Ц Ц Ц
A A A
Горячие клавиши Настройки Обычная версия
Распечатать


Нажмите для увеличения. Семёнов Иван Максимович, известный художник-сатирик. Фото с сайта www.b1.culture.ru
Семёнов Иван Максимович, известный художник-сатирик. Фото с сайта www.b1.culture.ru

В ряду широко известных художников-сатириков, Семёнову, художнику яркого и сильного дарования, принадлежит видное место.

Иван Максимович Семёнов родился в Ростове-на-Дону. Его отец, по происхождению донской казак, поселился в Ростове, женился там. Тяга к рисованию появилась у мальчика еще в 6-7 летнем возрасте. Ему тогда пришлось месяца три лежать в постели — опрокинулся кипящий самовар и жестоко обварил его. Лежать было скучно, от нечего делать он брал лист бумаги, складывал его и вырезал что-то ножницами; разворачивал — получался интересный узор; он его наклеивал на оконное стекло. Увидела мать — попросила сделать рисунки для вышивки. С этого началось. Он то рисовал для матери узоры, то мелом на стене пейзажи, бытовые сценки.

Жилось Семёновым трудно, в семье было пятеро ребят. Старшему сыну Ивану пришлось бросить учение, чтобы своим заработком помогать родителям. На городском базаре весовщики платили ему за то, что он ставил на большие весы тяжелые гири и снимал их. Потом он стал продавать папиросы. Такая жизнь не радовала. Мальчик мечтал о путешествиях, о подвигах. Географический атлас был исчерчен вдоль и поперек маршрутами увлекательных поездок по всему свету. Летом голодного 1921 года вместе с приятелем — таким же мечтателем-подростком — пустились в дорогу. Скопили, сколько могли, денег, раздобыли обрез, патроны, два штыка… Ничего не сказав дома, приятели сели на поезд. Путь до Баку оказался нелёгким и занял целый месяц. Деньги скоро кончились, и с приключениями, беспризорничая, то пешком, то «зайцами», голодные и грязные, добрались они, наконец, до бакинского порта. Вечером, в темноте им удалось проникнуть на пароход, который должен был уйти в Персию. Ребята спрятались на полубаке, но утром, когда пароход всё ещё стоял у причала, путешественников обнаружили. Вернулись в Ростов уже в конце августа, через три месяца после побега.

В 1923 году Семёнов стал снова посещать школу. В Коммерческом училище делал с товарищами юмористические рисунки, сочинял к ним подписи. На длинных бумажных лентах — обрезках бумаги, которыми оклеивали в банке пачки денег, — он рисовал бесконечные серии занимательных приключений, картинку за картинкой. Когда пришлось торговать папиросами — ярко раскрашивал свой ящик, чтобы привлечь покупателей.

Только когда Семёнов снова стал школьником, удалось начать учиться рисованию по-настоящему. Его первый учитель С. К. Гамбарцумов организовал в школе для наиболее способных своих учеников, помимо обычных уроков, дополнительные занятия по живописи и рисунку. Группа занималась ежедневно по утрам до начала уроков в школе. Это было нелегко, но сильнее усталости была любовь к искусству. На общегородской выставке рисунков школьников работы Семёнова были премированы. Когда в Ростове создали пионерскую организацию, Семёнов написал для городского клуба пионеров клеевыми красками несколько панно; в знак благодарности его, вышедшего уже к этому времени из пионерского возраста, провозгласили «почётным пионером».

Гамбарцумов был не только хорошим педагогом, но и чутким человеком. Он видел, как трудно живётся семье Семёновых, и предложил своему ученику работу, дававшую хоть и небольшой, но регулярный заработок: два раза в месяц оформлять стенную газету в группкоме домашних работниц. Эту работу Семёнов продолжал выполнять и после окончания школы. Кроме рисования, у него было ещё одно увлечение – театр. Семёнов с головой ушёл в работу самодеятельного театра; он был и режиссёром, и актёром, и декоратором, и клоуном. Ставили инсценированные рассказы Чехова, сочиняли клоунады. Сами изобретали шумовые эффекты, сами мастерили парики и бороды. Самодеятельный театр под названием «Эльдорадо» просуществовал два года. Его выступления пользовались успехом, он давал даже выездные представления в рабочих клубах.

В 1925 году Семёнов окончил среднюю школу и поступил в медицинский институт. До начала занятий все лето он работал то помощником маляра на ремонте крыш, то землекопом на прокладке газопровода. В медицинском институте он проучился одну только зиму. Потом бросил – тяжело было одновременно и зарабатывать и учиться, да и медицина особенно не привлекала – гораздо интереснее было рисовать.

Весной 1926 в Англии забастовали горняки. Семёнову захотелось нарисовать карикатуру на международную тему. Карикатура называлась «Сотрудничество классов». В редакции «Молота» рисунок понравился, и на следующий день, 27 мая 1926 года он появился в газете. Вскоре после первой карикатуры была напечатана вторая, потом третья, и Семёнов стал постоянным сотрудником «Молота». Работа карикатуриста была его любимым занятием, и в ней он нашёл свое настоящее призвание.

В Ростове Семёнов работал до осени 1932 года. Много времени посвящал он спорту, играл в сборной футбольной команде Северокавказского края, успешно занимался и легкой атлетикой — в течение двух лет был чемпионом края по прыжкам в высоту. Интерес к спорту сохранился на всю жизнь, художник с особой охотой брался за рисунки на спортивные темы.

Весной 1931 года Семёнов послал карикатуру на международную тему в Москву, в редакцию «Крокодила». Рисунок занимал всю последнюю полосу журнала. Только через год с лишним после этого первого выступления в столичном журнале Семёнов решился переехать в Москву, чтобы там попытать свои силы. Обратиться сразу в редакцию какого-нибудь журнала или газеты у него не хватило смелости. Он начал работать в Сельхозгизе — перерисовывал на штрих технические иллюстрации. Однако привыкшему к живой газетной работе молодому художнику это вскоре наскучило. Он пошел в «Комсомольскую правду». Первый же рисунок, предложенный Семёновым, был напечатан 5 декабря 1932 года. На следующий день в газете появилась новая карикатура Семёнова — он «с ходу» включился в горячий ритм редакционной работы.

Став постоянным сотрудником газеты и участником коллектива, Семёнов оказался в кругу творчески активных, ищущих и пытливых товарищей по искусству.

В 1933 году Семёнов был принят в московский Союз советских художников, участвовал в выставке «Художники РСФСР за 15 лет». С 1936 года, продолжая работать для «Комсомольской правды», он начал регулярно делать карикатуры и для «Крокодила». Его рисунки печатались также в «Пионерской правде», в журналах «30 дней», «Смена» и других.

Количество рисунков Семёнова, напечатанных в газетах и журналах за годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, огромно. Мастерство Семёнова крепло, воспитывался художественный вкус, обогащался и жизненный опыт.

Осенью 1941 года командир запаса художник Иван Максимович Семёнов был призван в ряды защитников Родины и направлен в редакцию центральной военно-морской газеты «Красный флот». В качестве военного корреспондента он побывал на Чёрном море, на Балтике, в Заполярье — на больших кораблях и катерах-охотниках, у подводников Северного флота и полярных лётчиков далекой Вайенги. Он участвовал в боевых операциях флота, в прорыве блокады Ленинграда, в освобождении Орешка и Шлиссельбурга, в боях за Нарву. На страницах газеты печатались его зарисовки с натуры — портреты отличившихся в сражениях командиров и матросов, картины суровых будней всегда готового к бою советского флота, виды городов, отвоёванных у врага.

В 1946 году старший лейтенант Семёнов был демобилизован. Работая преимущественно для «Крокодила» — редкий номер теперь выходил без его карикатур, — он продолжает рисовать и для «Комсомольской правды». Его политические карикатуры стали появляться также на страницах «Правды».

В конце 1940-х годов Семёнов впервые начинает работать в области книжной иллюстрации, занявшей вскоре в его творческой практике немаловажное место. Он создаёт рисунки к выпускаемым в серии «Библиотека «Крокодила» юмористическим рассказам и стихотворениям писателей-сатириков, иллюстрирует повести и рассказы для детей и юношества.

Настоящие удачи Семёнова-иллюстратора начались с его рисунков к книге Н. Грибачева, А. Кривицкого и С. Смирнова «Десна-красавица», вышедшей в 1955 году. От добродушной шутки «Десны-красавицы» Семёнов перешел к социально заострённой сатире «Осады Бестерце» — книге венгерского писателя К. Миксата (1956г.). В последующие годы наиболее значительными работами Семёнова в области книжной иллюстрации были циклы рисунков к двухтомнику избранных произведений Джерома К. Джерома (1957г.), к «Году рыболова» М. Семёнова (1964 г.), «Тирольским элегиям» К. Гавличка-Боровского (1963 г.) и «Басням» Демьяна Бедного (1965г.).

Живее и занимательнее стали рисунки Семёнова и в книжках для детей, особенно в тех, где открывается простор для лукавой смешинки художника, в таких, например, как «36 и 5» С. Михалкова (1959г.), «Фантазёры» (1960г.) и «Живая шляпа» (1962г.) Н. Носова. И уж совсем хороши такие рисунки, где в качестве участников комических происшествий выступают собачки или птички («Бобик в гостях у Барбоса» или «Когда мы смеёмся» Н. Носова). История визита дворового Бобика к домашнему Барбосу, рассказанная писателем и показанная Семёновым, так понравилась маленьким читателям, что книжку приходилось не раз переиздавать, и общий тираж её превысил 3 миллиона экземпляров.

Через тридцать пять лет после неудавшейся мальчишеской эскапады ростовского папиросника Вани Семёнова, мечтавшего попасть в Америку, теперь – в 1958 году – известный не только у себя в стране, но и за её границами, художник Иван Максимович Семёнов пересёк океан как представитель советского сатирического искусства. По приглашению Ассоциации американских газетных карикатуристов он вместе с Виталием Горяевым присутствовал на конгрессе Ассоциации, проходившем в Индианополисе; затем оба художника путешествовали три недели по США, побывали в нескольких больших городах. В последующие годы Семёнов побывал в ряде зарубежных стран, а в 1962 году сопровождал вместе с Агнией Львовной Барто по городам Англии выставку советских детских книг и иллюстраций к ним, выступал с лекциями о работе наших художников в этой области.

Еще в 1956 году по его инициативе был создан первый в СССР юмористический журнал для маленьких детей – «Весёлые картинки». Иван Максимович сам сделал весь первый пробный номер – рисунки, текст, макет, – показал в Центральном Комитете комсомола; его предложение было одобрено, Семёнов стал ответственным редактором нового журнала. Он привлёк способных художников – по преимуществу молодёжь, поэтов, много рисовал сам. Иван Максимович придумал и нарисовал главного героя, ставшего символом журнала — Карандаша, — забавного, доброго и весёлого человечка с красным грифелем вместо носа, одетого в нарядную синюю блузу и зелёные брюки, на голове — элегантный берет, а на шее повязан красный бант; Карандаш быстро завоевал популярность, стал появляться не только на страницах журнала, но и в детских книжках, посвящённых приключениям его самого и его друзей. А «Весёлые картинки» так полюбились малышам, что тираж журнала вырос за десять лет в 13 с лишним раз и достиг 4 миллионов экземпляров.

Семёнов так же делает рисунки на открытках в серии «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека и других.

Свидетельством интереса к творчеству подлинно народного художника Ивана Максимовича Семёнова стали с успехом прошедшие в Москве выставки его произведений – передвижная и персональная 1963 года.

В 1955—1982 годах Семёнов И. М, жил в Москве на улице Верхняя Масловка, дом 3. Умер в 1982 году в Москве. Похоронен на Семёновском кладбище. Награждён двумя орденами и медалями.

Источники:

1. Художники земли донской : каталог выставки : (Художеств. жизнь края с XVIII в. по 30?е гг. XX в.) . - Ростов-на-Дону , 1980 . – С. 50-52.

2. Головкина, Г. И. А начинал он в главной газете Дона / Г. И. Головкина // Молот . – 1997 . – 17 апp. – С. 3.

3. Гуpвич, С. Оpужием сатиpы / Гуpвич С. // Молот . – 1986 . – 26 авг. С. 5.

4. Народный художник [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://detilus.ucoz.ru/publ/31-1-0-25

5. Немиров, Ю. Так далеко, так близко… / Немиров Ю. // Комсомолец . – 1979 . – 22 авг. – С. 3.



Представляем вам несколько книг из фонда нашей библиотеки где художником-иллюстратором был Иван Максимович Семёнов

Нажмите для увеличения. Барто, А. Л. Про щенков
Барто, А. Л. Про щенков

Барто, А. Л. Про щенков : стихи / Агния Барто ; худож. Иван Семенов . – Санкт-Петербург ; Москва : Речь , 2018 . – 16 с. : цв. ил. – (Любимая мамина книжка).


Нажмите для увеличения. Коршунов, М. П. Школьная вселенная
Коршунов, М. П. Школьная вселенная

Коршунов, М. П. Школьная вселенная : повести / Михаил Коршунов ; [рис. И. Семёнова] . – Москва : Детская литература , 1980 . – 287 с. : ил.


Нажмите для увеличения. Носов, Н. Н. Бобик в гостях у Барбоса. Весёлые рассказы
Носов, Н. Н. Бобик в гостях у Барбоса. Весёлые рассказы

Носов, Н. Н. Бобик в гостях у Барбоса. Весёлые рассказы / Н. Н. Носов ; худож. И. М. Семёнов. – Москва : Дрофа-Плюс , 2005 . – 159 с. : ил.


Нажмите для увеличения. Носов, Н. Н. Живая шляпа
Носов, Н. Н. Живая шляпа

Носов, Н. Н. Живая шляпа : рассказы / Николай Носов ; [худож. И. Семенов] . – Москва : Махаон : Издание И. П. Носов , 2010 . – 141, [2] с. : цв. ил. – (Серия "Библиотека детской классики").


Нажмите для увеличения. Носов, Н. Н. Когда мы смеемся
Носов, Н. Н. Когда мы смеемся

Носов, Н. Н. Когда мы смеемся : рассказ / Н. Носов ; рис. И. Семенова . – Москва : Издание И. П. Носова : Мелик-Пашаев , 2013 . – 14, [2] с. : цв. ил.


Нажмите для увеличения. Носов, Н. Н. Мишкина каша
Носов, Н. Н. Мишкина каша

Носов, Н. Н. Мишкина каша / Н. Носов ; рис. И. Семёнова . – Москва : Мелик-Пашаев , 2014 . – 15, [1] с. : ил.


Нажмите для увеличения. Носов, Н. Н. На горке
Носов, Н. Н. На горке

Носов, Н. Н. На горке / Н. Носов ; рис. И. Семенова . – Москва : Издание И. П. Носова : Мелик-Пашаев , 2013 . – 22, [1] с. : цв. ил.


Нажмите для увеличения. Необыкновенные приключения знаменитого путешественника Пети Рыжика и его верных друзей Мика и Мука
Необыкновенные приключения знаменитого путешественника Пети Рыжика и его верных друзей Мика и Мука

Необыкновенные приключения знаменитого путешественника Пети Рыжика и его верных друзей Мика и Мука : истории в картинках / рис. И. Семенова . – Москва : Мелик-Пашаев : Издание И. П. Носова , 2014 . – 141, [2] с. : ил.


Нажмите для увеличения. По щучьему веленью
По щучьему веленью

По щучьему веленью : русская народная сказка в пересказе И. П. Носова / худож. И. М. Семенов . – Москва ; Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 23 с. : цв. ил. – (Серия "Любимая мамина книжка").







21 Сентября 2018

Возврат к списку

Межбуквенный интервал:СтандартныйСреднийБольшой

Цвета:Черным по беломуБелым по черномуТемно-синим по голубому

Шрифт:Использовать ArialИспользовать TahomaИспользовать Open Sans