Ц Ц Ц
A A A
Горячие клавиши Настройки Обычная версия
Распечатать


70-летию победы в Великой Отечественной войне,
к 50-летию выхода книги ростовского писателя Виталия Семина «Ласточка-звездочка»)

Виталий Николаевич Семин (1927-1978)

Виталий Николаевич Семин (1927-1978) известен в России и за ее пределами, прежде всего как автор романа «Нагрудный знак OST» - об угнанных в фашистскую неволю российских детях остарбайтерах.

Виталий Николаевич Семин (1927-1978).  Нагрудный знак OSG; Плотина

Семин, Виталий Николаевич (1927-1978). Нагрудный знак OST; Плотина : [романы, рассказ] / Виталий Семин ; [предисл. А. Адамовича]. - Ростов-на-Дону : Кн. изд-во, 1987. - 477, [2] с.

Своеобразной первой частью к этой книге можно назвать написанную в 1963 и вышедшую отдельным изданием в 1965 году, повесть «Ласточка-звездочка» - о ростовских подростках во время немецкой оккупации Ростова-на-Дону в 1941-1942 г.

Виталий Николаевич Семин (1927-1978). Ласточка-звездочка

Семин, Виталий Николаевич (1927-1978). Ласточка-звездочка : [автобиографическая повесть : для среднего и старшего школьного возраста] / Виталий Семин ; [послесл. Станислав Дудкин ; ил. Юлия Бычкова]. - Москва : Самокат, 2014. - 288 с. : ил., портр. - (Серия "Как это было" / сост. : Илья Бернштейн).

В 2014 году эта книга переиздана московским издательством «Самокат» в серии «Как это было». Её главный замысел - «рассказать о Великой Отечественной войне честно и объективно – насколько это возможно. Честность гарантируется именами авторов: это русские писатели с безупречной личной и творческой репутацией». Вместе с книгой В. Семина в этой серии уже вышли повесть В. Драгунского «Он упал на траву» (о судьбах московских ополченцев) и книга В. Шефнера «Сестра печали» (о студентах, на чью долю выпали бомбежки, голод и холод блокады Ленинграда).

Высокие художественные достоинства и важные и актуальные содержательные смыслы повести «Ласточка-звездочка» определили выбор этой книги для работы в нашем литературно-просветительском проекте «Библиоразведка Ласточка-звездочка», литературном ориентировании по повести В. Сёмина. Его мы рассматриваем как определённого рода художественно педагогическое исследование. Это понятие необычайно важно для творческой позиции писателя В. Семина. К нему он неоднократно прибегал в своих размышлениях. «Если литература не исследование, то ею и заниматься просто не стоит», - считал он. Практическим основанием в работе это утверждение послужит и нам.

Важным для нас представляется и определение содержания проекта, как литературное ориентирование. В этом нам видится особый смысл. С одной стороны, это ориентирование в системе образов книги и практической географии, описанных в ней реалий военного Ростова. С другой – это попытка осмысления на материале книги основных ценностей и нравственных категорий, должных стать опорой в выстраивании траектории жизни современных подростков.

Задача проекта. Добиться у его участников, учащихся ростовских школ, эмоционального переживания событий и фактов книги Семина как фактов личной биографии и истории. И помочь им с помощью реалий и проблем, описанных в повести определить базовые ориентиры в собственной жизни.

Основными участниками проекта станут сверстники героев повести, учащиеся седьмых и восьмых классов ростовских школ №33; 45; 75; 77.

Кроме них к работе планируется привлечь студентов ростовского художественного техникума имени Б. Грекова, студентов Ростовского колледжа культуры, а также молодежь других учебных заведений и творческих объединений, пожелавшую принять участие в реализации проекта.

Развертывание проекта предполагает следующие основные этапы.

Первый этап: организационно-методологический.

Сроки проведения: июль-октябрь 2014

1. Формирование рабочей группы проекта, определение школ участников и руководителей проекта в каждой школе.

2. Записи интервью с вдовой писателя В. Семиной-Кононыхиной и прототипами героев повести М.М. Почекайловым и другими.

3. Разработка методологических приемов и практических заданий в работе со школьниками, участниками проекта.

4. Установление контактов и рабочих взаимоотношений с организациями и службами, заинтересованными в поддержке проекта.

5. Поиск источников финансирования проекта.

Этап второй: творческо-практический.

Ноябрь 2014-апрель 2015 года.

Формы и методы работы мы разделили на две содержательные части. Воспользовавшись терминологией К. С. Станиславского, мы их назвали «Разведка умом» и «Разведка действием».

«Разведка умом» предполагает различные интеллектуальные формы работы:

1. Чтение повести школьниками. Проведение обсуждений, дискуссий и бесед по прочитанным главам и эпизодам повести.

2. Работа учащихся над составлением карты военного Ростова с нанесением на нее мест, связанных с событиями повести.

3. Написание школьниками от первого лица биографий героев повести: Хомика, Эдика Камерштейна, Сявона, Сагесы и т.д.

4. Описание конфликтных событий повести с точки зрения их различных участников и т.д.

«Разведка действием» предполагает выполнение ряда практических заданий:

1. Воссоздание внешнего облика героев повести с помощью художественных зарисовок, архивных фотографий, собственных портретов или фотографий одноклассников и друзей и знакомых.

2. Исследование и фотографирование предполагаемых мест действия описанных в повести.

3. Запись воспоминаний ростовчан, свидетелей военных событий в истории Ростова.

4. Сбор предметов обихода и быта военного времени для создания выставочной экспозиции «Быт военного времени в Ростове 1941-1945 годов».

5. Создание художественных инсталляций и видео бук-трейлеров по впечатлениям от повести «Ласточка-звёздочка», воспоминаниям свидетелей военных событий и архивным материалам.

6. Подготовка и проведение театрализованных экскурсий по местам действия повести.

7. Проведение межшкольного командного КВЕСТА на улицах РОСТОВА по материалам, изученным в ходе проекта.

Этап третий: финальная, результативная часть проекта.

Практическим результатом проекта должны стать:

1. Выпуск альбома-буклета «Библиоразведка Ласточка-звёздочка», своеобразного дополнения и комментария к повести Виталия Сёмина, с размещением в нём лучших работ и материалов, подготовленных участниками проекта на разных его этапах, и рассказом о самом проекте и его участниках.

2. Запись всех этапов, форм и приёмов работы в проекте на видео и создание на основе этих материалов фильма.

3. Создание постоянной экспозиции о жизни и творчестве писателя Виталия Сёмина, в ростовской школе №45, описанной в повести «Ласточка-звёздочка».

4. Подготовка материалов и сообщений для информации в СМИ о развёртывании и ходе проекта.

Заключительное мероприятие проекта пройдёт на сцене одного из ростовских театров или клубов и включит в себя:

выставку визуальных работ, выполненных участниками проекта (карты Ростова военных времен с нанесенными на неё местами событий повести, фотоиллюстрации и живописные иллюстрации к повести, бук-трейлеры, экспозицию быта ростовчан военного времени и т.д.);

демонстрацию видеофильма (20-30 мин.) о проекте и его участниках;

презентацию альбома-буклета «Библиоразведка Ласточка-звёздочка»;

концертную программу по сценарию военного времени тимуровцев библиотеки им. В.М. Величкиной с награждением наиболее активных участников проекта.

Ещё одним важным событием этого проекта может стать театрализованная акция в честь дня рождения писателя В. Сёмина 12 июня 2015 года (День России) во дворе дома на углу проспекта Кирова и ул. Б. Садовой в Ростове, одного из основных мест действия в повести. Содержанием её может стать упомянутая выше «концертная программа тимуровцев военного времени» и другие наиболее удачные фрагменты всего проекта.

Авторы проекта:
сотрудники ГБУК РО «Ростовская областная детская
библиотека имени В.М. Величкиной»
А. С. Пхида и Г. В. Зверева.

Рабочая группа проекта :
А. С. Пхида, Г. В. Зверева, М. Ю. Гаврилова

Межбуквенный интервал:СтандартныйСреднийБольшой

Цвета:Черным по беломуБелым по черномуТемно-синим по голубому

Шрифт:Использовать ArialИспользовать TahomaИспользовать Open Sans