Жил-был художник...
(литературное расследование в рамках проекта «Литературные прогулки по Донскому краю»)
Почти полгода назад, 11 декабря 2021 года, на сайте Ростовской областной детской библиотеки имени В.М.Величкиной была опубликована заметка «Литературные прогулки по городу Ростову-на-Дону. Сказочные скульптуры художника Александра Мамона» о памятниках, созданных художником, чьё имя на сегодня остается неизвестным для ростовчан.
Небольшой рассказ в основном был посвящён скульптурной композиции «Дед Щукарь с лягушкой» и связан тематически с отрывком из тридцать шестой главы первой книги романа Михаила Шолохова «Поднятая целина» – о «донских вустрицах».
В каждом городе, наверняка, найдутся памятники, связанные с литературой: это могут быть скульптуры сказочных героев, авторов литературных произведений или композиции, связанные с литературными сюжетами.
Описания памятников, связанных с художественными произведениями, и рассказы о них, хорошо вписываются в раздел «Литературное краеведение», о важности и ценности которого, мы, библиотекари, можем говорить бесконечно.
Сегодня, на примере небольшой заметки о неизвестном художнике, я расскажу, как история, в ней изложенная, не только легла в основу проекта «Литературные прогулки по Донскому краю», но и превратилась в увлекательный квест по поиску информации о памятниках жанровой городской скульптуры.
Обозначу и ещё одну, немаловажную цель нашего расследования – вернуть из небытия имя художника Александра Мамона: рассказать об авторе памятников, установленных в городе, и впоследствии обратиться в общество охраны памятников с предложением включить скульптурные композиции в список охраняемых культурных объектов.
Предлагаю вашему вниманию рассказ о поисках.
Каждый город имеет своё узнаваемое лицо. Улицы, проспекты и площади, дома, особняки и дворцы – творения архитекторов, создающие каркас этого облика. Монументальные скульптуры – символы, по ним легко угадывается название города, в котором они установлены. И небольшие скульптурные композиции – особые приметы, разглядывая их фотографии, мы можем узнать место съёмки… Чем больше этих художественных примет, тем интересней лицо города. Тем больше оно запоминается…
![]() |
Возле старого аэропорта гостей нашего города встречает скульптурная композиция «У тихого Дона» – лошади с развевающимися гривами, символ донского края. Два играющих жеребца и лошадь с жеребёнком – у этой композиции нет таблички, в книге «Памятники монументального искусства города Ростова-на-Дону» она обозначена как «работа неизвестного скульптора из Новочеркасска». Мой сегодняшний рассказ имеет цель и надежду, что эта досадная ошибка будет в скором времени исправлена. Ведь есть живые свидетели того, что композиция «У Тихого Дона» создана художником Александром Степановичем Мамоном, – сварщиком ростовского завода «Гранит».
Художник-сварщик, по другим данным, сварщик-монументалист, Александр Мамон работал на предприятии оборонного комплекса «Гранит» в 1970-90-е годы.
По информации, полученной от коллег художника, на работу его пригласил Виктор Дмитриевич Загребаев – генеральный директор Производственного объединения «Гранит».
Это было время, когда завод был крупным и богатым предприятием, занимающим площадь в 19 га, построившим для своих сотрудников целый район и благоустраивавший его. Виктор Загребаев – партийный деятель, депутат, как сейчас бы сказали, активный общественник. По воспоминаниям коллег и сотрудников, «оправдывал свою фамилию» в самом лучшем её смысле: при «красном директоре», как его называли, для социального обеспечения работников делалось и создавалось всё возможное: детский сад, базы отдыха на Дону и Черноморском побережье, бассейн «Дельфин» и учебно-производственный комплекс «Электрон» – гранитовцы, работавшие на заводе в 60-80-е годы, смогли бы легко продолжить этот список. Помимо основного производства, при Загребаеве на заводе появился, например, хрустальный цех, куда пригласили на работу специалистов из города Гусь-Хрустального, который занимался в те времена выпуском декоративного стекла. В некоторых ростовских семьях еще сохранились хрустальные изделия «Гранита» - высокие вазы с надписью «Ростов-на-Дону», хрустальные «туфельки Золушки», салатники с медными ножками в виде раков. История о хрустальном производстве и уникальных мастерах-алмазчиках ещё ждёт своего часа и автора.
Завод «Гранит» в 80-е мог себе позволить содержать уникальных специалистов, в числе которых были и хрустальщики, и литейщики, и художник-сварщик.
![]() |
Скульптуры из нержавеющей стали, которые создавал Александр Мамон, сегодня можно найти в разных районах города. Бывший сотрудник завода «Гранит» Шалико Ванович рассказывает, что устанавливались композиции к значимым событиям: к открытию областной клинической больницы в микрорайоне Западном – «Гуси-лебеди», к XXII Летним Олимпийским играм 1980 года – фигура олимпийского мишки с факелом, к открытию бассейна «Дельфин» – композиция – шар с парой играющих дельфинов. По всей видимости, делалось это на общественных началах, заказы на исполнение работ в архиве пока обнаружить не удалось. В частной беседе специалист архива призналась, что обнадёжить в этом вопросе ничем не может…
Вокруг ДК «Электрон», культурного центра Первомайского района времен 1980-х годов, был разбит небольшой парк, на территории которого, на радость детворе, установлены скульптурные композиции сказочных героев. Олени, журавли и пеликаны, дед Щукарь и сказочный медведь, несущий в корзине Машеньку, – сегодня мы можем увидеть лишь часть из них, и те разбросаны по городу. На углу дома улицы Киргизской, сохранилась только парочка игривых жеребят. Все эти композиции – творения мастера Александра Мамона.
Создавались они в 40-м цехе завода, часто из остатков металла, которые по просьбе мастера кроили его коллеги – помогали скульптору. Работавшие с Александром Степановичем говорят, что был он человеком тихим, скромным, с просьбами обращался редко и предельно вежливо. Директор завода В.Загребаев частенько заглядывал в цех и молча наблюдал, как работает мастер.
К сожалению, несколько работ, о которых рассказывали в своих воспоминаниях об Александре Степановиче его соратники, обнаружить не удалось. Так, помогавший ему в сборке деталей композиции «Маша и медведь» Владимир Васильевич вспомнил, что для сауны при бассейне «Дельфин» была изготовлена скульптура чёрта – голова торчала из банного чана, а у основания чаши были ножки с копытцами. Этот занимательный персонаж славянской мифологии, которого называли «банник» или «банный чёрт», имел своего двойника, изготовленного, по словам бывшего коллеги Александра Мамона, на заказ, и, наверняка, живёт себе где-нибудь в частной коллекции… Как и скульптура атланта, державшего фонарь на входе в бассейн, про которую рассказывал Шалико Ванович.
![]() |
В этой истории о художнике было много интересных людей и встреч, которые позволили восстановить по крупицам рабочую биографию художника на заводе «Гранит». Когда официальные источники молчат, живые свидетели эпохи, которых осталось не так много, рассказывают о былом с душой и чувством. Одной из таких любопытных историй был рассказ о скульптуре пионерки, которая якобы долго стояла на задворках территории завода. Фигура была с каким-то дефектом или просто поломана, поэтому нигде не устанавливалась, а история превратилась в заводскую легенду, хранители которой утверждали, что лицо пионерки имело черты заводской работницы – тайной симпатии художника. Похоже на то, что история эта действительно была легендой, существование скульптуры пионерки не подтвердил ни один из «помощников-подмастерьев» Александра Степановича.
Зато на проходной завода и сегодня, обращённая лицом на восход, стоит фигура женщины с колесом: композиция, по словам коллег, олицетворяла советскую электронную промышленность. В рабочем костюме, рука поднята навстречу зарождающемуся новому дню.
![]() |
На обратной стороне постамента сваркой выжжено: 1.5.1979 г. А.С.Мамон. Ох, и ругалась охрана, когда автор этой публикации попытался обойти скульптуру на газоне по кругу – с целью поиска таблички, подтверждающей авторство. Эта надпись привнесла в расследование инициалы художника.
Первой скульптурной композицией, на которой фигурировало имя, был дед Щукарь с лягушкой.
Композиция стоит на закрытой территории – на улице Ленина. Надо полагать, шолоховский сюжет с «донскими вустрицами» был знаком Александру Степановичу. Щукарь получился очень живой, честный, со щербатой улыбкой. Держит лягушку над котлом за лапку, хитро щурится. Грубые башмаки, в руке черпак, сидит дед на огромном бревне, у основания которого – надпись: 1983 г. Мамон А. Именно с этой таблички начались поиски информации о неизвестном скульпторе.
По запросу "художник Мамон" в интернете ничего не нашлось. Правда, мелькнул где-то комментарий, в котором фамилия была написана иначе – Мамот. Соцсети в наше время творят чудеса. Вот комментарий, по которому я вышла на первого человека, знающего хоть что-то об Александре Мамоне: «Надюша, на набережной установлена композиция «Журавли», которую перенесли с территории завода «Гранит». Автор этих скульптур один – Александр Мамот, долгое время работал на заводе. Должность у него была – художник-сварщик (в отделе кадров карточку его смотрели), он уже давно умер. Замечательный человек и великий мастер. Жаль, что о нём практически никто не знает. Хотя его скульптуры до сих пор радуют ростовчан. Наиболее известна, пожалуй, его композиция «Лошади» – установлена в районе старого аэропорта на Шолохова».
Текст был датирован 20 июля 2019 года, подписан фамилией и именем. Поисковая система помогла найти автора – бывшего сотрудника завода по имени Игорь, человека общительного, который в переписке многое рассказал. Про то, что работ художника установлено было много, в том числе, и за чертой города Ростова-на-Дону: так, если ехать на автобусе в Аксай, то сразу за остановкой, на повороте с трассы М4 есть композиция с лебедями. Лучшая композиция утрачена: в 90-е годы растаскивали по дачам и ресторанам на левом берегу Дона. Романтическую легенду про пионерку рассказал тоже он. А ещё посетовал на то, что сотрудники завода пытались собрать о художнике информацию, чтобы сделать страницу, посвящённую ему, в Википедии, но, кроме карточки в отделе кадров, так и не смогли ничего найти, как не нашли никого из его родных и близких.
![]() |
Однако то, что не смогла сделать группа энтузиастов, вполне под силу организации, которая может официально отравлять запросы в разные учреждения. Первая публикация о неизвестном художнике была размещена на сайте Ростовской областной детской библиотеки имени Веры Михайловны Величкиной.
От имени библиотеки в организации, связанные с охраной памятников Ростовской области, отправились официальные запросы...
Параллельно, малыми шагами, я шла по следам потерявшегося во времени художника. Архивы закрыты от обычных запросов частных лиц, если дело касается персональных данных, а подать запрос на информацию о человеке можно, только если есть его ФИО и даты рождения/смерти… Помощь пришла неожиданно: статью о художнике с соцсетях прочитала Наталья Васильевна, моя сестра, работающая с архивными документами и состоящая в поисковом движении.
Так художник обрёл имя: Мамон Александр Степанович, родился 27 мая 1930 года в г.Фрунзе, Республики Кыргызстан, умер 26 января 2003 года.
Оставалось найти фотографию.
К тому времени на официальный запрос от библиотеки откликнулась одна из пяти организаций – Общество по обслуживанию памятников города Ростова-на-Дону. По их сведениям, автором скульптурной композиции «У Тихого Дона» (речь шла о лошадях у старого аэропорта) является «неизвестный скульптор из Новочеркасска». Информация прошла со ссылкой на книгу А.Беленького «Памятники Ростовской области».
Обращение в краеведческий отдел Публичной библиотеки ничего не дало. Известный ростовский краевед Любовь Волошинова принесла книгу А.Беленького с фотографиями памятников лошадок и пары журавлей на набережной Дона, но автор композиций в книге указан не был...
Настало время встретиться с памятником на берегу Дона. Снежным зимним днём я отправилась на набережную.
![]() |
Встреча с журавлями преподнесла сюрприз: у основания памятника – надпись – послание из прошлого в будущее: "Живущим ныне – Сохрани мир на века". А.Мамон, 1986.
Неизвестный художник нравился мне всё больше...
К памятнику журавлям приходят молодожёны... В туристическом online-путеводителе «Рутравеллер» арт-объект «Танцующие журавли», установленный на набережной города Ростова-на-Дону, заявлен как символ верности и любви. Автор композиции, увы, и в этом источнике не указан.
Здесь же, на набережной, была сфотографирована композиция «Маша и медведь». У неё своя история с географией перемещений. Установленная на аллее перед заводом «Гранит», она потом была перенесена в парк ДК «Электрон», а когда ДК был передан в частную собственность, вернулась на территорию завода. Зимнее фото этой композиции мне прислал ещё один «гранитовец» – Владимир Григорьевич. Скульптура была размещена на набережной, где многолюдно, уже при следующем руководителе завода, по настоянию которого скульптуры, созданные Александром Мамоном, были отданы для украшения города.
![]() |
Многие считают композицию «Маша и медведь» слегка непропорциональной. Голова Машеньки, возвышающаяся над коробом – великовата. Но, видимо, именно настолько, чтобы ребёнок смог рассмотреть с высоты своего детского роста сказочную героиню. Вокруг памятника, когда я его фотографировала, бегал мальчишка, радостно крича: "Маша!"...
Здесь же, на Набережной, стоит памятник деду Щукарю художника Н. Можаева. Но по характеру он совсем не такой, как мамоновский Щукарь, перепутать их невозможно. Хотя в моей истории-расследовании путаницы возникали. Разговариваю с бывшим коллегой скульптора Александра Мамона. Он перечисляет работы мастера. Я записываю. Через час звонок, голос взволнованный: "Я забыл еще: была проделана большая работа - композиция "Григорий и Аксинья". Она сначала стояла на левом берегу Дона, в районе бывшей автошколы. Потом на юбилей Шолохова её перевезли в Вешенскую". Переспрашиваю, слегка недоумевая: "Это работа Александра Мамона?" «Да». Впадаю в ступор от невероятного…
Однако сомнения тут как тут, потому что памятник, по моей памяти, известного автора и бронзовый... Иду перепроверять. В первых же строках поисковика: "Григорий и Аксинья" – работа скульптора Н.Можаева". Никакой ошибки, эта композиция - литье из бронзы. Интересно, место её изготовления где? Мало ли почему про эту скульптуру вспомнил коллега художника Мамона... Год, место, история переноса – всё в его рассказе подтверждает его подлинность. Кроме фамилии скульптора. Любую информацию надо перепроверять. Эта история, пожалуй, лучшая иллюстрация понятия "фейковые новости" на сегодня.
Был и ещё один эпизод, в котором восковую модель – деталь для ручки кувшина «Диана», «приписали» скульптору Мамону. Однако, Владимир Григорьевич из алмазного цеха «Гранита» опроверг эту версию, показав готовое изделие и назвав имя его автора – мастера-литейщика Третьяка Александра Пантелеевича.
С января 2022 года дело художника Мамона замерло... На письма-запросы ответов больше не было. Появились сомнения в перспективах расследования. Надо было что-то срочно предпринимать.
В конце марта я разослала 29 писем в соцсети «Одноклассники» в группе «Гранит» с просьбой рассказать о художнике.
После размещения истории о художнике на сайте областной детской библиотеки имени В.М.Величкиной последовала публикация в газете «Наше время». Авторское название было скорректировано: «Художник, про которого не знает Google». Через пару месяцев, выясняя судьбу запроса на «Гранит», я услышала отклик на эту публикацию. Сын секретаря приёмной завода прочитал статью… Так у меня появился ещё один союзник. Татьяна Александровна нашла контакты коллег, работавших с Александром Степановичем Мамоном, и сообщила, что запрос передан в отдел кадров и профсоюз. При личной встрече рассказала много интересных деталей.
К сожалению, всё, что касается периода жизни художника до 1976 года, когда он пришёл на «Гранит», до сих пор остаётся за кадром. На завод Александр Мамон попал, когда ему было 46 лет. Сложившаяся личность, состоявшийся мастер... А ведь где-то были его ранние работы... Листаю страницы интернета по запросу "Памятники и скульптуры Днепропетровска", не находя ничего похожего на мамоновские творения... Про то, что Мамон был знаком с Загребаевым по Днепропетровску, упомянул один из сотрудников завода. Однако, в биографии Виктора Дмитриевича Загребаева Днепропетровск нигде не числится, бывший директор «Гранита» родом из Мариуполя. В списке памятников Мариуполя ничего похожего на работы Александра Мамона также найти не удалось.
Шалико Ванович, который общался с мастером Александром Мамоном лично, много рассказал об Александре Степановиче, как о человеке. Была в его воспоминаниях интересная и близкая мне мысль... О том, что нигде нельзя узнать человека лучше, чем на работе, в коллективе. Дома человек другой, много ли о нём расскажешь... Пока что всё, что мы знаем об Александре Мамоне, связано с его работой на заводе «Гранит». Спасибо за это гранитовцам!
![]() |
В марте 2022 года я добралась, наконец, до композиции «Гуси-лебеди», которая установлена на обочине дороги у поворота на Аксай. В чаше искусственного водоёма четыре железные птицы, на тонких металлических стеблях тростника, взмывают в небо… Птицы – наверное, именно они были любимыми моделями художника. Композиция произвела на меня впечатление торжественное и печальное, почему-то сразу вспомнилось:
Расскажите, птицы, времечко пришло,
Что планета наша - хрупкое стекло,
Чистые березы, реки и поля -
Сверху все это нежнее хрусталя…
Эта песня «Расскажите, птицы, что вас манит ввысь?» на слова И.Николаева в 1983 году потрясла советскую эстраду… С большой долей вероятности время создания песни и скульптурной композиции совпадают…
Железные гуси-лебеди художника Александра Мамона созданы из нержавеющего металла: каждое перо, каждый завиток, включая мелкое оперение шеи и головы – сотни разнообразных деталей. Эту технику исполнения сегодня можно увидеть в работах художников по металлу кузнечного подворья парка Лога (в хуторе Старая Станица Каменского района Ростовской области), на территории которого «живут» похожие железные птицы…
![]() |
На этом же участке поворота с трассы М4 на Аксай есть скульптура, изображающая бегущего оленя, по стилю исполнения похожая на лошадок из аэропорта. Каркас из проволоки, на который электродами «наваривались» точки, тысячи точек-пятачков, соединенных друг с другом, потом снятие окалины от сварки, шлифовка, покрытие специальным водостойким лаком «цапон» – это вторая техника из тех, что использовал в своей работе мастер.
С большой долей вероятности «Олень» – тоже работа Александра Мамона. В комментариях к фотографиям старого Ростова ресурса «На руинах», есть упоминание о ещё одной скульптурной композиции с оленями, а также фотографии скульптур «Пеликаны» и «Танцующие птицы». С большой долей вероятности, это именно те самые «утраченные композиции» которые в 80-е создал художник Александр Мамон. Из этого следует, что поиски работ скульптора ещё не завершены.
![]() |
Недавно художник обрел своё лицо – у нас есть его фотография, правда, пока из неофициальных источников.
Остался ещё один шаг – передать публикации о нём его потомкам. У художника есть дети, внуки и даже правнуки. Возможно, кто-то из них унаследовал его талант ...
![]() |
Это была интересная история об очень скромном человеке, который оставил после себя красоту, не сказав ни слова о себе. Его уже нет 20 лет как, а стальные птицы летят в небо, напоминая нам о том, как хрупок мир…
Представляется символичным, что за это непростое дело – восстановить забытое имя художника – взялась именно детская библиотека: приходящие в дом книги дети смогут услышать эту удивительную историю, прочитать её, найти в городе скульптуры, созданные художником Александром Мамоном, и, мы, надеемся, что на каждой из этих удивительных работ будет его имя.
В завершение своего рассказа уделю несколько строк методической составляющей нашего только зарождающегося проекта «Литературные прогулки по Донскому краю». Современная библиотека сегодня позиционирует себя как информационный, интеллектуальный, социальный и культурно-просветительский центр, а также как хранитель культурных традиций. Библиотекари и методисты рассказывают о своём опыте наполнения виртуальных ресурсов интересной информацией, предлагая как читателям, так и коллегам – библиотекарям подключиться к созданию уникальных информационных ресурсов по истории и культуре родного края. Приведём в пример проект РГДБ «Символы России», который главная детская библиотека страны ведёт уже несколько лет, ставя своей целью формирование чувства сопричастности подрастающего поколения к великой истории и культуре России, чувства гордости, уважения и почитания символов нашей страны.
![]() |
Как показывает практика, любой проект, имеющий серьёзную цель, начинается с малых шагов: с истории родного города, улицы, памятника, человека – художника, автора… В нашем случае «литературный памятник» деду Щукарю стал основой для литературного расследования, превратился в увлекательный квест по поиску свидетелей ушедшей эпохи, способствовал знакомству со многими краеведческими ресурсами донского края, изучению массы справочной литературы и информации.
Следующим нашим шагом будет включение информации о художнике и его работах в краеведческие ресурсы библиотеки, передача добытых нами сведений в организации, связанные с охраной объектов культурного наследия. И, конечно, публикации этой истории в средствах массовой информации, чтобы ещё больше людей узнало об удивительных людях, живших в нашем донском краю и оставивших о себе память в своих творениях.
Список работ художника А.С.Мамона:
С подтверждённым авторством:
1. Скульптурная композиция «Танцующие журавли» в центральной части набережной Дона (есть табличка с указанием имени автора).
2. «Дед Щукарь с лягушкой» на улице Ленина г.Ростова-на-Дону (есть табличка с указанием имени автора).
3. «Символ электронной промышленности» у проходной завода «Гранит» (есть табличка с указанием имени автора).
4. Скульптурная композиция «У Тихого Дона» (есть свидетели того, что скульптура изготовлена А.Мамоном)
5. «Маша и медведь» в центральной части набережной реки Дон (есть свидетели того, что скульптура изготовлена А.Мамоном)
Список работ художника А.С.Мамона, на которых нет табличек, но есть свидетельства, подтверждающие авторство:
1. Птицы («Гуси-лебеди») на придорожном участке поворота с трассы М4 на Аксай
2. «Бегущий олень» на придорожном участке поворота с трассы М4 на Аксай
3. «Птицы» на территории Областной больницы (мрн Западный)
Утраченные скульптурные композиции А.С.Мамона:
1. «Олимпийский мишка»
2. «Пара танцующих птиц» (есть фото на ресурсе «На руинах»)
3. «Пеликаны» (есть фото на ресурсе «На руинах», где скульптура видна на заднем плане)
4. «Чёрт в бочке»
5. Скульптура атланта, держащего фонарь
6. «Олени с оленёнком»
Расследование вела Татьяна Леонидовна Пугачева,
библиотекарь отдела методической работы
ГБУК РО «Ростовская областная детская
библиотека имени В.М. Величкиной»