Школьная программа +
Вечный свет «Слова»
литературное расследование в помощь изучению поэмы «Слово о полку Игореве»
![]() |
Судьба древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве" неповторима. Немного найдется во всей мировой литературе произведений, которые вызывали бы к себе столь длительный и пристальный интерес. Игореву песнь издают и переиздают. Создана огромная поэтическая библиотека вариаций не тему "Слова". Литература, посвященная художественному памятнику ХП века так велика, что ее невозможно прочесть в течение одной жизни. О поэме, многократно переведенной на множество европейских и восточных языков, спорят ученые в самых различных странах. Только в последние десятилетия появились и исследования, трактующие "Слово" не только у наших славянских соседей, но и в США, Австралии, Англии, Франции, Италии...
Рукопись "Слова" была найдена в конце 80-х начала 90-х годов ХYIII в. известным любителем и собирателем русских древностей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в сборнике ХYI века светского содержания, при обретенном им через комиссионера в числе других рукописей в Спасо-Ярославском монастыре. С рукописи "Слова" сняты были копии: одна из них для Екатерины II. В 1800 г. "Слово" было издано Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве со своими учёными друзьями А.Ф Малиновским, Н.Н. Бантыш-Каменским и Н.М. Карамзиным. В 1812году сборник, включавший в своем составе «Слово» о полку Игореве» сгорел в московском пожаре вместе с домом Мусина-Пушкина на Разгуляе.
«Исторические народные песни»
(литературный час в помощь изучению темы в 8 классе)
![]() |
Древняя Русь... Закрываешь глаза, и представляется такая картина: старец-сказитель с гуслями за спиной, идущий вдаль, в длинной посконной рубахе, подпоясанной узорным шнуром, рядом с ним мальчик-поводырь. Сухой ветер колышет ковыль, а они движутся по степи навстречу дружине, перед которой будут напевать величавые тонические стихи, с запевом и исходом, славя могучих богатырей, поднимая воинский дух... А потом пойдут дальше, разнося вести о величии ратных дел защитников родной земли. А ещё – Илья Муромец на богатырском трёхцветном коне, стоит, как скала против супостатов Земли Русской. Один против несметной рати, против нечисти, такой, как Соловей Разбойник, Идолище, Тугарин...
Фольклор – народное творчество, чаще всего устное. При знакомстве с произведениями фольклора перед нами предстаёт огромный, яркий и красочный мир народной мудрости, художественной правды, мир, в котором добро всегда побеждает зло. Особое место в фольклоре занимают исторические песни.
Емельян Пугачев: народный герой или злодей из народа?
литературное расследование в помощь изучению повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
![]() |
Каков же все-таки он, крестьянский царь Емелька, заставивший содрогнуться в страхе дворянскую Российскую империю? Можно ли поставить его в один ряд с «нашими великими предками»?
- Пугачев — «отменно проворный» казак, в семнадцать лет обративший на себя внимание начальства и за храбрость получивший младший офицерский чин хорунжего, бесспорно, имел основание рассчитывать на успех и стремился уже в юности «быть отличным».
- Пугачев — вор, умыкнувший у соседа лошадь и бежавший от наказания сначала за Кубань, в турецкие владения, а потом в Польшу, с которыми Россия находилась тогда в состоянии войны. Выходит, изменил Родине. И, кажется, получил от ее врагов «кое-какие денежные средства», необходимые для приобретения первых сподвижников.
- Пугачев — тонкий психолог, осознающий рабскую преданность мужиков законному государю, принимающий на себя имя императора Петра Федоровича, заслуживающего, по представлению сердобольных русских людей, сочувствия и поддержки уже потому, что обижен, свергнут с престола. А за что, понятно: желал добра простому народу.
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»
(литературный час в помощь изучению романа
И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
10-e классы
![]() |
«Любовь - вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин»
И. С. Тургенев
Любовь у Тургенева – первая и едва ли не самая глубокая жизненная тайна. Прелесть ее и трагизм – в поэтическом ощущении непостижимой, недосягаемой красоты.
Испытание героев любовью – излюбленная ситуация тургеневских романов. В описании этого необыкновенно поэтического, священного чувства Тургенев - великий мастер. И всегда на этих страницах мы ощущаем присутствие самого автора, который следит за своими героями «с непонятным участием и болезненным трепетом».
Эти чувства были заложены в детские годы, слишком много обид и несправедливости довелось ему пережить.
Роман о благородном разбойнике
(литературный час в помощь изучению романа А.С. Пушкина «Дубровский»)
методико-библиографический материал
6-e классы
Роман А.С. Пушкина «Дубровский» не был закончен и не был опубликован при жизни автора. Не было у него и названия – издатели дали рукописи название по имени главного героя. В литературоведении до сих пор не умолкает спор о жанре произведения, его завершенности, причинах отказа Пушкина его печатать, но выяснена широкая реальная основа романа.
Был у Пушкина задушевный друг - Павел Воинович Нащокин. Он жил в Москве, и Пушкин любил останавливаться у него, когда приезжал туда. В сентябре 1832 года поэт посетил Москву и, как уже бывало прежде, поселился у Павла Воиновича. Превосходный рассказчик, Нащокин и на этот раз увлек Пушкина одной историей. Это был рассказ о мелкопоместном белорусском дворянине Павле Островском, доведенным до нищеты и разорения одним богатым соседом-помещиком.
Островский был небогат, судился с соседом из-за земли, проиграл судебный процесс, остался без имения и вместе со своими крестьянами принялся грабить сначала чиновников, а потом и прочих людей в лесу и на большой дороге. Продолжалось это недолго, его в конце концов арестовали. Из этого устного рассказа Нащокина возник у Пушкина план будущего романа «Островский». Именно так назвал первоначально автор свое произведение. Потом передумал – героя назвал Владимиром Дубровским.
Сила казака
(литературный час в помощь изучению повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
7-e классы
![]() |
Для русской литературы 20–30 годов XIX века характерен интерес к истории. Обращения к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее. Н.В. Гоголь занимался историей Украины, собираясь написать научный труд. Труд не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над «Тарасом Бульбой».
Повесть «Тарас Бульба» входит в сборник «Миргород», появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединённых скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.
В.Г. Белинский оценил повесть «Тарас Бульба», как величайшую эпопею героической борьбы народа за свою свободу и национальную независимость. Интерес к истории Украины у Гоголя проявляется значительно раньше начала работы над «Тарасом Бульбой» и не ослабевает на протяжении всего его творчества. В «Тарасе Бульбе» Гоголь задался целью изобразить один из интереснейших драматических моментов истории Украины – борьбу украинского народа против посягательств на его свободу со стороны шляхетской Польши на рубеже XVI и XVII столетий.
Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
(литературное расследование в помощь изучению комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
9-e классы
![]() |
Именем А.С. Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всем блеске художественного дарования, создал лишь одно действительно великое произведение, бессмертное. Значение и влияние таких произведений выходит далеко за пределы исторической эпохи. Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством «Горя от ума», блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов.
Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и таинственна. Жизнь ослепительно коротка.
«Пьеса, где каждая фраза – как глоток шампанского, колючий и головокружительный. Как поцелуй на морозе, стремительный, но крепкий. Или так: каждая фраза точна и превосходна, как выстрел снайпера в бензобак. Меткое ба-бамс – и фейерверк до небес».
Сергей Шаргунов
«Что лучше: кино или книга, книга или кино?»
(книги донских писателей на экране
литературно-художественный час )
6-8 классы
![]() |
К тексту прилагается презентация и видеофрагменты художественных фильмов: «Волшебный круг» (по мотивам повестей Ивана Василенко «Артёмка в цирке» и «Волшебная шкатулка»), «Роса» (по повести Алексея Коркищенко «Старая лошадь Зина»), «Алые погоны» (по книге Бориса Изюмского «Алые погоны»), «Навстречу жизни» (по мотивам повести Ивана Василенко «Звёздочка» ), «Сережа» (по повести Веры Пановой «Сережа» ), «Королевство кривых зеркал» (по сказочной повести Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал»), «Требуется тигр» (по сценарию Юрия Харламова).
С тех пор, как только братья Люмьер создали кинематограф, кино и литература идут бок о бок. В наше время эти два вида искусства практически немыслимы друг без друга. В процессе чтения книги читатель погружается в особый мир, созданный на стыке писательского мастерства автора и своей собственной фантазии. Кино же сразу создает яркую, объемную картинку и благодаря талантливой актерской игре, мастерству режиссера, эффектной операторской работе, полностью погружает зрителя в закрученные перипетии сюжета. Очень часто интерес к книге у читателя возникает, когда объявляют о ее экранизации. Многие люди считают, что важно прочитать книгу еще до просмотра фильма, так как после будет сложно не ассоциировать актеров и их игру с главными героями романа.
Предлагаем вашему вниманию детские фильмы, снятые по известным книгам донских авторов. В них – история нашей страны.