Версия для слабовидящих

Савченко Анатолий Михайлович (30 июня 1924 – 18 августа 2011)



Нажмите для увеличения. Савченко Анатолий Михайлович, советский и российский мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Фото с сайта www.ntts.lt
Савченко Анатолий Михайлович, советский и российский мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Фото с сайта www.ntts.lt

Савченко Анатолий Михайлович — советский и российский мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Родился 30 июня 1924 года в городе Новочеркасске.

Отец у него был фармацевтом, провизором, и художником-самоучкой. Всю жизнь рисовал, писал маслом, делал копии картин. У мальчика сказались отцовские гены – сам Савченко рисовал сколько себя помнит: «Как карандаш держать стал, так и рисовать начал»…

Тогда же, в 30-х, в стареньком новочеркасском кинотеатре перед началом сеанса юный Толя впервые увидел мультфильмы.

«Те ещё, старые, довоенные. Слабенькие совсем, как я теперь понимаю. Но, впечатление произвели». Детство у Савченко закончилось в тот самый день, что и у всех его ровесников, 22 июня 1941 года. А в 1942-м, когда фашисты заняли Новочеркасск, вместе с отступающей Красной армией ушёл и недавний школьник, в 17 лет ставший солдатом. Про войну Анатолий Михайлович рассказывал с большой неохотой: «Страшно было. Отступаем, ничего нет, ничего не понятно. Винтовки у мёртвых брали, какие-то совсем уже старые ружья в ход шли. Неразбериха полнейшая. Меня на Северном Кавказе ранило осколком в ногу, я до лазарета допрыгал, а мне показывают: видишь, какие тяжёлые лежат, ждут, пока до них очередь дойдет, врачей-то нет. Ступай лучше восвояси, сам видишь, не до тебя. Ну, я и ушёл. Ничего, оклемался. Молодой был, здоровый, повезло, наверное — не загноилось, затянуло, на ногах с войны вернулся».

Демобилизовавшись в 1947году, и заехав домой, Савченко уезжает в Москву – учиться на художника. И с первой же попытки поступает во ВГИК.

— «Конкурс большой был, да. Боялся, помню, страшно – там же были люди после художественных школ, с профильным образованием. А я что – самоучка. Но меня взяли. Я на вступительных три пятёрки получил – и за рисунок, и за живопись, и за композицию. Наверное, рисовать умел, что ещё сказать? Учился хорошо, меня в основном хвалили… У нас группа маленькая была, на мультипликацию всего три человека осталось, один, помню, испанец был, забыл как звали, он потом уехал. А все остальные с художественного на декораторов специализоваться ушли».

Распределившись после института на «Союзмультфильм», так там и проработал всю свою жизнь. В трудовой книжке — две строки: в 1953-м году принят на работу художником-постановщиком, в 1990-м с этой же должности уволен в связи с выходом пенсию. Вот и вся биография – ни карьерного роста, ни богатств, разве что глубочайшее уважение коллег – и мультипликаторов, и книжных иллюстраторов. Не случайно практически все коллеги, говоря о Савченко, прежде всего, отмечают одно и то же — при всей своей гениальности Анатолий Михайлович всегда оставался скромнейшим человеком.

Почти все свои лучшие фильмы Савченко сделал в творческом союзе с режиссёром Борисом Степанцевым («Петя и Красная шапочку», «Вовка в Тридесятом царстве», «Малыш и Карлсон» и др.) который, став легендой российской мультипликации, на пожелание Савченко взять уже кого-нибудь другого, ответил: «Нет, другого не хочу, у тебя персонажи добрые». «Звёздный дуэт» Савченко и Степанцев — не спешит тиражировать успех. Напротив — режиссёр круто меняет курс – экспериментирует. Они делают два «взрослых» мультфильма – «Окно» и «Песня о соколе». Первый — о любви, где музыку Прокофьева исполнял оркестр, которым дирижировал великий Хачатурян. Но и на фоне этих имён Савченко не потерялся. С I Международного фестиваля анимационных фильмов в Мамайе (Румыния), они уехали с «Серебряным Пеликаном». А в «Песне о соколе», тоже музыкальном, сделанном на произведениях Скрябина, экспериментировал уже сам Савченко – весь фильм выполнен в технике живописи по стеклу.

Нажмите для увеличения. «Малыш и Карлсон» Союзмультфильм, 1968г (режиссёр- постановщик Борис Степанцев, художник-постановщик Анатолий Савченко)
«Малыш и Карлсон» Союзмультфильм, 1968 г. (режиссёр- постановщик Борис Степанцев, художник-постановщик Анатолий Савченко)

«Малыш и Карлсон» Союзмультфильм, 1968 г. (режиссёр- постановщик Борис Степанцев, художник-постановщик Анатолий Савченко)

«Своего» Карлсона и всех остальных персонажей он создал «из головы». Не читая ни книги Астрид Линдгрен, не видя ни одной из многочисленных иллюстраций – только ознакомившись со сценарием. «Я всегда так делаю. Художник всегда творит с пустого места, из ничего, работает только его фантазия. Персонажа ты должен придумать сам. Сам — от начала и до конца только сам. Тогда он будет живой».

Сказка Линдгрен в великолепном переводе Лилианы Лунгиной появилась в СССР в 1957 году, но знали её плохо, читали мало. Но как только мультфильм вышел на экраны, книга стала расходиться многомиллионными тиражами. Конечно, с иллюстрациями Анатолия Савченко.

На своей родине в Швеции Карлсон персонаж отрицательный – врун, хвастун и подстрекатель. В Америке Карлсона вообще исключили из школьной программы за то, что он "подаёт дурной пример детям младшего возраста". И только у нас, благодаря Савченко, это "лучшее в мире привидение с мотором", прилетающее к очень одинокому мальчику, влюбило в себя не только фрекен Бок, но и всех телезрителей. Как вспоминает Анатолий Михайлович, над фильмом работали очень легко, делали его, что называется, на кураже и на порыве. Многие шутки рождались прямо на площадке – Ливанов, например, до сих пор гордится тем, что экспромтом выдал ставший поговоркой «День варенья». Сложился уникальный актерский ансамбль – Василий Ливанов (Карлсон), Клара Румянова (Малыш), Фаина Раневская (фрекен Бок). На роль фрекен Бок перепробовали множество актрис, потом Савченко предложил позвонить своей землячке Раневской. Ему сказали – с ума сошёл? Она же никогда не работает в мультфильмах. Но Фаина Георгиевна согласилась приехать на пробы. Оба фильма прошли с оглушительным успехом. Должен был быть ещё третий, про дядюшку Юлиуса, но Степанцев увлекся какими-то новыми проектами, постоянно его откладывал, и в итоге так руки и не дошли. Поэтому дядюшку Юлиуса, как и прочих персонажей сказки, не появившихся в мультике, можно увидеть только на иллюстрациях, сделанных Савченко специально для книги.

Классик отечественной мультипликации, создатель фильма "Жил-был пёс" Эдуард Назаров, говорил: "Таких, как Савченко, больше не было и нет. И на экране, и в книгах его персонажей ни с кем не спутаешь, они всегда острые, характерные. И "цветоводом" он был необыкновенным. Помните быстро проскакивающие тона в "Малыше и Карлсоне"? Если их остановить и разглядеть – это ж красота небесная! Господа импрессионисты могли бы потесниться. И при всей своей гениальности Анатолий Михайлович всегда оставался скромнейшим человеком, не влезавшим ни в какие "политические" баталии. Более доброго человека на "Союзмультфильме" нельзя было встретить". Все его картинки объёмны: Анатолий Михайлович работал по какой-то своей собственной сложной технике – сначала рисовал палочкой на воске, потом делал отпечаток на листе, а затем раскрашивал гуашью.

Нажмите для увеличения. «Возвращение блудного попугая» Союзмультфильм, 1984 г.(режиссёр- постановщик	Валентин Караваев, художник-постановщик Анатолий Савченко)
«Возвращение блудного попугая» Союзмультфильм, 1984 г. (режиссёр- постановщик Валентин Караваев, художник-постановщик Анатолий Савченко)

««Возвращение блудного попугая» Союзмультфильм, 1984 г. (режиссёр- постановщик Валентин Караваев, художник-постановщик Анатолий Савченко)

Несмотря на успех созданных им мультфильмов "Мойдодыр", "Петя и Красная шапочка", "Вовка в тридевятом царстве", "Щелкунчик", "Возвращение блудного попугая" и, конечно, серии про Малыша и Карлсона, никаких государственных наград и премий Анатолий Михайлович за свою карьеру не получил, не считая поздравительной телеграммы от президента России Владимира Путина 30 июня 2004 года. Тогда же — телеграммы Никиты Михалкова от Союза кинематографистов России. Остальные награды — только фестивальные. Например, «Ника» 1988 года за «Возвращение блудного попугая». Среди других наград: приз международного фестиваля в Аннеси за мультфильм «Петя и Красная Шапочка» (1958 год), приз международного фестиваля в Карловых Варах за мультфильм «Мурзилка на спутнике» (1960 год), призы Международного фестиваля фильмов, посвящённых работе Красного Креста, в Варне (1973 год) и приз Международного фестиваля соцстран по охране здоровья (1972 год) за мультфильм «Сердце», приз международного фестиваля детских фильмов в Хихоне за музыкальный мультфильм «Щелкунчик» (1974 год) и других.

После выхода на пенсию и почти до самой смерти Анатолий Савченко занимался иллюстрированием детских книг, в их числе: «Мальчик-с-пальчик» и «Красная Шапочка» Шарля Перро, русские народные сказки — «Гуси-лебеди», «Репка» и другие.

Умер Анатолий Михайлович Савченко 18 августа 2011 года в своей квартире в Москве в возрасте 87 лет. Похоронен в Подмосковье на Митинском кладбище.

Источники:

1. Богатырева, Н. Анатолий Савченко [Текст] : своих персонажей я старался делать смешными и добрыми : [о художнике-мультипликаторе, иллюстраторе детских книг Анатолии Савченко (истории о Малыше и Карлсоне, "блудном" попугае Кеше, Красной шапочке и др.] / Н. Богатырева // Читаем вместе . – 2008 . – N 12 . – С. 38

2. Капков, С. Анатолий Савченко : Мой учитель-любопытство [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://www.animator.ru/articles/article.phtml?id=75

3. Суходубова, Л. Гимн добру. Творчество А. М. Савченко [Текст] / Л. Суходубова // Дошкол. воспитание . – 2013 . – № 8 . – С. 33–36.


Представляем вам несколько книг из фонда нашей библиотеки где художником-иллюстратором был Анатолий Савченко

Нажмите для увеличения. Коростылев, В. Н. Вовка в Тридевятом царстве и другие сказки и стихи
Коростылев, В. Н. Вовка в Тридевятом царстве и другие сказки и стихи

Коростылев, В. Н. Вовка в Тридевятом царстве и другие сказки и стихи / Вадим Коростылев ; худож. А. Савченко . – Москва : ACT : Астрель , 2010 (2009) . – 383 с. : ил. – (Внеклассное чтение).


Нажмите для увеличения. Линдгрен, А. Карлсон, который живет на крыше
Линдгрен, А. Карлсон, который живет на крыше

Линдгрен, А. Карлсон, который живет на крыше ; Карлсон строит башню : [главы из книги "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" : для чтения родителями детям] / Астрид Линдгрен ; [пер. со швед. Л. Лунгиной ; худож. А. Савченко] . – Москва : АСТ : Астрель , 2007 . – 45, [2] с. : цв. ил.





20 Сентября 2018

Возврат к списку

15 Декабря

Яков Лазаревич Аким

15 декабря 95 лет со дня рождения русского поэта и прозаика Якова Лазаревича Акима (1923-2013). «Весело мне», «Девочка и лев», «Учитель Так-Так и его разноцветная школа».

Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

контакты

Мы в социальных сетях


Сайт Занимательная Ростовология

Президент России - гражданам школьного возраста

Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

Информационно-развлекательный сайт Управления Роскомнадзора по Ростовской области

Культура.рф. Единый портал популяризации культурного наследия России

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

2018 год в Российской Федерации Указом Президента России В.В. Путина объявлен Годом добровольца (волонтёра)

Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Наши друзья

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых

Результаты независимой оценки качества услуг организации.

Официальный интернет-портал правовой информации.

VII Санкт-Петербургский международный культурный форум




Наверх