Версия для слабовидящих

В таинственной стране Натальи Сухановой



Наталья Алексеевна Суханова

Когда Наталье Алексеевне Сухановой задают вопрос о том, как она стала писательницей, она рассказывает удивительную историю из детства. А началось все с книги, которую она нашла в доме, где поселилась их семья. В ней не было ни начала, ни конца, и маленькая Наташа решила, что она волшебная. Речь в этой книге шла о железном человеке, который щелкал орехи. Но тогда она еще не знала, что это была сказка Гофмана «Щелкунчик». Прочитав книгу ей стало жаль расставаться с ее героями, тем более, что из-за отсутствия страниц она не знала, что с ними стало дальше. И тогда она решила сама придумать продолжение книги. Но до настоящих книг было еще далеко. И писать их она начала довольно поздно.

Детство Наташи выпало на трудные военные годы. Было очень страшно и очень-очень трудно. Их семья не смогла эвакуироваться и они оказались в оккупации. Дети как могли помогали взрослым. Один раз они решили выпустить листовки, но не знали, как это сделать. Тогда Наташа предложила стихотворение:

Прочь убийцы,
Прочь, злодеи,
Мы хотим, чтоб было счастье,
Чтоб настал вам всем каюк.

Когда мама случайно нашла эти листовки, она очень испугалась, и решила их сжечь. Но они сохранились. И после войны стихи Наташи послали в «Пионерскую правду». Наталья Алексеевна вспоминает:
     «Вот тогда я стала думать про себя, какая я талантливая, мои стихи напечатают в газете. Заниматься уроками у меня пропало желание, и я чувствовала себя настоящим поэтом, сама себе рисовала картины, как в класс войдет учительница и скажет: «Ребята, встаньте, Наташа Суханова написала стихотворение и его напечатали в «Пионерской правде». Я все думала, как я буду эту славу переживать, хорошо это или плохо. А вместо этого мне приходит ответ из редакции газеты:
     «Дорогая Наташа! Написала ты свои стихи с большим чувством, но, к сожалению, не совсем гладко. Не огорчайся, расти, девочка. Вырастешь большой, будешь писать лучше, будешь и печататься».
     Меня чуть не оставили на второй год и тогда я взялась за себя и стала отличницей».

Начинала Наталья Алексеевна Суханова как поэт, первые стихи были написаны ранним детством – между девятью и десятью годами. Когда она училась в 9 классе, курортница, с которой она познакомилась, сказала, что дружит с Николаем Тихоновым, известным поэтом, и может показать ему ее стихи. Наташа передала стихи, а спустя время Николай Семенович прислал мне открытку, в которой назвал ее талантливой девочкой, и приписал: «Если будешь в Москве, звони, заходи». Наталья Алексеевна вспоминает:
    «Я приняла его слова всерьез, и, как только поступила в Москве в юридический институт, позвонила ему. И он меня пригласил в гости! С тех пор я часто у него бывала. Николай Семенович изредка обсуждал мои стихи, но ни разу не сказал, что это уже достаточно хорошо. Мною занималась больше его жена, Мария Константиновна: беседовала, советовала, что читать, -  в общем воспитывала, воспитывала мой литературный вкус…»

А первый, настоящий, зрелый рассказ она написала, когда работала по специальности в Тверской области. Насмотрелась деревенской жизни, наслушалась частушек… И вот когда она прочитала свое сочинение Марии Константиновне, она сказала: «А ты ведь не поэтом будешь, а прозаиком. Записывай, что тебе понравилось, запоминай. Но не старайся писать красиво, не литературь». Впервые ее рассказы появились в 1961 г. в журнале «Молодая гвардия».

Книга Н. А. Сухановой "В пещерах мурозавра"

Первая фантастическая повесть для детей вышла под названием «В пещерах мурозавра». В ней рассказывается о мальчике Фимке, увлеченном изысканиями в области муравьиной жизни. Он решил пробраться в муравейник, чтобы подтвердить свои научные предположения, и попал-таки туда с помощью придуманных им «уменьшительных» таблеток. Это книга и о его взрослых и юных друзьях, не бросивших мальчика в беде и последовавших за ним в полное опасных приключений путешествие по муравейнику: о милицейском следователе Людвиге Ивановиче, Матильде Васильевне и ее внучке Анюне, «как звала ее бабушка», или Нюне, «как звали все остальные», и старушке по фамилии Тихая.

Когда Людвигу Ивановичу удалось узнать, как и куда исчез Фима, он вместе с Нюней и другими Фимкиными соседями по квартире отправляется по его следам. Опасное путешествие завершается благополучно, догадки Людвига Ивановича подтверждаются: Фимка действительно искал феромоны – вещества, которые выделяют муравьи. Эти вещества – их запах, их вкус – можно было назвать беззвучной муравьиной речью, если бы это хоть сколько-нибудь походило на речь…

Иллюстрация к книге Н. А. Сухановой "В пещерах мурозавра"

А феромоны ему нужны для того, чтобы научиться управлять муравьями, а потом и другими насекомыми.

Наталья Алексеевна с такой теплотой и выразительностью описала своих героев, что их легко представить. А по тому, как они говорят, их невозможно спутать. Манерно-«благородно» выражается Матильда Васильевна, называя дядю Люду «Людовиком», и постоянно путая слова («Подлый таран! Или, вернее, тиран!»), грубовато приземлена речь старушки Тихой: «Человек из еды живеть!» или «Для твоих дурных костей, можеть, и невысоко, а мои старые уже поумнели сигать туды-сюды!» (и, конечно, для нее дядя Люда не Людовик, а Лютик Иванович)

В повести «В пещерах мурозавра» можно почерпнуть массу интересных сведений – о зверях, насекомых, растениях, об особенностях нашего мира. Но научные сведения служат в этой повести материалом, позволяющим выявить интересные человеческие характеры, а приключения, как им и положено, раскрывают доброе начало в героях. В трудном путешествии люди заботятся друг о друге, помогают друг другу, проявляя при этом самые лучшие свои качества.

В повести «Многоэтажная планета» действуют те же герои, что и в повести «В пещерах мурозавра»: Аня, бабушка Тихая и Матильда Васильевна. Они вместе с группой ученых летят к неведомой планете Флюидус изучать новые формы жизни, природные условия которой, «по мнению ученых, больше напоминали тот невероятный мир, в котором живут насекомые». Те невероятные приключения, которые они пережили несколько лет назад, не только дали ученым ключ ко многим загадкам удивительного мира насекомых. Это путешествие, этот мир повлиял и на их организм, постепенно усилив необычные способности: у Анюни – видеть в темноте, у бабушки Тихой – различать по запахам материал и форму любого предмета, у Матильды Васильевны – переносить космические перегрузки.

Книга Н. А. Сухановой "Многоэтажная планета"

С их помощью и одного из организаторов полета – Фимки, который сам так и не смог полететь, ученые экипажа пытаются разгадать секреты удивительной планеты. На пути к планете Аня, вслушиваясь в споры и рассуждения ученых, размышляет о взаимосвязях в природе, о жизни и смерти, о возможностях физического возрождения и бессмертии, о терпимости и любви. Мы замечаем грусть неразделенной любви Ани к оставшемуся на Земле Фимке, мы понимаем, что ворчливая старуха Тихая на самом деле добрый и отзывчивый человек, образец здравого смысла; жеманная, церемонная Матильда воплощает в себе такт и деликатность, вечную женственность. Ей выпадает особая роль в повести: она умирает, чтобы возродиться во Флюидосовском дереве в облике юной Матильды, одновременно земной и инопланетянки. Юная Матильда стала своего рода связной между землянами и обитателями планеты Флюидус, существами иной природы. Так писательница мягко предлагает вариант контакта с инопланетной цивилизацией.
     Повесть «Многоэтажная планета» согрета и пронизана чувством привязанности людей друг к другу, готовностью понять и полюбить все доброе вне Земли, наделить теплом своей души инопланетян.

О том, как появился герой Юппи из «Сказки о Юппи», Наталья Алексеевна рассказала на одной из встреч с читателями:
     «Я очень люблю животных, люблю читать о них. Но мне всегда было за них страшно, ведь они так доверяют людям, а те порой очень жестоко с ними обращаются. И я подумала: а если бы животные говорили, что о нас, людях, они думают, какими мы им кажемся? Так и возник зверек, который умел думать и разговаривать - Юппи».

 Н. А. Сухановой "Сказка о Юппи"

Юппи – необыкновенный зверек, с пушистым разноцветным, как радуга, хвостом, пытается постичь важные истины: кто я, откуда ? зачем, ради чего я живу на Земле? «Юппи чувствовал, что если очень-очень подумать, если собрать все, что в нем есть, вместе, то, наверное, можно и без подсказки понять, для чего он. Глаза, нос, уши… А все, все это вместе – для чего? И вдруг Юппи догадался: все вместе – это радость жить!»

От носорога он узнает о том, что умные люди придумали Красную книгу, в которую они записывают животных, которых уже мало осталось. Юппи решает разыскать Красную книгу, чтобы узнать, нет ли там записей о нем и о его родных.

Отправившись на поиски, он встречается с разными животными, насекомыми и у каждого есть своя история, которую Юппи старается запомнить и сохранить для Красной книги. Разные люди встречаются ему на пути – добрые и умные (Эрик, Папа, девочка), умные, но не очень добрые (Умный Человек) и недобрые (собачники, охотники).

Умный и добрый Папа объясняет своему сыну Эрику и Юппи:
    - Вся Земля – один дом, а все живое на ней – одно огромное ветвистое дерево. Уникальное, единственное во Вселенной, такое, как оно есть. И надо быть очень знающими и умными, разумными существами, чтобы оборвать сухие листья, обрезать сухую ветку, но не повредить коры или корней, чтобы не погубить все дерево. Увы, не всегда еще люди достаточно умны. Вот почему придумана Красная книга. Когда же человек поймет, что Земля – единый родной дом, Красная книга уже не понадобится!

Иллюстрация к книге Н. А. Сухановой "Сказка о Юппи"

Но раскрыть тайну происхождения Юппи писательница доверяет только ребенку – мальчику Эрику. Ему и Юппи стали сниться одинаковые сны о чудесной планете, где жили юппиты, существа, похожие на Юппи. Даже умный Папа не верил в то, что скоро прилетит корабль из Юппитии, он считал все это безудержной фантазией своего сына и Юппи. И однажды возле города, где жили теперь Юппи, Эрик и Папа, приземлился инопланетный корабль из которого вышли юппиты, стоящие на задних лапах, а в передних – черных, кожистых – держали какие-то цветастые свитки. Их мысли отражали их разноцветные хвосты.

Что творилось в тот день на Земле! В экстренных выпусках газет пестрели заголовки: «Прилет инопланетян!», «Среди нас долгие годы жил инопланетянин Юппи – наш брат по разуму!» А Юппи с грустью думал:
    - Неужели нужно быть инопланетянином, чтобы тебя назвали братом по разуму? Разве те, что живут на Земле бок о бок с людьми менее прекрасны, чем пришельцы? Молчаливые царственные жирафы, мудрые слоны, веселые дельфины и градостроители осьминоги, замечательные каждый по-своему, - разве они не братья людям?

Прочитана последняя строчка сказки о Юппи, но так и не разгаданы до конца тайны маленького пришельца. Именно эти тайны способны вызвать юного читателя на самые серьезные размышления о том, какими нам быть, чтобы вся Земля стала одной прекрасной Красной книгой!

Книга Н. А. Сухановой "Подкидыш

Повесть «Подкидыш» не столько сказочная, сколько фантастическая, потому что в ней вроде бы вполне обыкновенные события получаются уж очень невероятными. Кстати сказать, только у этой повести есть реальные прототипы. У Натальи Алексеевны была знакомая семья, в которой было трое мальчиков. Вот они и стали героями этой сказки.

В грозовую ночь на морском побережье четверо детей из семьи Гвилизовых сидели у окна и смотрели на море, которое освещали вспышки молнии. Самый старший – Глеб стал свидетелем необычного явления: из середины тьмы протянулся вниз изогнутый, как сабля, луч, уперся в заблестевшую поверхность моря и вдруг пронзил, высветил морской мрак далеко вглубь, и море стало голубым точно, днем.

А наутро, когда все отправились на пляж, Глеб нашел странный камень размером с трехлитровую банку, обладающий удивительным свойством – тяжелеть, а потом вдруг становиться легким, как воздушный шарик. Надо сказать, что именно Глеб был в их семье самым любознательным, обожал учиться и не любил каникул, ведь тогда нужно было отдыхать, а ему больше нравился учебный год, когда никто не мешал заниматься. Обычно шаловливые дети вдруг стали образцово-показательными. Ни маме, ни папе и в голову не могло прийти, что вместе с вещами домой с моря они везут этот камень. Дома дети его старательно спрятали, а потом … забыли. И вдруг из камня появилось существо ростом сантиметров пятьдесят, не больше, с маленькими ручками, стоящее на ногах с довольно странной внешностью.

Иллюстрация к книге Н. А. Сухан
Так же, как и в «Сказке о Юппи», ее главный герой, Завря,- единственный в своем роде, или, как говорят взрослые, уникальный зверек. Но как ни пытались дети в томе «Жизнь животных» по иллюстрациям определить, кто же перед ними, они так и не смогли ответить на этот сложный вопрос. И вот оказывается… что Завря – землянин, потомок древних, вымерших на Земле ящеров. И в то же время он был инопланетянин. Дети научились понимать язык Заври и он им рассказал:
     «Случается, что жизнь и разум в каком-нибудь уголке вселенной стоят на краю гибели и, если нет уже у них ни одного пути к спасению, бывает тогда, что могущественная космическая цивилизация спасает гибнущий вид разума, поселяет его представителей на подходящую планету и, выживших и окрепших, возвращает на прародину».
    Завря принадлежал к роду ящеров, населявших Землю в доисторические времена. Когда вымирание ящеров стало необратимым, пришельцы из иных систем спасли Завриных предков, и вернули далекого их потомка Заврю вновь на Землю. Но если бы не Глеб, Лиля, Вова и Ивасик с их добрыми, открытыми ко всему новому и удивительному сердцами, неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Заври. Что только не предпринимали ребята, чтобы прокормить ящера! Лиля распродала свою коллекцию пишущих ручек, исчезли все мамины кремы, которые Завря поедал с большим аппетитом. Они даже решили просить милостыню… И как награда им – удивительные знания о высокоразвитых цивилизациях, существующих во Вселенной.

В своих книгах Наталья Алексеевна Суханова стремится научить ребят видеть красоту природы, любить ее. Это видение, по ее мнению, есть первая ступень в понимании человеком окружающего мира, первый шаг к осознанию своей причастности, наконец, своей ответственности за все, что есть на земле. Писательница учит юных читателей любить прекрасное и удивительное не только в сказке, но и в нашей повседневной жизни. И так во всех книжках Натальи Алексеевны: от веселой игры – к серьезному разговору.

На фотографиях ниже - встречи Натальи Алексеевны с читателями в Ростовской областной библиотеке.

Список использованной литературы:


  1. Алиева С. Действенная доброта// Литературная Россия.-23 дек. – 1983.- №52
  2. Джичоева Е. «В пещерах мурозавра». Приключения в таинственной стране//Комсомолец.- 1979.- 19 янв.
  3. Кантор В. Наталья Суханова Многоэтажная планета. Фантастическая повесть//Детская литература № 8.- 1983.-С.63-64
  4. Донской временник. Интервью с писательницей. 2006 .- №
  5. Стрелкова И. В разных жанрах //Лит. Обозрение.-1980.-№ 6.-с.53-54



28 Июня

Александр Александрович Щербаков

28 июня 85 лет со дня рождения русского писателя и переводчика Александра Александровича Щербакова (1932-1994). Родился в Ростове-на-Дону. «Жалейка», «Змий», «Джентльмен с «Антареса»; переводы: Диккенс Ч. «Волшебная сказка, принадлежащая перу Алисы Рейндберд»; Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес».

Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

контакты

Справочная служба

Задать вопрос библиотекарю

Сайт Занимательная Ростовология

Президент России - гражданам школьного возраста

Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии

Культура.рф. Единый портал популяризации культурного наследия России

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Наши друзья

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых


Наверх