344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Онлайн мастер-класс по творчеству донского писателя Бориса Васильевича Изюмского

https://www.high-endrolex.com/26

28 октября 2022 года прошел онлайн мастер-класс «Писатели Дона – детям» по творчеству донского писателя Бориса Васильевича Изюмского по проекту «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в рамках деятельности Ростовской региональной общественной организации «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии».

Цель мастер-класса – познакомить подрастающее поколение с произведениями донского писателя, заинтересовать его книгами, показать на какие ценности нужно ориентироваться в жизни (дружба, верность, порядочность, служение Родине), подвигнуть на создание своих собственных творческих работ по теме конкурсов (рисунок, рассказ/эссе) проекта и особенно фестиваля чтения (аудиозапись громкого чтения).

Творчество донского писателя Бориса Васильевича Изюмского (1915 – 1984) интересно современному подростку тем, что динамичные сюжеты его повестей и романов органично вписаны в исторические контекст, передают живую картину реальных событий, показывают взросление главных героев, перипетии судеб показательны на фоне исторического становления русской государственности и самосознания народа.

Особенно ценно, что писатель – педагог по образованию, знал для кого он пишет, понимал значение книги в воспитании подрастающего поколения и осознанно подчеркивал роль дружбы, товарищества, личной ответственности и служения Родине.

(изображение)
(изображение)

Роман «Алые погоны» одно из наиболее крупных произведений автора. Оно рассказывает о воспитанниках и педагогах Новочеркасского военного суворовского училища, о его первом выпуске. Сам автор преподавал в этом училище, поэтому текст достоверно передаёт воспитание офицеров из мальчишек, которые потеряли родных и близких во время войны, суровый и романтичный быт, праздники и будни.

Изюмский ведёт за собой читателя через долгих 30 лет, начинается история в 1943 году, а заканчивается в 70-х годах 20 века. За это время юные суворовцы взрослеют (первая часть книги «В начале пути»), заканчивают училище и уезжают в Ленинград продолжать военное образование (вторая часть книги «Зрелость»), живут взрослой жизнью и учатся ценить своих наставников и друзей (третья часть «Дружба продолжается»), сами становятся примерами для других (четвертая часть «Капитан Ковалёв»).

Современным детям, особенно, проходящим обучение в кадетских и казачьих школах, будет интересно проследить взросление главных героев, интересно узнать о ребятах, которые росли вместе и стали друзьями на всю жизнь, нашли в своём училище не только кров и стол, но и теплый дом, впитали уважение к боевым традициям прошлого и стали элитой советской армии.

Для фестиваля чтения, в романе «Алые погоны» легко найдутся сценки для аудиопостановки, сюжеты для рисунков и темы для рассуждений о товарищах и учёбе, о том, что такое служение Родине и народу.

(изображение)
(изображение)

На контрасте с «Алыми погонами» особенно лирично прозвучал сюжет повести Б.В. Изюмского «Нина Грибоедова». Хорошо известная история о вдове Александра Сергеевича Грибоедова под пером писателя приобрела камерное звучание, превратилась в оду любви и преданности, вере в прекрасное. Познакомившись с этой повестью, читатель сам станет чище и благороднее. Теперь он уже не посмеётся над чужими чувствами, не будет пошлить, не будет обижать другого и сам не запятнает себя предательством.

Подростки, несомненно, знают творчество А.С. Грибоедова по школьной программе, но в мастер-классе было привлечено внимание к его жизненному пути, острому уму, многообразии интересов, жажде к получению новых знаний, быстрой карьере, ответственной должности, беззаветному служению Родине на самых ее удаленных границах. Всё это объясняет уникальность личности поэта и дипломата, раскрывает истоки нежных чувств Нины Александровны Грибоедовой и описано в книге Б.В. Изюмского.

Лиричная и трагичная история так и просится в рисунок, иллюстрацию, зовёт к рассуждениям о том, что память о человеке может быть созидательна, а любовь чистой и самоотверженной.

Изюмский, прежде всего, знаменит своими историческими повестями о далёкой, средневековой Руси, которая знакома большинству школьников по страницам учебников. В текстах писателя все события представлены ярко, колоритно, они передают дух и быт эпохи, приближают читателя к пониманию «Откуда есть пошла земля русская».

«Ханский ярлык» — повесть об Иване Даниловиче Калите, князе Московском, Новгородском и Владимирском, внуке Александра Невского. Князь правил в 14 веке, когда единого русского государства еще не существовало, княжества были в зависимости от хана Золотой Орды. Трудные решения пришлось принимать князю, хитрил он и ловчил, но обратил ханский ярлык в свою пользу. Годы затишья позволили Москве окрепнуть и начать объединять вокруг себя Русь.

(изображение)
(изображение)

«Тимофей с Холопьей улицы» — повесть Изюмского о Тимофее-новгородце, торговце азбуками, который страстно, всем сердцем верит что, зная грамоту, человек может овладеть миром, что правда – это тоже оружие, что слово должно быть точно сказано и верно услышано. Как это созвучно нашему проекту «Язык – духовный код нации»!

Прочитав повести об Иване Калите из 14 века и о простом парне из 13 века, читатель имеет возможность иллюстрировать эти истории, задуматься о нашем современном мире: какими качествами должны обладать люди, принимающие ответственные решения? Какова цена правды в 21 веке? Готовы ли мы за нее постоять?

Ростовская область является территорией исторического проживания донских казаков. Повесть «Град за лукоморьем» непосредственно касается Донской земли, поэтому особенно интересна.

От неправды и житейских невзгод шёл Евсей Бовкун и его дети, сын Ивашка и дочь Ганна, в теплый, сытный и вольный город мечты – город за лукоморьем. Но не стали они счастливыми на новом месте (в повести это город Тмутаракань), и снова собрались искать свою долю, снова отправились в путь… и остановились на берегах Дона, в вольной общине на диком, свободном Подонье. Здесь нашли новый дом герои повести. Сюда, в первые русские поселения, от гнета князей и знатных богатеев уходила со всех концов Руси вольнолюбивая голытьба и ценностью здесь стали не богатства и связи, а отвага и товарищество.

В ходе мастер-класса удалось освятить основные этапы биографии писателя Б. В. Изюмского и познакомить слушателей с его пятью произведениями. Были даны рекомендации как работать с текстом, обращено внимание слушателей на то, как писатель талантливо передал особенности языка и обороты речи главных героев, щедро ввёл в исторические повести колоритные и устаревшие слова, описание природы, быта, архитектуры городов. Всё это обогащает словарный запас, способствует образовательной и исследовательской деятельности читателя.

Рассказ о книгах сопровождался чтением небольших отрывков из текстов. Это позволило участникам мастер-класса почувствовать стиль повествования и динамику произведения, дало пример чтения по ролям.

При оформлении мастер-класса хотелось бы использовать иллюстрации к произведениям Изюмского. Но возникла проблема! Изданные в середине и в конце 20 века книги Изюмского скудно иллюстрированы, а красочных переизданий не появилось. Надеюсь, участники конкурса рисунков исправят эту ситуацию! А в видеоряд мастер-класса были включены фото природы, картины русских и советских художников.

Услышанное об одном романе и четырех исторических повестях писателя, не должно стать единственным, что участники мастер-класса узнают о творчестве донского писателя. Команда реализации проекта искренне верит, что мастер-класс лишь первый, подготовительный этап к поиску книг автора, к вдумчивому чтению и изучению русского языка и литературы, желанию больше узнать об истории родного края, приобщиться к его традициям, к творчеству, к выражению своих талантов в конкурсах проекта.

«Море для смелых» Б.В. Изюмского

Нигомедзянова Дарья Александровна,
педагог дополнительного образования
«Детская школа искусств» Волгодонского района

Библиотеки и учреждения дополнительного образования Волгодонского района Ростовской области – активные участники различных конкурсов и проектов регионального и муниципального уровня. Участие в проекте «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализуемом РРОО «ЦЕНТР» может стать хорошей возможностью для школы искусств и библиотеки эффективно выстроить своё сотрудничество. Если два этих учреждения будут работать сообща, то смогут добиться значительных результатов, помогая друг другу в воспитании и культурном образовании подрастающего поколения, раскрывая их таланты.

(изображение)
«Море для смелых» (изображение книги из фонда библиотеки)

Жизнь и творчество Бориса Васильевича Изюмского было связано с несколькими городами Ростовской области. В Волгодонске он жил с 1957 года и все три года писал о нём очень тепло и душевно. Героями писателя становились реальные люди, они участвовали в строительстве градообразующих предприятий, любили, мечтали, заселяли первые дома и сажали первые деревья города. Сначала появился рассказ «Мисс Лёшка», затем повесть «Лёшка», позже – роман «Море для смелых», сценарий фильма «Город у моря».

В три части романа «Море для смелых» автором помещены 9 лет жизни Лёшки (от женского имени Леокадия), невысокой, задорной и задиристой девушки, подсобницы на стройке химического комбината. Лёшка и ее друзья взрослеют, влюбляются, определяются с профессией, помогают друг другу преодолеть бытовые трудности, учатся разбираться в людях и получают образование.

Изюмский подвергает своих героев множеству проверок, и самыми сложными оказываются не профессиональные вопросы, а нравственный выбор. И при строительстве новых городов приходится помнить о чести, гордости и долге! Закрывая книгу, читатель прощается уже не с Лёшкой, а с Леокадией Алексеевной Юрасовой, которая покидает молодой город и стоит на пороге своей новой жизни.

По нынешним меркам роман соответствует знаку информационной безопасности 16+. Учитывая, что участниками конкурсов проекта могут стать юноши и девушки 17 лет, советую обратить пристальное внимание именно на «Море для смелых» Б.В. Изюмского. Уверена, что сопереживание молодым героям, горячие споры и романтические свидания, ситуации выбора профессии и внимательное отношение к советам старших, не оставят равнодушными пылкие умы и сердца, взрослеющих дончан.

Современных детей и подростков отличает свободная ориентация в информационном пространстве, но при этом, они нуждаются в старшем наставнике, который помог бы определиться во множестве чужих мнений, авторских позиций, стилей и смыслов.

Уважаемые наставники, проект «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, ставит перед нами новые задачи организации работы с детьми. И в первую очередь, предлагает нам самим определиться как мы относимся к русскому языку, литературе и чтению. Важно использовать весь творческий потенциал и весь ассортимент профессиональных навыков и наработок для привлечения детей к творческому наследию донской земли.

«Призвание» Бориса Васильевича Изюмского

Стрельченко Ольга Васильевна,
МБУК «Центральная библиотечная система» г. Батайска

Думаю, ни перед одним из участников онлайн мастер-класса по творчеству донского писателя Бориса Васильевича Изюмского не стоял вопрос: участвовать или нет. От таких предложений не отказываются, тем более что мероприятия в рамках проектов Ростовской региональной общественной организация «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» всегда своевременны и актуальны, объединяют вокруг себя людей, работающих с детьми и книгой.

Хочу отметить профессиональный уровень ведущей, Виктории Зеленчук и своевременность и актуальность мастер-класса, проходившего в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В ходе мероприятия ведущая предложила аудитории обширный, структурированный материал по биографии и творчеству донского писателя Бориса Васильевича Изюмского, подчеркнула уникальность его произведений и значимость для литературы и культуры региона.

(изображение)
(изображение)

Из произведений дети могут черпать сведения об истории русского государства и зарождении казачества. Книги, о которых речь шла в мастер-классе, подходят для читателей категории 12+. Также были предложены формы работы с произведениями автора: громкие чтения, обзоры творчества.

«Алые погоны», «Нина Грибоедова», «В поисках доли» (сборник, куда вошли исторические повести («Соляной шлях» и «Град за лукоморьем»)) появились в моей жизни уже в осознанном возрасте. Первое знакомством с творчеством Бориса Изюмского началось с книги «Призвание», которую мне предложила прочесть моя свекровь – заслуженный учитель. С этим произведением связано ее становление как педагога.

Как «Алые погоны» определили путь многих мальчишек в военную профессию, так роман «Призвание» в своё время привел в школы талантливых, образованных и неравнодушных молодых педагогов. «Армии учителей» посвятил свою повесть Изюмский, но присутствует в ней и армия учащихся. От них в повести ощущение молодости, задора, дружбы, чистоты. Все в этом романе переплетено: школа, семья, коллектив, учителя, школьники, и всё дышит общим делом – воспитать Человека.

(изображение)
«Призвание» (изображение книги из фонда библиотеки)

Как в любой настоящей книге здесь каждый найдет своё. Подросток увидит, как он выглядит со стороны, когда он небрежен, хамовит, недисциплинирован, поймет что чувствует преподаватель, когда сталкивается с упрямством и неаккуратностью. Педагог найдет квалифицированный ответ на многие профессиональные и этические вопросы, связанные с обучением и воспитанием учеников. Родители, прочитав книгу, узнают, как помочь своим детям в учёбе и учителю сплотить класс. Книга написана понятным языком, педагогические ситуации описаны ярко, полно, писатель даёт возможность рассмотреть их со всех точек зрения.

Ценность сюжета, по моему мнению, в том, что сейчас практически не встретишь произведений, которые так тонко и в тоже время открыто, призывают работать над собой, становится не только лучшим в работе и учёбе, но и более чутким, отзывчивым, дружелюбным к окружающим тебя людям.

Конечно жаль, что книг донских авторов сейчас не найдёшь в современном, красочном издании, но возможно, со временем найдутся силы, которые смогут взяться за их переиздание.

Ну а сейчас, все возможности по популяризации творчества наших земляков сосредоточены в руках педагогов и библиотекарей, которые на своих местах ведут работу по литературному краеведению и объединяются вокруг Ростовской региональной общественной организация «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» в рамках деятельности которой был разработан проект «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» и реализация которого поддержана Президентским фондом культурных инициатив.

Итоги онлайн мастер-класса по творчеству донского писателя Бориса Васильевича Изюмского

28 октября состоялось открытие первого онлайн мастер-класса проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Мероприятие проходило на канале YouTube РРОО «Центр». Продолжительность мероприятия: 44 мин. 17 сек. Ссылка на трансляцию.

РРОО «ЦЕНТР» совместно с Ростовской областной детской библиотекой имени В.М. Величкиной старались, чтобы мастер — класс стал полезным теоретическим и практическим материалом, как для подрастающего поколения, так и для представителей образования и культуры, разных профессиональных сфер.

В ходе мероприятия, ведущая Зеленчук Виктория Илларионовна:

  • рассказала о творческой биографии донского писателя Бориса Васильевича Изюмского (1915 – 1984),
  • познакомила с историей создания и сюжетами романа «Алые погоны», исторических повестей «Нина Грибоедова», «Ханский ярлык», «Тимофей с Холопьей улицы», «Град за лукоморьем»,
  • объяснила возможность участия детей и подростков в конкурсах (рисунок, рассказ/эссе) проекта и особенно фестиваля чтения (аудиозапись громкого чтения).
  • Мастер-класс собрал как взрослых, так и детей. С 28 октября по 4 ноября 2022 года его участники заполняли регистрационные анкеты по ссылке, размещенной в аннотации к видео. Анкеты были созданы в шаблонах Google. Данные анкет, сформировались в электронные таблицы Excel.

    Анализ статистики на канале YouTube РРОО «Центр»:

    просмотров – 889, часы просмотров –171,77 ч. Таким образом мастер-класс просмотрен полностью – 233 раза.

    Количество поступивших анкет – 219. При первичной обработке было установлено дублирование анкет, частичное их заполнение и др. нестыковки и поэтому 20 анкет были исключены, и к дальнейшему анализу было принято 199 анкет.

    Анкеты дали ответы на многие вопросы, в т.ч. позволили подсчитать количество участников, состав участия в мастер-классе взрослых, детей и подростков.

    В онлайн мастер-классе приняли участие:

    представители гуманитарной отрасли –153 человека,

    дети и подростки самостоятельно – 36 человек,

    дети и подростки в группах с наставниками из Ростовской области – 779 человек, дети и подростки из школы Казахстана – 21 человек.

    При этом наставники из числа сотрудников библиотек из Ростовской области - 58 человек организовали участие 705 детей и подростков, а наставники из системы образования – 5 человек, организовали участие в мастер-классе 74 детей и подростков. Таким образом в мастер-классе приняли участие 815 детей и подростков из Ростовской области и 21 подросток из Казахстана.

    Обработав анкеты, мы можем рассказать о наших участниках.

  • Большинство из них представляют библиотеки – 130 человек, школы и кадетские корпуса/казачьи школы представляют — 50 человек, другие виды организаций- 19 человек.
  • К нашему мероприятию присоединились жители Краснодарского края, Ивановской области, Донецкой Народной Республики, Курганской области и Казахстана – всего 10 человек. Отрадно заметить, что педагог из Казахстана привлекла к участию в мастер-классе 21 ученика. Остальные участники – жители Ростовской области: 70 человек горожане, 119 человек проживают в слободах, сёлах, посёлках, хуторах. Такай охват аудитории доказывает эффективность выбранной нами формы мероприятия. Особенно радует, что о нашем проекте узнали в отдаленных от Ростова-на-Дону районах области.
  • До участия в онлайн мастер-классе ничего не знали о донском писателе Борисе Васильевиче Изюмском 29 человек; слышали имя автора, но не читали его книг 54 респондента. На вопросы «Вас заинтересовали книги писателя?», «Вы готовы продолжить чтение книг Б. В. Изюмского ?» большинство дало положительный ответ (192 человека). Значит, есть место для литературных открытий, надеемся, чтение произведений Б.В. Изюмского будет ярким и запоминающимся событием, подвигнет на участие в конкурсах проекта всех участников мастер-класса.
  • 161 человек указал, что книги Изюмского есть в библиотеке школы или населенного пункта. 38 человек уверены, что книг нет. При недостатке или отсутствии книг, мы советуем обратиться к электронным библиотекам, о которых упомянула ведущая мастер класса, например ЛитМир — Электронная Библиотека –https://www.litmir.me/a/?id=14295 или LibKing.Ru (ЛибКинг) — Электронная Библиотека – https://libking.ru/books/adv-/adv-history/149784-boris-izyumskiy-izbrannoe.html
  • Мы предложили, заполнявшим анкеты, поделиться своими мыслями и наработками:

    «Ваши предложения по привлечению детей и подростков к чтению и творчеству по книгам Изюмского и региональных авторов вообще».

    Азовские библиотекари предложили «сделать аудиопостановку или инсценировку по произведению «Град за Лукоморьем». Театрализацию, как метод привлечения к чтению, отмечали и другие участники опроса.

    Без тесного сотрудничества со школой и внесения подобных краеведческих мероприятий в годовой план работы – успеха не достичь, считает 21 участник онлайн мастер-класса. Примеры высказываний: «изучать творчество донских писателей на уроках в школе», «включить в школьную программу», «нужен единый день донской книги, зафиксированный для школ и библиотек Ростовской области», «работа эта должна стать системной и запланированной», «добиться всего этого можно только в тесном взаимодействии семьи, дошкольных учреждений и школ, библиотек и учреждений культуры. Одним библиотекам добиться этого трудно».

    36 респондентов, считают, что следует обратить внимание на громкие чтения «на которых школьники будут зачитывать и обсуждать наиболее понравившиеся отрывки из произведений донских писателей».

    Большинство участников мастер-класса 101 из 199 ответов резонно предложили проводить мероприятия, знакомящие с творчеством писателя. Они указывали как традиционные формы: книжные выставки, обзоры книг, обсуждения, беседы, презентации книг так и игровые и интерактивные формы: квесты, квизы (викторина), работа с книгой в социальных сетях.

    Так или иначе, во всех указанных формах важная роль отводится наставнику (педагогу, библиотекарю, родителю). Он поведёт за собой, посоветует книгу по возрасту, будет знать, как именно работать с ребенком или группой детей, поможет преодолеть трудности и разделит радость творчества.

    Как, по вашему мнению, должны проходить мастер-классы и аналогичные мероприятия по привлечению к чтению?

    51 опрашиваемый подчеркнул эффективность мастер-классов, удобство трансляции в интернет пространстве, полноту информации и разнообразие ее подачи, доступность формата для детей и подростков. Например, «Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих людей обращаться к литературным первоисточникам, способна улучшить имидж библиотеки. Мероприятие очень интересное». А вот еще пример: «Больше таких проектов и больше мероприятий, которые заинтересуют и взрослых, и детей. Огромное спасибо автору проекта за актуальный в наши дни и содержательный проект (я уже успел почитать о нем на сайте) и ведущей Зеленчук, которая так по-доброму рассказала об Изюмском».

    Опираясь на свой профессиональный опыт, педагоги и библиотекари советовали: «если дети младших классов, то разбавлять мероприятия перерывами в виде игр, разминок», «применять игровой формат, элементы театрализации, не лишним будет закрепление темы – изготовление поделки», «можно провести кукольный спектакль, нарисовать рисунки по произведениям донских авторов», «использовать постановку отрывков произведения участниками мастер-класса, демонстрация отрывков из экранизаций, задание в начале мастер-класса для удержания внимания и активности после», «возможна работа с текстом каждого участника на поиск непонятных слов и словосочетаний, на поиск «умных фраз» и т.д.».

    Те, кто участвовал в онлайн мастер-классе совместно со своими учениками / воспитанниками/читателями поделились впечатлениями, которые остались у ребят от мероприятия. Реакция детей на мероприятие: «Они услышали много нового, неизвестного и захотели ещё сюда вернуться, взяв с собой книги Бориса Васильевича Изюмского»; «слушали внимательно, проявили интерес к произведению «Алые погоны»; «очень понравилось прочтение отрывков из произведений и иллюстрации, картины, фотографии Дона»; «слушали внимательно, задавали вопросы и сами комментировали некоторые моменты»; «мероприятие замечательное, детям очень понравилась. Многие взяли произведения Б. Изюмского домой».

    Все респонденты отметили заинтересованность аудитории в проведении аналогичных мероприятий. Мастер-класс понравился, как подрастающему поколению, так и представителям гуманитарной отрасли.

    А нам, его организаторам, есть из чего делать выводы и искать совместно пути решения проблем, стоящих на пути продвижения русского языка и донской литературы.

    Благодарим всех участников за интерес к проекту и активное участие в мастер-классе.


    https://www.high-endrolex.com/26