Версия для слабовидящих

Обучение





Материалы Первого Форума библиотечных специалистов Ростовской области, состоявшегося 14 октября 2016 года в Донской государственной Публичной библиотеке: презентации секции «Детские и молодежные библиотеки», тренинг «Краткая разминка речевого аппарата перед публичным выступлением», рекомендательный список лучших книг современных российских авторов. Читать далее.

Детские библиотеки Ростовской области в 2014 году: состояние и перспективы

Программа

ежегодного семинара-совещания

сотрудников библиотек Ростовской области, обслуживающих детей

9.30-13.30 25 февраля 2015 г.

Все материалы совещания

Скачать презентацию, pptx, 595 Kb

Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки на 2015 – 2016 учебный год

Уважаемые коллеги, предлагаем вам методический материал в помощь планированию работы школьных библиотек на 2015-2016 учебный год

Планировать работу школьной библиотеки рекомендуем в соответствии с юбилейными литературными и памятными датами года и основными направлениями библиотечной деятельности, главной задачей ставя перед собой привлечение детей к чтению, привитие любви к книге, воспитание информационной культуры.

Успешной и эффективной библиотечно-информационная деятельность может быть при условии сотрудничества с педагогами и родителями и ориентации на качественное удовлетворение запросов, что в свою очередь зависит от использования инновационных форм  и методов работы, особенно интерактивных.

Целесообразно планировать работу с учетом акций по проведению десятилетий, юбилеев, праздников, объявленных международными организациями, Президентом и Правительством Российской Федерации, а также – федеральных и региональных программ.

Скачатьпрезентацию, 19 mb, pptx"

Дети в трудной жизненной ситуации: методические рекомендации для библиотекарей обслуживающих детей.

Скачать, docX, 235 kb

Для детского библиотекаря все читатели всегда были равны. При первом знакомстве, достаточно трудно сказать в каких условиях живет ребенок, какая у него семья. Дальнейшее общение подсказывает библиотекарю кому нужно больше внимания и участия, а кому больше самостоятельности.

В настоящее время большое внимание уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: этими проблемами занимаются государственные и общественные организации, становится более распространенным инклюзивное образование. Что же может и должна сделать детская библиотека?

Современная школа выбирает пути развития таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью смогли реализовать свое право обучаться по месту жительства, наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности. Но достижение социальной инклюзии и преодоление дискриминации сводится не только к обеспечению соответствующего образования. Не менее важным в этом процессе будет создание безбарьерной среды, программы поддерживаемого трудоустройства, работа по изменению общественного мнения. Какой вклад могут сделать библиотекари для успешности процесса социальной инклюзии?

На базе библиотек уже создаются тьюторские центры, заключаются договоры о сотрудничестве между библиотеками и различными организациями по вопросам детства. Но в первую очередь библиотеки осуществляют информационное обеспечение.

Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети - инвалиды;
  • дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети - жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Когда готовились данные методические рекомендации, была опубликована следующая информация: с 1 января 2015 года вступает в силу Областной закон № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". В ст. 15. гл. 5 перечислены обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, тогда гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании. В этом законе уже нет понятия «трудная жизненная ситуация», но в работе библиотеки это ничего не меняет.

Важно чтобы библиотекарь сам много читал, знал детскую литературу, и смог почувствовать какую книгу нужно порекомендовать читателю именно сейчас.

К каждому ребенку нужен особый подход. Если не хватает знаний библиотекаря, на помощь придут специалисты социального обслуживания. В Приложении №1 приведен список учреждений социального обслуживания семьи и детей Ростовской области.

Предлагаю список литературы о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для удобства названия разделов взяты определения трудных жизненных ситуаций для ребенка. Если в книге затрагиваются разные ситуации, то она повторяется в разных разделах. В каждом разделе книги собраны в подразделы «Русская литература» и «Зарубежная литература», а в каждом подразделе в алфавите авторов.

Читать далее

План обучающих мероприятий библиотек, обслуживающих детское население Ростовской области на 2015 год

Скачать документ, 187 kb, doc

Время проведения

Форма

Название

Место проведения

Телефон,

адрес эл. почты

Январь

Семинар

Творчество, качество, креатив: новые формы и методы массовой работы с читателями-детьми в 2015 году

ЦДБ МБУК «ЦБС»

г. Волгодонска

8(8639) 22-47-18

vdonlibcdb@mail.ru

Январь

Семинар

Анализ социокультурной и информационной деятельности библиотек МБУК Кашарского района "МЦБ" в 2014 году. Направления деятельности на 2015 год.

МБУК Кашарского района МЦБ

8(863)88-2-12-05

didlio 346200 @ mail.ru

Январь

Семинар

Открытие Года литературы

Детский отдел МБУК

Верхнедонского района «МЦБ»

8(86364)31-4-71, dovdon61@rambler.ru

Январь

Семинар

Итоги работы муниципальных библиотек Константиновского района в 2014 году

1. Деятельность библиотек района в 2014 году.

2. Информационно-библиографическое обслуживание пользователей с помощью новых технологий.

3. Работа библиотек района с читателями-детьми.

4. Учет библиотечного фонда.

Детская библиотека им. А.С. Пушкина

МБУК «Константиновская районная библиотека» им. Ф.П. Крюкова

8(86393) 2-14-61

konstlib@yandex.ru

Январь

Семинар

Для вас всегда открыты наши двери и сердца

(рекламная деятельность библиотеки по привлечению читателей)

Детская библиотека

им. Н.К. Крупскойструктурное подразделение МБУК Морозовского района «МЦБ» им. А.С. Пушкина

8 (86384) 5-10-85

deti.biblioteka@yandex.ru

Февраль

Круглый стол

Роль личности библиотекаря в повышении престижа библиотеки.

1.Анкета по изучению взаимоотношений читателя и библиотекаря.

2.Памятка «Библиотекарю о профессиональной культуре».

Детская библиотека им. А.С. Пушкина

МБУК «Константиновская районная библиотека» им. Ф.П. Крюкова

8(86393) 2-14-61

konstlib@yandex.ru

Февраль

Семинар

Память в наследство: книга и чтение в системе патриотического воспитания детей и подростков

ЦГДБ имени М. Горького МБУК ЦБС

г. Таганрога

8(8634) 610-535, 611-091

gorkov@taglib.ru

Февраль

Круглый стол

Чтение в детской библиотеке как способ коммуникации.

МБУК Кашарского района МЦБ

8(863)88-2-12-05

didlio 346200 @ mail.ru

Февраль

Групповая консультация

Формирование здорового образа жизни у детей и подростков средствами библиотек

МБУК Матвеево-Курганского района «МЦБ»

(863-41) 234-86

mkurganCBS@mail.ru

Февраль

Семинар

Работа детской библиотеки по творческому развитию читателей

ЦГДБ им. Н.К Крупской МБУК «ЦБС» г. Батайска

8(863)54-576-42

bcbs_lib@mail.ru

Февраль

Семинар

Растим патриотов России: использование активных форм работы по патриотическому воспитанию читателей

ЦДБ МБУК «ЦБС»

г. Волгодонска

8(8639) 22-47-18

vdonlibcdb@mail.ru

Февраль

Семинар

Итоги 2014 года: анализ итогов.

Детская библиотека МБУК Милютинского района «ММЦБ»

8(863)89-2-15-03

Февраль

Семинар-практикум

Инновации в рекомендациях. Часть 1 – теоретическая «Новый стандарт по библиографическому описанию документов». Практическое применение

ЦГДБ им. Ленина МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС»

8(863)222-14-72

f41@donlib.ru

Февраль

Семинар

Дети в библиотеке: доступно, комфортно, интересно.

Детская библиотека

им. Н.К. Крупскойструктурное подразделение МБУК Морозовского района «МЦБ» им. А.С. Пушкина

8 (86384) 5-10-85

deti.biblioteka@yandex.ru

Февраль

Семинар

Актуальные вопросы библиотечного обслуживания детского населения в современных условиях

МБУК Октябрьского района МЦБ

8(863-60) 230-97

mukmcb@mail.ru

Февраль

День творческой инициативы

Обыкновенная биография в необыкновенное время: система работы библиотеки с творчеством А. П. Гайдара». База – детская библиотека им. Гайдара

ЦГДБ им. Ленина МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС»

8(863)222-14-72

f41@donlib.ru

Февраль-март

Семинар

Порядок проверки библиотечного фонда: способы и методика проверки.

ЦГДБ им. Ленина МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС»

8(863)222-14-72

f41@donlib.ru

Март

Семинар

Патриотическое воспитание в библиотеках района (к 70-летию Победы)

1. Патриотическое воспитание – одна из важнейших задач общества.

2.Аспекты массовой работы по патриотическому воспитанию в библиотеках.

3.Работа библиотек района по воспитанию патриотизма.

4.Показательное мероприятие.

Д/з.: изготовить буклет к 70-летию Победы

Детская библиотека им. А.С. Пушкина

МБУК «Константиновская районная библиотека» им. Ф.П. Крюкова

8(86393) 2-14-61

konstlib@yandex.ru

Март

Семинар

Краеведческий СБА в библиотеке

Детская библиотека МБУК Милютинского района «ММЦБ»

8(863)89-2-15-03

Март

Групповая консультация

Новые формы работы с детьми и подростками по патриотическому воспитанию.

МБУК Матвеево-Курганского района «МЦБ»

(863-41) 234-86

mkurganCBS@mail.ru

Март

Семинар

Использование ресурсов Интернет в деятельности детской библиотеки.

ЦДБ МБУК «ЦБС» г. Гуково

8(86361)52147

gukovocdb@rambler.ru

Март

Методический фристайл

Роль библиотеки в формировании нравственных ориентиров современной молодежи. Работа поселенческих библиотек в год празднования 70-летия Великой Победы.

МБУК Кашарского района МЦБ

8(863)88-2-12-05

didlio 346200 @ mail.ru

Март

Семинар

Патриотическое воспитание подрастающего поколения: опыт, проблемы, перспективы, работы в условиях библиотеки.

Программа семинара:

• Обзор статей из профессиональной периодики

• Показательное мероприятие – час памяти «И зовёт нас на подвиг Россия». Варианты использования мультимедийных технологий в деятельности библиотек по патриотическому воспитанию детей и подростков

Детская библиотека МБУК Тацинского района «МЦБ»

8(86397) 3-00-45

tac-db@mail.ru

Март

Семинар

Библиотека и библиотекари: взгляд в будущее

ЦГДБ им. И.А.Докукина МБУК г. Зверево «ЦБС»

8(863) 55-4-26-72

dokukina_cbs@mail.ru

Март

Семинар

Стратегия управления библиотекой в современных условиях

ЦГДБ им. А С. Пушкина МБУК «ЦБС» г. Новошахтинска

8(86369) 5-06-75

Март

Семинар

Библиотечно-информационное обеспечение образовательных процессов.

1. Формы взаимодействия библиотек и образовательных учреждений.

2. Информационная поддержка процесса формирования профессиональной ориентации молодежи.

3. Тема гражданственности и патриотизма в помощь изучению истории России (примеры проведения БУ, ДИ, уроков мужества и др.) в год 70-летия Побед

Детская библиотека МБУК Кагальницкого района «МЦБ им. С.А. Королева»

8-863-45-96-3-79

Март

Семинар

Инновационные формы и методы работы по героико-патриотическому воспитанию детей и подростков (70-летие Победы)

МБУК «Зерноградская МЦБ

ИМ. А.С. ПУШКИНА»

(863-59) 411-65

lib_ra_ry@mail.ru

Март

Семинар

Рекомендации по применению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной (книжной) продукции.

МКУК ЕСП «Егорлыкская детская библиотека»

8 86370 73128

detbibleg@rambler.ru

Март

Семинар

Библиотеки района: итоги – 2014 и пути развития в 2015 году.

Детская библиотека

им. Н.К. Крупскойструктурное подразделение МБУК Морозовского района «МЦБ» им. А.С. Пушкина

8 (86384) 5-10-85

deti.biblioteka@yandex.ru

Март

Семинар

Патриотическое воспитание подрастающего поколения: опыт, проблемы, перспективы работы в условиях библиотеки.

Детской Библиотеки

МУК МЦБ

Зимовниковского района

8 (86376) 3-15-35

zimovnikidb@yandex.ru

Март-апрель

Практикум

Использование ЭБД (каталоги, картотеки) в обслуживании пользователей детских библиотек». Выездные занятия по филиалам, не прошедшим обучение в 2014 году

ЦГДБ им. Ленина МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС»

8(863)222-14-72

f41@donlib.ru

Апрель

День творческой инициативы

Проектная деятельность библиотеки как путь ее развития

ЦГДБ им. Ленина МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС»

8(863)222-14-72

f41@donlib.ru

Апрель

Семинар

Электронные документы в библиотеке: комплектование, хранении, доступность.

1.Формирование библиотечного фонда в электронной среде.

2.Технология комплектования библиотечных фондов.

3.Библиотечные каталоги и работа с ними.

4.Электронные ресурсы в помощь комплектованию библиотек.

Детская библиотека им. А.С. Пушкина

МБУК «Константиновская районная библиотека» им. Ф.П. Крюкова

8(86393) 2-14-61

konstlib@yandex.ru

Апрель

Семинар

Визуальные образы и их воздействие на новое поколение читателей.

МБУК «Зерноградская МЦБ

ИМ. А.С. ПУШКИНА»

(863-59) 411-65

lib_ra_ry@mail.ru

Апрель

Семинар

Краеведческая деятельность библиотеки к 70-летию Победы.

МКУК ЕСП «Егорлыкская детская библиотека»

8 86370 73128

detbibleg@rambler.ru

Апрель

Семинар

Дифференцированное обслуживание в библиотеке.

Детская библиотека МБУК Милютинского района «ММЦБ»

8(863)89-2-15-03

Апрель

Семинар

Детская библиотека в помощь интеллектуальному развитию личности ребёнка.

Детское отделение МБУК Красносулинского района «МЦБ»

(863-67) 548-02

sulinlib@ksulin.donpac.ru

Апрель

Семинар

Литературное краеведение в детской библиотеке.

Детское отделение МБУК Красносулинского района «МЦБ»

(863-67) 548-02

sulinlib@ksulin.donpac.ru

Апрель

Групповая консультация

Писатели Дона – детям. Формы и методы привлечения детей к чтению краеведческой литературы.

МБУК Матвеево-Курганского района «МЦБ»

(863-41) 234-86

mkurganCBS@mail.ru

Апрель

Мастер-класс

Читаем русскую классику детям.

МБУК Матвеево-Курганского района «МЦБ»

(863-41) 234-86

mkurganCBS@mail.ru

Апрель

Семинар

Библиотека - территория творчества

Детская библиотека

им. Н.К. Крупскойструктурное подразделение МБУК Морозовского района «МЦБ» им. А.С. Пушкина

8 (86384) 5-10-85

deti.biblioteka@yandex.ru

Апрель

Семинар

Воспитание современного экологического сознания: работа с краеведческими ресурсами

ЦГДБ имени М. Горького МБУК ЦБС

г. Таганрога

8(8634) 610-535, 611-091

gorkov@taglib.ru

Апрель

Круглый стол

Современная художественная литература в чтении школьников: проблемы, поиски эффективных форм работы

МБУК Октябрьского района МЦБ

8(863-60) 230-97

mukmcb@mail.ru

Апрель

Семинар

Формирование краеведческих ценностей у детей и подростков

Ремонтненская детская библиотека МБУК Ремонтненского сельского поселения «РЦБ»

8-863 79- 3-12-07

remdlib@mail.ru

Май

Семинар

Библиотека в помощь организации летнего досуга детей

Отдел обслуживания детей МБУК МЦБ Неклиновского района

8 (863-47) 315-98

dbibnr@rambler.ru

Май

Семинар

Краеведческий калейдоскоп (о формах и методах краеведческой работы Детской библиотеки). Показ презентации.

Детская библиотека

им. Н.К. Крупскойструктурное подразделение МБУК Морозовского района «МЦБ» им. А.С. Пушкина

8 (86384) 5-10-85

deti.biblioteka@yandex.ru

Май

Семинар

Праздничный семинар, посвященный Общероссийскому Дню библиотек.

Детская библиотека им. А.С. Пушкина

МБУК «Константиновская районная библиотека» им. Ф.П. Крюкова

8(86393) 2-14-61

konstlib@yandex.ru

Май

Семинар

Современная модель детской библиотеки. Особенности обслуживания.

Детская библиотека-филиал им. А. Гайдара МБУК Донецкая ЦБС

8(86368) 2- 25- 01

bib_Gaidara@mail.ru

Май

Семинар

Лето с книгой

Детской Библиотеки

МУК МЦБ

Зимовниковского района

8 (86376) 3-15-35

zimovnikidb@yandex.ru

Май

Семинар

Инновационные формы массовой работы с детьми.

ЦГДБ им. А С. Пушкина МБУК «ЦБС»

г. Новошахтинска

8(86369) 5-06-75

Май

Семинар-практикум

Инновации в выставочной деятельности детских библиотек.

ЦГДБ им. Н.К Крупской МБУК «ЦБС»

г. Батайска

8(863)54-576-42

bcbs_lib@mail.ru

Май

Круглый стол

Я не забуду сорок пятый год… (подведение итогов акции «Читаем детям о войне», альбома-эстафеты «Победный Май», открытого виртуального проекта «Салют, Победа!»)

ЦГДБ им. Ленина МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС»

8(863)222-14-72

f41@donlib.ru

Май

День творческой инициативы

По материалам детских библиотек им. Ильича, им. Барто «Эколого-просветительское направление деятельности библиотеки». База – библиотека им. Ильича

ЦГДБ им. Ленина МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС»

8(863)222-14-72

f41@donlib.ru

Май

Урок-практикум

Правила пользования и безопасность детей при работе в Интернет.

ЦДБ МБУК «ЦБС»

г. Гуково

8(86361)52147

gukovocdb@rambler.ru

Май

Семинар

Библиотека в помощь здоровому образу жизни:

1. Работа библиотек по пропаганде спорта и здорового образа жизни.

2. Работа с подростками и юношеством по профилактике наркомании. Формы работы.

3. Обмен опытом.

4. Редактирование каталогов.

5. «Книжное лето». Детская библиотека – центр досуга и творческого развития личности.

6. Уроки библиографа: «Выставки-просмотры. Информационные выставки». Электронные выставки.

МБУК Кашарского района МЦБ

8(863)88-2-12-05

didlio 346200 @ mail.ru

Июнь

Семинар

Детское чтение сегодня

МБУК Обливского района «МЦБ»

(863-96) 216-48

obl_bibl@oblivka.donpac.ru

Июнь

Семинар

Детская библиотека в помощь интеллектуальному развитию ребенка

Детская библиотека МБУК Милютинского района «ММЦБ»

8(863)89-2-15-03

Июнь

Семинар

Библиотека современная, интересная, необходимая

МБУК Октябрьского района МЦБ

8(863-60) 230-97

mukmcb@mail.ru

Август

Библиотечный визит

Учимся у коллег

Детский отдел МБУК

Верхнедонского района «МЦБ»

8(86364)31-4-71, dovdon61@rambler.ru

Сентябрь

Семинар

Пятая четверть: работа на «отлично» или на «удовлетворительно?»

ЦДБ МБУК «ЦБС»

г. Волгодонска

8(8639) 22-47-18

vdonlibcdb@mail.ru

Сентябрь

Семинар

Роль библиографических пособий в активизации чтения детей

Отдел обслуживания детей МБУК МЦБ Неклиновского района

8 (863-47) 315-98

dbibnr@rambler.ru

Сентябрь

Семинар

Современная библиотека на пути инновационного

развития:

1. «Библиотечные вести» - калейдоскоп новостей по страницам профессиональной периодики;

2. «Электронная книга – будущее библиотеки?» - круглый стол;

3. «Книжное лето» - обмен опытом. Анализ деятельности библиотек по летней программе.

4. Деятельность библиотек по организации

библиотечных акций

5. Формирование информационной культуры школьника: дни информации, беседы, обзоры, уроки, игры информационного характера - консультация-тренинг.

МБУК Кашарского района МЦБ

8(863)88-2-12-05

didlio 346200 @ mail.ru

Сентябрь

Семинар-практикум

Новые идеи и технологии в работе с детьми (детская литература и Интернет).

Детская библиотека МБУК Кагальницкого района «МЦБ им. С.А. Королева»

8-863-45-96-3-79

Сентябрь

Семинар-практикум

Библиографическая деятельность в библиотеке.

Детская библиотека МБУК Милютинского района «ММЦБ»

8(863)89-2-15-03

Сентябрь

Семинар

Библиотека – среда творческого развития с выступлением « Живем интересно: из опыта работы

ЦГДБ им. А. С. Пушкина».

ЦГДБ им. А С. Пушкина МБУК «ЦБС»

г. Новошахтинска

8(86369) 5-06-75

Сентябрь

Обзор

Путешествие по онлайновым электронным журналам для детей и подростков.

ЦДБ МБУК «ЦБС»

г. Гуково

8(86361)52147

gukovocdb@rambler.ru

Сентябрь

Семинар

Детская библиотека и дошкольные образовательные учреждения: территория партнерства

1.Дошкольник – как потенциальный читатель. Возрастные особенности».

2.Возможности детской библиотеки в обслуживании детей дошкольного возраста.

3.Опыт работы с детскими дошкольными учреждениями.

Детская библиотека им. А.С. Пушкина

МБУК «Константиновская районная библиотека» им. Ф.П. Крюкова

8(86393) 2-14-61

konstlib@yandex.ru

Сентябрь

Групповая консультация

Основные этапы работы библиотеки по созданию клуба по интересам для детей

МБУК Матвеево-Курганского района «МЦБ»

(863-41) 234-86

mkurganCBS@mail.ru

Сентябрь

Круглый стол

Год литературы: сохраняя традиции, ищем новое

ЦГДБ им. Ленина МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС»

8(863)222-14-72

f41@donlib.ru

Сентябрь

Семинар-практикум

«Инновации в рекомендациях» по рекомендательной библиографии. Часть 2 – практическая «Креатив-коллекция»

ЦГДБ им. Ленина МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС»

8(863)222-14-72

f41@donlib.ru

Сентябрь

Семинар

Формы массовой работы в формировании правовой культуры с детьми

Детская библиотека

им. Н.К. Крупскойструктурное подразделение МБУК Морозовского района «МЦБ» им. А.С. Пушкина

8 (86384) 5-10-85

deti.biblioteka@yandex.ru

Сентябрь

Круглый стол

Аптека для души: библиотерапия в практике детского библиотекаря

ЦГДБ имени М. Горького МБУК ЦБС

г. Таганрога

8(8634) 610-535, 611-091

gorkov@taglib.ru

Октябрь

Семинар

Обслуживание детей с ограниченными возможностями в общедоступной библиотеке

Детская библиотека

им. Н.К. Крупскойструктурное подразделение МБУК Морозовского района «МЦБ» им. А.С. Пушкина

8 (86384) 5-10-85

deti.biblioteka@yandex.ru

Октябрь

Групповая консультация

Составление плана - работа творческая. Основные направления работы с детьми в 2016 году

МБУК Матвеево-Курганского района «МЦБ»

(863-41) 234-86

mkurganCBS@mail.ru

Октябрь

Семинар

Продвижение и поддержка чтения детей и подростков в век информационных технологий

Детской Библиотеки

МУК МЦБ

Зимовниковского района

8 (86376) 3-15-35

zimovnikidb@yandex.ru

Октябрь

Чтения

Восьмые Константиновские

краеведческие чтения им. А. М. Кошманова

Детская библиотека им. А.С. Пушкина

МБУК «Константиновская районная библиотека» им. Ф.П. Крюкова

8(86393) 2-14-61

konstlib@yandex.ru

Октябрь

День профессиональной информации

Детская литература нового тысячелетия

Детская библиотека им. А. Чехова МБУК «Азовская городская ЦБС»

8 (863)242 4-46-30

chehovka_azov@mail.ru

Октябрь

Семинар

Патриотическое воспитание в библиотеке

Детская библиотека МБУК Милютинского района «ММЦБ»

8(863)89-2-15-03

Октябрь

Семинар-консультация

Актуальные проблемы и перспективы развития библиотек.

1. О порядке составления и сдачи аналитического отчёта.

2. О порядке составления и сдачи статистического отчёта.

3. О порядке составления и сдачи годового плана на 2016 год.

4. Конкурс на лучший годовой отчет за 2015 год.

5. Что год грядущий нам готовит (дополнения к плану на 2016 год).

6. Материальная ответственность библиотекарей за сохранность библиотечных фондов.

7.Уроки библиографа «Планирование библиографической работы библиотеки».

МБУК Кашарского района МЦБ

8(863)88-2-12-05

didlio 346200 @ mail.ru

Октябрь

Семинар

Детская библиотека как центр историко- культурного наследия.

Детская библиотека-филиал им. А. Гайдара МБУК Донецкая ЦБС

8(86368) 2- 25- 01

bib_Gaidara@mail.ru

Октябрь

Семинар

Работа библиотек и дошкольных учреждений по возрождению семейных ценностей и традиций семейного чтения.

ЦДБ МБУК «ЦБС»

г. Волгодонска

8(8639) 22-47-18

vdonlibcdb@mail.ru

Октябрь

День творческой инициативы

Буктрейлеры - современный способ продвижения книг в библиотеках» (Ответственный – Центральная городская детская библиотека им. Ленина, детская библиотека им. Космодемьянской

ЦГДБ им. Ленина МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС»

8(863)222-14-72

f41@donlib.ru

Октябрь

Семинар

Инклюзивная библиотека – опыт и проблемы

ЦГДБ им. Ленина МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС»

8(863)222-14-72

f41@donlib.ru

Ноябрь

Семинар

Современная деятельность библиотеки: приоритеты планирования-2016

ЦГДБ им. Ленина МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС»

8(863)222-14-72

f41@donlib.ru

Ноябрь

Круглый стол

Детская библиотека и библиотекари: новые вызовы, образы пространства и возможности.

ЦГДБ им. А С. Пушкина МБУК «ЦБС»

г. Новошахтинска

8(86369) 5-06-75

Ноябрь

Семинар

Новые формы популяризации детской книги и чтения.

ЦГДБ им. Н.К Крупской МБУК «ЦБС»

г. Батайска

8(863)54-576-42

bcbs_lib@mail.ru

Ноябрь

Школа руководителя

Детская библиотека в помощь интеллектуальному развитию личности ребенка.

Детская библиотека-филиал им. А. Гайдара МБУК Донецкая ЦБС

8(86368) 2- 25- 01

bib_Gaidara@mail.ru

Ноябрь

Мастер-класс

Интерактивная игра – как активный метод воспитания.

Детская библиотека-филиал им. А. Гайдара МБУК Донецкая ЦБС

8(86368) 2- 25- 01

bib_Gaidara@mail.ru

Ноябрь

Семинар

День обмена опытом «2015 год – Год литературы».

Детская библиотека МБУК Милютинского района «ММЦБ»

8(863)89-2-15-03

Ноябрь

Семинар

Что такое массовая работа и каковы ее основные формы?

1.Основные формы устной пропаганды изданий.

2.Комплексные формы массовой работы.

3.Технология массового мероприятия.

Детская библиотека им. А.С. Пушкина

МБУК «Константиновская районная библиотека» им. Ф.П. Крюкова

8(86393) 2-14-61

konstlib@yandex.ru

Ноябрь

Круглый стол

Роль детской библиотеки в формировании интереса к современной детской литературе.

МБУК Матвеево-Курганского района «МЦБ»

(863-41) 234-86

mkurganCBS@mail.ru

Ноябрь

Семинар

Требования к отчетам работы библиотек сельских поселений Морозовского района за 2015 год и планам на 2016 год

Детская библиотека

им. Н.К. Крупскойструктурное подразделение МБУК Морозовского района «МЦБ» им. А.С. Пушкина

8 (86384) 5-10-85

deti.biblioteka@yandex.ru

Декабрь

Семинар

От избы – читальни до центра информации

Детская библиотека

им. Н.К. Крупскойструктурное подразделение МБУК Морозовского района «МЦБ» им. А.С. Пушкина

8 (86384) 5-10-85

deti.biblioteka@yandex.ru

Декабрь

Семинар

Планирование и отчетность.

1.Требования к составлению годового отчета.

2. Статистическая отчетность.

3. Основные направления деятельности на 2016 год. Составление плана работы.

Детская библиотека им. А.С. Пушкина

МБУК «Константиновская районная библиотека» им. Ф.П. Крюкова

8(86393) 2-14-61

konstlib@yandex.ru

Декабрь

Круглый стол

Взгляд на библиотеку будущего. Итоги года. Предложения, обмен опытом. Итоги Конкурса на лучший годовой отчёт за 2015 год.

МБУК Кашарского района МЦБ

8(863)88-2-12-05

didlio 346200 @ mail.ru

Декабрь

Семинар

«Код успеха» (Анализ работы детских библиотек в 2015 году).

ЦДБ МБУК «ЦБС»

г. Волгодонска

8(8639) 22-47-18

vdonlibcdb@mail.ru

Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки на 2014 – 2015 учебный год


Уважаемые коллеги, предлагаем вам методический материал в помощь планированию работы школьных библиотек на 2014-2015 учебный год

Планировать работу школьной библиотеки рекомендуем в соответствии с юбилейными литературными и памятными датами года и основными направлениями библиотечной деятельности, главной задачей ставя пред собой привлечение детей к чтению, привитие любви к книге, воспитание информационной культуры.

Целесообразно планировать работу с учетом акций по проведению десятилетий, юбилеев, праздников, объявленных международными организациями, Президентом и Правительством Российской Федерации, а также – федеральных и региональных программ.

Скачать презентацию, 9,2 mb, pptx

«Зеленые паруса» детских библиотек Таганрога

Кирсанова Е.И.,
заместитель директора МБУК ЦБС г. Таганрога по работе с детьми


Комплектование фондов библиотек экологической литературой

Осуществление библиотеками информационно-библиографической деятельности

Библиотека - центр дополнительного экологического образования

Развитие взаимодействия с другими организациями и учреждениями в области экологии

Работа библиотек как гуманитарная часть экологического просвещения детского населения


У каждого, кто произносит или слышит словосочетание «город Таганрог», наверное, сразу возникают определенные ассоциации: родина великого Чехова, Азовское море, паруса над зеркальной гладью Таганрогского залива, чайки, степь… Удивительное и необыкновенно благодатное место… Останется ли оно таким через 10, 30, 100 лет? Будет ли этот уникальный уголок природы сохранен для будущих поколений, и кто сможет его сохранить, если общие горести экологии не обошли и наш город?

То, что планета переживает экологический кризис, известно едва ли не каждому. Однако, далеко не все знают о том, что одним из серьезных проявлений экологического кризиса, как считают специалисты, является отчуждение ребенка от природы. Дети привыкают видеть природу на экране компьютера и видеоплеера, «настоящих» животных им заменяют образы, наполняющие компьютерный мир. Не случайно, когда детей просят нарисовать по памяти грибок или березку, то почти 40% из них вспоминают и воспроизводят рисунки из книг, сюжеты с телеэкрана или фотографии из Интернета. Как воспитать у детей уважение ко всему живому, помочь осознать ответственность за судьбу Земли? XXI веку нужны экологически грамотные люди, но что такое «экологическая грамотность» сегодня?


В одном мгновенье видеть Вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность,
И небо – в чашечке цветка.


Эти строки принадлежат английскому поэту 18 века Уильяму Блейку. Согласитесь, они созвучны нашему времени. Не с этого ли начинается экологическая грамотность? С того, что появляется простое желание проследить за полетом бабочки, наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, - а НЕ поймать, НЕ сорвать, Не растоптать. Выходит, что только тот человек, который постигнет азбуку природы, научится понимать и любить ее, никогда не нанесет ей никакого вреда. Особая миссия при этом возлагается на библиотеки. Оставаясь центрами поддержки и развития чтения, формирования читательских интересов, библиотеки становятся учреждениями культурного, образовательного, просветительского и коммуникационного назначения, а значит, образовывают, просвещают, учат общению друг с другом и миром. Сегодня именно библиотеки выступают в роли основных каналов распространения природоохранной информации, формирования экологического мировоззрения и экологической культуры населения, в первую очередь, детского. В чем конкретно это выражается? Думается, в необходимости воспитания у детей гуманного отношения к природе. Именно такое душесозидательное воспитание является фундаментом для работы по экологическому просвещению юных читателей. Исходя из этого, детские библиотеки Таганрога строят свою просветительскую деятельность и, являясь информационными центрами, решают конкретные задачи по экологическому просвещению населения города.

Комплектование фондов библиотек экологической литературой

Одной из приоритетных задач является создание эффективной модели экологического фонда, способного играть роль единого информационного ресурса в экологическом обслуживании детского населения. В настоящее время фонд природоведческой литературы детских библиотек достаточно обширен и удовлетворяет читательские запросы пользователей. Фонд составляют энциклопедии, справочники, научно-познавательная и художественная литература экологической тематики для различных возрастных групп. Также имеются мультимедийные издания, в том числе собственные.

Однако следует отметить, что в течение двух последних лет из-за финансовых сложностей библиотеки стали испытывать определенные трудности с пополнением фондов экологической литературой и, в первую очередь, подпиской на периодические издания экологической направленности.

Снять остроту вопроса помогают материалы и книги, отражающие местные экологические проблемы, и ежегодно предоставляемые в детские библиотеки Отделом охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Таганрога: «О состоянии окружающей среды г. Таганрога», «Экологический вестник Дона», «Экоэрудит», «По страницам Красной книги Ростовской области», АстапенкоМ., «Природа и история родного края», «Край родной» - хрестоматия для чтения младших школьников и т.п.

Осуществление библиотеками
информационно-библиографической деятельности

Основная особенность современной экологической информации - политематичность. Огромный информационный поток, сложности, связанные с поиском нужной,  но рассеянной по различным изданиям информации, диктует детской библиотеке обращение к новым формам свертывания и подачи информации для ребенка - пользователя. Сегодня все детские библиотеки обладают четко организованным справочно-библиографическим аппаратом, с помощью которого любой читатель сможет получить максимально полную информацию по самым сложным экологическим запросам. Кроме того, любое новое направление в экологии, появившееся в прессе, оперативно отражается в Алфавитно-предметном указателе и Систематической картотеке статей: «Экофилософия», «Эколингвистика», «Экоэстетика», «Биоэтика» и т.д.

Обеспечить доступные и эффективные каналы распространения экологических знаний помогают библиографические списки, аналитические обзоры, выставки литературы, адаптированные для разных возрастных групп, традиционные Дни информации.

Поскольку об экологических проблемах информации много, возникает иллюзия того, что наши дети знают об экологии все или почти все. Однако, как показывают исследования, проводимые в библиотеках, даже старшие школьники, не всегда представляют себе реальный вклад, который может быть внесен каждым из них для улучшения экологической ситуации.

Именно поэтому такой актуальной стала информационная экологическая акция «Защитим природу!», которая проходила с 22 марта по 22 апреля в детских библиотеках Таганрога и охватывала все возрастные группы. Проведение акции ставило своей целью посредством наиболее полного использования всех информационных ресурсов библиотек пополнить багаж экологических знаний детей и подростков практическими действиями и правилами личного участия в защите природы, осознать, что с помощью совсем  несложных действий можно сделать нашу землю немного чище. Ведь для того, чтобы стать по-настоящему «зеленым», не обязательно ехать в Африку спасать носорогов и слонов, или на Крайний Север охранять белых медведей. Достаточно хотя бы закрыть воду в то время, пока ты чистишь зубы. Акция отличалась масштабностью и творческим подходом к распространению информации. В ходе ее проведения было разработано и распространено около 700 экземпляров различных информационных материалов экологической тематики. Среди них такие нетрадиционные, как: «Схема изготовления скворечника», эмблема «Я - защитник Природы!», раскраски «Подснежник», «Ласточка», «Капелька  воды», поделки из бумаги «Птица счастья». На книжных выставках в детских библиотеках было представлено более 300 природоведческих книг и журналов. Привлекательной для пользователей Центральной детской библиотеки стала экологическая фотовыставка «Зеленые уголки Таганрога» фотохудожника Александра Захарова.

Новым эффективным способом распространения информации оказалось библиотечное «экорадио» ЦГДБ им. М. Горького, звучавшее в библиотеке и за ее стенами. Используя аудиокниги, библиотекари предоставили читателям и просто прохожим замечательную возможность послушать лирические отрывки из «Степи» А.П. Чехова в исполнении мастеров художественного слова. «Живые» голоса читателей, записанные на аудиокассету, озвучили трагические строки из романа «Тавро Кассандры» Ч. Айтматова и новеллы «Царь-рыба» В. Астафьева.

Ярким событием акции стали выступления детской агитбригады «Сбережем природу!» библиотечной театральной студии творчества «Свободное пространство». Ее призыв беречь и защищать природу, знать «зеленые» правила поведения услышали младшие школьники близлежащих школ. Замечательная особенность библиотечных условий в том, что они дают ребенку возможность включиться в процесс познания на любом этапе. Эффективность таких выступлений бесспорна, так как, посмотрев и послушав своих сверстников, многие ребята «загораются» желанием встать в их ряды.

В дни акции в детской библиотеке им. Н. Островского - филиале №1 особым успехом пользовалась выставка рисунков «Мой любимый цветок» и экологическая выставка-акция «Обращение к сверстнику «Береги природу!». Сотрудники детской библиотеки им. Гайдара – филиала №2 для воспитанников детских садов микрорайона провели цикл ярких мероприятий о природе донского края. Всего в рамках экологической акции детскими библиотеками было проведено 50 мероприятий, на которых побывало более 1300 человек. События акции освещались в СМИ и на сайте ЦГДБ имени Горького.

Качественный прорыв в работе библиотек и, в первую очередь, в Центральной детской библиотеке, связан с внедрением новых технологий. Сегодня она в состоянии обеспечить информационный поиск по вопросам экологической направленности любой глубины и сложности до позитивного результата. На сайте библиотеки в разделе «Рекомендуем почитать» по ссылке «Экологические сайты» осуществляется переход на страницу, где помещён список Интернет-ресурсов с краткими аннотациями и возможностью перехода на страницу заинтересовавшего ресурса.

Большую роль в информировании пользователей всех детских библиотек играют электронные подписные ресурсы, такие как Интернет-библиотека СМИ (Publik.ru).


Уникальными библиографическими пособиями для широкого круга пользователей стало создание сотрудниками Центральной детской библиотеки электронных дисков экологической тематики «Таганрог. Мой город-капелька России», «Таганрог. Мой город-капелька России. Выпуск 2». «Реки земли Донской».

Впервые идея создать свой электронный диск возникла в 2009г. 3а это электронное издание Центральной детской библиотеке им. М. Горького было присвоено звание Дипломанта в номинации «Экологическое образование и просвещение» по результатам конкурса национальной экологической премии «Экомир» 2010 года.

Не секрет, что современные дети и подростки в большинстве своем гораздо активнее воспринимают электронную продукцию, поэтому мультимедийный диск «Таганрог. Мой город – капелька России», построенный на местном краеведческом материале, создан  для детей школьного возраста. Пособие не акцентировано на негативных фактах экологии региона, напротив, оно имеет  целью показать уникальность и красоту природы Приазовья, объяснить школьникам суть экологических проблем города, причины их появления. Издание отличается тем, что содержит творческие работы, выполненные учениками школ под руководством школьных библиотекарей. По аналогии с первым выпуском электронного издания в 2011г. был создан второй. Нельзя не отметить, что эти диски, сплав идей и труда детей и взрослых, яркий пример творческого содружества библиотеки с разными людьми и организациями. Эти электронные пособия  стали популярными и вошли в фонды детских, школьных, межпоселенческих библиотек.

В этом году сотрудниками библиотеки создано новое электронное пособие «Реки земли Донской». Издание, приуроченное к 75-летию образования Ростовской области, показывает многообразие и самобытность природы родного края, побуждает желание все это хранить и беречь. 

На диске собрана информация о 12 крупных реках Ростовской области. Каждой реке посвящена отдельная статья, содержащая наиболее интересные и значимые сведения. К каждой статье приложен список опубликованной литературы, из которого можно получить дополнительную информацию. Некоторые документы из этих списков представлены полным текстом, в формате PDF.

Диск интересен еще и тем, что в нем предлагаются репродукции картин, отрывки литературных произведений, фильмов и мультфильмов, в которых говорится о данной реке, что служит дополнительным стимулом к формированию познавательной активности школьников. Например, мало кто знает, что действие в «Слове о полку Игореве» происходит не на Дону, как принято считать, а на Северском Донце, притоке Великого Дона. Эта информация на диске подтверждается ссылкой на статью известного историка и писателя Б. Рыбакова «Дон и Донец в «Слове о полку Игореве».

Данное электронное пособие, несомненно, будет интересно самому широкому кругу пользователей.

Развитие взаимодействия с другими организациями и учреждениями
в области экологии

Главный партнер библиотек в координации действий по созданию единого информационного экологического поля города - Отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Таганрога. У экологов есть глубокое проникновение в экологические проблемы города и обширная систематизированная информация об экологической обстановке, у библиотек - отработанные формы и методы работы с читателями, широкая и разнообразная аудитория, сохранение лучших традиций просвещения и неподдельный интерес к экологической тематике. Объединение общих усилий создает устойчивую базу для развития системы непрерывного экологического образования детского населения.

Самое тесное сотрудничество налажено с Научно-методическим центром Управления образования Администрации, а через него со всеми общеобразовательными школами города, центрами дополнительного образования, а также дошкольными учреждениями и другими организациями.

В настоящее время Центральная детская библиотека активно взаимодействует с администрацией Городского Дома культуры. Летом 2011года был организован литературно-художественный конкурс «Мой любимый старый парк», посвященный 205-летию основания Центрального городского парка культуры и отдыха имени М.Горького. Этот проект вызвал живой интерес среди читателей детских библиотек, которые представили на конкурс свои рисунки, фотографии, сочинения, посвященные парку. Особой популярностью пользовались номинации «Образ парка» и «Смотрите! Мы на фоне парка!» (семейные фото). В дни празднования юбилея в Зеленом театре парка прошел концерт и награждение победителей и участников конкурса.

Еще один интересный совместный проект Центральной детской библиотеки и ГДК заключается в том, что в летний период библиотекари проводят свои игровые программы на природе в городском парке, «путешествуя» с ребятами из пришкольных оздоровительных лагерей  по экологическим тропам парка. Игра-путешествие  «Экологическими тропами парка»  учит наблюдать за состоянием растений и поведением животных, любоваться живописностью паркового ландшафта, получать от этого удовольствие и жить в ладу с окружающим миром. «Путешествие» интересно и познавательно еще и потому, что таганрогский парк – старейший на юге России и был задуман как «аптекарский сад», где разводили редкие по тем временам лекарственные растения. В настоящее время в нем растут 200 видов древесно-кустарниковых пород, в том числе и такие редчайшие памятники природы, как дерево гинкго билоба и дуб черешчатый.

Разноплановое взаимодействие детских библиотек с различными организациями и учреждениями, СМИ, творческими личностями – одно из наиболее перспективных направлений дальнейшего развития системы экологического просвещения детей и подростков.


Библиотека - центр дополнительного
экологического образования

В настоящее время все заметнее тенденция к более тесной координации действий учреждений образования и детских библиотек города в области экологии в связи с введением новых образовательных стандартов в школе и активной «экологизацией» учебных предметов.

В помощь учебному процессу библиотеки осуществляют:

  • подбор материалов для написания учащимися рефератов, сообщений, исследовательских работ по экологической тематике;
  • компьютерное оформление работ;
  • тематический подбор книжных и периодических изданий;
  • выполнение библиографических справок по экологии для преподавателей и учащихся;
  • групповое и индивидуальное информирование о поступлениях новой литературы природоведческой тематики;
  • поиск отсутствующего материала в других библиотеках города посредством МБА и ЭДД.

Еще одна серьезная проблема, на которую детские библиотеки, как центры дополнительного экологического образования, не могут не обратить внимание, - это проблема сохранения и защиты русского языка. Ни для кого не секрет, что наш язык серьезно пострадал в результате тех кардинальных изменений, которые произошли в  обществе, и впитал в себя продукты вульгаризации, криминализации, американизации и прочих негативных процессов. Неслучайно такой актуальной  становится лингвоэкология - новое направление в изучении языковой сферы обитания человека и общества. По мнению специалистов, законы, принципы и правила, сформулированные в “традиционной” экологии, применимы и в сфере языка. Экологическая лингвистика – органическая составляющая библиотечной программы «Школы развивающего чтения» в детской библиотеке – филиале №13. Уроки словотворчества, лингвистические игры, составление тавтограмм, устные зарисовки-эссе, сочинения и рисунки выражают эмоциональное состояние души ребенка и помогают осознать красоту и самобытность родного языка. Такие библиотечные мероприятия становятся весомым дополнением к школьным программам по русскому языку.

Наиболее ярким примером детской библиотеки как центра дополнительного экологического образования может служить единственный в Таганроге Детский экологический библиотечно-информационный центр им. И. Василенко-филиал №14. Экологическое просвещение юных читателей является приоритетным направлением в деятельности этой библиотеки с 1996 года. Библиотека в течение многих лет ведет работу по следующим направлениям системного экологического воспитания подрастающего поколения:

  • интеллектуальное и духовно-нравственное становление и развитие детей;
  • обучение основам экологической грамотности, воспитание  любви ко  всему живому;
  • сотворчество с читателями, так как только в процессе совместного творчества можно влиять на развитие читателей;
  • семейное экологическое просвещение;
  • тесное взаимодействие с природоохранными структурами города,  экологическими классами, группами, общественными деятелями.

Начиная с 2000 г. детская экологическая библиотека работаетс детьми по комплексной программе «Школа экологических знаний Дино. Чистота планеты, чистота души». Чистота души или, другими словами, экология души - это и есть, по словам психолога Троян Т.Н., «уважение к своим истинным желаниям и чувствам, чувствам других людей и всему живому».

А Дино - это маленький зеленый динозаврик, который очень любит детей и живет в самой «зеленой» библиотеке города. Придумала его заведующий библиотекой Любовь Бойченко – энтузиаст и подвижник в самом высоком смысле этого слова. Ей удалось создать творческий стабильный коллектив профессионалов - единомышленников, работающих на конечный результат. Библиотека «живет» по экологическому календарю, отмечая все значимые экологические даты. Традиционной стала Неделя детской книги о природе. Только  акций в защиту природы в 2011г. и первом полугодии 2012г.г. проведено более 10, и все они становились событием для жителей микрорайона: «Сохраним Земляного зайца», «Защитим ушастого ежа» (из Красной книги Ростовской области), «Сохраним божью коровку», «Покормите птиц!» - вот только небольшой их перечень. В качестве примера об  акции «Покормите птиц!» подробнее. Ежегодная акция «Покормите птиц» стартовала в ноябре 2011 года. В течение осени и всей зимы дети и взрослые, читатели библиотеки, мастерили кормушки из подручных материалов, подкармливали птиц в зимние холода. 8 апреля 2012 года в библиотеке прошёл экологический праздник «Встреча перелётных птиц», посвященный Дню птиц. В этот день были подведены итоги акции. Самые активные участники были награждены похвальными листами и «медалями» «Я – защитник природы». На празднике гостей встречали герои кукольного театра ворона Каркуша и Домовёнок Кузя. Они рассказали о той радости и пользе, которые дарят нам пернатые друзья, и показали мастер-класс по изготовлению домиков для птиц. Каждый читатель получил памятку с инструкцией по изготовлению скворечника. На обзор зрителям была представлена электронная презентация «Перелётные птицы», а информационный лист «Добрые дела наших читателей» назвал героев дня. Украшением праздника стала поэтическая страница, которую подготовили читатели-дети и их родители. Кульминацией события было развешивание скворечников возле любимой библиотеки. Таким образом, одним из основополагающих принципов при организации любого библиотечного мероприятия здесь является удачный синтез образования, воспитания и развития. Работа библиотекарей ориентирована на совместное  творчество с читателями. Дети и взрослые принимают участие в подготовке и проведении акций, праздников, викторин, конкурсов, в оформлении выставок и  внутреннего убранства библиотеки.

Программа школы экологических знаний в этой экологической детской библиотеке очень органично переплетается еще с двумя библиотечными программами. Программа  «Читайка в мире книг» рассчитана на дошкольников и их родителей и ориентирована на семейное экологическое просвещение и приобщение семьи к здоровому образу жизни.

«С Домовенком в мире книг» - программа развития у детей творческих способностей и художественного вкуса через книгу. Содержанием программы являются мастер-классы по изготовлению поделок, литературно-фольклорные игры, уроки искусства, которые являются своеобразной творческой составляющей к мероприятиям экологической тематики. Яркой иллюстрацией этому может служить акция «Сохраним божью коровку», дополнением которой стал мастер-класс «Земные солнышки».

Библиотека отслеживает информацию городского, областного, общероссийского уровней по вопросам экологии и оперативно предоставляет пользователям. Сотрудники широко делятся своим опытом, создавая диски с электронными презентациями по экологии. Все это только маленькая толика того, что делается этой библиотекой, ставшей сегодня по настоящему интересным и притягательным «зеленым» центром общения для жителей своего микрорайона.

Работа библиотек как гуманитарная часть
экологического просвещения детского населения

Подводя итог всему выше сказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что сотрудники детских библиотек Таганрога к экологическому просвещению подходят комплексно, опираясь не только на естественно-научные дисциплины, но и на искусство, нравственность, эстетику. По-нашему убеждению, гуманитарная часть  экологического  просвещения сегодня едва ли не самая важная в формировании экологического мировоззрения детей и подростков, так как развивает у современных детей эмоционально-чувственную сферу, способность к переживанию и постижению чувства гармонии с природой, наслаждение ее красотой, сострадание ко всему живому. Без воспитания гуманизма все наши усилия будут тщетны. Добавим, что в наших приоритетах также – увеличение объема информационных ресурсов по экологической тематике, создание электронных баз данных, издательско-просветительская деятельность, проведение природоведческих творческих конкурсов. Достаточно ли этих усилий? Хочется верить, что и через 100 лет, и дальше над нашим городом также будет светить жаркое южное солнце, небо незаметно сливаться с морем, и над этой благодатью, и в гармонии с ней будут скользить разноцветные паруса счастливых потомков.

Статья впервые опубликована в журнале
Липецкой областной детской библиотеки
«Библиотечная палитра» № 3 (14),
июль-сентябрь, 2012



16 Декабря

Артур Чарлз Кларк

16 декабря 100 лет со дня рождения английского писателя-фантаста Сэра Артура Чарлза Кларка (1917-2008). «Конец детства», «Космическая Одиссея 2001 года», «Остров дельфинов».

Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре

CAPTCHA

Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих

Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти

контакты

Справочная служба

Задать вопрос библиотекарю

Сайт Занимательная Ростовология

Президент России - гражданам школьного возраста

Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии

Культура.рф. Единый портал популяризации культурного наследия России

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Наши друзья

Российская государственная детская библиотека

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых

Всероссийский литературно-географический конкурс «Символы России»


Наверх