344082 г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 46-а
Версия для незрячих

Онлайн мастер-класс «Казан проверяют по звону, а казака – по слову»: донские пословицы и поговорки»

https://www.high-endrolex.com/26

Смотреть трансляцию.

С 6 по 12 февраля 2023 года будет проведен онлайн мастер-класс «Казан проверяют по звону, а казака – по слову»: донские пословицы и поговорки» по проекту «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов», реализуемому Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «ЦЕНТР») при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Посмотрев мастер-класс, обязательно заполните анкету, которая будет доступна с 10.45 6 февраля по 18.00 12 февраля 2023 года.

Ведущий мастер-класса — Безрукова Светлана Валерьевна, заместитель директора Ростовской областной детской библиотеки имени В. М. Величкиной.

«Крылатой мудростью» назвал Михаил Александрович Шолохов народные пословицы и поговорки. А на Дону острое и умное слово ценят особо, наверное, поэтому здесь сложено огромное количество пословиц и поговорок.

Онлайн мастер-класс пройдет в форме беседы с детьми-читателями библиотеки, в ходе которой будут разобраны понятия: «пословица» и «поговорка», характерные отличия казачьих пословиц и поговорок, их толкование и современное употребление.

Адресован мастер-класс, в первую очередь, детям и подросткам, но также будет интересен и полезен работникам образования и культуры.

В ходе мастер-класса будут представлены книги из фонда Ростовской областной детской библиотеки имени В. М. Величкиной, которые помогут всем желающим погрузиться в мир казачьего фольклора, мир мудрого народного слова и научиться правильно употреблять пословицы и поговорки.

Принять участие в мастер-классе можно будет на каналах RuTube и YouTube РРОО «ЦЕНТР». Информация со ссылкой на мероприятие будет размещена на сайте http://rroo-center.ru/ , на сайте Ростовской областной деткой библиотеки имени В. М. Величкиной и на сайтах других партнеров проекта и активна в день проведения мероприятия с 10.00.

Получать своевременную информацию о мастер-классах и других мероприятиях проекта можно, пройдя регистрацию по ссылке.

Мастер-класс «Казан проверяют по звону, а казака – по слову»: донские пословицы и поговорки»
Мастер-класс «Казан проверяют по звону, а казака – по слову»: донские пословицы и поговорки»

Мастер-класс «Казан проверяют по звону, а казака – по слову»: донские пословицы и поговорки»

Безрукова Светлана Валерьевна,
заместитель директора ГБУК РО
«Ростовская областная детская
библиотека имени В.М. Величкиной»

Пятый онлайн мастер-класс «Казан проверяют по звону, а казака – по слову»: донские пословицы и поговорки» был проведен по проекту «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов», реализуемый Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «ЦЕНТР») при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Цель онлайн мастер-класса: рассмотреть особенности таких фольклорных форм как пословицы и поговорки, разобрать на примерах особенности донских пословиц и поговорок, познакомиться с книгами, которые расскажут о пословицах и поговорках более подробно и посредством всего вышеперечисленного привлечь детей и подростков к основам культуры: русскому языку, традициям казачества, литературе. Объединить ребят чтением и творчеством: помочь им раскрыть свои таланты писателя, художника, актера.

Неотъемлемой частью мастер-класса является одноименная выставка литературы, из фонда Ростовской областной библиотеки имени В.М. Величкиной. Мастер-класс завершается кратким обзором изданий, представленных на выставке.

Мастер-класс включает ситуации прямого взаимодействия с аудиторией, обозначенные в тексте курсивом (моменты, когда можно задать вопрос или предложить придумать вариант ответа, объяснить увиденное).

Пословицы и поговорки являются малыми формами народного творчества (фольклора). Трудно сказать с каких времен среди народа начали ходить пословицы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок. Неоспоримо одно: и пословицы и поговорки возникли в отдаленной древности и стой поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории.

Пословицы – это краткие народные изречения афористического характера (содержат законченную мысль). За каждой пословицей стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все сказанное – твердая истина. Прислушайтесь, как определенно и категорично они звучат: «Что посеешь, то и пожнешь»; «Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает»; «Человек без Родины – соловей без песни» «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»; «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»; «Казак голову сложит, но товарищу поможет» и др.

Пословицы являются суждениями об объектах, явлениях и их свойствах.

Поговорки – это устойчивые изречения, отличающиеся особой краткостью и обладающие незавершенностью умозаключения. В отличие от пословиц, поговорки часто не имеют назидательного характера. По сути, они констатируют явление, событие. Примеры: «Коса – девичья краса»; «Поживем – увидим»; «Без меня меня женили» «Первый блин комом»; «Час от часу не легче»; «Сердцу не прикажешь; «Друг познается в беде»; «Гол, как сокол», «Пристал как репей» и другие.

Мы с вами убедились, что пословицы и поговорки, являясь самыми лаконичными формами народного творчества различаются между собой.

Пословица состоит из двух частей: в первой содержится иносказание, общее суждение, а во второй – поучение, общий вывод.

Поговорка отличается от пословицы тем, что имеет только одну часть и возникает нередко, как результат опущения второй части пословицы, т.е. поучение.

Основная отличительная особенность пословицы состоит в том, что она имеет большей частью назидательно-нравоучительный смысл, в то время как в поговорках его нет.

Владимир Иванович Даль – русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, и составитель самого подробного «Толкового словаря русского языка» определил пословицу, как коротенькую притчу, суждение, поучение. Поговорки же он видел, как «…простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения…».

На практике распознать, что является пословицей, что поговоркой бывает очень сложно, тем более что ученые предлагают и такой термин как «Пословично-поговорочное выражение» – это тип изречений, сочетающих в себе признаки и пословицы, и поговорки. Участникам мастер-класса было предложено определить где пословицы, где поговорки.

Конь познаётся в езде, а друг - в беде – пословица
И за Доном люди живут – поговорка
Коротко да ясно – поговорка
В каком народе живешь, того обычая и держись – пословица
Врет, что помелом метет – поговорка
Не хвались, на коня садясь, а хвались, когда слезешь– пословица
Видна птица в полёте, а человек в работе – пословица
Донского казака видно издалека– поговорка

«Крылатой мудростью» назвал Михаил Александрович Шолохов народные пословицы и поговорки. А на Дону острое и умное слово ценят особо, наверное, поэтому здесь сложено огромное количество пословиц и поговорок.

Поскольку пословицы и поговорки, как правило, появились очень давно, они содержат много устаревших слов. При этом даже сейчас, в большинстве случаев нам интуитивно понятен смысл этих выражений.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа сохранить свой жизненный опыт и свои наблюдения.

Мы, однако, не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Пословицы и поговорки произносятся, как правило, к случаю. Но не все и не всегда говорят их к месту.

Вот, например, пословица, которая дала название нашему мастер-классу – «Казан проверяют по звону, а казака – по слову», что она означает? (версии аудитории мастер-класса)

«Казан проверяют по звону…», то есть, если металл из которого сделан казан с браком, звук будет не чистый, не звонкий, а сама посуда не прослужит долго, т.к. не качественная.

«…а казака – по слову», прямое значение: казаки отличаются речью (слова, интонация, много метких, емких выражений), их трудно спутать с другими. Образное значение – как у хорошего казана – чистый звук (без брака), так и у казака – слово твердое, и он его не нарушит, а если нарушит, то какой он казак?

У казаков существует множество интересных пословиц. В этих фразах ёмко заключены традиции и ценности, которые передавались из поколения в поколение. Главное в пословице как жанре фольклора не ее логическая природа, не информация, заложенная в ней, а художественный образ.

Образы, сокрытые в пословицах и поговорках не всегда легко расшифровать и понять. Но участники мастер-класса смогли попрактиковаться в этом не простом деле. На экране для участников мастер-класса, по очереди демонстрировались слайды с рисунками, рядом с которым были даны варианты пословиц и поговорок, среди которых нужно было выбрать верный.

Язык художественной литературы представляет собой наиболее полное выражение общенационального языка. В произведениях художественной литературы художник слова пользуется почти неограниченной свободой в выборе языковых средств для создания убедительных, запоминающихся образов, для эстетического воздействия на читателя. Поэтому язык героев книг способен включить в себя всё богатство литературного и общенародного языка.

Чтобы создать у читателя чёткое представление об эпохе, месте действия, быте, писатель использует в повествовании устаревшие слова, слова местных говоров, пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки нередко использовались писателями в художественных произведениях как средства характеристики героев. Например, разговор Паратова с Карандышевым в пьесе А.Н.Островского «Бесприданница» или речь бабушки Алёши Пешкова в автобиографической повести «Детство». Драматург А.Н.Островский использовал пословицы и поговорки в названиях некоторых своих пьес: «Свои люди - сочтёмся», «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись» и др. Также к «формулам народной мудрости» обращались И.А.Крылов, А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.М.Горький, В.В.Маяковский. Но никто так часто и так показательно не использовал пословицы и поговорки в своих произведениях, как Михаил Александрович Шолохов.

Михаил Шолохов... Это имя известно каждому русскому человеку. «М.А.Шолохов – не просто всемирно известный писатель. Михаил Александрович – это художник слова, произведения которого определяют на многие годы развитие мыслей, чувств, мироощущений целых поколений. Сила его творчества такова, что не подвластна она ни границам, ни разности языков, ни времени.

Но самое интересное в произведениях Шолохова – это жизнь, быт героев-казаков. Михаил Шолохов всё своё творчество посвятил казачеству. Этому послужили проведенные на Дону, детство и юность, прожитые вместе с героями будущих книг. Здесь истоки творчества, его жизненная основа, определившая путь писателя сначала к «Донским рассказам», а потом к «Тихому Дону» и «Поднятой целине».

Писателю удивительно хорошо удалось показать жизнь донского казачества, передать сам дух его и все это связать с конкретными историческими событиями.

В чём же заключаются традиционные ценности донского казачества? Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы – вот те основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.

В своем предисловии к сборнику В.И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» М.А. Шолохов писал: «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках.

Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляют свой полёт эти крылатые выражения...».

Включенные в авторское повествование и в речь персонажей, пословицы и поговорки являются ярким характерологическим средством. Наиболее выразительны они в речи простого казачества, которое в романе является творцом и носителем народной мудрости. Речь героев-казаков буквально насыщена пословицами и поговорками, меткими словами и выражениями, что в значительной степени определяет своеобразие их языка.

В ходе мастер-класса было предложено послушать несколько небольших отрывков из произведений М.А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина», и найти в них пословицы и поговорки.

На выставке, специально подготовленной к мастер-классу, представлены издания из фонда Ростовской областной детской библиотеки. Среди них сборники донских пословиц и поговорок различной тематики, словари-справочники с русскими пословицами и поговорками, хрестоматии донского фольклора и др. Представлю вам некоторые из изданий.

1. Крылатая мудрость /Сост. А.П. Куцко.

В сборник включена лишь незначительная часть пословиц – немногим больше тысячи образных и поучительных изречений о труде 93-х народов, проживающих на территории Ростовской области. Одни из них почерпнуты из художественных произведений, разных источников, другие –лично записаны составителем А.П. Куцко, вот некоторые из них:

«Не спеши языком, спеши делом»
«Какова пряха, такова и рубаха»
«Без опыта и науки не бери и хомута для починки в руки»
«Дерево смотри в плодах, человека – в делах»
«Какие труды, такие и плоды»
«Дело не комар, от него не отмахнешься»
«Не взявшись за топор, куреня не срубишь»
«Не хвались казак травой, хвались сеном»
«Без пастуха и овцы не стадо»

2. Дон волною серебрится: частушки, пословицы и поговорки. /Сост. П.И. Ковешников.

В сборник вошли малые жанры русского фольклора – пословицы, поговорки, частушки, собранные на Дону. Составитель сборника П.И. Ковешников записывал этот фольклорный материал в городах и станицах Ростовской области. В сборнике перед каждым разделом дана справка самого собирателя об особенностях каждого фольклорного жанра.

Вот что говорит автор сборника о пословицах и поговорках:

«Сокровищница народной мудрости неиссякаема, народ постоянно пополняет её новыми изречениями, совершенствует, шлифует, оттачивает смысл, выразительность».

«Речь без поговорки, что степь без цветов»
«Доброе слово любого лекарства ценнее»
«Пусть знает ворог, что казаку Дон дорог»
«Гриб хорош – белый, а казак умелый»
«Казаки в бою не робеют, любого врага одолеют»
«Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет»
«Слава казака на острие штыка»
«Донцы не раки, задом не пятятся»
«На Дону казаку и камешек подпевает»
«Не тот друг, что медком мажет, а тот, кто правду в глаза скажет»

3. Край родной: хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале) / Сост. Бутенко Т.И., Небратенко В.Б.

Материал этой книги окажет неоценимую услугу учителям и родителям, желающим расширить круг детского чтения за счет произведений региональной литературы, воспитать социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина. Хрестоматия рекомендована Министерством общего и профессионального образования Ростовской области.

4. Язык – духовный код нации (духовные перспективы России на рубеже веков): книга для детей.

Книга издана в рамках реализации проекта «Язык – духовный код нации (духовные перспективы России на рубеже веков)», реализуемого Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» в период с 1 сентября 2017 года по 31 октября 2018 года при поддержке Фонда президентских грантов.. Сборник уникален тем, что включает творческие работы детей, основанные на региональном литературном (авторском и фольклорном) материале.

Часть работ, размещенных в этом сборнике, были продемонстрированы в ходе мастер-класса – это рисунки, отражающие смысл донских пословиц и поговорок.

5. Донской фольклор (хрестоматия) / Сост. С.Г. Махненко, К.С. Филиппов.

Хрестоматия перекликается со сборником «Край родной», описанным выше, но адресована более старшим школьникам. Книга содержит замечательный материал, свидетельствующий не только о высоком художественном качестве народного творчества, но и показывающий, как оно откликалось на происходившие исторические события. Хрестоматия может быть использована при изучении регионального компонента в общеобразовательных

6. Жуков В.П., Словарь русских пословиц и поговорок.

В словаре собрано более тысячи пословиц и поговорок, наиболее часто употребляемых в русской речи и зафиксированных в письменных литературных источниках. В словаре дано толкование значений пословиц и поговорок, описаны ситуации употребления, приведены примеры из художественной литературы.

7. Даль В. И. Пословицы русского народа в картинках, нарисованных Еленой Герчук: [для семейного чтения].

Елена Герчук не только проиллюстрировала Даля, но сама выбрала полсотни пословиц, побуждающих к сюжетному воплощению. Именно так: каждая строка или сочетание нескольких фольклорных строк разворачиваются в маленькую сценку с откровенным психологическим подтекстом, который превращает старую-старую пословицу в живую разговорную речь.

8. Грани жизни: пословицы и поговорки о дружбе, любви, семье. /Собр. и сост. А. П. Куцко

В сборник вошли пословицы и поговорки, собранные ростовским журналистом, заслуженным работником культуры РСФСР А.П. Куцко. Сборник содержит как дореволюционные пословицы, так и изречения, появившиеся в советский период.

9. Живое русское слово: русские народные пословицы и поговорки. / Сост. М.Булатов.

Из большого количества сборников пословиц и поговорок, это издание отличается тем, что содержит пояснения к пословицам и поговоркам, раскрывающие их смысл, а также все слова содержат ударения, что поможет прочесть их правильно. Ориентирован сборник на учащихся средней школы и людей, которые изучают русский язык, как иностранный.

Для участия в мастер-классе были приглашены читатели Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной: Казьменков Максим и Радж Ариан. Благодаря ребятам, их ответам на вопросы и задания мастер-класс получился живой и нескучный.

Наши истоки: казачьи традиции, обычаи, фольклор

Феофанова Елена Александровна,
Центральная детская библиотека им. А. Гайдара, г Аксай

Библиотеки Аксайского района в 2023 году активно подключились к работе проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов», реализуемого РРОО «ЦЕНТР» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Работа с краеведением всегда было приоритетной в библиотеках Аксайского района, изучение казачьих обычаев и традиции, устного творчества имеет огромное воспитательное значение, приобщает юных читателей к духовным и нравственным ценностям предков.

Интересная работа проводится в Центре казачьей культуры краеведческого отдела МЦБ, в прошедшем году были проведены мероприятия в рамках проекта «Слава Богу, мы казаки!»: этночас «Поэзия народного костюма», историко-краеведческий час «Землю предков наследую я», где речь шла о казачьем семейном укладе, об убранстве горницы, этнографический час «Курень – казачья крепость», культурная мозаика «Родники народные-донские». В мероприятиях принимали участие ребята из клуба «Аксайские казачата».

Год культурного наследия народов России был отмечен мероприятиями, проходящими в рамках проекта «Донское слово» и рассказывающими о красоте и самобытности донского фольклора и искусства на Дону.

Отделами МБУК проводились циклы мероприятий.

В городском отделе им. А Пушкина была проведена интерактивная викторина «Преданья старины глубокой», участники которой объясняли старинные казачьи слова, которые редко употребляются в речи в настоящее время.

С легендами и сказками донского края ребята познакомились, приняв участие в литературной игре «Мир сказок Тихого Дона», которую провели сотрудники Старочеркасского музея – заповедника.

Фольклорные посиделки «Традиции живая нить» проведены в Рассветовском отделе, Александровский отдел подготовил краеведческий урок – час краеведения «Слава Дона – в творчестве народа» – Рассветовский отдел, заседание клуба «Пострелята» «Душа казачьего дома» – Старочеркасский отдел.

Ряд отделов МЦБ подготовили и провели мастер-классы, уроки творчества, часы искусства и фольклора в рамках Года народной культуры. Александровском отделе совместно с младшими читателями провели краеведческий урок «Народные промыслы моей малой Родины». Ребята познакомились с народными промыслами Дона. В гости были приглашены казаки хутора, которые рассказали о промыслах донских казаков. Вызвали восторг, весёлый смех и массу положительных эмоций участие в игре-викторине «Мы – казачата!», краеведческой игре «Слава казачья!», «Казачка» и «Донского казака видно издалека».

Устный журнал «Семейные традиции казаков» был подготовлен Черюмкинским отделом. Рассветовский отдел – часы краеведения: «Слава Дона – в творчестве народа!», «Вглубь казачьих традиций».

Этнографический час «Душа казачьего дома» в рамках заседания краеведческого клуба «Пострелята» прошел в Старочеркасском отделе. фольклорные посиделки «Традиции живая нить» с успехом провели в Рассветовском отделе.

Совместно с фольклорным коллективом Старочеркасского музея-заповедника, библиотекари Старочеркасского отдела представили обряд «Казачьи посиделки» со звонкими казачьими песнями пригласили всех в хоровод.

С легендами и сказками донского края ребята познакомились, приняв участие в литературной игре «Мир сказок Тихого Дона», которую провели сотрудники Старочеркасского музея – заповедника.

«Коль живёшь на Дону, должен знать старину» – под таким девизом прошла Библионочь-2022 в Грушевском отделе № 1. По казачьей традиции гостей встречали пышным караваем. Для тех, кто пришел на праздник, был проведен игровой «казачий круг» – «В мире нет милей и краше песен и преданий наших».

Хочется надеяться, что в дальнейшем, эта работа будет продолжена, а участие в проекте поможет более углубленно знакомить детей и подростков с произведениями казачьего фольклора.

«Да ежели казак пожелает, он на все руки мастер!»: опыт работы библиотеки им. М.А. Шолохова г. Шахты с малыми формами фольклора.

Лепская Ирина Вагизовна,
заведующий структурного подразделения
библиотеки им. М. А. Шолохова
МБУК г. Шахты «ЦБС»

Через потертые страницы минувших веков вольной птицей проносится нерушимая память славной казачьей истории. Жизненные силы ей даёт неиссякаемый родник народной мудрости в песнях и сказках, легендах и преданиях, в поговорках и пословицах. Именно последние по праву называют «зерном истины», ясным и точным выражением мысли для пытливого ума и краткости слов, и именно они лежат в основе литературного творчества многих писателей Дона, а также исследовательских работ фольклористов, историков и краеведов.

Интересный и познавательный материал по популяризации малых жанров донского фольклора предлагают специалисты Ростовской областной детской библиотеки им. В. М. Величкиной. Проведенный ими мастер-класс «Казан проверяют по звону, а казака – по слову: донские пословицы и поговорки» в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов», реализуемого РРОО «ЦЕНТР» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, несомненно является отличным подспорьем не только в формировании исследовательских навыков у юных читателей или, к примеру, в подготовительной работе ребят к участию в указанном проекте, но и несёт особую, неосознанную, практически неосязаемую магическую привлекательность в пробуждении интереса к истокам казачьей народной мудрости. И заслуга в этом принадлежит автору мастер-класса, сумевшего заинтересовать зрителя уникальностью темы и нестандартным способом подачи материала. Ведущий – Светлана Валерьевна Безрукова, заместитель директора Ростовской областной детской библиотеки имени В. М. Величкиной и её соведущие, активные читатели библиотеки – Максим Казьменков и Ариан Радж, в открытом диалоге и на простых примерах помогли разобраться в тонкостях «различного» определения пословиц и поговорок, их толковании и употреблении. С удовольствием ребята участвовали в интерактивном занятии, помогающем сложить воедино казачью мудрость и её наглядно-художественный образ из детского рисунка.

Особенно запоминающимся в мастер-классе стал тематический раздел «Пословицы и поговорки в художественной литературе», предполагающий выполнение читателями поискового задания найти казачьи пословицы и поговорки в произведениях Михаила Шолохова. Как известно, произведения донского писателя включают около 400 донских казачьих изречений, пословиц и поговорок и неподготовленному читателю непросто выделить их в тексте среди особенностей языкового изложения донского казачьего говора, но ребята успешно справились с заданием. Такой интересный подход популяризации народного творчества в поисково-игровой форме можно взять на заметку и использовать в работе с детьми.

Достойны внимания и рекомендованные к прочтению сборники литературы по малым фольклорным жанрам народов Дона. Представленные книги из фонда Ростовской областной детской библиотеки имени В. М. Величкиной проиллюстрированы, дополнены аннотацией и служат хорошим подспорьем в работе с читателем. Сотрудники библиотеки им. М. А. Шолохова (г. Шахты, Ростовская область) неоднократно обращались к подобного рода источникам при организации и проведении мероприятий, популяризирующих творчество Михаила Александровича Шолохова. Примером тому послужит авторская работа «"Нахалёнок" в пословицах и поговорках казачьего Дона», выполненная в рамках участия в Межрегиональном сетевом марафоне «Читаем Шолохова». Рассказ «Нахалёнок» – один из первых в творческой биографии Михаила Шолохова. Написанный в 1925 году, он раскрывает современному читателю не только воспоминания писателя о собственном детстве, но и самобытность казачьего уклада и культуры Дона.

В основе каждого мероприятия, проводимого библиотекой – незримой нитью связано обращение к истокам народной культуры и сопричастность к миру казачьего фольклора. Особенно популярны в читательской среде экскурсии у «Мини-музея донского казачества», организованного в библиотеке им. М. А. Шолохова по инициативе самих читателей. Здесь проходят интеллектуальные, творческие и поисково-исследовательские задания. И каждое из них в игровой форме знакомит читателя с казачьими пословицами и поговорками по актуальным темам «Семья казака», «Служба казака», «Казак и конь». Следует отметить, что в библиотеке ведущую роль по популяризации краеведческих знаний наряду с библиотекарями разделили и сами читатели. Библиотека по праву может гордиться коллективной работой своих читателей-участников театральной студии «Росток», представившим для истории «Послание из прошлого… в библиотеку им. М.А.Шолохова».

С «читательским откликом» в библиотеке прошла онлайн-акция «День фольклора». В течении трех дней на страничке https://vk.com/scholochovbibl публиковались посты об общероссийском празднике и фольклорных жанрах, дополненные интерактивными играми «Загадка в народном стиле», «Продолжи пословицу», «Частушечный бой». С наибольшим количеством участников-игроков лидировала игра «Название народной сказки», собравшая цепочку из 16 комментариев подписчиков. Важную составляющую онлайн-акции представляли рекомендательные обзоры книг из фонда библиотеки.

Под хэштегом #Донской_фольклор_на_книжной_полке популяризировались сборники «Донские казачьи сказки», «Казачьи легенды и сказки» (в обработке Марии Мартиросовой), «Легенды Тихого Дона» и «Донские сказки и байки» (в обработке Николая Дика). Красочным дополнением «Дня фольклора» стало литературное прочтение с элементами театрализации донской легенды «Почему Дон Тихим величают» читателями библиотеки Алиной Багдасарян и Романом Павловым. Такой выбор произведения не случаен – ребята с большим уважением относятся к творчеству известного на Дону прозаика Николая Францевича Дика, сумевшего мастерски переложить малоизвестные казачьи сказки и легенды на язык прозы с использованием самобытного донского говора.

Под хэштегом #Донской_фольклор_на_книжной_полке популяризировались сборники «Донские казачьи сказки», «Казачьи легенды и сказки» (в обработке Марии Мартиросовой), «Легенды Тихого Дона» и «Донские сказки и байки» (в обработке Николая Дика). Красочным дополнением «Дня фольклора» стало литературное прочтение с элементами театрализации донской легенды «Почему Дон Тихим величают» читателями библиотеки Алиной Багдасарян и Романом Павловым. Такой выбор произведения не случаен – ребята с большим уважением относятся к творчеству известного на Дону прозаика Николая Францевича Дика, сумевшего мастерски переложить малоизвестные казачьи сказки и легенды на язык прозы с использованием самобытного донского говора.

Итоги онлайн мастер-класса «Казан проверяют по звону, а казака – по слову»: донские пословицы и поговорки»

С 6 по 12 февраля 2023 года Ростовская региональная общественная организация «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «ЦЕНТР») в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив провела онлайн мастер-класс «Казан проверяют по звону, а казака – по слову»: донские пословицы и поговорки».

Онлайн мастер-класс прошёл в форме беседы с детьми-читателями библиотеки.

Были разобраны понятия: «пословица» и «поговорка», характерные отличия казачьих пословиц и поговорок, их толкование и современное употребление.

Участники мастер-класса узнали об их употреблении в художественной литературе, познакомились с книгами, которые рассказывают о донских пословицах и поговорках более подробно.

Мероприятие рассчитано на детей 11-17 лет, библиотекарей, педагогов. Ведущая мастер-класса – Безрукова Светлана Валерьевна, заместитель директора Ростовской областной детской библиотеки имени В. М. Величкиной.

Ссылки на участие в мероприятии были размещены на сайте РРОО «ЦЕНТР» и на сайтах партнеров, а видео проходило на YouTube РРОО «ЦЕНТР» —  с регистрацией анкет участников и просмотр видео на RuTube РРОО «ЦЕНТР» — Анализ статистики на канале YouTube РРОО «ЦЕНТР» с 6 по 12 февраля 2023 года:

продолжительность видео: 45 мин. 20 с.
просмотров – 742
часы просмотров –271,7 ч.

Полных просмотров – 265,2 ч., что соответствует ожиданиям проекта.

В течение недели, с 6 по 12 февраля, участники мастер-класса заполняли регистрационные анкеты по ссылке, размещенной в аннотации к видео. Анкеты были созданы в шаблонах Google. Данные анкет сформировались в электронные таблицы Excel.

Количество поступивших анкет – 352. При первичной обработке было установлено дублирование анкет (59, 67, 72, 123, 125, 149, 257, 258, 268, 269, 279, 299, 303, 304, 332, 344) и поэтому они были исключены из подсчета, и к дальнейшему анализу было принято 336 анкет.

Исключаются из подсчета дети и подростки № 7, 28, 34, 38, 42, 83, 85,91,104,117,160,190,203,226,246,295,306,329,340 – организаторы просмотра не готовы предоставить список детей и подростков, участников мастер-класса – 243 чел.

Анкеты участников позволили подсчитать количество участников, соотношение участия в мастер-классе взрослых, детей и подростков.

В онлайн мастер-классе приняли участие:


дети и подростки – 1141
в том числе,
самостоятельно, без наставника – 18,
в группах с наставниками – 1123
представители гуманитарной отрасли –318 человек, из них:
сотрудников библиотек – 297, педагогов – 21.

Среди представителей гуманитарной отрасли 306 человека – жители Ростовской области, остальные 12 – жители других территорий России: Краснодарский край (2 чел.), Ставропольский край (4 чел.), ДНР (1 чел.), Казахстан (1чел.), Республика Хакасия (1 чел.), Башкортостан (1 чел.), Республика Коми (1 чел.), Чувашская республика (1 чел.)

Наставники из числа сотрудников библиотек из Ростовской области – 69 человек организовали участие 699 детей и подростков, наставники из числа сотрудников библиотек Ставропольского края и Республики Хакасии (2 человека) организовали участие 13 детей, а наставники из системы образования – 15 человек (14 из Ростовской области, 1 из Казахстана (8 детей), организовали участие в мастер-классе 411 детей и подростков, причём 138 детей и подростков были организованы на просмотр мастер-класса из ГБОУ РО «Шахтинский генерала Я. П. Бакланова казачий кадетский корпус».

Таким образом, в мастер-классе приняли участие 1120 детей и подростков из Ростовской области и 21 ребёнок из Ставропольского края, Хакасии и Казахстана (в группах с наставниками).

Из жителей Ростовской области особенно активно подключились педагоги и библиотекари Красносулинского, Аксайского, Родионово-Несветайского, Заветинского, Азовского, Матвеево-Курганского, Каменского, Песчанокопского, Ремонтненского районов, городов Волгодонск, Таганрог, Сальск, Красный Сулин, Шахты, Ростов-на-Дону.

Представители гуманитарной отрасли, которые смотрели все 5 мастер-классов – 30 чел.

Возрастной состав детей и подростков, участвующих самостоятельно в мастер-классе, согласно анкет:
14-15 лет – 16 чел.;
11 лет – 2 чел.

От участвующих в группах с наставниками преобладали подростки и дети среднего возраста – более 850 человек, остальные – дети младшего возраста. Подсчитать точно сложно, так как состав участников мастер-класса часто разновозрастной (например, 7-14 лет или 8-12 лет и т. д.).

Участникам мастер-классов были предложены следующие вопросы:
«Вам знакомы донские пословицы и поговорки?»
«Актуально ли для Вас знать донские пословицы и поговорки?»

«Ваши предложения по привлечению детей и подростков к чтению книг, содержащих донские пословицы и поговорки?»

До участия в мастер-классе с донскими пословицами и поговорками не были знакомы 7 человек, в том числе 1 учащийся, остальные – библиотекари, и только один из них из другого региона – Хакассии, остальные же из Ростова и Ростовской области. Сказали, что для них не актуально знать донские пословицы и поговорки после участия в мастер-классе – 3 человека: 1 учащийся из Ростовской области и два библиотекаря из Ростова-на-Дону.

Важнейший вопрос анкеты «Ваши предложения по привлечению детей и подростков к чтению книг, содержащих донские пословицы и поговорки» даёт нам возможность понять отношение участников к мероприятию и оценить их готовность к популяризации краеведческих знаний.

Только 12 человек (3,6%) не дали никаких предложений по привлечению детей и подростков к чтению книг, содержащих донские пословицы и поговорки. Участники мастер-класса, высказали множество дельных и интересных предложений.

Обобщая все предложения, можно выделить пять самых популярных:

1. Проводить больше мероприятий краеведческой тематики предложили 92 человека (27,4%).

2. Разнообразить формы проведения краеведческих мероприятий – 72 человека (21,4%). Участники мастер-класса продемонстрировали творческий подход, среди предлагаемых форм мероприятий – квесты, квизы, онлайн-встречи, инсценировки произведений донских авторов, театрализации, викторины, конкурсы, сетевые акции, фестивали, фольклорные батлы, встречи с донскими авторами, онлайн-путешествия по библиотекам донского края, организация клубов и кружков краеведческой направленности и многое другое.

3. Проводить больше мастер-классов. Именно такая форма взаимодействия с детьми и подростками должна помочь в привлечении их к чтению книг, содержащих донские пословицы и поговорки, считают 35 участников мастер-класса (10,4%).

4. Чаще предлагать и рекомендовать юным читателям книги краеведческой тематики предлагают 32 человека (9,5%) из опрошенных.

5. Регулярно переиздавать книги донских авторов для детей и пополнять ими фонды библиотек;

В ответах большинства участников мастер-класса чувствуется неподдельный интерес к донскому фольклору, что позволило им сформулировать очень четкие и, главное, реально воплощаемые предложения. Вот некоторые из них:

«Организовывать встречи с донскими казаками» (город Ростов-на-Дону).

«Я думаю, что надо в своей речи их употреблять как можно чаще, делая акцент на мудрость донского слова» (город Новошахтинск).

«Рассказывать детям о ценности чтения. Показывать связь чтения донских пословиц и поговорок с их успехами в учебе и других делах. Приводить примеры положительного влияния книги на жизнь людей» (Неклиновский район).

«Сотрудничать с педагогами средних школ для внесения донских пословиц и поговорок в список внеклассного чтения» (город Таганрог).

«Как вариант начинать и заканчивать краеведческие мероприятия с донских пословиц и поговорок. Или же в ходе краеведческого мероприятия проводить викторины «Закончи пословицу или поговорку» (Цимлянский район).

«Привлекать читателей к подготовке мероприятий, т.е. к подборке книг, подборке пословиц и поговорок» (Каменский район).

«Использовать донские пословицы и поговорки при оформлении краеведческих выставок и мероприятий, вводить пословицы и поговорки в собственную речь…» (город Ростов-на-Дону).

«Нетрадиционное общение с читателями: библионочь, литературное кафе, вечера пословиц и поговорок, викторины, угадайки, кроссворды (с использованием ИКТ), день рождения книги, день рождения донского писателя, литературные путешествия и т.д.» (Аксайский район).

«Во-первых: привлекать детей и подростков к чтению произведений М. А. Шолохова, в которых часто употребляются пословицы и поговорки донских казаков. А также «Казачьи народные сказки», «Сказки донских писателей», рассказы В. Моложавенко.

Во-вторых: дать задание ребятам найти как можно больше тематических пословиц и поговорок донских казаков, например, о коне, о казачьей удали, о казаке-воине, используя художественные произведения и книгу Г. Губанова «Золотые россыпи».

В-третьих: использовать в краеведческих конкурсах, турнирах номинацию «Донские пословицы и поговорки» для того, чтобы дети запоминали и употребляли в своей речи, придавая ей народный колорит» (Пролетарский район).

Особенно радует тот факт, что ответ на этот вопрос не проигнорировали юные участники мастер-класса, которые участвовали самостоятельно и заполняли анкету. Это подростки в возрасте 11-15 лет. Все 18 человек дали свои предложения. И здесь есть над чем поразмыслить. Подавляющее большинство (13 человек) предложило почаще устраивать походы в библиотеку, именно в такой формулировке, т.е. от подростковой аудитории есть запрос на групповые посещения библиотек, коллективное общение.

Также от ребят прозвучали предложения:
«Устраивать круглые столы, мастер-классы…»;
«Рекомендовать прочитать книги с пословицами»;
«Проводить для детей такие мастер-классы»;
«Конкурсы по краеведенью».

Подытоживая все поступившие предложения по привлечению детей и подростков к чтению книг, содержащих донские пословицы и поговорки, невозможно не согласиться с коллегами из Ростова-на-Дону, которые высказали мысль о том, что «работа должна быть систематической, программной и проектной. Разовые и разноплановые мероприятия мало эффективны». Коллеги из Октябрьского района Ростовской области также предлагают «создавать тематические программы и работать по ним весь год, разовые мероприятия не эффективны».

В группах мастер-класс посмотрели 1123 юных участника от 5 до 18 лет, заполняя анкету, их наставники рассказали о реакции детей на мероприятие.

Из 86 наставников ничего не написали о реакции детей 5 человек (5,8%) В целом, из 81 наставника, ответивших на вопрос, ни один не заметил отрицательной реакции детей, свои наблюдения они выразили довольно лаконично, ответив в анкете: «Положительная», «Удивление и любопытство», «Мероприятие понравилось» и «Очень понравилось». Но были и более развернутые ответы, вот некоторые из них:

«С интересом слушали, очень активно реагировали на нахождение пословиц и поговорок в тексте, обсуждали картинки и пословицы к ним» (Тацинский район).

«Познавательно, очень понравилось расшифровывать значение пословиц и картинки к пословицам» (Республика Хакасия).

«Пытались вперед мальчиков давать ответы, после просмотра с удовольствием рассматривали книгу, т.к. мы ее получили за участие в предыдущем Проекте». (город Новошахтинск).

«Понравилось участие и использование присутствия сверстников на мастер-классе» (Дубовский район).

«Дети более оживились на моменте, где надо было угадать по рисунку пословицу или поговорку и активно приняли участие» (Родионово-Несветайский район).

«Были внимательные, понравилось присутствие мальчиков» (Верхнедонской район).

«Дети стали вспоминать крылатые выражения и соотносить их с пословицами» (Чертковский район).

«Мероприятие очень понравилось, приостанавливая видеоролик ребята также участвовали в определении пословиц и поговорок, в поиске из отрывков текста поиск пословиц. А также имеющиеся книги в нашей библиотеке о пословицах были взяты для чтения» (Аксайский район).

«Дети с удовольствием слушали, реагировали на прослушанные пословицы, приводили в пример свои пословицы и поговорки» (Матвеево-Курганский район).

«Дети с интересом смотрели мастер-класс, а затем дружно называли другие пословицы и поговорки Дона» (Семикаракорский район).

И, пожалуй, самая ценная реакция юных участников мастер-класса:

«Взяли книги из фонда библиотеки для самостоятельного чтения» (город Волгодонск).

После просмотра мастер-класса, некоторые участники оставили отзывы, отражающие впечатления от увиденного и услышанного материала.

«Спасибо коллеги, интересный мастер-класс!» (Песчанокопский район).

«Как можно чаще проводить такие мероприятия. Так как в нашей библиотеке есть некоторые книги, с которыми вы познакомили нас. После просмотра онлайн, дети познакомились с ними воочию, и 2 книги взяли домой для прочтения» (Матвеево-Курганский район)

«Молодцы, познавательно, интересно, поучительно» (Красносулинский район)

«Коллеги, мероприятие получилось, интересным, познавательным, доступным, ребята слушали с интересом» (Аксайский район)

«Готовый материал для работы с детьми. Спасибо» (город Ростов-на-Дону)

«Спасибо Светлане Валерьевне за очень содержательный и легкий в понимании для детей рассказ о донском фольклоре, посмотрели с детьми с удовольствием!!!» (город Новошахтинск).

«Вы двигаетесь в правильном направлении, ваши мастер-классы очень полезны» (республика Коми)

«Организация и просмотр такого интересного и познавательного мастер-класса, как «Казан проверяют по звону, а казака – по слову»: донские пословицы и поговорки», позволяет узнать происхождение пословиц Донского края, их взаимосвязь с историей донцов и привлекает читателей к прочтению литературы и пониманию того, что фольклор предназначен для того, чтобы его широко использовали для показа старой и новой жизни Дона» (Матвеево- Курганский район)

«Уверена, равнодушных нет. Огромное спасибо за Ваш труд, за творческий подход, за эмоциональное озвучивание материала. С большим удовольствием слушаю мастер-классы». (Боковский район)

«Очень полезное мероприятие! Спасибо! Ждём подобных!» (город Ростов-на-Дону)

Негативных отзывов не было.

Подводя итог мастер-класса «Казан проверяют по звону, а казака – по слову»: донские пословицы и поговорки», можно с уверенностью сказать, что его цели достигнуты: рассмотрены особенности таких фольклорных форм как пословицы и поговорки, на примерах разобраны особенности донских пословиц и поговорок, представлены книги, как с фольклорным материалом, так и рассказывающие о пословицах и поговорках.

Все участники мастер-класса, и взрослые и подростки проявили искреннюю заинтересованность содержанием мероприятия и высказали пожелания в дальнейшем, также использовать интерактив при проведении мастер-классов. Детям и подросткам было интересно слушать ответы своих сверстников, появился некий соревновательный момент, кто быстрее выполнит задание, ответит на вопрос.

Ответы юных участников мастер-класса на вопросы анкеты выявил четко сформулированный запрос подростковой аудитории на групповое тематическое общение, причем не в удаленном формате, а что называется, «живьем», поскольку востребованным оказался именно «поход в библиотеку».

Количество заполненных анкет, полученных отзывов и предложений подтвердили, что форма онлайн мастер-класса эффективна для распространения краеведческих знаний, доступна большому числу участников из разных, территорий как Ростовской области, так и других регионов Российской Федерации.

Благодарим всех участников за интерес к проекту и активное участие в мастер-классе. Надеемся, что все юные читатели, познакомившись с донским фольклором, обязательно станут участниками конкурсов рисунка, рассказа или эссе и фестиваля чтения по проекту «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов».


https://www.high-endrolex.com/26