Версия для слабовидящих

Школьная программа +



Вечный свет «Слова»

литературное расследование в помощь изучению поэмы «Слово о полку Игореве»

Литературное расследование в помощь изучению поэмы Слово о полку Игореве

Судьба древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве" неповторима. Немного найдется во всей мировой литературе произведений, которые вызывали бы к себе столь длительный и пристальный интерес. Игореву песнь издают и переиздают. Создана огромная поэтическая библиотека вариаций не тему "Слова". Литература, посвященная художественному памятнику ХП века так велика, что ее невозможно прочесть в течение одной жизни. О поэме, многократно переведенной на множе­ство европейских и восточных языков, спорят ученые в самых различных странах. Только в последние десятилетия появились и исследования, трактующие "Слово" не только у наших славянских соседей, но и в США, Австралии, Англии, Франции, Италии...

Рукопись "Слова" была найдена в конце 80-х начала 90-х годов ХYIII в. известным любителем и собирателем рус­ских древностей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в сборнике ХYI века светского содержания, при обретенном им через комиссионера в числе других рукописей в Спасо-Ярославском монастыре. С рукописи "Слова" сняты были копии: одна из них для Екатерины II. В 1800 г. "Слово" было издано Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве со своими учёными друзьями А.Ф Малиновским, Н.Н. Бантыш-Каменским и Н.М. Карамзиным. В 1812году сборник, включавший в своем составе «Слово» о полку Игореве» сгорел в московском пожаре вместе с домом Мусина-Пушкина на Разгуляе.

Читать далее


Емельян Пугачев: народный герой или злодей из народа?

литературное расследование в помощь изучению повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Емельян Иванович Пугачев (1742-1775), донской казак из станицы Зимовейской, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов в России. Портрет работы Н. Д. Вакурова. Лаковая миниатюра. Пластина. Палех. 1936 г. Государственный музей палехского искусства

Каков же все-таки он, крестьянский царь Емелька, заставивший содрогнуться в страхе дворянскую Российскую империю? Можно ли поста­вить его в один ряд с «нашими великими предками»?

- Пугачев — «отменно проворный» казак, в семнадцать лет обративший на себя внимание начальства и за храб­рость получивший младший офицерский чин хорунжего, бесспорно, имел основание рассчитывать на успех и стре­мился уже в юности «быть отличным».

- Пугачев — вор, умыкнувший у соседа лошадь и бежав­ший от наказания сначала за Кубань, в турецкие владе­ния, а потом в Польшу, с которыми Россия находилась тогда в состоянии войны. Выходит, изменил Родине. И, кажется, получил от ее врагов «кое-какие денежные сред­ства», необходимые для приобретения первых сподвиж­ников.

- Пугачев — тонкий психолог, осознающий рабскую пре­данность мужиков законному государю, принимающий на себя имя императора Петра Федоровича, заслуживающе­го, по представлению сердобольных русских людей, со­чувствия и поддержки уже потому, что обижен, свергнут с престола. А за что, понятно: желал добра простому народу.

Читать далее


Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»

(литературный час в помощь изучению романа
И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
10-e классы

Литературное расследование в помощь изучению романа И. С. Тургенева Отцы и дети

«Любовь - вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин»

И.С. Тургенев

Любовь у Тургенева – первая и едва ли не самая глубокая жизненная тайна. Прелесть ее и трагизм – в поэтическом ощущении непостижимой, недосягаемой красоты.

Испытание героев любовью – излюбленная ситуация тургеневских романов.   В описании этого необыкновенно поэтического, священного чувства Тургенев - великий мастер. И всегда на этих страницах мы ощущаем присутствие самого автора, который следит за своими героями «с непонятным участием и болезненным трепетом».

Эти чувства были заложены в детские годы, слишком много обид и несправедливости довелось ему пережить.

Читать далее


Роман о благородном разбойнике

(литературный час в помощь изучению романа А.С. Пушкина «Дубровский»)
методико-библиографический материал
6-e классы

Литературное расследование в помощь изучению романа А. С. Пушкина Дубровский

Роман А.С. Пушкина «Дубровский» не был закончен и не был опубликован при жизни автора. Не было у него и названия – издатели дали рукописи название по имени главного героя. В литературоведении до сих пор не умолкает спор о жанре произведения, его завершенности, причинах отказа Пушкина его печатать, но выяснена широкая реальная основа романа.

Был у Пушкина задушевный друг - Павел Воинович Нащокин. Он жил в Москве, и Пушкин любил останавливаться у него, когда приезжал туда. В сентябре 1832 года поэт посетил Москву и, как уже бывало прежде, поселился у Павла Воиновича. Превосходный рассказчик, Нащокин и на этот раз увлек Пушкина одной историей. Это был рассказ о мелкопоместном белорусском дворянине Павле Островском, доведенным до нищеты и разорения одним богатым соседом-помещиком.

Островский был небогат, судился с соседом из-за земли, проиграл судебный процесс, остался без имения и вместе со своими крестьянами принялся грабить сначала чиновников, а потом и прочих людей в лесу и на большой дороге. Продолжалось это недолго, его в конце концов арестовали. Из этого устного рассказа Нащокина возник у Пушкина план будущего романа «Островский». Именно так назвал первоначально автор свое произведение. Потом передумал – героя назвал Владимиром Дубровским.

Читать далее


Сила казака

(литературный час в помощь изучению повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
7-e классы

Литературное расследование в помощь изучению повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба

Для русской литературы 20–30 годов XIX века характерен интерес к истории. Обращения к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее. Н.В. Гоголь занимался историей Украины, собираясь написать научный труд. Труд не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над «Тарасом Бульбой».

Повесть «Тарас Бульба» входит в сборник «Миргород», появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединённых скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.

В.Г. Белинский оценил повесть «Тарас Бульба», как величайшую эпопею героической борьбы народа за свою свободу и национальную независимость. Интерес к истории Украины у Гоголя проявляется значительно раньше начала работы над «Тарасом Бульбой» и не ослабевает на протяжении всего его творчества. В «Тарасе Бульбе» Гоголь задался целью изобразить один из интереснейших драматических моментов истории Украины – борьбу украинского народа против посягательств на его свободу со стороны шляхетской Польши на рубеже XVI и XVII столетий.

Читать далее


Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

(литературное расследование в помощь изучению комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
9-e классы

Литературное расследование в помощь изучению комедии А. С. Грибоедова Горе от ума

Именем А.С. Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всем блеске художественного дарования, создал лишь одно действительно великое произведение, бессмертное. Значение и влияние таких произведений выходит далеко за пределы исторической эпохи. Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством «Горя от ума», блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов.

Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и таинственна. Жизнь ослепительно коротка.

«Пьеса, где каждая фраза – как глоток шампанского, колючий и головокружительный. Как поцелуй на морозе, стремительный, но крепкий. Или так: каждая фраза точна и превосходна, как выстрел снайпера в бензобак. Меткое ба-бамс – и фейерверк до небес».

Сергей Шаргунов

Читать далее


«Что лучше: кино или книга, книга или кино?»

(книги донских писателей на экране
литературно-художественный час )
6-8 классы

Фильмы по книгам донских писателей

К тексту прилагается презентация и видеофрагменты художественных фильмов: «Волшебный круг» (по мотивам повестей Ивана Василенко «Артёмка в цирке» и «Волшебная шкатулка»), «Роса» (по повести Алексея Коркищенко «Старая лошадь Зина»), «Алые погоны» (по книге Бориса Изюмского «Алые погоны»), «Навстречу жизни» (по мотивам повести Ивана Василенко «Звёздочка» ), «Сережа» (по повести Веры Пановой «Сережа» ), «Королевство кривых зеркал» (по сказочной повести Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал»), «Требуется тигр» (по сценарию Юрия Харламова).

С тех пор, как только братья Люмьер создали кинематограф, кино и литература идут бок о бок. В наше время эти два вида искусства практически немыслимы друг без друга. В процессе чтения книги читатель погружается в особый мир, созданный на стыке писательского мастерства автора и своей собственной фантазии. Кино же сразу создает яркую, объемную картинку и благодаря талантливой актерской игре, мастерству режиссера, эффектной операторской работе, полностью погружает зрителя в закрученные перипетии сюжета. Очень часто интерес к книге у читателя возникает, когда объявляют о ее экранизации. Многие люди считают, что важно прочитать книгу еще до просмотра фильма, так как после будет сложно не ассоциировать актеров и их игру с главными героями романа.

Предлагаем вашему вниманию детские фильмы, снятые по известным книгам донских авторов. В них – история нашей страны.

Читать далее




Школьная программа

20 Октября

 Евгений Фронтикович Гаглоев

20 октября 40 лет со дня рождения российского журналиста, писателя, работающего в жанре подростковой фантастики Евгения Фронтиковича Гаглоева (р. 1978). Серии книг «Зерцалия», «Кошачий глаз», «Небо в алмазах».

Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

контакты

Мы в социальных сетях


Сайт Занимательная Ростовология

Президент России - гражданам школьного возраста

Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

Информационно-развлекательный сайт Управления Роскомнадзора по Ростовской области

Культура.рф. Единый портал популяризации культурного наследия России

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

2018 год в Российской Федерации Указом Президента России В.В. Путина объявлен Годом добровольца (волонтёра)

Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Наши друзья

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых

Результаты независимой оценки качества услуг организации.

Официальный интернет-портал правовой информации.

VII Санкт-Петербургский международный культурный форум




Наверх