие к которым она сохранила до конца своих дней.

Литературные способности Фрэнсис обнаружила еще, будучи ученицей маленькой частной школы, расположенной на той же улице. Свои рассказы она записывала в тетрадях для кухонных расходов.

Когда Фрэнсис исполнилось 16 лет, в 1865 году, мать продала приносившее одни убытки дело и приняла решение ехать в Америку, где в Ноксвилле (штат Теннесси) жил ее брат, державший небольшую бакалейную лавку. Первые годы в Теннесси были очень трудны — кончилась Гражданская война, потерпевший поражение Юг лежал в руинах. Ходжсоны поселились в простой деревянной хижине в деревне неподалеку от Ноксвилла; привезенные из Англии приличные платья, которыми девицы поражали соседей, щеголявших в мешковине, вскоре износились; на жизнь приходилось зарабатывать самым простым трудом, не гнушаясь никаким заработком. Фрэнсис начала писать, чтобы помочь семье. В своей автобиографии она рассказала, что нанималась работать на сбор винограда, чтобы оплатить почтовые расходы по рассылке рукописей в разные журналы. Ее рассказы — под различными псевдонимами — стали появляться в печати.

В 1867 году умерла миссис Ходжсон; 18-летняя Фрэнсис осталась главой семьи. На ее рассказы обратили внимание; началось ее сотрудничество с журналом "Скрибнерз" и некоторыми другими престижными журналами, литературный уровень которых значительно выше обычных периодических изданий. Вскоре фирма "Скрибнерз" стала печатать в своем издательстве и книги Фрэнсис; сотрудничество это продолжалось, за небольшими исключениями, всю ее жизнь.

В 1873 году Фрэнсис вышла замуж за доктора Свона Бёрнетта. От этого брака у нее было двое сыновей: Лайонел и Вивьен, послуживший прототипом для Седрика Эррола. Доктор Бёрнетт был видным специалистом по глазным болезням; позже он написал классический труд в этой области. Он взял на себя ведение всех издательских дел своей жены и оказался весьма деловым литературным агентом.

В 80-е годы Бёрнетт уже известная писательница; ее романы и повести печатаются по обе стороны океана. Среди лучших ее произведений — первый роман "Эта девчонка О'Лоури", написанный по воспоминаниям о манчестерских бедняках, повести и романы из американской и английской жизни, рассказы и повести для юношества. Она живет в Вашингтоне, в Нью-Йорке, в Бостоне, ездит в Англию и на континент, подолгу живет там, общаясь с американцами, уехавшими в Европу, и с самым знаменитым из них — Генри Джеймсом. Она покупает и продает дома, устраивает судьбу родных и друзей, благодетельствует, помогает... Она дружит с Марком Твеном, Оливером Венделлом Холмсом; в ее доме бывает Оскар Уайльд, совершающий свое сенсационное турне по Соединенным Штатам; среди поклонников ее творчества — Харриет Бичер-Стоу, американский поэт Джеймс Рассел Лоуэлл, английский премьер-министр Гладстон, американский президент Гарфилд.

В 1886 выходит один из наиболее известных романов ФрэнсисЭлизы — "Маленький лорд Фаунтлерой". Книга выдержала более 20 изданий. "Фаунтлерой" сразу стал бестселлером. В первый же год после выхода в свет были проданы 43 тысячи экземпляров — огромная цифра для того времени! Всего за период, прошедший после его публикации, было продано свыше миллиона экземпляров — на одном только английском языке, не считая переводов. По "Фаунтлерою" ставились спектакли, снимались фильмы — в одном из них главную роль исполнял Бастер Китон, в другом — Мэри Пикфорд, очень популярные актеры того времени.

С середины 1890-х ФрэнсисЭлиза жила главным образом в Англии, в 1905 году она получила американское гражданство и в 1909 году переехала в Соединенные Штаты навсегда.

Фрэнсис Элиза Бёрнетт умерла в Нью-Йорке и похоронена рядом с могилой её сына Вивиана. В ногах могилы стоит памятник её сыну Лайонелу в натуральную величину.

Роберт Стивенсон (1850-1894) - английский писатель шотландского происхождения. Родился в Эдинбурге. После окончания школы поступил в Эдинбургский университет. Остановив свой выбор на юриспруденции, получил звание адвоката, но не занимался практикой.

В 1873-1879 гг. жил преимущественно во Франции на скудные заработки подающего надежды литератора.

Совершил путешествие на байдарке по рекам Франции, описанное в его первой опубликованной книге «Путешествие вглубь страны», и пеший поход, описанный в «Путешествии с ослом в Севенны». В деревушке Грез, куда съезжались художники, встретил Франсес Матильду Осборн, американку старше его на десять лет, увлекавшуюся живописью. Разъехавшись с мужем, она жила с детьми в Европе. Стивенсон горячо полюбил ее, и, как только развод был получен, 19 мая 1880 г. влюбленные сочетались браком в Сан-Франциско. Их совместная жизнь была отмечена неусыпной заботой Фанни о болезненном муже. Стивенсон подружился с ее детьми, а впоследствии его пасынок Ллойд Осборн стал соавтором трех его книг: «Ошибка», «Отлив» и «Потерпевшие кораблекрушение».

Свою литературную деятельность он начал с чрезвычайно ценимых в ту пору эссе, написанных в непринужденной форме, и никогда не изменял этому жанру. Удачны его статьи о писателях и писательском искусстве — «Скромное возражение», «Сновидения», «О некоторых технических элементах литературного стиля».

В 1880 г. Стивенсону был поставлен диагноз — туберкулез. В поисках целительного климата он посетил Швейцарию, юг Франции, Борнмут (Англия) и Саранак-Лейк в штате Нью-Йорк. Отчасти из-за плохого здоровья, отчасти чтобы собрать материал для очерков, Стивенсон с женой, матерью и пасынком отправился на яхте в южные области Тихого океана. Они посетили Маркизские острова, Туамоту, Таити, Гавайи, Микронезию и Австралию и приобрели участок земли на Самоа, решив надолго обосноваться в тропиках.

Климат острова пошел ему на пользу. Здесь были написаны лучшие его произведения: «Остров сокровищ», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», «Похищенный», «Владетель Баллантрэ». Его «Берег Фалеза» —один из лучших рассказов, когда-либо написанных о Южных морях.

В конце жизни автор работал над романом «Уир Гермистон», который мог бы стать в один ряд с замечательными произведениями писателя, однако, Стивенсон успел закончить лишь треть книги.

Писатель скоропостижно скончался в своем доме на острове Самоа 3 декабря 1894 года. Почитатели-самоанцы похоронили его на вершине соседней горы.

Слайд Оскар Уайльд (1854-1900).

Оскар Фингал О'Флаэрти Уилс Уайльд – английский литератор ирландского происхождения, критик, философ, эстет; в поздний викторианский период входил в число наиболее известных драматургов. Родился в семье врача 16 октября 1854 г. в ирландском Дублине. На протяжении 1864-1871 гг. учился неподалеку от родного города, в Эннискилленне, в Королевской школе Портора, где демонстрировал блестящее чувства юмора, проявил себя очень разговорчивым человеком с живым умом.

По окончании школы Уайльд стал обладателем золотой медали и стипендии, позволявшей продолжить обучение в Тринити-колледже в Дублине. Обучаясь здесь с 1871 по 1874 г., Уайльд, как и в школе, демонстрировал способности к древним языкам. В стенах этого учебного заведения им впервые были прослушаны лекции по эстетике, которые в совокупности с влиянием, оказанным на будущего писателя утонченным, высококультурным профессором-куратором, во многом сформировали его будущее «фирменное» эстетствующее поведение.

В 1874 г. Оскару Уайльду удается получить стипендию, позволяющую учиться в колледже Магдалины в Оксфорде (классическое отделение). Здесь у него сложилась репутация человека, который, не прилагая особых усилий, умеет блистать в обществе. В эти же годы происходит формирование его особого отношения к искусству. В эту же пору с его именем стали связывать всевозможные любопытные случаи и истории, он частенько оказывался в центре внимания.

Во время учебы в Оксфорде Уайльд предпринял путешествия в Грецию и Италию, и красоты и культура этих стран произвели на него сильнейшее впечатление. Будучи студентом, он становится обладателем Ньюдигейтской премии за поэму «Равенна». Выйдя из стен университета в 1878 г., Уайльд обосновывается в Лондоне, где становится активным участником светской жизни, быстро завоевав внимание остроумием, нетривиальной манерой поведения и талантами. Он становится революционером в области моды, его охотно приглашают в различные салоны, и посетители приходят посмотреть именно на «ирландского остроумца».

В 1881 г. выходит его сборник «Стихотворения», сразу же замеченный публикой. Лекции Джона Рескина превратили Уайльда в поклонника эстетического движения, считающего, что повседневная жизнь нуждается в возрождении красоты. С лекциями по эстетике в 1882 г. он предпринял турне по американским городам и был в это время объектом пристального внимания со стороны журналистов. В США Уайльд пробыл год, после чего, на короткое время, вернувшись домой, уехал в Париж, где состоялось его знакомство с Виктором Гюго, Анатолем Франсом, Полем Верленом, Эмилем Золя и другими крупнейшими представителями французской литературы.

По возвращении в Англию 29-летний Оскар Уайльд женится на Констанс Ллойд, которая становится матерью их двоих сыновей. Рождение детей сподвигло писателя на сочинение сказок. Кроме того, он писал для журналов и газет. В 1887 г. увидели свет его рассказы «Сфинкс без загадки», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Кентервильское привидение» и другие, вошедшие в дебютный сборник рассказов.

В 1890 г. публикуется роман, который приобретает невероятную популярность, - «Портрет Дориана Грея». Критики назвали его безнравственным, однако автор уже привык к критике в свой адрес. В 1890 г. существенно дополненный роман выходит еще раз, уже в виде отдельной книги (до этого его печатал журнал) и снабжается предисловием, ставшим своеобразным манифестом эстетизма. Эстетическая доктрина Оскара Уайльда была изложена и в сборнике статей «Замыслы», опубликованном в 1891 г.

С этого года и до 1895-го Уайльд переживает пик славы, которая была просто головокружительной.

В 1895 г. писателя приговорили к двум годам каторжных работ, за преступление. Бывшие друзья и поклонники в большинстве своем предпочли прервать с ним отношения. Во время пребывания Уайльда в тюрьме скончался самый близкий его человек – мать; жена, поменяв фамилию свою и детей, покинула страну. Уехал и сам Уайльд, вышедший на свободу в мае 1897 г. В 1898 г. им была написана автобиографическая поэма, ставшая последним поэтическим достижением, – «Баллада Редингской тюрьмы».

Менингит унес жизнь поэта 30 ноября 1900 г. Похоронили его на парижском кладбище Баньо, но спустя десяток лет останки были перезахоронены на кладбище Пер-Лашез. На могиле выдающегося литератора, который скончался на чужбине в нищете и безвестности, установили каменного сфинкса.

Артур Конан Дойл (1859-1930).

Родился 22 мая 1859 г. в Эдинбурге. Сын мелкого чиновника. Начальное образование получил в иезуитской школе, в 1876 г. поступил на медицинский факультет Эдинбургского университета.

После окончания учёбы Конан Дойл начал частную врачебную практику в Портсмуте.

В конце 80-х гг. XIX в. ради развлечения он написал первые детективные рассказы о сыщике-любителе Шерлоке Холмсе, которые вызвали у читателей неожиданный интерес. В 1891 г. Конан Дойл принял окончательное решение стать профессиональным писателем и переехал в Лондон.

Истории о детективе с Бейкер-стрит оказались невероятно популярны, многие даже сочли Холмса реально существующим человеком. Автор получал огромное количество писем, адресованных сыщику. Опасаясь стать «писателем одного персонажа», в 1893 г. Конан Дойл «умертвил» своего героя, что вызвало бурю негодования у публики. В 1902 г. из-за материальных затруднений ему пришлось «воскресить» сыщика, и новые рассказы о Холмсе продолжали появляться до 1927 г.

Конан Дойл написал также немало исторических и фантастических повестей и романов («Изгнанники», 1893 г.; «Затерянный мир», 1912 г., и другие).

В поисках новых впечатлений он в разное время плавал к берегам Гренландии и Африки, охотился на китов и крокодилов, был в составе многомесячной экспедиции в Египте. В 1899— 1902 гг., уже будучи известным писателем, в качестве полкового врача участвовал в англо-бурской войне.

Гибель сына в Первой мировой войне, переживания по поводу судьбы отца, скончавшегося в доме для умалишённых, глубоко потрясли писателя. Порвав с прежним литературным окружением, в 1917 г. он публично отрёкся от католицизма.

В дальнейшем стал членом оккультного общества «Золотая заря», президентом Британской коллегии оккультных наук, создал фундаментальную «Историю спиритизма»; до конца жизни возглавлял ряд английских и международных оккультных организаций.

Скончался 7 июля 1930 г. в Кроуборо.

Джеймс Барри (1860-1937) — британский драматург и романист, создатель образа «вечного мальчика» — Питера Пэна.

Он родился 9 мая 1860 года на окраине маленького шотландского городкаКирримьюир в семнадцати милях от города Данди. Отец его, Дэвид Барри, был простым ткачом. Мать, Маргарет Огилви, сохранившая, по обычаю многих шотландских семей тех лет, свою девичью фамилию, была женщиной одаренной. Она прекрасно пела песни родной Шотландии, помнила бесчисленные легенды и народные сказания. Она привила детям любовь к родному фольклору и воспитала в них чувство независимости.

Семейство Барри жило бедно, во многом себе отказывая, чтобы осуществить заветную мечту — дать сыновьям образование. Старший брат Александр, получив, наконец, место преподавателя в Глазго, взял на себя заботы о дальнейшем образовании Джеймса. С его помощью Джеймс окончил школу, а потом и Эдинбургский университет. По окончании университета он в 1883-1884 гг. работал в редакции газеты «Ноттингем Джорнэл». Также он активно сотрудничал как журналист с эдинбургскими и лондонскими изданиями. В 1885 г. Барри переехал в Лондон, где прожил до конца своих дней.

Журналистская известность пришла к Барри с публикацией серии очерков, в которых изображалась жизнь маленького шотландского городка в первой половине XIX века. В 1888 на основе этих очерков выходит его книга «AuldLichtIdylls». Название можно перевести как «Идиллии Старых Огней», но жизнь, описанная им в этой книге, была далеко не идиллической. Бедность, пуританская узость взглядов, вмешательство церкви в частную жизнь — таким изображает Барри вымышленный городок Трамз, прототипом которого послужил его родной город Кирримьюир. Трамз впоследствии стал местом действия ещё двух романов писателя.

В ряде пьес Барри, таких как «Дорогой Брут», «Мы должны присоединится к дамам?», «Мэри Роз», содержатся фантастические, мистические мотивы. К мистике относится и «страшная» рождественская история «Прощай мисс Джулия Логан: В зимней сказке».

Однако всемирную известность и славу Джеймсу Барри принёс созданный им образ волшебного мальчика Питера Пэна.

Вершиной его творчества стала книга «Питер Пэн и Венди», вышедшая в 1911 году. (Автор и британские издатели называют её романом, в традиции российского книгоиздания её определяют как повесть.) Однако книге предшествовали два произведения, которые были как бы предварительными ее разработками. Оба они возникли из рассказов писателя мальчикам семьи Дэвис и игр, в которые он играл с ними. Джеймс Мэтью Барри познакомился с Сильвией и Артуром Дэвис ещё в 1887 году. Знакомство переросло в крепкую дружбу, которая оказала огромное влияние на творчество и саму жизнь Барри. После смерти супругов он стал опекуном их пятерых сыновей, взяв на себя все заботы по их воспитанию и образованию.

В 1902 году Барри опубликовал роман «Белая птичка». Произведение это обращено ко взрослым, однако включает в себя шесть сказочных глав, которые позже были выделены автором в самостоятельную книгу, названную им «Питер Пэн в Кенсингтонских садах» (1906). В ней рассказывается о раннем детстве Питера, о том, как и почему он убежал из дома и остался на острове посреди Круглого пруда в Кенсингтонских садах, о его дружбе и вражде с феями и эльфами, а также о его первых встречах с детьми «смертных». Ибо сам Питер — существо особого рода: «серединка на половинку» называет его старый ворон Соломон. По сути, в этой книге происходит рождение своеобразного мифа о Питере Пэне, дальнем родственнике козлоногого языческого бога Пана.

Через два года после опубликования «Белой птички» Барри написал и поставил пьесу «Питер Пэн», которая была единодушно признана лучшей пьесой для детей. Еще при жизни автора в Англии возникла театральная традиция — каждый год на Рождество в театрах детям показывают спектакли о Питере Пэне. Традиция эта жива и по сей день, распространившись на Соединенные Штаты и некоторые другие англоязычные страны. В пьесе Барри развивает историю о Мальчике, Который не Хотел Взрослеть, однако на первом месте в ней согласно законам жанра — событийная, зрелищная сторона.

Лишь в романе «Питер Пэн и Венди», окончательный замысел которого созрел к 1911 году, Барри соединил лирическое и игровое, поэзию и драму. Миф о Питере Пэне получил своё завершение. А сам роман, так же как «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, почти сразу же после выхода в свет перешагнул заданные ему возрастные рамки, войдя в «большую» литературу. Он многократно переиздавался, переводился на другие языки. На русском языке чаще всего издаются достаточно близкий к тексту перевод Н. Демуровой и сокращённый перевод-пересказ И. Токмаковой.

Книга неоднократно экранизировалась. Количество разнообразных телевизионных и театральных постановок, кукольных и музыкальных представлений о Питере Пэне не поддаётся подсчёту. Наиболее известными фильмами о Питере Пэне являются мультипликационный фильм Уолта Диснея «Питер Пэн» (1953) и художественный фильм Стивена Спилберга «Капитан Крюк» (1991). О неугасающем интересе к произведениям Барри свидетельствует и большое количество книг, написанных и изданных в последние годы, героями которых стали Питер Пэн, Капитан Крюк и фея Динь-Динь.

В 1912 г. в Кенсингтонском саду Питеру Пэну поставлен памятник, позднее такой же памятник появился в Ливерпуле и в Кирримьюире — на родине писателя. Немногие из литературных героев удостаивались такой чести.

Барри удостоился многих почестей: в 1913 был произведен вбаронеты, в 1922 награждён орденом «За заслуги»; в 1919—1922 стал ректором Сент-Эндрюсского университета, в 1930—1937 – канцлером Эдинбургского университета; с 1928 был президентом «Общества литераторов».

Джеймс Мэтью Барри скончался 19 июня 1937 года в возрасте 77 лет в Лондоне, не оставив прямых наследников.

Перед смертью он передал все права и доходы от «Питера Пэна» — переизданий, пересказов, театральных и кинопостановок — детской больнице на Грейт-Ормонд-стрит в Лондоне. В 1987 г. в знак уважения к выдающемуся соотечественнику Британский Парламент пошёл на беспрецедентный шаг, установив специальным актом бессрочное действие этих авторских прав.

Редьярд Киплинг (1865-1936).

Великий английский поэт и прозаик, реформатор литературы и самого языка,Джозеф Редьярд Киплингродился 30 декабря 1865 года в Бомбее, где его отец Джон Локвуд Киплинг был главой отделения в школе искусств.

Первые шесть лет жизни Редьярд был всеми любим, балован и счастлив, но в 1871 году он с младшей сестрой был отвезен в Англию и оставлен на воспитание у людей, оказавшихся равнодушными и жестокими (свои детские мучения Киплинг много позже описал в рассказе «Мэ-э, паршивая овца»). Единственными просветами были нечастые визиты к сестре матери Киплинга, вышедшей замуж за художника Эдварда Бёрн-Джонса. Друг семьи Уильям Моррис навсегда остался для Киплинга «дядей Топси», а Бёрн-Джонс послужил одним из прототипов мудрого и доброжелательного Тешу-ламы в романе «Ким».

Только через шесть лет, в 1877 году, мать забрала Редьярда из «дома страдания». Мальчик стал учеником школы «Вестворд Хо!», ковавшей кадры для колониальной службы, — хотя именно в эти годы, благодаря директору, образование приобрело более гуманитарный уклон. В 1881 году родители Киплинга, без его ведома, выпустили в свет сборник его стихотворений «Школьные стихи». Книга вышла в Лахоре, где Киплинг-старший занял пост куратора музея (именно в этой должности он изображен в «Киме») и стал одной из важных фигур культурной жизни города, да и региона.

В том же 1881 году Киплинг, окончив школу, вернулся в Индию и обнаружил, что первые детские впечатления – в том числе, и знание местных языков, – возвращаются к нему. Он занял пост помощника редактора «Гражданской и военной газеты» и принялся много ездить по стране, собирая материал для статей, очерков и рассказов. Превосходная память, искренний интерес к многообразию сущего, огромное личное обаяние – все это сделало Киплинга превосходным журналистом и немало способствовало его становлению как писателя. В 1886 году он выпустил первый «настоящий» сборник стихов — «Департаментские песенки», через год стал сотрудником более крупной аллахабадской газеты «Пионер», а еще через год оказалось, что рассказов и очерков об Индии, опубликованных за пять неполных лет, хватило на семь книг, распространявшихся, по большей части, в вагонах железной дороги северо-западной Индии. Несколько экземпляров добрались до Англии, где не сразу, но произвели фурор: это была радикально новая, мощная проза на сравнительно малоизвестном, но чрезвычайно интересном материале.

В 1889 году Киплинг покинул Индию и, в качестве корреспондента «Пионера», пересек через юго-восточную Азию и Америку (путевые заметки составили книгу «От моря до моря») — и, наконец, прибыл в Лондон. Следующие годы наполнены работой: новые сборники рассказов; первые, неудачные опыты романов («Свет погас», «Наулаха»). В 1892 году Киплинг женился на сестре своего покойного друга и соавтора, Каролине Балестье. Во время их свадебного путешествия банк, в котором писатель держал все свои сбережения, лопнул, и Киплинги были вынуждены на неопределенное время поселиться в американском штате Вермонт. Там у них родились две дочки — Джозефина и Элси. Одна за другой выходят новые книги Киплинга. Самые известные из них — «Казарменные баллады», «Книги Джунглей», «Семь морей».

В 1896 году Киплинги возвратились в Англию. Писатель ездил по стране и миру, побывал в Южной Африке, где завел дружбу с Сесилем Родсом. В 1899 году, во время визита в Америку, Киплинг заболел воспалением легких и был при смерти; лишь когда он окончательно выздоровел, ему сказали что от той же болезни умерла Джозефина. Вскоре началась англо-бурская война, в которой Киплинг всецело поддерживал политику Британии. Доля политических и агитационных произведений в его творчестве резко повысилась, но именно в эти годы Киплинг создал свой шедевр, книгу об открытости человека миру и людям: «Ким» стал одним из лучших романов ХХ века.

В 1902 году семейство Киплинга окончательно поселилось в Сассексе; и если раньше писатель называл Англию самой любимой из чужих стран, то теперь он окончательно обрел в ней свою родину. В поместье Киплинга и его окрестностях происходит действие дилогии «Сказки Пака».

Киплинг неизменно отказывался от правительственных наград (и даже от рыцарского звания), предпочитая оставаться независимым, однако Нобелевскую премию по литературе, присужденную в 1907 году, он принял. Ему было 42 года, и он до сих пор остается самым молодым из писателей, удостоенных этой награды.

С 1910-х годов, Киплинг становился — а вернее, казался, — все более несозвучным духовной жизни своего времени. Его обвиняли в империализме, шовинизме, антигуманизме и прочих грехах, но оказалось, что военная проза ХХ века немыслима без обращения к опыту Киплинга. На Первой мировой погиб его сын, и писатель увековечил память Джона, написав книгу о полке, в котором тот служил. Горькие стихи из книги «Междулетье» и рассказы 1910-20-х годов — памятник всем, кто погиб, и кто выжил на Великой войне.

Киплинг умер 18 января 1936 года и был похоронен в Вестминстерском аббатстве. В Великобритании он до сих пор остается спорной фигурой, но никто не подвергает сомнению его огромное влияние на литературу ХХ века.

Герберт Уэллс (1866 - 1946) - английский писатель, один из основоположников социально-философской фантастики.

Родился в Бромли, графство Кент, в семье лавочника. Карьеру Уэллса, возможно, определил несчастный случай — в детстве он сломал обе ноги, и проводил все время дома, благодаря чему много читал. Потом Уэллс окончил школу и получил дальнейшее образование в Педагогическом Колледже в Лондоне. Именно в Педагогическом Колледже Уэллс учился у известного биолога Томаша Хаксли, который оказал на него сильное влияние. «Научная фантастика» Уэллса (хотя он никогда не называл её так) явно была под влиянием его занятий в Педагогическом Колледже и интересов, которые он развивал в биологии.

Уэллс стал известным благодаря его первой работе — «Машина времени» в 1895 году. Вскоре после опубликования этой книги, Уэллс написал следующие: «Остров доктора Моро» (1895); «Человек-невидимка» (1897), и наиболее известную его работу: «Война Миров» (1898).

В эти годы Уэллс начал беспокоиться за судьбу человеческого общества в мире, где технология и научное развитие продвигаются очень быстро. В течение этого периода он был членом общества фабианцев (группа социальных философов в Лондоне, выступавших за осторожность и постепенность в политике, науке и общественной жизни). Уэллс теперь меньше писал научной фантастики, а больше работ по социальному критическому анализу.

После Первой Мировой Войны Уэллс издал несколько научных работ, среди них «Краткая история мира» (1920), «Наука жизни» (1929-39), написанной в сотрудничестве с сэром Джулианом Хукслеем и Джорджем Филиппом Уэллсом, и «Эксперименты в автобиографии» (1934). В это время Уэллс стал популярной знаменитостью, и продолжал много писать. В 1917 он был членом Исследовательского Комитета при Лиге Наций и издал несколько книг о мировой организации. В 1920 году писатель побывал в России и встречался с Лениным. В начале 1920-ых Уэллс был кандидатом в Парламент от партии лейбористов. Между 1924 и 1933 годами Уэллс жил главным образом во Франции. С 1934 по 1946 год он был международным президентом ПЕН. В 1934 он провел беседы со Сталиным, который его разочаровал; и Рузвельтом, пытаясь, впрочем, безуспешно, предложить ему свою схему сохранения мира. Уэллс был убежден, что западные социалисты не могут идти на компромисс с коммунизмом, и что лучшая надежда на будущее лежит в Вашингтоне. В книге «Святой террор» (1939) Уэллс описал психологическое развитие современного диктатора, иллюстрируемое карьерами Сталина, Муссолини, и Гитлера.

Уэллс прожил всю Вторую Мировую Войну в своем Регент Парке, отказываясь покидать Лондон, даже во время бомбежек. Его последняя книга «Ум на грани» (1945), выразила пессимизм относительно будущих перспектив человечества.

Герберт Уэллс умер в Лондоне 13 августа 1946 года.

Элинор Фарджон (1881-1965) - детская писательница и поэтесса. Писала стихи, рассказы и повести, притчи, песенные тексты к оперным спектаклям для детей, но главным в её творчестве были сказки. Также является автором сатирических рассказов для взрослых. Элинор Фарджон была лауреатом многих литературных премий; в наше время премия имени Элинор Фарджон ежегодно вручается обществом издателей Children's Book Circle («Круг детских книг»).

Элинор Фарджон родилась в Лондоне 13 февраля 1881г. Дочь популярного писателя Бенджамина Фарджона и Мэгги Фарджон, Элинор - родом из литературной семьи. Ее младшие братья Джозеф и Герберт тоже стали писателями, а старший - Гарри - композитором.

Элинор, которую в семье называли Нелли, росла робким ребенком с плохим зрением и слабым здоровьем. Она получила образование на дому. Много времени она проводила на чердаке, в окружении книг, где их была целая комната. Ее отец поощрял ее писательские наклонности с пяти лет. Она описала свою семью и детство в автобиографической повести "Питомник в девяностых" (1935). Хотя большую часть своей жизни она провела в литературных и театральных кругах Лондона, многое для вдохновения Элинор получила в детстве и во время семейного отдыха.

Отпуск во Франции в 1907 году вдохновил ее на создание истории трубадуров. Одна из ее ранних публикаций - томик стихов "Поклонение Пану", опубликованный в 1908 году, и «Детские песенки старого Лондона» (1916). Во время Первой мировой войны семья переехала в Сассекс, чьи пейзажи деревни и местные традиции оказали большое влияние на ее более позднее творчество. Именно в Сассексе протекает сюжет ее историй про Мартина Пиппина.

В 18 лет Элинор написала либретто для оперетты "Флоретта" на музыку своего старшего брата Гарри, который позже стал композитором и музыкальным педагогом. Она также сотрудничала со своим младшим братом Гербертом – шекспироведом и театральным критиком.

У Элинор был широкий круг друзей с литературным талантом - Дэвид Лоуренс, Уолтер Де Ла Мер и Роберт Фрост. В течение нескольких лет она дружила с поэтом Эдвардом Томасом и его женой. После смерти Томаса в апреле 1917 года во время битвы за Аррас, она оставалась рядом с его женой Еленой. Позже она опубликовала большую часть их переписки и написала книгу "Эдвард Томас: последние четыре года" (1958). После Первой мировой войны Элинор зарабатывала на жизнь как поэт и журналист. Часто публиковалась под псевдонимом, стихи Элинор появлялись в различных изданиях.Один из поэтических талантов Фарджон состоял в том, чтобы сделать историю легкой и запоминающейся. В поэзии Фарджон представлены святые, короли, тираны и известные события в таком виде, который запечатлевается в памяти юных читателей.

Пьесы Элинор Фарджон для детей были популярны в школьных театрах в 1950-х и 60-х годах, так как они легки для исполнения детьми и преподавателями. Одни из ее пьес состоят из многих частей - такие пьесы хороши для исполнения школьным классом; в других участвуют всего 3-4 персонажа - такие пьесы подходят для семейных постановок.Одна из самых заметных книг Элинор Фарджон - "Мартин Пиппин в яблоневом саду" (1921) и ее продолжение - "Мартин Пиппин на поле Дейзи" (1937). Хотя эти книги Фарджон задумала во Франции, когда увлеклась рассказами о трубадурах, в них описывается Сассекс, его настоящие деревеньки и местные особенности.В "Яблоневом саду" блуждающий менестрель Мартин Пиппин находит влюбленного пахаря, который просит его посетить сад с домом, в котором заперта его возлюбленная, и которую охраняют шесть девушек. Мартин Пиппин идет на помощь: он заслуживает доверие юных дев, рассказывая им истории любви. Хотя на первый взгляд эта книга детская, шесть любовных историй, которые в ней изложены, похожи на сказки Перро, такие как "Красавица и Чудовище" и "Золушка", и демонстрируют вполне взрослую глубину и переживания.Продолжение книги - "Мартин Пиппин на поле Дейзи" - про шестерых маленьких девочек, которых Мартин развлекает, пока они плетут венки из ромашек. В этой книге тоже шесть историй, на этот раз написанных для детей.

В 1955 году издательством Оксфордского Университета была издана книга Элинор Фарджон "Маленькая комната". Это сборник рассказов, которые считаются лучшими в ее творчестве. За эту работу Фарджон получила ежегодную Медаль Карнеги по литературе от Библиотечной Ассоциации, которая каждый год выбирает лучшие британские книги для детей.

В 1950 она получила три крупных литературных премии: ежегодную медаль Карнеги за книги для детей, Первую международную премию имени Ганса ХристианаАндерсена за значительный вклад в детскую литературу и Королевскую медаль Американской ассоциации католических библиотек.

Широкую известность в России Элинор Фарджон получила благодаря переводам её сказок «Седьмая принцесса» и «Хочу луну» (переводы Ольги Варшавер, Нины Демуровой).

Элинор Фарджон умерла в Хэмпстеде (Лондон) 5 июня 1965 года. Она похоронена на кладбище Сент-Джон в Хэмпстеде.

Скачать презентацию, 4 mb, pptx

Английские писатели, часть вторая


22 Мая

Артур Конан Дойл

22 мая 160 летсо дня рождения английского писателя Артура Конан Дойла (1859-1930). «Затерянный мир», «Белый отряд», «Страна туманов», «Записки о Шерлоке Холмсе» и др.

Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

Мы в Instagram

Мы в ВКонтакте

контакты


Сайт Занимательная Ростовология

Президент России - гражданам школьного возраста

Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

Информационно-развлекательный сайт Управления Роскомнадзора по Ростовской области

Культура.рф. Единый портал популяризации культурного наследия России

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра

Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Наши друзья

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых

Результаты независимой оценки качества услуг организации.

Всемирная зимняя универсиада – 2019

Официальный интернет-портал правовой информации.

VII Санкт-Петербургский международный культурный форум




Наверх