Версия для слабовидящих

Монументальная пропаганда литературы или памятники литературным героям



(сценарий презентации)

От автора. Когда работа была уже сделана, пришло новое ее видение: в повествовании проявилась некоторая структура, отражающая исторические вехи фиксирования знаний и транслирования культурного наследия. Можно выделить следующие этапы развития передачи культурного кода будущим поколениям:
1) устные рассказы об устройстве мира и божествах, фиксирование знаний на стенах святилищ.
2) появление письменности и рукописных книг
3) книгопечатание и развитие светской литературы, в том числе детской.
4) использование нелитературных форм (в частности, малых архитектурных форм) в транслировании культурного наследия.
Если Вы согласны, что такое историческое деление возможно и разделяете идею его представления детям, то предлагаю вести свое повествование, дополняя слайды презентации более обширными комментариями. В помощь Вам, к каждой теме слайда разработан библиографический список рекомендуемой литературы. Вы можете рекомендовать ребятам ознакомиться с данными книгами, рассматривая ту или иную тему или опираясь на данные источники построить беседу и занятие с детьми. Таким образом, если вы будете более подробно останавливаться на каждом этапе передачи культурного кода следующим поколениям, возможно, понадобится несколько встреч с ребятами и более тщательная работа с источниками.
Аудитория: 10-14 лет
Вступление

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о многих интересных вещах: о старине и современности, о книге и памятниках, о людях разных профессий.

Как мы сегодня общаемся с друг другом, узнаем новости и получаем знания? Человечество придумало много специальных приспособлений для этого: почта, радио, телефон, телевидение, интернет (можно спросить у детей). Мы узнаем новое из книг, журналов, сообщений, новостей и трудно себе представить, что когда-то было по-другому.

• Лукьянова, А. В. От почтового голубя до Интернета / А. В. Лукьянова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 96 с.: ил. - (Тайны и секреты обыденных вещей)

Слайд 2


Почти миллион лет поколения людей были связаны между собой только нитями мифов и ритуалов, а разные племена – только причудливыми слухами. Легенды, мифы, саги, былины рассказанные старейшинами рода, объясняли происхождение мира и человека. Знания о мире и его устройстве передавались устно. Главными героями рассказов были боги и прародители народа.

• Боярских, Е. Г. Эй становится взрослым: историческая повесть-сказка / Е. Г. Боярских. - М.: Пешком в историю, 2001 . - 80 с .- (Первобытный мир)
• Первобытный человек: энциклопедия знатока. - М.: Махаон, 2006. - 128 с.
• Д'Эрвильи. Приключения доисторического мальчика: повесть с сокращениями / Д’Эрвильи. - М.: Стрекоза, 2000. -(Библиотека школьника)
• Мальмузи, Л. Неандертальский мальчик и кроманьенцы / Л. Мальмузи. - СПб.: Азбука – классика, 2006.- 224 с. : ил.

Слайд 3


Чтобы память о них (богах и прародителях) жила и в следующих поколениях, древние народы запечатлевали своих героев в виде плоских и объемных изображений богов и полубожественных земных представителей: фараонов, царей и прочих владык. Масштабность произведений устного слова перекликались с масштабностью произведений зримых, будь то громады храмов или каменных скульптур.
Ребята, каким образом, мы в 21 веке узнали, как предавались знания в великой древности? Какие науки и специалисты помогают узнавать нам новое? ( Ответ: археология – археологи, история – ученые историки, исследователи фольклора, языковеды, хранители музеев и библиотек, писатели, пишущие на исторические темы)

• Баландин, Р. Религия. Философия. Великие тайны бытия/ Р. Баландин. – М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2000. – 399 с.: ил. - (Популярная школьная энциклопедия)
• Калашников, В. Славянская мифология / В. Калашников.- М.: Белый город, 2001. – 48 с .- (История России)
• Кун, Н. А. Легенды и мифы древней Греции. Боги и герои. Троянский цикл / Н. А. Кун. - Новосибирск: Наука, 1992 – 320 с.
• Молони, Н. Археология / Н. Молони .- М.: Росмэн, 1996 – 160 с.- ( Оксфордская библиотека)
• Немировский, А. И. Мифы и легенды древнего Востока / А. И. Немировский.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 554 с. - (Легенды и мифы)
• Петроковский, А. И. Я познаю мир: Археология: детская энциклопедия / А. И. Петроковский.- М.: АСТ: Астрель 2003 – 398 с.: ил.

Слайд 4


Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности – ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков – иероглифов. Когда финикийцы, а за ними греки создали звуко - буквенное письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель, произошла тихая и самая великая революция за всю историю человечества.

• Винокуров, А. Ю. Разоблачение Черного Пса…: историческая сказка /А. Ю. Винокуров.- М.: Пешком в историю, 2011. – 80 с.: ил. – (Древний Новгород)
• История письменности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. –[16 с.]- (Жизнь на Земле; вып. 4)
• Кублицкий, Г. К. Куда летит почтовый голубь, или История почты / Г. К. Кублицкий . - М.: Малыш, 2000. – 64 с. – (Энциклопедия для детей и родителей)
• Осетров, Е. Сказ о Друкаре Иване и его книгах/ Е. Осетров.- М.: Малыш, 1981. – 95 с.

Слайд 5


Самые древние тексты, которые нашли археологи, — это молитвы богам и хозяйственные записи. В обычной жизни письмо использовали для ведения хозяйства, управления домом на далеких расстояниях, общения с родственниками. Знания о богах записывались священниками и жрецам такие записи были священны и делали их особенно тщательно, хранились они особенно бережно.

• Молони, Н. Археология / Н. Молони.- М.: Росмэн, 1996 – 160 с.-( Оксфордская библиотека)
• Петроковский, А. И. Я познаю мир. Археология: детская энциклопедия/ А.И. Петроковский.- М.: АСТ: Астрель, 2003 – 398 с.: ил.

Слайд 6


Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамент – кожа особой выделки. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от десяти до двадцати шкур животных – целое стадо! Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Книги хранились во дворцах и храмах. Долгое время единственной литературой средневекового Запада была церковная.
В средневековье (11-15 век.) начала складываться светская литература: поэзия, исторические хроники, похождения и приключения народных героев т.н. рыцарские романы.

• Прудовская, С.Н. История книги своими руками / С. Н. Прудовская.- М.: КомпасГид, 2011. – 56 с.

Слайд 7


В середине 15 века Иоганн Гуттенберг создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру. Книгопечатание подарило миру книгу доступную и недорогую. Печатное слово и рост просвещения делают литературу одним из главных факторов в формировании внутреннего мира человека. Если раньше в коллективной памяти хранились деяния богов и героев, то теперь к ним прибавляются персонажи письменной культуры.

• Энциклопедия для детей. Т 15 : Всемирная литература, ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. - М.: Аванта, 2000. – 672 с.

Слайд 8


Впервые специально для детей стали писать в XVII веке. Конечно и раньше детям рассказывали сказки, потешки, пели колыбельные. Первыми книгами для детей были переработанные сказочные повести, такие как Сказка о Еруслане Лазаревиче, сказка о Бове Королевиче. Во времена правления Петра I появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. Всегда хорошая детская книга учила доброте, любви, дружбе.

• Колпакова, О.В. Как учились на Руси…: история образования в России/ О. В. Колпакова. – М.: Белый город, 2009. – 48 с. – (История России)

Слайд 9


Что общего у Чехова и Буратино? И тот и другой удостоились любви народной! И тому и другому есть памятники. А почему? Потому что у каждого народа есть свои герои, свои уважаемые писатели, свои любимые литературные герои. Книги встречают нас в детстве и становятся добрыми друзьями на всю жизнь. Во всем мире литературные герои освоили кино- и телеэкраны, они также успешно появляются на улицах и площадях наших городов.

• Бродский, Б. Вслед за героями книг/ Б. Бродский. – М.: Книга, 1967, – 167 с.

Слайд 10


Ребята, как вы думаете, как рождается идея памятника, какие специалисты работают над воплощением идеи?
Может все бывает вот так?

Сначала в детстве нужно читать книжки, потом вырасти и стать художником, через много лет после школы встретить старого друга и захотеть воздвигнуть памятник дружбе. Потом позвать еще одного друга – архитектора, который сможет по твоему эскизу создать объемную модель будущего памятника. Затем нужно найти много-много специалистов по работе с металлом и, подружившись со всеми, запустить памятник в производство. Далее нужно обежать всех друзей и спросить где лучше поставить памятник . В заключение, нужно устроить большой праздник и позвать на всех друзей.


Слайд 11


Среди памятников литературным героям значительное место занимают памятники культурным героям. Вот Прометей… Из древнегреческих мифов мы узнаем что, он вылепил первых людей из глины, подарил людям огонь, сам подвергся наказанию богов.
В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» Прометей научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздам. Прометей стал героем музыкальных, поэтических, живописных произведений. В Санкт-Петербурге и других городах России поставлены памятники жертвенной и благородной натуре Прометея.

• Кун, Н.А. Легенды и мифы древней Греции. Боги и герои. Троянский цикл /Н. А. Кун. - Новосибирск: Наука , 1992 – 320 с.
• Эсхил. Прикованный Прометей : трагедия/ Эсхил.- М.: Детская литература, 2004. – 96 с.- (Школьная литература )

Слайд 12


В Росси очень почитаем и любим образ былинного богатыря Ильи Муромца. (киевский цикл былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»).
Илья Муромец воплощает народный идеал героя-воина, народного заступника. Образ Ильи Муромца полюбился и на Юге России, среди казачества ходило сказание, где Илья Муромец казачий предводитель идет бить турецкого султана. («Илья Муромец на Соколе-корабле»). Был известен Илья Муромец и за пределами России – в немецких эпических поэмах XIII века он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским
Один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец. (полуостров. Медвежий на территории Сахалинской области России). Имя «Илья Муромец» получали корабли, самолеты, танки, ледоколы, трактора. В 1999 году в городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульптора В. М. Клыкова.

• Русские богатыри: былины и героические сказки/ пересказ для детей И. Карнауховой. – М.: Махаон, 2009. – 256 с.: ил. – (Мир легенд)

Слайд 13


В средневековой Англии был свой герой – Робин Гуд. Веселый, смелый , находчивый разбойник из Шервудского леса грабил богатых, отдавая добытое беднякам. Его лесная армия насчитывала несколько десятков вольных стрелков. Все они — отличные лучники, смелые, изобретательные и по-своему благородные люди.
Баллады о Робин Гуде были записаны ещё в XIV веке, в общей сложности их около 40. Впервые Робин Гуд вошел в европейскую литературу (в качестве второстепенного, но очень важного действующего лица) в романе Вальтер Скотт, «Айвенго».

• Баллады о Робин Гуде/ пер. Игн. Ивановского. - Л.: Детская литература, 1963. – 98 с.
• Скотт, В. Айвенго: роман/В. Скотт. – М.: Детская литература, 1990. – 415 с.
• Токмакова, И.П. Робин Гуд: приключенческая повесть по мотивам легенд старой Англии / И. П. Токмакова-. М.: Стрекоза, 2007. – 160 с.

Слайд 14


На востоке свои герои. Первые анекдоты о Ходже Насреддине были записаны в Турции в XVI веке. Собственно «Ходжой Насреддином» его называют у узбеков, таджиков, а также у турок, у азербайджанцев это Молла Насреддин, у иранцев – Мулла Насреддин, у афганцев – Насреддин Афанди и др. Главным оружием Ходжи Насреддина неизменно является его хитрость, чувство юмора и хорошо подвешенный язык.
Уже в XX веке о нем были написаны целые романы и повести, в том числе «Повесть о Ходже Насреддине» Л.В.Соловьева (1940, 1954), а также поставлены фильмы В Бухаре, в современном Узбекистане, также есть памятник Ходже Насреддину.

• Соловьев Л.В. Повесть о Ходже Насреддине. Книга 1. «Возмутитель спокойствия» Санкт-Петербург: Прайм – Еврознак, 2004

Слайд 15


Есть памятники героям, которые полюбились читателям за добрый и веселый нрав, за силу и справедливость, а есть писатели, придумавшие этих героев. Антон Павлович Чехов, наш земляк, обладал удивительным талантом рассказчика правдивого и остроумного. Чехов заставляет нас задуматься о жизни, о ее смысле.


Слайд 16


Чехов рисует нам гротескные, карикатурные ситуации. Но именно это необходимо, чтобы мы лучше поняли, что же имел в виду автор. В рассказе «Толстый и тонкий» потрясающая услужливость и угодливость тонкого заставляет нас задуматься: а как мы сами ведем себя в аналогичных ситуациях? Неважно, что на дворе уже двадцать первый век. Неважно, что мы по сравнению с чеховскими героями кажемся себе более значительными и интересными. Это все не имеет никакого значения, если случайная встреча с «сильными мира сего» заставляет нас подобострастно кланяться. Ведь об этом и говорил Чехов, не так ли? К 150–летию Чехова на улицах Таганрога появились памятники литературным героям из произведений Чехова. Композиция «Толстый и Тонкий», одна из них.

• Чехов, А.П. Рассказы/ А. П. Чехов. – М.: Детская литература, 1988. – 112 с.

Слайд 17


Каштанка – особый персонаж Чехова. Она не просто маленькая рыжая собачка. Вдруг понимаешь, что это живое существо чувствует то же, что может ощутить любой человек, потерявшись в большом городе.
Много сердца, души в этом чеховском произведении. Много сложных вопросов ставит писатель перед своим читателем. Что главное в жизни? Что есть верность, любовь? За что нас любят? Почему мы любим? Наверно, где родились там и пригодились. Невозможно променять сердечное, близкое на что-то другое, на цирк, например, как Каштанка. Она остаётся там, где она любит и её любят.
Памятник Каштанке и ее цирковым друзьям-животным встречает всех входящих в парк города Таганрога.

• Чехов, А. П. Рассказы / А. П. Чехов. – М.: Детская литература, 1988. – 112 с.

Слайд 18


Другой наш известный земляк – Михаил Шолохов. Произведения его полны донского колорита, судьбы героев сложны, а характеры многогранны. Нахаленок – герой одноименного рассказа Шолохова.
      (Текст из слайда: Для отца он - Минька. Для матери - Минюшка. Для деда – в ласковую минуту, постреленыш, а в остальное время, когда дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза,- "эй, Михаило Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!" А для всех остальных: для соседок-пересудок, для ребятишек, для всей станицы - Мишка и Нахаленок.)

• Шолохов, М.А. Донские рассказы / М. А. Шолохов. – М.: Детская литература, 1979. – 222 с. - (Библиотека мужества)

Слайд 29


Перо писателя знакомит нас с веселым, озорным парнишкой, хоть парень и озорничает, но очень любит и дедушку и отца и мать. Полюбился казачонок всему миру за открытое сердце и твердый характер. Другая его скульптура установлена перед Ростовским Дворцом Бракосочетаний

• Шолохов, М.А. Донские рассказы/ М. А. Шолохов. – М.: Детская литература, 1979. – 222 с.- (Библиотека мужества)

Слайд 20


Более 30 лет назад (сенью 1981 года) в Ростове-на-Дону был установлен памятник деду Щукарю (персонаж произведения «Поднятая целина» – М.А. Шолохова). Колоритный, говорливый, добродушный дед Щукарь, для многих именно он воплощает в себе образ настоящего казака: с юмором выходит он из любых трудностей и себя в обиду не даст и другим настроение поднимет.Фуражка набекрень, сапожки стоптанные, хитрый прищур, мол, это я просто выгляжу старым, а на самом деле-то ещё ого-го!»

• Шолохов, М.А. Поднятая целина: роман/М. А. Шолохов. – М.: Современник, 1980. – 703 с.

Слайд 21


Роман «Тихий Дон» прославил Шолохова на весь мир. За этот роман в 1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе. Памятник «Григорий и Аксинья» расположен на берегу Дона, где зародилась любовь Аксиньи и Григория. Аксинья несет коромысло с ведрами воды, а на встречу ее Григорий на коне. Впереди героев ждут испытания и лишения, а здесь Дон соединяет их судьбы.
Обе скульптуры выполнены на одном основании, и общий вес составляет 12 тонн, общая высота памятника 6,5 метров.

• Шолохов, М. А. Тихий Дон : роман в 4 т. и 2 кн . Т. 1, кн. 1 и 2 / М. А. Шолохов. - М. : АСТ : АСТРЕЛЬ Люкс, 2004. – 702 с. - (Библиотека школьника)

Слайд 229


В России много памятников литературным героям. Но многие из литературных героев стали символами любви, дружбы, верности. Так памятник Ассоль на Геленджикской набережной символизирует веру в светлую мечту.

Грин, А. Алые паруса / А. Грин. – М.: ТриМаг, 2008. – 96 с.

Слайд 23


Великому выдумщику и оптимисту – барону Мюнхгаузену поставлены памятники по всему миру. Книга о приключениях барона Мюнхгаузена была написана двести лет назад. Ее автор немец Рудольф Эрих Распе. Автором композиции стал скульптор Андрей Орлов. За основу создания произведения художником был выбран «сказочный» эпизод, когда Мюнхгаузен выбирается вместе с лошадью из болота.
Достаточно дотронуться до носа барона, чтобы вас никто никогда не провел за нос.
Кто подержится за шпагу, станет таким же отважным, как барон. А если ухватиться за уши коня – станете благодарным слушателем.
Произведение выполнено в натуральный человеческий рост. На памятнике выбита аллегорическая фраза из фильма о бароне: «Вы утверждаете, что человек сам может вытащить себя из болота? Обязательно! Более того, я уверен, что каждый человек время от времени должен делать Это!»

Распе, Э. Приключения Барона Мюнхаузена / Э. Распе.- М.: Стрекоза – Пресс,2006. – 105 с.

Слайд 24


«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». «Ромео и Джульетта» - первая трагедия Шекспира. Вражда двух родов, кровная месть - призраки прошлого ополчились против живой любви, стали стеной между юношей и девушкой, которые стремятся друг к другу, «не могут друг без друга жить». Они погибнут, но не разлучатся. И они умирают вместе. Любовь должна торжествовать в жизни! К этому зовет Шекспир.
     Как символу чистой и нежной любви, установлен в Батайске памятник Ромео и Джульетте.

Шекспир, В. Ромео и Джульетта: трагедия/ В. Шекспир. – М.: Детская литература, 2001. – 155 с.- (Школьная библиотека).

Слайд 25


Этот памятник открыт в день города Воронежа в 1998. Памятник Биму из книги воронежского писателя Гавриила Николаевича Троепольского (1906-1995) "Белый Бим Черное Ухо" (1971). Скульптура Бима была установлена у входа в театр кукол. Бим отлит в металле сидящим в позе, в которой обычно добрые, умные и верные собаки ждут отошедшего на время хозяина. У скульптуры нет пьедестала: Бим сидит прямо на земле. И детвора нежно гладит его, словно он живой.
Авторы памятника Биму - известные воронежские скульпторы Эльза Пак и Иван Дикунов, лауреаты Государственной премии России.

Троепольский, Г.Н. Белый Бим Черное ухо: повесть / Г. Н. Троепольский. – М.: Детская литература, 1982. – 222 с.- (Школьная библиотека)

Слайд 26


Ребята, много еще интересных памятников есть в России и за рубежом. Отправляясь в путешествие, даже в уже знакомые вам города, смотрите внимательнее по сторонам и может быть они встретятся вам. Так на улице Пушкинской в г. Ростове-на–Дону можно встретить как памятник Пушкину, так и необычайной красоты «шары», как их называют ростовчане. Ажурные вставки этих «шаров» изображают сцены из жизни самого Пушкина и сцены из жизни его литературных героев.


Слайд 27


А пойдете гулять в парки и скверы – посмотрите, кто вас ждет в гости. На многочисленных детских площадках нашей страны можно встретить полюбившихся героев детских книг, а иногда и мультфильмов.


Слайд 28


Скверы, фонтаны, малые архитектурные и скульптурные формы – у художников и архитекторов много возможностей показать нам любимых героев, напомнить нам о первых впечатлениях и удивлениях от прочитанной книжки.


Слайд 29


С книгой ты можешь посетить все страны мира, все времена и все пространства, которые только были описаны в них.


В одиночестве, в покое
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и книги в руки,
Пусть герои оживут!

Библиография


  • Азгальдов,Э. Г. Другая реальность. Литературные герои как наши современники // Библиотека в школе.-2012.-№1.-с.8-9.

  • Память в камне и бронзе // А почему?. – 2012. - №6. – с. 33

  • Герои литературы в памятниках // Краткая литературная энциклопедия/гл.ред.Сурков А.А.-М.:Советская энциклопедия, 1964.- Т.2, С.142-143.

  • Памятники литературным героям // http://vildeti.blogspot.com/2011/07/blog-post_2650.html

  • Урум, Е., Мусацков. А. Памятники литературным героям // http://nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/pamyatniki-literaturnym-geroyam


Скачать презентацию(формат ppt)



Памятники литературным героям

26 Мая

День снежного барса на Алтае. 26 мая 2010 года на Алтае зародился новый экологический праздник – День снежного барса. Алтай принял экологическую эстафету от жителей Дальнего Востока, уже несколько лет отмечающих День тигра. На сегодняшний день численность этих крупных хищных млекопитающих из семейства кошачьих, обитающих в горных массивах Центральной Азии, на территории России (по данным WWF) составляет всего порядка 200 особей. Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

контакты

Справочная служба

Задать вопрос библиотекарю

Сайт Занимательная Ростовология

Президент России - гражданам школьного возраста

5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии

Культура.рф. Единый портал популяризации культурного наследия России

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

Национальная электронная  детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Наши друзья

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых

Наверх