Версия для слабовидящих

Спасение от спеси



(Автобиография: вольный вариант)

Рожденному в год Обезьяны (а он во все времена високосный) да еще в первый день зодиакальных Весов (лишь через пять часов после того, как сложила с себя полномочия Дева), мне было суждено пережить два детства - довоенное и военное, два отрочества - военное и послевоенное, а юность одну, но в двух университетах - два года в Харьковском и три в Киевском. Невзгоды, свойственные первой любви (неразделенной), также выпадали на мою долю дважды. И брака оказалось два, последний счастливо продолжается... Дважды работал в «Молоте», дважды в аппарате областной писательской организации. На облтелерадио поступал тоже дважды: в 65-м году на телевидение, в 81-м на радио, где пока и работаю.


С родителями Ираидой Петровной и Михаилом Дмитриевичем и братом Юрием. 1938 г.

Интересом к литературе я обязан, конечно, Пушкину. В тот год, когда отмечалось 100 лет со дня его гибели, мне еще не было пяти. Тогда я впервые сам прочитал «Сказку о золотом петушке». Процесс чтения был захватывающим. Его ограничивали только родительские табу. Но заглядывать на книжную полку брата, который был пятью годами старше, мне разрешалось и это рано расширило мой читательский диапазон.

Михаил Дмитриевич и Ираида Петровна Скребовы. После свадьбы. 1926 г.

Родители мои Михаил Дмитриевич и Ираида Петровна (в девичестве Михайлова) познакомились в любительской театральной студии воронежских железнодорожников, и это наложило своеобразный отпечаток на будущую семыо. Актерами они не стали, отец был плановиком, мама домохозяйкой, но в нелегком быту сохранялся некоторый артистизм - от интереса к литературе и искусству до воспитания детей. У них я лет с шести учился декламации, правильным ударениям и нерушимой верности твердому «г» (в отличие от старшего и двух младших братьев, податливо переходивших на южный говор двора и улицы).

В довоенном детстве кроме книжек и родителей на меня очень влияли патефон, радио и детские журналы. Дошкольником я немало знал о челюскинцах, папанинцах и Чкалове, о боях в Испании, на Халхин-голе и в Финляндии, а звучавший с пластинок  репертуар Козина, Юрьевой, Церетели, Пирогова, Лемешева, Утесовых оставался со мной и после того, как в первую военную зиму патефон сменили на что-то съестное.

Учиться в школе я начал в 1940 году. Это была 16-я начальная школа - старое здание с просторным двором, углубленным в шахтинский парк культуры и отдыха. На уроках слышались волейбольные хлопки и репетиции духового оркестра. Всего труднее мне давалось письмо. Первая моя учительница Анастасия Петровна Макарова терпеливо прививала мне чередование нажима и волосных линий, по смогла только перетянуть меня с «посредственно» на «хорошо». Оценку «отлично» я получил уже в четвертом классе благодаря стараниям молодой, но строгой учительницы Тамары Владимировны Дьячковой. И хотя эта моя победа совпала с победоносным завершением войны, во мне навсегда осталось ощущение, что при моих средних способностях выйти в отличники очень трудно.

О войне и связанных с ней переживаниях я писал всю жизнь и еще напишу, если мне это удастся. Здесь же ограничусь только фактами. Отца призвали в армию в августе 41-го, служил он во ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь) под Армавиром и Воронежем, потом был комиссован по зрению, направлен на военный завод в Мытищи, а оттуда - на восстановление шахт Донбасса. Мы без него пережили оккупацию с июля 1942 до февраля 43-го. Матери пришлось пойти на Arbeitbuherden (биржа труда) и работать уборщицей - этим она спасала от «вербовки» в Германию своего старшего сына и одного из его сверстников. В сентябре 43-го я пошел в третий класс 13-й школы-семилетки, а вскоре домой вернулся отец. Все остальное было у меня как у всего поколения «детей войны».

В дальнейшем очень везло мне с учителями-словесниками. В семилетке Екатерина Тимофеевна Линникова была для меня таким вдохновляющим примером, что самому хотелось посвятить себя учительской профессии. Отрезвил меня мой начитанный приятель цитатой из Горького (привожу не дословно, по памяти): лучше, преодолев в себе раннее и не всегда чистое желание стать учителем, молча умереть, чем приумножать ошибки других. К тому времени я уже писал стихи, напечатал первую заметку в городской газете «Красный шахтер», сыграл две роли в драмкружке дома пионеров, и моим полудетским мечтам было во что трансформироваться... Словом, пошел не в педучилище, а в восьмой класс 10-й средней школы. И здесь неоценимую роль в моем литературном становлении сыграли Татьяна Яковлевна Попова и несколько позднее Ирина Ивановна Разумова.

Окончательно сделать выбор в пользу журналистики мне помог очеркист Александр Афанасьевич Мазин, руководивший литгруппой при редакции «Красного шахтера». В эту группу меня приняли в 49-м году. Первое, что я там почувствовал, - это несовершенство всего, что к тому времени написал. Мазин помог мне сладить с этим смущением и умело направил мои творческие усилия в сторону газетной работы.

Летом 50-го года меня пригласили на областной семинар литераторов-школьников, и руководившая этим семинаром Элеонора Григорьевна Лейбовская, а потом по ее просьбе поэт Вениамин Константинович Жак сделали очень многое для того, чтобы меня поддержать и в то же время надолго засадить за «работу над ошибками».

Что такое «надолго» в юные годы? Оказалось - на всю жизнь.

Скребов Н. М. Студент факультета журналистики Киевского университета. 1955 г.

Сначала, чтобы поступить на ближайшее тогда к моему родному городу отделение журналистики в Харькове, надо было окончить школу с медалью, желательно золотой, чтобы уж наверняка. Получилось. Но чтобы слушать и записывать лекции, нужно было освоить украинский язык. С немалым трудом удалось и это. Однако в 53-м году, когда все отделение журналистики перевели из Харькова на новообразованный факультет Киевского университета, моя «мова» нуждалась, мягко говоря, в углубленном совершенствовании...

Дипломную работу «Константин Симонов - военный корреспондент «Красной звезды» необходимо было написать так, чтобы защитить на пятерку. Имя любимого поэта и публициста к этому обязывало. Года полтора ушло на достижение этой цели.

Готовясь выехать по назначению в ворошиловградскую газету «Молодая гвардiя», я получил письмо редактора этой газеты Павла Оснача о том, что предложенное мне место занято более опытным работником. Оставалось ехать домой, в Шахты. Город был тогда центром Каменской области. Придя в редакцию областной газеты «Ленинской знамя», я встретился с А. А. Мазиным, заведовавшим отделом информации. Он обрадованно сказал мне, что как раз от него в молодежную газету уходит Нина Дмитриевна Чичикина, а это значит, что есть в отделе для меня вакантное место. Что могло быть лучше!

Сотрудничество наше продолжалось недолго - с июля 56-го года по ноябрь 57- го. Но научиться у своего наставника мне удалось многому. Когда Каменскую область упразднили, газета стала городской, штат ее втрое уменьшился. Мазину предложили работу в Липецке, где и прошли последние годы его жизни, а меня перевели в «Молот».

С первым литературным наставником А. А. Мазиным в редакции газеты "Ленинское знамя". 1957 г.

Работал я в отделе информации, потом, в 59-м году, редактор Александр Михайлович Суичмезов предложил мне перейти в отдел литературы и искусства, и с того времени началось мое знакомство, а потом и сближение с писательской организацией.

В том же 59-м году я был принят в Союз журналистов СССР.

В том же 59-м декан историко-филологического факультета РГУ Владимир Александрович Золотов пригласи меня на полставки преподавателя теории и практики печати, и я до 62-го года читал лекции студентам-вечерникам и заочникам.

Н. М. Скребов. Литературный редктор журнала "Дон". 1963 г.

В том же 59-м состоялся мой дебют в коллективном сборнике стихов «Молодые голоса». И в том же году я собрал рукопись первой своей книжки стихов. Она вышла в Ростиздате в 61-м году под названием «Любимый цвет». К тому времени я уже перешел из газеты «Молот» в журнал «Дон».

Дальше все казалось неправдоподобно благополучным восхождением. В декабре 62-го меня приняли в Союз писателей, с января 63-го ввели в редколлегию «Дона», в 64-м вышли одна за другой книжки «Только вместе!» (для детей) и «Пристрастие» (лирика), в 68-м - «Эпоха бережной любви», в 70-м - первая книжка в Москве «Корень добра»...

Прерву этот перечень. Вспомню только о самом ярком, что выпало на мою долю в 70-х годах. Это работа над песнями к спектаклям Юрия Еремина, Владимира Молчанова и других режиссеров, поставленным на сцене Ростовского театра юного зрителя. Без той школы, которую мне посчастливилось пройти в 40-45 лет, я не представляю себе своего дальнейшего тридцатилетнего пути, дотянувшегося до нынешней встречи с читателем.

Все, что происходило со мной в литературной жизни, скорее всего, можно обозначить врожденной метафорой: «Обезьяна на Весах», а повествовательно - из неудавшейся мне поэмы «Право на грусть»:

И паденья бывали, и взлеты
в переменчивой жизни моей.
Чем суровей бывали заботы,
тем сильней горячил я коней.
Ниву слов, то крутых, то изящных,
неумело, поспешно пахал...
как данайцев, дары приносящих,
опасался высоких похвал.

Н. Скрёбов
август 2007



13 Августа

Международный день левшей. Международный день леворуких впервые отметили 13 августа 1992 года по инициативе британского Клуба левшей, созданного в 1990 году. 


Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

Мы в Instagram

Мы в ВКонтакте

контакты


ЛитРес: один клик до книги

Сайт Занимательная Ростовология

75 Победа! 1945-2020. Год памяти и славы в России

Сайт Год памяти и славы

Министерство культуры Ростовской области

План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции. По состоянию на 20.04.2020. Подготовлено Правительством РФ

Ростовская область: меры поддержки бизнеса для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции. По состоянию на 29.04.2020. Подготовлено Министерством экономического развития Ростовской области

Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

ПроДетЛит

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

Летопись мужества. 1941-1945. Просветительский проект Российской государственной детской библиотеки.

Президент России - гражданам школьного возраста

Информационно-развлекательный сайт Управления Роскомнадзора по Ростовской области

Культура.РФ. Единый портал популяризации культурного наследия России

Национальные проекты «Культура»

Государственная программа РФ «Доступная среда»

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых

Результаты независимой оценки качества услуг организации.

Официальный интернет-портал правовой информации.

Финансовая культура

Приложение «Мой налог»

Отцовство – твой главный жизненный проект

Подростковая агрессия




Наверх